СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы защиты окружающей среды

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра, посвященная проблемам окружающей нас среды. В нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся  и рассмотреть проблемы защиты окружающей среды с различных позиций

 

Просмотр содержимого документа
«Проблемы защиты окружающей среды»

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Ролевая игра.

9,11 классы.


Кому угрожает опасность?

Всем. Разве вы не видите, что

перед вами весы, на одной чаше

которых ваше могущество,

на другой – ваша ответственность.

Виктор Гюго. Человек, который смеется.


Цель урока: в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся, рассмотреть проблемы защиты окружающей среды с различных позиций.


Оборудование: плакаты по охране природы, высказывания на отдельных плакатах.


Ход урока-суда.


І. Вступительное слово учителя.

Основная угроза окружающей среде – интенсивно развивающееся производство. Воздействие различных химических веществ, выделяющихся в результате деятельности человека, нередко оказывается негативным для природы и ставит ее на грань восстановительных возможностей – огромных, но не беспредельных. Главная задача заключается в правильном предвидении результатов хозяйственной деятельности человека, приводящей к преобразованию природной среды.


Секретарь. Встать! Суд идет.

Главный судья. В открытом судебном заседании мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах общества. Природа обвиняет Общество, Человека, назначение которого, как считал Ж.Б. Ламарк, как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания. Я призываю высокий суд объективно разобраться в этом деле, выслушав обе стороны, свидетелей, и вынести справедливый приговор.

Секретарь. Приглашается Природа.

Природа. Прошло около 1 млн лет, как появился на Земле человек. Благодаря научно- техническим достижениям он возомнил себя моим господином. И вольно или невольно стал применять ко мне давний принцип поработителей: «Разделяй и властвуй».

Секретарь. Приглашается Общество.

Общество. Наивысшая организация жизни – это общество. В древние времена, когда Человек был еще собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей Природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди могли покорять и подчинять силы Природы во благо себе.

Судья. Теперь послушаем свидетелей и пострадавших. Приглашаю пострадавшую – Землю-кормилицу.

Земля. Чтобы прокормиться, одеться, Человек пользуется земельными, водными ресурсами. Почвы разрушаются, это ведет к развитию эрозии, вторичному засолению; вода и воздух загрязняются.

Судья (обращается к Адвокату Природы). Есть ли факты отрицательного влияния удобрений на здоровье Человека?

Адвокат. Повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям Человека.

Судья (обращается к Адвокату Общества). Что делает сегодня Человек, чтобы предотвратить развитие заболеваний, связанных с избыточным использованием минеральных удобрений и пестицидов?

Адвокат. В некоторых странах (США, Франции, Германии) уменьшают применение пестицидов или полностью от них отказываются.

Секретарь. Приглашается свидетель Атмосфера.

Атмосфера. Источником загрязнения атмосферы являются предприятия черной и цветной металлургии, тепловые электростанции, автомобильный транспорт и др. Из космоса видны дымовые шлейфы и скопление дыма над крупными промышленными районами. С1990 г. Использование топлива увеличилось в 10 раз. Ежегодно в атмосферу поступает более 200 млн. т оксидов углерода, серы, азота. Все увеличивающееся содержание СО2 вызывает так называемый «парниковый эффект». СО2 свободно пропускает на Землю излучение Солнца, но сильно задерживает тепловое излучение Земли. Дальнейшее накопление СО2 в атмосфере может привести к изменению климата на Земле. Многие ученые полагают, что это вызовет таяние льдов и катастрофическое повышение уровня Мирового океана.

СО2 взаимодействует с гемоглобином в крови в 200 раз активнее кислорода и снижает способность крови быть переносчиком кислорода. В продуктах сгорания топлива содержится ртуть – один из опаснейших загрязнителей пищевых продуктов. Она накапливается в организме и вредно действует на нервную систему.

Секретарь. Приглашается свидетель Гидросфера.

Гидросфера. Вода – бесценное богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 т. В связи с развитием промышленности, ростом городов расход воды все увеличивается. Одновременно усиливается загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами. Это приводит к нарушению естественных процессов самоочищения водоемов, наносит ущерб их обитателям.

Большой вред природным водам наносят растворенные в сточных водах минеральные удобрения, смываемые с поверхности почвы. Удобрения (в особенности нитраты и фосфаты) вызывают бурное разрастание сорной травы и водорослей. Это приводит к засорению водоемов и их гибели.

Судья. Выслушав прения сторон Суд удаляется для постановления решения.

Главный судья. Для оглашения решения суда прошу всех встать!


Решение:


  1. Выселить все вредные вещества из окружающей природы.

  2. Разумно использовать природные ресурсы.

  3. Не загрязнять водоемы.

  4. Ставить очищающие фильтры на заводы.

  5. Требовать от каждого жителя активной защиты окружающей среды.



Итоги урока- игры.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!