КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат I вида».
Проект
«Мир комнатных растений»
Выполнила: воспитатель
Свиридова Людмила Леонидовна
Новоалтайск 2018г.
Тема проекта: «Мир комнатных растений»
Цель проекта: Создать условия для расширения знаний детей о комнатных растениях и их свойствах.
Задачи образовательные:
- Способствовать формированию представлений о значимости комнатных растений.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Задачи коррекционные:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, познавательный интерес, внимание, память.
- Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о комнатных растениях.
- Развивать связную речь.
Задачи воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
- Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
- Способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Участники проекта
Библиотекарь
Дети
Воспитатель
Родители
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Проблема: познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы в классе, где содержатся комнатные растения. Чтобы растения росли красивыми и здоровыми за ними нужен постоянный уход. Наблюдения за детьми показали, что воспитанники имеют слабое представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются, какие нужны условия для их создания. Поэтому важно научить детей правильно ухаживать за комнатными растениями, создавать благоприятные условия, для их развития.
Этапы работы
Подготовительный этап:
- Подбор методической и художественной литературы.
- Подбор комнатных растений, дидактических игр.
- Анкетирование родителей.
- Подготовка к экологическому КВН «В мире комнатных растений».
Основной этап:
- Экскурсия в библиотеку.
- Занятия: «Комнатные растения – краски дома», «Сравнение комнатных растений – герань душистая и бальзамин».
- Беседы на темы: «Уход за комнатными растениями», «Лекарственные комнатные растения».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий комнатных растений.
- Составление рассказов, разучивание стихов о комнатных растениях.
Итоговый этап:
- Проект-презентация «Мир комнатных растений».
- Презентация «Комнатные растения».
- Экологический КВН «В мире комнатных растений».
- Оформление стенда для родителей: «Комнатные растения»
- Выставка рисунков и поделок: «Мой любимый комнатный цветок», «Хлорофитум из ниток», «Фиалки», «Цветочное царство».
Творческая деятельность
Рисование: «Мой любимый комнатный цветок», «Цветочное царство».
Аппликация: «Фиалки», «Хлорофитум из ниток».
Фотоколлаж «Наши цветы».
Цель: развивать творческие способности детей, воображение, фантазию, мышление, мелкую моторику пальцев.
Дидактические игры:
«Узнай растение»
Цель: найти растение по названию.
Цель: запомнить расположение, найти изменения в их расположении.
Цель: описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Цель: сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.
- «Где спряталась матрешка»
Цель: найти предмет по перечисленным признакам.
Цель: развивать целостность мышления.
Игровая деятельность
Трудовая деятельность
- Уход за комнатными растениями (полив, удаление пыли, рыхление)
Цель: закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности выполнения работы.
Цель: научить детей определять растения, которым тесен горшок.
Цель: учить детей приемам правильной посадки черенка.
Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
- Названия комнатных растений.
- Основные части растений и их особенностей (цвет, величина. Форма и др. признаки).
- Особенности ухода за комнатными растениями.
- Потребность растений во влаге, свете, тепле, почвенном питании.
- Простейшие способы лечения лекарственными растениями.
Дети должны уметь:
- Сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
- Ухаживать за цветами (полив, удаление пыли, рыхление, подкормка).
- Пользоваться при необходимости лекарственными растениями.
Результаты работы проектной деятельности
1. Повысился уровень сформированности системы знаний о комнатных растениях у детей через реализацию проекта «Мир комнатных растений».
2. Создан комплекс дидактических и словесных игр о растениях.
3. Пополнился уголок природы в классе комнатными растениями.
4. Разработаны конспекты бесед , занятий, презентация «Комнатные растения».
5. Показан экологический КВН «Загадки комнатных растений».
6. Повысился уровень экологической культуры детей.
7. 80% родителей проявили активность по данной проблеме.
Приложение к проекту
Конспекты занятий, речевой, дидактический и наглядный материалы.
Стихи о комнатных растениях
Герань
На окне в такую рань
Распускается герань
Круглые листочки,
Пышные цветочки.
Даже очень хороши –
Так решили малыши.
Бегония
За вчерашним днем в погоне я
Не заметил, что давно
Расцвела моя бегония,
Озарила мне окно.
Алоэ
Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое? Какое оно алоэ – алое, голубое? Доброе или злое? Маленькое или большое? Хорошее или плохое? Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ. А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э. И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои. На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ: Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.
Комнатные цветы
В нашем классе на окне,
Во зеленой, во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот кротон, герань, фиалка,
Пышных фикусов семья.
Их польем мы спозаранку
Я и все мои друзья.
Бальзамин
Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк. Малиновым цветом цветут лепестки, Как будто и вправду зажглись огоньки.
Традесканция
Чтобы солнце сквозь стекло К нам в окошко не пекло, Я повешу шторочку В белую оборочку, Не крючком плетеную — Живую и зеленую.
Стихи о комнатных растениях
Фуксия
Вышла балерина: Блузка, как рябина. Юбочка лиловая, лента васильковая. Ножки, как точеные, Туфли золоченые.
Хлорофитум
Своими узкими листами
Озеленю ваш дом,
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
Своих детей очень люблю –
Их при себе я сохраню.
Сансевьера
Накрыт бокал с водицей
Ежовой рукавицей.
Кактус
Зеленый, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, желтые, красные.
Бальзамин
На окне зимой и летом
Вечно зелен и красив
Ярко-красным цветом
Горит нежно бальзамин
Китайская роза – гибискус
Она пришла к нам из Китая,
Прижилась и устали не зная,
Круглый год цветет на радость, от души!
А цветы разноцветны и очень хороши!
Фиалка
Хоть мы ростом низковаты
Очень любят нас ребята.
Мы целый год цветём
И украшаем дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски.
Цветочки, как мягкий шёлк,
Листочки – зелёный бархат.
Кусочек нежности - в долг:
Красиво, приятно и ярко.
Анкета для родителей
Уважаемые родители просим вас ответить на вопросы анкеты с целью получения информации о целесообразности разведения комнатных растений, об улучшении экологической обстановки в классе.
- Есть ли у Вас дома комнатные растения?
- Знаете ли вы комнатные растения, которые выращивают, приобретают дома и в школе?
- Знаете ли вы правила ухода за ними?
- Принимают ли участие в уходе за комнатными растениями дома ваши дети?
- Нравится ли им заниматься этим?
- Какие комнатные растения Вы предпочитаете?
- Какие комнатные растения хотели бы видеть дома? В классе?
- Ваши пожелания, предложения по озеленению класса.
Благодарим Вас за сотрудничество!
Анкета для родителей
Оцените, как часто Ваш ребенок самостоятельно проявляет заботу, внимание по отношению к комнатным растениям:
- Всегда.
- Часто.
- Время от времени (при обращении внимания)
- Редко
- Забота носит избирательный характер.
- Никогда.
- Свой вариант _______________________
Проявляет ли ваш ребенок сочувствие, сопереживание, оказывает ли помощь, когда комнатное растение нуждается в уходе?
- Всегда.
- Только по просьбе.
- Иногда.
- Не замечает.
- Никогда.
- Свой вариант _______________________
Правила ухода за комнатными растениями
- Учитывай отношение растения к свету.
- Лейку при поливе держи низко над горшком.
- Поливай растение водой комнатной температуры (вода должна отстоятся в течении нескольких часов). Летом цветы поливай вечером, зимой - утром.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен, не повреди корни растения.
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и растения с опушенными листьями очищай от пыли мягкой кисточкой.
- Осторожно срезай с растения сухие листья и веточки.
- Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Экскурсия в библиотеку
Наше творчество.
Рисование.
Мой
любимый
цветок
Наше творчество.
Рисование: «Цветочное царство»
Наше творчество.
Аппликация: «Хлорофитум из ткани»
Наше творчество.
Аппликация: «Фиалки»
Наше творчество.
Фотоколлаж.
Трудовая деятельность.
Полив растений
Опрыскивание листьев
у растений
Трудовая деятельность.
Протирание листьев у широколистных растений
Трудовая деятельность.
Рыхление почвы
Трудовая деятельность: посадка растений черенками.
Презентация: «Комнатные растения»
Список используемой литературы
- О. А. Воронкович «Добро пожаловать в экологию», 2011.
- Т. Б. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», 2006.
- «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественно-научных представлений в разных возрастных группах». – СПб., Детство – ПРЕСС, 2009.
- Н. А. Лопатина «Экологическое воспитание дошкольников (Беседы о воспитании)», 2010.
- Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольников», - М., 2003.
- «Цветы в интерьере». Олма-пресс, 2001.
- Д. Г. Хессайнов «Все о комнатных растениях», - М., 2007.
Спасибо за внимание!