ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Ролевая игра.
9,11 классы.
Кому угрожает опасность?
Всем. Разве вы не видите, что
перед вами весы, на одной чаше
которых ваше могущество,
на другой – ваша ответственность.
Виктор Гюго. Человек, который смеется.
Цель урока: в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся, рассмотреть проблемы защиты окружающей среды с различных позиций.
Оборудование: плакаты по охране природы, высказывания на отдельных плакатах.
Ход урока-суда.
І. Вступительное слово учителя.
Основная угроза окружающей среде – интенсивно развивающееся производство. Воздействие различных химических веществ, выделяющихся в результате деятельности человека, нередко оказывается негативным для природы и ставит ее на грань восстановительных возможностей – огромных, но не беспредельных. Главная задача заключается в правильном предвидении результатов хозяйственной деятельности человека, приводящей к преобразованию природной среды.
Секретарь. Встать! Суд идет.
Главный судья. В открытом судебном заседании мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах общества. Природа обвиняет Общество, Человека, назначение которого, как считал Ж.Б. Ламарк, как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания. Я призываю высокий суд объективно разобраться в этом деле, выслушав обе стороны, свидетелей, и вынести справедливый приговор.
Секретарь. Приглашается Природа.
Природа. Прошло около 1 млн лет, как появился на Земле человек. Благодаря научно- техническим достижениям он возомнил себя моим господином. И вольно или невольно стал применять ко мне давний принцип поработителей: «Разделяй и властвуй».
Секретарь. Приглашается Общество.
Общество. Наивысшая организация жизни – это общество. В древние времена, когда Человек был еще собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей Природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди могли покорять и подчинять силы Природы во благо себе.
Судья. Теперь послушаем свидетелей и пострадавших. Приглашаю пострадавшую – Землю-кормилицу.
Земля. Чтобы прокормиться, одеться, Человек пользуется земельными, водными ресурсами. Почвы разрушаются, это ведет к развитию эрозии, вторичному засолению; вода и воздух загрязняются.
Судья (обращается к Адвокату Природы). Есть ли факты отрицательного влияния удобрений на здоровье Человека?
Адвокат. Повышенное содержание нитритов и нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям Человека.
Судья (обращается к Адвокату Общества). Что делает сегодня Человек, чтобы предотвратить развитие заболеваний, связанных с избыточным использованием минеральных удобрений и пестицидов?
Адвокат. В некоторых странах (США, Франции, Германии) уменьшают применение пестицидов или полностью от них отказываются.
Секретарь. Приглашается свидетель Атмосфера.
Атмосфера. Источником загрязнения атмосферы являются предприятия черной и цветной металлургии, тепловые электростанции, автомобильный транспорт и др. Из космоса видны дымовые шлейфы и скопление дыма над крупными промышленными районами. С1990 г. Использование топлива увеличилось в 10 раз. Ежегодно в атмосферу поступает более 200 млн. т оксидов углерода, серы, азота. Все увеличивающееся содержание СО2 вызывает так называемый «парниковый эффект». СО2 свободно пропускает на Землю излучение Солнца, но сильно задерживает тепловое излучение Земли. Дальнейшее накопление СО2 в атмосфере может привести к изменению климата на Земле. Многие ученые полагают, что это вызовет таяние льдов и катастрофическое повышение уровня Мирового океана.
СО2 взаимодействует с гемоглобином в крови в 200 раз активнее кислорода и снижает способность крови быть переносчиком кислорода. В продуктах сгорания топлива содержится ртуть – один из опаснейших загрязнителей пищевых продуктов. Она накапливается в организме и вредно действует на нервную систему.
Секретарь. Приглашается свидетель Гидросфера.
Гидросфера. Вода – бесценное богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет составляет 50 т. В связи с развитием промышленности, ростом городов расход воды все увеличивается. Одновременно усиливается загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами. Это приводит к нарушению естественных процессов самоочищения водоемов, наносит ущерб их обитателям.
Большой вред природным водам наносят растворенные в сточных водах минеральные удобрения, смываемые с поверхности почвы. Удобрения (в особенности нитраты и фосфаты) вызывают бурное разрастание сорной травы и водорослей. Это приводит к засорению водоемов и их гибели.
Судья. Выслушав прения сторон Суд удаляется для постановления решения.
Главный судья. Для оглашения решения суда прошу всех встать!
Решение:
Выселить все вредные вещества из окружающей природы.
Разумно использовать природные ресурсы.
Не загрязнять водоемы.
Ставить очищающие фильтры на заводы.
Требовать от каждого жителя активной защиты окружающей среды.
Итоги урока- игры.