СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Сохрани свое здоровье"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Необходимость введения  элективного  курса  «Сохрани свое здоровье» в школе при исправительном учреждении продиктована многими причинами. Учащиеся школ при ИУ,  люди взрослые, со своими пагубными привычками, которые вредят их здоровью. Данный элективный курс поможет решить вопросы профилактики  и предупреждения  заболеваний,  процессу воспитания, ресоциализации и реабилитации  осужденных после освобождения.  

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Сохрани свое здоровье"»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Мазурова Г.Г._/_______/

Ф.И.О.

Протокол № 6 от

«08» июня 2020 г

«Согласовано»

Заместитель по УВР

Поладова С.Н../____________/

Ф.И.О.

«_____»___________2020 г

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СОШ № 1 при ИУ

Леонтьев С.А._/_________/

Ф.И.О.

Приказ № 47-ОД от

«08 » июня 2020 г.






ПРОГРАММА


элективного курса

«Сохрани свое здоровье»


для 10 класса.

Количество часов: 35 ч.


Разработчик: учитель биологии

1 квалификационной категории

ГКОУ СОШ № 1 при ИУ В.Н. Лизина














с. Кочубеевское

2019-2020 уч. год.




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Необходимость введения элективного курса «Сохрани свое здоровье» в школе при исправительном учреждении продиктована многими причинами. Учащиеся школ при ИУ, люди взрослые, со своими пагубными привычками, которые вредят их здоровью. Данный элективный курс поможет решить вопросы профилактики и предупреждения заболеваний, процессу воспитания, ресоциализации и реабилитации осужденных после освобождения.

Содержание, рекомендуемые формы и методы обучения этого курса способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции обучающихся. Данный элективный курс расширяет кругозор учащихся в области изучения здоровья человека, помогает им адаптироваться в различных жизненных ситуациях.

Курс рассчитан на 35 часов в течении года в 10 классе.

Представленная программа элективного курса «Сохрани свое здоровье» - это рекомендательный документ, что позволяет учителю по необходимости расширить изучение отдельных тем с целью их подробного изучения, возможности перестановки тем, изменения часов и др.

Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:



1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011)

раздел 2.9.;

3.Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.



Цель курса:

формирование у обучающихся осознанной необходимости здорового образа жизни.

Задачи курса:

-сформировать у обучающихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни.

-дополнить знания учащихся по анатомии, физиологии, гигиене.

-выработать негативное отношение к вредным привычкам.

-ознакомить с методами физиологических исследований.





II. Планируемые результаты освоения курса



Личностные результаты

1.Осознание: ценности здорового и безопасного образа жизни; положительного

отношения к миру и другим; творческой самореализации и самовыражения через

расширение санитарно-гигиенического опыта;

2.Освоение: социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,;

Метапредметные результаты

1. Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

2. Познавательные УУД:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках,

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей предоставленных учителем,

-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других,

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Личностных:

- давать оценку под руководством учителя самым простым и общим для всех людей правилам здорового образа жизни.

Предметные результаты

В процессе освоения программы обучающиеся научаться:

-самостоятельно приобретать новые знания и умения;

-самостоятельно давать самооценку собственного здоровья, проводить самонаблюдение;

-находить связь между строением и функциями органов, образом жизни и изменениями, происходящими в организме

-соблюдать правила рационального питания, гигиены

-оказать первую помощь при травмах;

-приготовить и использовать элементарные антисептические средства;

-составить рацион питания;

-объяснять влияние физического труда и спорта на организм, вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;

-овладеть на уроке системой необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения.

Обучающий получит возможность научиться:

• объяснять необходимость применения тех или иных приемов сохранения здоровья;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, методах сохранения здоровья;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

III Содержание учебного курса

Тема 1: Социальная медицина(4ч)

Введение.

Право человека на здоровье. Системный подход к здоровью человека.

Гигиена. Санитария. Факторы которые определяют здоровье населения.

Инвалидность, льготы. Донорство.

Наедине с собой (тест на самооценку личности)

Тема 2. Вредные привычки и заболевания связанные с ними.(5ч)

Слагаемые здоровья .Понятие «вредные привычки».

Влияние курения на организм человека.

Влияние алкоголя на организм человека. Алкоголь и материнство.

Влияние наркотиков на организм человека.

Факторы, сохраняющие здоровье: отказ от вредных привычек.

Тема 3. Инфекционные заболевания (10 ч)

Понятие здорового и безопасного образа жизни. История борьбы человечества с инфекционными заболеваниями.

Причины инфекционных заболеваний. Периоды инфекционного заболевания, .

Иммунитет. История становления иммунологии как науки.Иммунопрофилактика.

Инфекционные заболевания дыхательной системы: туберкулез, ОРВИ, грипп. Причины появления заболевания, меры профилактики.

Вирусы, пути проникновения в организм, заболевания вызываемые вирусом. ВИЧ-инфекция; пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

Инфекционные заболевания пищеварительной системы. Как предупредить . что бы не заболеть.

Вирусные инфекции пищеварительной системы: гепатит А, с этим можно жить?

Пищевые токсические инфекции.

Глистные инвазии: аскаридоз, описторхоз.

Заболевания кожи: чесотка, дерматит, грибковые и др. заболевания. Симптомы, причина, лечение.

Тема 4. Хронические заболевания. (4ч)

Что такое «хронические заболевания». Их классификация по группам.

Хронические заболевания пищеварительной системы. Гастрит (острый, хронический), язва, доуденит.

Инфекции мочевыделительной системы: нефрит, цистит, астма, аллергия, аллергены.

Бронхиальная астма. Причины заболеваний, меры профилактики.

Туберкулез и все о нем.

Тема 5. Это должен знать каждый (1 ч.)

Об отравлении и травматизме.

Тема 6. Оказание первой помощи . ( 2ч)

Предупреждение травматизма. Оказание первой доврачебной помощи.

Меры первой помощи при отравлении: что делать и как себя вести в таких ситуациях.

Тема 7.Гигиена питания (5ч)

Значение питательных веществ для организма.

Рациональное питание. Культура питания. Нормы потребления продуктов. Режим питания. Диеты. Витамины, польза и вред для организма.

Значение воды и минеральных солей для организма.

Пищевые добавки , вред или польза для организма . Трансгенные продукты.

Лабораторная работа: Составление суточного рациона питания, с учетом пищевой ценности продуктов.

Тема 8. Гигиена в быту (4ч)

Правила личной гигиены. Гигиена тела. Гигиена волос. Гигиена полости рта. Гигиена нательного белья и одежды и обуви. Гигиена спального места.

Гигиена жилища.

Личная гигиена в период инфекционных заболеваний.







IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




урока

Дата проведения


Тема урока

Количество часов



Тема 1: Социальная медицина

4



Введение.

1



Право человека на здоровье.

1



Гигиена. Санитария. Факторы которые определяют здоровье населения.

1



Инвалидность, льготы. Донорство.

Наедине с собой (тест на самооценку личности)

1



Тема 2. Вредные привычки и заболевания связанные с ними

5



Слагаемые здоровья. Понятие «вредные привычки».

1



Влияние курения на организм человека.

1



Влияние алкоголя на организм человека.

1



Влияние наркотиков на организм человека.

1



Факторы, сохраняющие здоровье.

1



Тема 3.Инфекционные заболевания

10



Понятие здорового и безопасного образа жизни.

1



Причины инфекционных заболеваний.

1



Иммунитет.

1



Инфекционные заболевания дыхательной системы.

1



Вирусы. Профилактика заболевания.

1



Вирусные инфекции пищеварительной системы.

1



Инфекционные заболевания пищеварительной системы.

1



Пищевые токсические инфекции.

1



Глистные инвазии.

1



Заболевания кожи.

1



Тема 4.Распространенные хронические заболевания

4



Что такое «хронические заболевания».

1



Хронические заболевания пищеварительной системы.

1



Инфекции мочевыделительной системы.

1



Бронхиальная астма.

1



Тема 5. Это должен знать каждый

1



Об отравлении и травматизме.

1



Тема 6. Оказание первой помощи

2



Предупреждение травматизма. Оказание первой доврачебной помощи.

1



Меры первой помощи при отравлении.

1



Тема 7.Гигиена питания

5



Значение питательных веществ для организма.

1



Рациональное питание. Витамины.

1



Значение воды и минеральных солей для организма.

1



Пищевые добавки.

1



Лабораторная работа: Составление суточного рациона питания, с учетом пищевой ценности продуктов.

1



Тема 8.Гигиена в быту

4



Правила личной гигиены.

2



Гигиена жилища.

1



Личная гигиена в период инфекционных заболеваний.

1



Список литературы.

1.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/

3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/

4. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель,

2008/

5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель,

2009/

6. Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.

7. Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/

8. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/

9. Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/

10. Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.

11. Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.

12. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО, 2008.

13. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград,

Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н.

Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!