ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«Рассмотрено» Руководитель МО Мазурова Г.Г._/_______/ Ф.И.О. Протокол № 6 от «08» июня 2020 г | «Согласовано» Заместитель по УВР Поладова С.Н../____________/ Ф.И.О. «_____»___________2020 г | «Утверждаю» Директор ГКОУ СОШ № 1 при ИУ Леонтьев С.А._/_________/ Ф.И.О. Приказ № 47-ОД от «08 » июня 2020 г. |
ПРОГРАММА
элективного курса
«Сохрани свое здоровье»
для 10 класса.
Количество часов: 35 ч.
Разработчик: учитель биологии
1 квалификационной категории
ГКОУ СОШ № 1 при ИУ В.Н. Лизина
с. Кочубеевское
2019-2020 уч. год.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость введения элективного курса «Сохрани свое здоровье» в школе при исправительном учреждении продиктована многими причинами. Учащиеся школ при ИУ, люди взрослые, со своими пагубными привычками, которые вредят их здоровью. Данный элективный курс поможет решить вопросы профилактики и предупреждения заболеваний, процессу воспитания, ресоциализации и реабилитации осужденных после освобождения.
Содержание, рекомендуемые формы и методы обучения этого курса способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции обучающихся. Данный элективный курс расширяет кругозор учащихся в области изучения здоровья человека, помогает им адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Курс рассчитан на 35 часов в течении года в 10 классе.
Представленная программа элективного курса «Сохрани свое здоровье» - это рекомендательный документ, что позволяет учителю по необходимости расширить изучение отдельных тем с целью их подробного изучения, возможности перестановки тем, изменения часов и др.
Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся являются:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011)
раздел 2.9.;
3.Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Цель курса:
формирование у обучающихся осознанной необходимости здорового образа жизни.
Задачи курса:
-сформировать у обучающихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни.
-дополнить знания учащихся по анатомии, физиологии, гигиене.
-выработать негативное отношение к вредным привычкам.
-ознакомить с методами физиологических исследований.
II. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
1.Осознание: ценности здорового и безопасного образа жизни; положительного
отношения к миру и другим; творческой самореализации и самовыражения через
расширение санитарно-гигиенического опыта;
2.Освоение: социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,;
Метапредметные результаты
1. Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
2. Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках,
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей предоставленных учителем,
-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других,
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Личностных:
- давать оценку под руководством учителя самым простым и общим для всех людей правилам здорового образа жизни.
Предметные результаты
В процессе освоения программы обучающиеся научаться:
-самостоятельно приобретать новые знания и умения;
-самостоятельно давать самооценку собственного здоровья, проводить самонаблюдение;
-находить связь между строением и функциями органов, образом жизни и изменениями, происходящими в организме
-соблюдать правила рационального питания, гигиены
-оказать первую помощь при травмах;
-приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
-составить рацион питания;
-объяснять влияние физического труда и спорта на организм, вред курения и употребления алкоголя, наркотиков;
-овладеть на уроке системой необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения.
Обучающий получит возможность научиться:
• объяснять необходимость применения тех или иных приемов сохранения здоровья;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, методах сохранения здоровья;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
III Содержание учебного курса
Тема 1: Социальная медицина(4ч)
Введение.
Право человека на здоровье. Системный подход к здоровью человека.
Гигиена. Санитария. Факторы которые определяют здоровье населения.
Инвалидность, льготы. Донорство.
Наедине с собой (тест на самооценку личности)
Тема 2. Вредные привычки и заболевания связанные с ними.(5ч)
Слагаемые здоровья .Понятие «вредные привычки».
Влияние курения на организм человека.
Влияние алкоголя на организм человека. Алкоголь и материнство.
Влияние наркотиков на организм человека.
Факторы, сохраняющие здоровье: отказ от вредных привычек.
Тема 3. Инфекционные заболевания (10 ч)
Понятие здорового и безопасного образа жизни. История борьбы человечества с инфекционными заболеваниями.
Причины инфекционных заболеваний. Периоды инфекционного заболевания, .
Иммунитет. История становления иммунологии как науки.Иммунопрофилактика.
Инфекционные заболевания дыхательной системы: туберкулез, ОРВИ, грипп. Причины появления заболевания, меры профилактики.
Вирусы, пути проникновения в организм, заболевания вызываемые вирусом. ВИЧ-инфекция; пути заражения, способы предупреждения, история открытия болезни. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.
Инфекционные заболевания пищеварительной системы. Как предупредить . что бы не заболеть.
Вирусные инфекции пищеварительной системы: гепатит А, с этим можно жить?
Пищевые токсические инфекции.
Глистные инвазии: аскаридоз, описторхоз.
Заболевания кожи: чесотка, дерматит, грибковые и др. заболевания. Симптомы, причина, лечение.
Тема 4. Хронические заболевания. (4ч)
Что такое «хронические заболевания». Их классификация по группам.
Хронические заболевания пищеварительной системы. Гастрит (острый, хронический), язва, доуденит.
Инфекции мочевыделительной системы: нефрит, цистит, астма, аллергия, аллергены.
Бронхиальная астма. Причины заболеваний, меры профилактики.
Туберкулез и все о нем.
Тема 5. Это должен знать каждый (1 ч.)
Об отравлении и травматизме.
Тема 6. Оказание первой помощи . ( 2ч)
Предупреждение травматизма. Оказание первой доврачебной помощи.
Меры первой помощи при отравлении: что делать и как себя вести в таких ситуациях.
Тема 7.Гигиена питания (5ч)
Значение питательных веществ для организма.
Рациональное питание. Культура питания. Нормы потребления продуктов. Режим питания. Диеты. Витамины, польза и вред для организма.
Значение воды и минеральных солей для организма.
Пищевые добавки , вред или польза для организма . Трансгенные продукты.
Лабораторная работа: Составление суточного рациона питания, с учетом пищевой ценности продуктов.
Тема 8. Гигиена в быту (4ч)
Правила личной гигиены. Гигиена тела. Гигиена волос. Гигиена полости рта. Гигиена нательного белья и одежды и обуви. Гигиена спального места.
Гигиена жилища.
Личная гигиена в период инфекционных заболеваний.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
| | Тема 1: Социальная медицина | 4 |
| | Введение. | 1 |
| | Право человека на здоровье. | 1 |
| | Гигиена. Санитария. Факторы которые определяют здоровье населения. | 1 |
| | Инвалидность, льготы. Донорство. Наедине с собой (тест на самооценку личности) | 1 |
| | Тема 2. Вредные привычки и заболевания связанные с ними | 5 |
| | Слагаемые здоровья. Понятие «вредные привычки». | 1 |
| | Влияние курения на организм человека. | 1 |
| | Влияние алкоголя на организм человека. | 1 |
| | Влияние наркотиков на организм человека. | 1 |
| | Факторы, сохраняющие здоровье. | 1 |
| | Тема 3.Инфекционные заболевания | 10 |
| | Понятие здорового и безопасного образа жизни. | 1 |
| | Причины инфекционных заболеваний. | 1 |
| | Иммунитет. | 1 |
| | Инфекционные заболевания дыхательной системы. | 1 |
| | Вирусы. Профилактика заболевания. | 1 |
| | Вирусные инфекции пищеварительной системы. | 1 |
| | Инфекционные заболевания пищеварительной системы. | 1 |
| | Пищевые токсические инфекции. | 1 |
| | Глистные инвазии. | 1 |
| | Заболевания кожи. | 1 |
| | Тема 4.Распространенные хронические заболевания | 4 |
| | Что такое «хронические заболевания». | 1 |
| | Хронические заболевания пищеварительной системы. | 1 |
| | Инфекции мочевыделительной системы. | 1 |
| | Бронхиальная астма. | 1 |
| | Тема 5. Это должен знать каждый | 1 |
| | Об отравлении и травматизме. | 1 |
| | Тема 6. Оказание первой помощи | 2 |
| | Предупреждение травматизма. Оказание первой доврачебной помощи. | 1 |
| | Меры первой помощи при отравлении. | 1 |
| | Тема 7.Гигиена питания | 5 |
| | Значение питательных веществ для организма. | 1 |
| | Рациональное питание. Витамины. | 1 |
| | Значение воды и минеральных солей для организма. | 1 |
| | Пищевые добавки. | 1 |
| | Лабораторная работа: Составление суточного рациона питания, с учетом пищевой ценности продуктов. | 1 |
| | Тема 8.Гигиена в быту | 4 |
| | Правила личной гигиены. | 2 |
| | Гигиена жилища. | 1 |
| | Личная гигиена в период инфекционных заболеваний. | 1 |
Список литературы.
1.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/
2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/
3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/
4. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель,
2008/
5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель,
2009/
6. Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.
7. Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/
8. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/
9. Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/
10. Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.
11. Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.
12. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО, 2008.
13. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград,
Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н.
Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.