СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по географии "Антропогенные ландшафты города Духовщины"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по географии "Антропогенные ландшафты города Духовщины"

Просмотр содержимого документа
«Проект по географии "Антропогенные ландшафты города Духовщины"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Духовщинская средняя школа имени П.К.Козлова





Итоговый проект

на тему:

«Антропогенные ландшафты города Духовщины»









Работу выполнила:

Жеглова Алина Алексеевна,

обучающаяся 9Б класса

Руководитель: учитель биологии и географии

Левшинова Татьяна Владимировна




2018

Содержание

I.Введение………………………………………………… …………………3-4

1.Цели ,задачи ,гипотеза, методы исследования

II.Основная часть…………………………………………………………….5-9

2.Что такое антропогенный ландшафт

3.Виды антропогенных ландшафтов

III.Практическая часть……………………………………………………..9-12

4.Антропогенные ландшафты города Духовщины

IV.Приложение……………………………………………………………….13

5.Анкетирование

V.Заключение………………………………………………………………….14

VI.Литература…………………………………………………………………15






















I.Введение

Цель:

 Изучить антропогенные ландшафты г. Духовщина и их влияние на человека.

Задачи:

1.Изучить литературу по данному вопросу.

2.Познакомиться с основными классификациями антропогенного ландшафта;

3.Изучить антропогенные ландшафты г.Духовщины.

4.Провести фотосъемку, анкетирование, проанализировать полученные данные.

5.Защитить проект

Гипотеза:

Как и в любом населённом пункте в нашем городе имеются антропогенные ландшафты, и они положительно или отрицательно влияют на человека.

Методы исследования:

1.Аналитический

2.Статистический

3.Литературный

4.Социалогический

Объект исследования: ландшафты города Духовщины.



Актуальность:

За последнее тысячелетие 2/3 зелёной поверхности Земли стало ареной производственной деятельности человека. Непрерывное расширяющееся хозяйственное использование территории приводит к коренной перестройке природных ландшафтов и формированию ландшафтов антропогенных, то есть изменённых или искусственно созданных человеком. Длительное экстенсивное развитие экономики страны, несоблюдение природоохранных мероприятий, несоответствие масштабов природопользования ресурсному потенциалу территорий привели к значительному повышению антропогенной нагрузки на окружающую среду, к повсеместному её загрязнению.

Я решила провести исследование антропогенной нагрузки на ландшафты г. Духовщины и их воздействие на человека.























II.Основная часть

1.Характеристика района исследования.

Духовщина — город в России, административный центр Духовщинского района Смоленской области. Город расположен на реке Востица (бассейн Днепра), в 57 км от Смоленска. Население — 4,1 тыс. чел. Территория Духовщинского района относится к восточной европейской платформе с твердым докембрийским кристаллическим фундаментам. Он является препятствием для процессов горообразования, поэтому у нас нет высоких гор и вулканизма, которые так характерны для подвижных участков земной коры. Не грозят нам ни извержения, ни землетрясение. Город расположен на Духовщинской возвышенности западной части Смоленско-Московской возвышенности, абсолютные высоты которые колеблются от 270-280 метров. Территория района в целом характеризуется равнинным рельефом, так как колебания высот поверхности не превосходит нескольких сот метров, а переходы от понижения к повышениям сравнительно постоянны. Высота города над уровнем моря 220 метров. Климат района умеренно континентальный, с хорошо выраженными сезонами года. Лето сравнительно теплое и влажное, зима умеренно холодная.

2.Ландшафт и виды ландшафтов

Исторически термин ландшафт произошел из немецкого языка (нем. Landschaft) - где это слово характеризует то, что человек видит вокруг себя. Но, попав в научный лексикон, оно приобрело более конкретный смысл. Сформировалась концепция ландшафта, и сложился большой самостоятельный раздел географии – ландшафтоведение. Его основы были заложены Г.Н. Высоцким, Л.С. Бергом и А.А. Борзовым еще в начале ХХ века [9].

Учение о природных территориальных комплексах — ландшафтоведение — было основано в конце прошлого столетия В. В. Докучаевым. Оно имеет большое практическое значение для сельского хозяйства, лесоводства, мелиорации, рекреационного дела, строительства городов, дорог, различных предприятий. Без знания особенностей того или иного природного комплекса не может быть и речи о рациональном использовании, охране и улучшении природной среды.

Антропогенные ландшафты - это ландшафты, возникающие как под целенаправленным воздействием человека, так и в результате преднамеренного для выполнения различных функций, изменения природных ландшафтов.

Принято выделять два основных типа ландшафтов: природный и атропогенный.

Виды ландшафтов:

  1. Природные - значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер, например, лесные массивы, долины рек, возвышенности, обширные акватории. Они весьма чутки к изменениям, вызываемым процессом урбанизации, промышленного и сельскохозяйственного освоения, поэтому можно говорить лишь о частичном сохранении нетронутого ландшафта в градостроительстве.

  2. Антропогенные:

2.1.Городские (селлитебные от слова «селить») - ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Застройка-строительство зданий и сооружений на всей территории населенного пункта или ее частях (участок, квартал, район), к ней относятся жилые дома и разные комплексы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие.



2.2. Сельскохозяйственные - ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены. Сельскохозяйственные ландшафты - наиболее распространенные среди антропогенных комплексов. К ним относятся пашни, сады, плантации и сеяные луга, травяно-кустарниковые пастбища и луга антропогенного происхождения. Выделяют три основных типа сельскохозяйственных ландшафтов: полевой, садовый, лугово-пастбищный.

2.3.Ланшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий - характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов.

2.4.Ланшафты, сформированные в ходе нефтедобычи - ландшафты отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных

3. Исторический ландшафт - это ландшафт, связанный с какими-либо историческими личностями или событиями. 

4. Социальный ландшафт - это те каналы, с помощью которых идет общение между людьми. Например, организация рельефа так, чтобы можно было возвести мост  через реку, море, холму, овраги. Или другое сооружение необходимое для нормальной жизнедеятельности человека. 

5.Культурный ландшафт - это совместное творение человека и природы, измененный в результате хозяйственной деятельности человеческого общества и насыщен итогами его труда. Примерами культурного ландшафта могут являться оазисы на орошаемых землях в пустыне, распаханные степные равнины с лесными полосами.



  1. Характерные черты антропогенных ландшафтов

Будучи одновременно объектом техногенного воздействия и результатом воздействия природных и хозяйственных факторов, антропогенные ландшафты во многом отличаются от природных ландшафтов.

Для них характерна:

1.Перестройка биологического и геохимического круговоротов, водно-теплового баланса, особенностей процессов почвообразования, численности и видов живых организмов.

2.Все изменения в них происходят гораздо быстрее, чем в нетронутой природе. Это, с одной стороны, заставляет особенно внимательно следить за ними. А с другой, даёт возможность регулировать и перестраивать ландшафт за очень короткий период, измеряющийся жизнью одного поколения людей.

3.Возможным результатом хозяйственного преобразования ландшафта является их упрощение как биологических систем. А усиление однообразия ландшафт приводит к снижению его естественной производительности и устойчивости, ибо он становится гораздо более уязвимым к экстремальным воздействиям.

4.В антропогенных ландшафтах часто наблюдается нарушение химического равновесия, сложившегося в течение длительных геологических периодов развития природной среды. В отдельных местах, главным образом в городских и горнопромышленных ландшафтах, возникают концентрации отдельных элементов и соединений в несвойственных природе сочетаниях. Это относится в первую очередь к железу и его соединениям, нефти и синтетическим материалам.

5.Для антропогенных ландшафтов характерна концентрация рассеянной в биосфере энергии. Масштабы производимой человеком энергии в крупных промышленных агломерациях сравнимы с её притоком на землю от Солнца
































III.Практическая часть

Опираясь на эту классификацию, мною были рассмотрены следующие виды ландшафтов в пределах города Духовщины.

В ходе написания работы мы использовали различные источники информации. Но в основном я опиралась на собственное исследование. Данные работы могут быть использованы на уроках географии при изучении темы «Ландшафты» в 8 классе, при изучении родного края и города.

Антропогенные ландшафты города Духовщина:

1. Городские (селлитебные )

Это одни из самых преобразованных ландшафтов. Большая часть территории города одета камнем дорог, жилыми корпусами одноэтажной и многоэтажной застройки. Многоэтажный тип городского ландшафта, данный вид ландшафтов можно увидеть в западной части (район ПМК) города. Малоэтажный тип городского ландшафта представляет собой сложную мозаику небольших по площади ландшафтно-технологических комплексов (одно- и двухэтажные постройки) и антропогенных ландшафтов в виде садов и огородов. Такие ландшафты встречаются в Духовщине во всех частях города. В северной части города имеется стадион.



2. Сельскохозяйственные ландшафты (огороды, поля).

- с давнего времени — самые распространенные среди антропогенных комплексов. Типы сельскохозяйственного ландшафта служат связующим звеном между природными ландшафтами и типами использования земель. В городе Духовщине эти виды ландшафтов можно увидеть практически около каждого собственного жилого дома.

У многих жителей нашего города имеются земельные участки, занятые огородами и садами.

Одной из разновидностью сельскохозяйственного ландшафта является – полевой. Специфические черты полевого типа ландшафта определяются ежегодной перепашкой почвенного слоя с внесением в него удобрений и созданием искусственных агрофитоценозов и агробиогеоценозов, характеризующихся спецификой других компонентов ландшафтного комплекса. Специфические черты агробиогеоценозов помимо почв и растительности отчётливо проявляются на микроклимате, водном режиме почв, животном мире. Такой тип прослеживается в северо- западной и северо восточной частях города.

3.Лесокультурные ландшафты. В пределах города Духовщины имеется городской парк отдыха (древесные породы представлены клёном и тополями), берёзовая роща по улице Ярцевская, посаженная в честь годовщины освобождения Смоленщины. Вдоль дорог посажены ясени. Пригородные леса выполняют водоохранные, климаторегулирующие, почвозащитные функции, а также являются местом отдыха духовщинцев.

4.Промышленный ландшафт – разновидность антропогенного ландшафта, особенности формирования и структуры которого обусловлены производственной деятельностью человека, связанной с использованием мощных технических средств. Воздействие должно быть прямым (механическое нарушение земель, растительности, затопление и т.п.).

В пределах города Духовщины данный вид ландшафта представлен не столь широко и занимает небольшие площади. В основном это пилорамные базы, которые размещены вокруг города.

5.Горнодобывающие (песчаные карьеры). На улице Красноярской, около окружной дороги остались песчаные карьеры, которые являются сейчас для жителей города мусорной свалкой.





































IV.Приложение

Анкетирование

Я провела опрос среди обучающихся 8 класса г. Духовщина и сделала такие выводы: учащиеся имеют разные мнения как положительные, так и отрицательные. Но преобладает все-таки положительный настрой. Большинство ребят знают, что такое антропогенный ландшафт.

Вопрос

«Да» (Положительно)

«Нет» (Отрицательно)

Знаете ли вы что такое антропогенный ландшафт?

33

3

Какие ландшафты, природные или антропогенные вызывают положительные или отрицательные эмоции?

Природные :

34-положительно

2-отрицательно

Антропогенные:

14-положительно

22-отрицательно

Какие антропогенные ландшафты города Духовщина вы знаете?

Парк-20

Дороги-10

Поля-6

Какое воздействие «+» или «-» оказывает на вас окружающий ландшафт?

36


V.Заключение

В результате проведенной мною работы можно сделать ряд выводов.

1.Принято выделять два основных типа ландшафтов: природный и антропогенный. Причем, последний тип имеет определенные характерные черты.

2. Любой вид антропогенного ландшафта в той или иной степени способствует изменениям в окружающей среде, но самыми агрессивными антропогенными ландшафтами являются селитебные и промышленные.

3. На территории г. Духовщины можно выделить следующие классы антропогенных ландшафтов: сельскохозяйственные, селитебные, культурно - лесные. Наибольшую площадь в городе занимают селитебные и сельскохозяйственные ландшафты.

4. Окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на наше психоэмоциональное состояние. Для большинства опрошенных, окружающие ландшафты оказывают положительное влияние на их психологическое состояние. Восприятие окружающей среды как прекрасного способствует улучшению общего состояния человека. Цвет, звук, рельеф местности, городской ландшафт могут успокоить и раздражать, радовать и тревожить. Оценка ландшафта человеком зависит от многих факторов: настроения человека, внешних обстоятельств, погодных условий, а также восприятие меняется с возрастом.











VI.Литература

1.https://ru.wikipedia.org/wiki

2.http://knowledge.su/a/antropogennyy-landshaft

3. Географический энциклопедический словарь: Географические названия/Гл. ред. А.Ф. Трёшников. М.,1983

4. Мильков Ф.Н. Человек и ландшафты. М., 1973.

5. Мильков Ф. Н. Рукотворные ландшафты. М., 1978.

Паспорт проекта.

1.Название проекта

Антропогенные ландшафты г. Духовщина

2. Образовательная организация

Духовщинская средняя школа им. П. К. Козлова


3.Состав проектной группы (ФИО, класс, группа)

Жеглова Алина Алексеевна 9 «б» класс

4.Руководитель проекта

Левшинова Татьяна Владимировна

5.Цели проекта

Изучить антропогенные ландшафты г. Духовщина и их влияние на человека

6.Задачи проекта

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Изучить антропогенные ландшафты.

3.Провести фотосъемку.

4.Провести анкетирование, проанализировать полученные данные.

5.Защитить проект.

7.Методы

1.Аналитический

2.Статистический

3.Литературный

4.Социалогический

8.Этапы работы над проектом

1.Подготовка к работе.

2.Формирование целей и задач проекта.

3.Сбор информации.

4.Формулировка выводов.

5.Подготовка к защите проекта.

6.Представление результата деятельности учителю, защита проекта.


9.Продукт проекта

1. Реферат

10.Приложения

Презентация

11.Актуальность проекта

За последнее тысячелетие 2/3 зелёной поверхности Земли стало ареной производственной деятельности человека. Непрерывное расширяющееся хозяйственное использование территории приводит к коренной перестройке природных ландшафтов и формированию ландшафтов антропогенных, то есть изменённых или искусственно созданных человеком. Длительное экстенсивное развитие экономики страны, несоблюдение природоохранных мероприятий, несоответствие масштабов природопользования ресурсному потенциалу территорий привели к значительному повышению антропогенной нагрузки на окружающую среду, к повсеместному её загрязнению.






























12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!