Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 7
городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов»
МОУ «СОШ№7»
Программа
коррекционно-развивающих занятий по математике
для детей с ОВЗ (ЗПР)
4 «Б» класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, Адаптированной основной образовательной программы НОО обучающихся с ОВЗ ( ЗПР) МОУ «СОШ №7», Учебного плана МОУ «СОШ №7». Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования по курсу «Математика»
Цель программы: оказание квалифицированной психолого – педагогической поддержки учащихся, испытывающих стойкие затруднения в овладении программным материалом по математике.
Задачи:
Организовать предметно - практическую деятельность учащихся с целью восполнения пробелов математического развития.
Организовать пропедевтическую работу учащихся к восприятию новых трудных тем.
Развивать общеинтеллектуальные умения и навыки, усвоению программного материала.
Формировать положительную учебную мотивацию, познавательный интереса к математике.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы коррекционных занятий должна быть ориентирована на общее развитие ученика.
При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.
По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ОВЗ проектируется программа коррекционной работы.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
– выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
– под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
– соотносить содержание схематических изображений с математической записью;
- формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
– строить рассуждения о математических явлениях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
– использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
– корректно формулировать свою точку зрения.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся получит возможность научиться:
– классифицировать изученные числа по разным основаниям;
– выбирать наиболее удобные единицы измерения величины для конкретного случая.
Арифметические действия
Обучающийся получит возможность научиться
– выполнять математические действия;
– составлять уравнения по тексту, таблице, закономерности;
– проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся получит возможность научиться
– составлять задачи, обратные для данной простой задачи;
– находить способ решения составной задачи с помощью рассуждений от вопроса;
– проверять правильность предложенной краткой записи задачи
– составлять задачи, обратные для данной составной задачи;
– проверять правильность и исправлять (в случае необходимости) предложенную краткую запись задачи (в форме схемы, чертежа, таблицы);
– сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Обучающийся получит возможность научиться:
– распознавать геометрические фигуры;
– использовать термины: грань, ребро, основание, вершина, высота;
– находить фигуры на поверхности пространственных тел и называть их.
Геометрические величины
Обучающийся получит возможность научиться:
– выбирать удобные единицы измерения длины, периметра для конкретных случаев.
Коррекционная работа по математике.
В коррекционной работе большое значение придается развитию познавательной деятельности, а для этого необходимо развивать психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, необходимо направлять психическую деятельность ребенка, способность быть внимательным, организовывать и направлять внимание при выполнении любого задания, так как внимание влияет на всю деятельность ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
-коррекция и развитие познавательной деятельности обучающихся;
-воспитание самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
-формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
- формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать ;
Описание места учебного предмета
Программа коррекционно-развивающих занятий по математике составлена на 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с АООП длительность занятий составляет 40 минут.
Содержание учебного предмета в 4 классе
Числа от 1 до 1000
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида
6 · х = 429 + 120,
х · 18 = 270- 50,
360: х = 630:7
на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур;
- построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по математике во
4 классе
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Нумерация чисел от 1 до 1000 | 3ч |
2. | Сложение и вычитание в пределах 1000 | 5ч |
3 | Умножение и деление многозначного числа на однозначное число | 4ч. |
4 | Единицы измерения длины, массы, времени | 4ч |
5 | Нахождение периметра и площади фигур | 2ч |
6. | Умножение и деление двузначных чисел | 6ч |
7. | Умножение чисел. | 2ч |
8. | Письменное деление многозначных чисел на круглые. | 2ч |
9. | Построение геометрических фигур по заданным данным | 2ч |
10 | Решение неравенств и уравнений | 4ч |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Математика.4 класс, Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Т.Е. Демидова, С.А.Козлова /– Москва БАЛАСС 2015 . Ч.1, Ч.2
Таблицы по математике
Контрольно-измерительные материалы. Тесты и контрольные работы по курсу математика 4 класс С.А. Козлова, А.Г. Рубин