СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена в соответствии с образовательным стандартом.
ФИЛИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
«ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
__________ Н.И.Меньщикова
___________ 2018
ПРОГРАММА
подготовки учащихся к государственному экзамену
по специальности 2-26 02 31
«Документоведение и документационное обеспечение управления»
Квалификация «Секретарь-референт»
Минск
2018
Программа составлена в соответствии с образовательным стандартом РД РБ 02100.4.055-2004 Среднее специальное образование. Специальность 2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления» (утверждено и введено в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.04.2009г. № 18).
Авторский коллектив – преподаватели филиала МГЛУ «Лингвогуманитарный колледж»
Обсуждена на заседании ЦК белорусского и русского языков и литературы и рекомендована к утверждению.
Протокол № от
Обсуждена на заседании ЦК перевода и теории межкультурной коммуникации и рекомендована к утверждению.
Протокол № от
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ……………………………………………….. | 4 |
2. План подготовки проведения государственного экзамена по специальности …………......................................................................... |
6 |
3. Содержание учебного материала по учебной дисциплине «Документоведение и документационное обеспечение управления» |
8 |
4. Содержание учебного материала по учебной дисциплине «Секретарское дело»……………………………………………………... |
38 |
5. Содержание учебного материала по учебным дисциплинам: «Иностранный язык делового общения» и «Практика устной и письменной речи» ……………………………………………………... |
53 |
Пояснительная записка
Целью государственного экзамена по специальности 2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления» является выявление уровня теоретической подготовки выпускника и определения соответствия его знаний требованиям образовательного стандарта.
Государственный экзамен по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» проводится по учебным дисциплинам профессионального компонента учебного плана специальности в два этапа: теоретический и практический. Интервал между проведением отдельных этапов не должен превышать пяти дней. Государственный экзамен по специальности оценивается одной отметкой (с учетом отметок отдельных его этапов). В случае, если по одному из этапов учащийся получил отметку ниже, чем 4 (четыре) балла, он не допускается к сдаче следующего этапа и ему выставляется отметка 0 (ноль) по государственному экзамену по специальности.
Программа включает содержание учебного материала по четырем учебным дисциплинам государственного экзамена по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления».
На основании требований образовательного стандарта в государственный экзамен по специальности включены следующие разделы:
«Документирование управленческой деятельности», «Технология и организация делопроизводства» по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления».
«Основы организации труда секретаря», «Профессиональная этика секретаря», «Планирование работы секретаря», «Бездокументное обслуживание руководителя», «Поиск работы» по учебной дисциплине «Секретарское дело».
«Сфера профессионально-трудового общения», «Сфера социально-познавательного общения», «Сфера межкультурного общения и международных контактов» по учебным дисциплинам: «Иностранный язык делового общения» и «Практика устной и письменной речи».
Данные разделы включают основные учебные темы, которые формируют у выпускника теоретические знания и практические навыки, необходимые в профессиональной деятельности секретаря-референта.
По каждой теме в программу включены перечни теоретических вопросов и практических заданий (анализ документов, составление, оформление документов на государственных и иностранных языках и др.).
Рекомендуемая в информационной части основная литература содержит ответы на все вопросы, предусмотренные программой. Учебные пособия в списке дополнительной литературы позволяют получить учащимся углубленные знания.
В программу включены критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по всем дисциплинам.
План
подготовки учащихся к государственному экзамену по специальности
2 – 26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления»
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационные мероприятия | |||
1. | Создание рабочей группы по разработке экзаменационных материалов | до 17.03.2018 | Щирякова Т.И., зав. отделением |
2. | Изучение «Правил проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования» | 05-07.03.2018 | Председатели ЦК: Романова Т.А.,Довнар И.М, Теран Л.Д. |
3. | Разработка экзаменационных материалов к государственному экзамену по специальности «Документоведение и документа-ционное обеспечение управления» | 05.04.2018 | Румянцев А.И., Сафонова Л.А., Угляница Е.А.
|
4. | Оформление наглядных пособий, формирование списка справочной литературы | 06.04.2018 | Румянцев А.И., Сафонова Л.А., Угляница Е.А.
|
5. | Утверждение графика проведения консультаций к государственному экзамену по специальности | 17.04.2018 | Зав. отделениями |
Работа с преподавателями | |||
1. | Заседания цикловых комиссий с целью обсуждения программы подготовки и проведения государ-ственного экзамена по специаль-ности «Документоведение и доку-ментационное обеспечение управления» | до 05.04.2018 | Председатели ЦК |
2. | Собеседование с преподавателями по вопросу подготовки материалов к государственному экзамену | до 06.04.2018 | Администрация |
3. | Подготовка и накопление мате-риала по учебным дисциплинам к государственному экзамену по специальности | до 08.04.2018 | Румянцев А.И., Сафонова Л.А., Угляница Е.А.
|
4. | Заседания цикловых комиссий по вопросам рассмотрения экзамена-ционных материалов к государ-ственному экзамену (теоретичес-кие вопросы, практические зада-ния, список литературы, програм-мы, учебники) | до 08.04.2018 | Председатели ЦК: Романова Т.А., Довнар И.М., Теран Л.Д. |
Работа с учащимися | |||
1. | Оформление уголка «Выпускник 2016 года» | до 14.04.2018 | Сафонова Л.А., Угляница Е.А.
|
2. | Довести до сведения выпускников содержание «Программы подго-товки учащихся к государствен-ному экзамену по специальности» | до 14.04.2018 | Администрация |
3. | Информирование учащихся о материалах подготовки к государственному экзамену по специальности | до 13.04.2018 | Румянцев А.И., Сафонова Л.А., Угляница Е.А.
|
4. | Проведение консультаций к государственному экзамену по специальности | по графику | Румянцев А.И., Сафонова Л.А., Угляница Е.А.
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления»
Раздел 1. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 1. Функции документов. Способы документирования
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию делопроизводства в Республике Беларусь.
Способы создания документов; носители информации. Функции документа: информационная, коммуникативная, управленческая, правовая и др. Документ как исторический источник.
Понятие документирования как процесса создания документов.
Понятие об официальном и личном документе, документе личного происхождения. Системы документации.
Тема 2. Классификация документов и документной информации
Понятие о классификации. Классификация документов по способу изготовления, происхождению, содержанию, наименованию, месту составления, подлинности, количеству отражаемых вопросов, срочности, степени гласности (ограничению доступа к документу), назначению, юридической силе и др.
Классификация документной информации. Виды классификаторов, используемых в документационном обеспечении управления: корреспонденты, структурные подразделения, вопросы деятельности организаций, номенклатура дел, перечни документов с указанием сроков хранения.
Тема 3. Унификация и стандартизация документов. Унифицированные системы документации. Международная стандартизация управленческой документации. Форматы бумаги
Унификация документов как процесс разработки единообразного состава и форм управленческих документов, фиксирующих осуществление однотипных управленческих функций и задач.
Цели унификации. Понятие об унифицированной системе документации. Понятие о стандартизации. Международные и российские стандарты в области документирования управленческой деятельности. Стандарты на форматы бумаги, используемой при оформлении документа.
Тема 4. Национальная стандартизация управленческой документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Схема расположения реквизитов, правила их оформления
Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД). Состав и характеристика документов, входящих в состав УСОРД. СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» - основной документ, регламентирующий требования к оформлению управленческой документации.
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь
18 августа 2017 г. № 167 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4»
Определение реквизита документа. Состав реквизитов, используемых при оформлении документов. Понятие об унифицированной форме документа.
Понятие о полях документов.
Виды реквизитов: постоянные и переменные, обязательные и дополнительные; их взаимосвязь.
Характеристика реквизитов: «Гриф ограничения доступа», «Адресат», «Гриф утверждения», «Заголовок к тексту», «Текст», «Отметка о наличии приложений», «Подпись», «Отметка о переносе данных на машинный носитель».
Тема 5. Бланки документов. Особенности изготовления и использования гербовых бланков
Понятие о бланках документов. Виды бланков, используемых в организации, назначение каждого вида. Состав реквизитов бланка письма и общего бланка, правила их оформления. Варианты расположения (угловой и продольный) реквизитов на бланке. Порядок подготовки макета бланка к изданию типографским способом. Порядок изготовления и использования бланков документов с изображением государственного герба Республики Беларусь.
Тема 6. Документирование организационной деятельности. Характеристика организационных документов
Общая характеристика и состав группы организационных документов.
Состав реквизитов организационных документов.
Характеристика и особенности оформления положения, устава, инструкции, правил.
Тема 7. Документирование распорядительной деятельности. Характеристика распорядительных документов
Общая характеристика и состав распорядительных документов.
Формуляр распорядительного документа, особенности оформления обязательных и дополнительных реквизитов распорядительного документа, варианты их расположения.
Характеристика и особенности оформления постановления, совместного постановления двух организаций, приказа по основной деятельности, решения, указания, распоряжения, совместных распорядительных документов нескольких организаций.
Тема 8. Характеристика разновидностей деловых писем
Служебное письмо, его разновидности.
Формуляр служебного письма.
Правила оформления обязательных и дополнительных реквизитов служебного письма.
Особенности оформления разновидностей служебных писем: гарантийного, совместного двух организаций, сопроводительного, письма-ответа и др.
Трафаретные письма, их назначение, порядок разработки, особенности применения.
Тема 9. Переписка с иностранным корреспондентом
Состав реквизитов письма, адресованного иностранному корреспонденту, правила их оформления и расположения. Дизайн письма. Нюансы оформления деловых писем некоторых стран.
Тема 10. Характеристика справочно-информационных документов, оформляемых на общем бланке.
Характеристика и особенности оформления справочно-информационных документов, оформляемых на общем бланке: акта, докладной записки, справки (служебного и личного характера), заявления, протокола (полного и краткого).
Тема 11. Характеристика телеграмм
Характеристика телеграмм. Требования «Почтовых правил по составлению и оформлению телеграмм».
Использование трафаретных бланков для оформления телеграмм.
Тема 12. Копии документов
Определение копии документа. Способы изготовления копий документов. Разновидности копий.
Правила оформления полной копии официального документа; выписки из официального документа; копии документа, размножаемого средствами оперативной полиграфии; копии документа, оставляемого в деле (отпуске); дубликата. Правила оформления реквизита «Отметка о заверении копии». Порядок выдачи копий документов.
Раздел 2. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Тема 1. Служба документационного обеспечения управления, организация и условия труда ее работников
Нормативные документы, определяющие организацию и функционирование СДОУ в организациях. Структура и функции СДОУ. Положение о СДОУ, порядок его разработки и утверждения. Должностной состав работников СДОУ. Должностная инструкция работника СДОУ - основной нормативный документ, определяющий рациональное разделение труда в СДОУ. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций работников СДОУ. Действующие нормы и нормативы на работы, выполняемые в СДОУ. Численный состав работников СДОУ, его зависимость от функций организации и объема выполняемых работ по документационному обеспечению управления.
Тема 2. Структура и объем документооборота, пути его рационализации
Понятие документооборота, его состав, объем. Понятие организации документооборота, значение рационально организованного документооборота. Основные принципы организации документооборота: оперативность движения; исключение инстанций прохождения и действий с документами, не обусловленных деловой необходимостью; обеспечение единого порядка прохождения и методов обработки основных категорий документов и др. Требования к организации документооборота в условиях применения ЭВМ. Схемы прохождения документов, документопотоков, их значение.
Организационные формы документационного обеспечения управления, их зависимость от объема документооборота и других факторов.
Необходимость и виды учета объема документооборота. Правила проведения учета документооборота, применяемые формы, периодичность.
Анализ структуры и методов сокращения документооборота.
Инструкция по документационному обеспечению - основной документ, закрепляющий выбранную в организации схему документооборота, организационную форму документационного обеспечения управления, а также устанавливающий определенную технологию выполнения работ по документационному обеспечению, раскрывающий специфику документирования. Виды инструкций: примерные и индивидуальные; их особенности, порядок разработки и утверждения.
Тема 3. Прием и обработка входящих документов. Способы доставки документов в структурные подразделения
Организация приема и первичной обработки документов в СДОУ: проверка правильности доставки, целостности упаковки, сортировка на вскрываемую и не вскрываемую корреспонденцию, вскрытие корреспонденции, проверка полноты вложения документов, условия сохранения конвертов, скрепление документов.
Фиксация факта получения документов. Правила оформления реквизита «Отметка о поступлении». Подготовка документов к передаче по назначению (сортировка документов по потокам).
Организация предварительного рассмотрения документов, ее цели. Предварительное рассмотрение документов как всесторонняя оценка документа. Правила выделения документов, подлежащих рассмотрению руководством организации (структурного подразделения).
Подготовка документов для рассмотрения руководством: выделение главной мысли, если отсутствует заголовок, составление проекта резолюции, подбор необходимых материалов к документу.
Порядок передачи документов, не подлежащих рассмотрению руководством организации, в структурные подразделения и исполнителям.
Порядок оформления реквизита «Резолюция». Определение исполнителя документа в соответствии с резолюцией руководства.
Способы доставки документов в структурные подразделения: курьерская связь, доставка почты секретарем руководителя организации, секретарями структурных подразделений. Составление схем движения курьеров с целью рационализации доставки корреспонденции в структурные подразделения.
Тема 4. Регистрация документов. Построение информационно-поисковых систем по документам
Определение регистрации, ее задачи и цели. Категории документов, подлежащих и не подлежащих регистрации. Системы регистрации, применяемые в организациях, факторы, определяющие их выбор.
Подразделения, осуществляющие регистрацию. Формы регистрации, их достоинства и недостатки, порядок заполнения. Особенности составления регистрационных индексов для разных категорий документов.
Регистрационные картотеки, их виды, принципы построения. Механизация и автоматизация процесса регистрации. Информационно-поисковая система (ИПС) по документам организации, ее назначение, состав. Автоматизированная регистрация как база для создания ИПС.
Организация справочной работы по документам с помощью справочных картотек. Виды справочных картотек, правила построения, систематизация регистрационно-контрольных карточек (РКК) в разделах картотек, порядок работы с картотеками.
Типовые недостатки в организации регистрации документов и справочной работы по документам, пути их устранения.
Тема 5. Порядок прохождения исходящих и внутренних документов в процессе их подготовки
Индивидуальные и типовые сроки исполнения. Перечень документов с указанием типовых сроков исполнения.
Организация хранения документов в процессе их исполнения.
Порядок исполнения документов: сбор информации, составление проекта документа. Правила оформления реквизитов «Ссылка на индекс и дату входящего документа», «Фамилия исполнителя и номер его телефона».
Пути сокращения времени на составление и оформление проекта документа (автоматизированная подготовка проекта).
Порядок согласования проекта документа с должностными лицами, структурными подразделениями, общественными и сторонними организациями. Правила оформления реквизитов «Гриф согласования», «Визы». Особенности согласования распорядительных документов.
Порядок представления проекта документа на подпись руководителю организации или структурного подразделения. Перечни документов, которые имеют право подписывать руководители структурных подразделений или ответственные исполнители. Утверждение документов. Примерный перечень документов, подлежащих утверждению, и примерный перечень документов, на которых проставляется печать организации.
Понятие исполненного документа. Правила оформления реквизита «Отметка об исполнении документа и направлении его в дело».
Централизация процесса приема и обработки отправляемых документов. Подразделения и лица, осуществляющие прием и обработку отправляемых документов. Порядок подготовки документов к отправке: проверка правильности оформления, наличия приложений, отметки категорий отправления, соответствия количества экземпляров количеству адресатов, сортировка по адресам и видам отправлений, фальцевание, конвертирование, заклеивание конвертов, взвешивание, маркировка, составление описи на рассылку заказной корреспонденции.
Технические средства, используемые при приеме и обработке отправляемых документов.
Тема 6. Контроль исполнения документов
Контроль исполнения документов - неотъемлемая функция управления и важная составная часть документационного обеспечения управления.
Подразделения и лица, осуществляющие контроль исполнения, проверка исполнения по срокам и по существу.
Перечни документов, подлежащих контролю исполнения с указанием сроков исполнения. Правила оформления реквизита «Отметка о контроле».
Организация контроля исполнения в условиях традиционной обработки документов. Технология проведения контрольных операций. Построение контрольных картотек и правила работы с ними. Порядок снятия документа с контроля. Анализ и обобщение результатов контроля исполнения документов, составление сводок, справок о состоянии контроля исполнения.
Особенности контроля исполнения распорядительных документов, протоколов заседаний коллегии, совещаний, устных поручений руководства. Подразделения и лица, осуществляющие данный вид контроля. Автоматизированный контроль исполнения документов.
Тема 7. Номенклатура дел
Роль и значение номенклатуры дел (НД) для правильного формирования дел в делопроизводстве. Типовая и примерная номенклатура дел организации; их назначение, отличие.
Нормативные документы, определяющие правила составления и оформления номенклатуры дел организации. Подразделения и лица, ответственные за составление номенклатуры дел организации и номенклатуры дел структурного подразделения.
Порядок составления, оформления, согласования и утверждения номенклатуры дел структурного подразделения и сводной номенклатуры дел организации.
Правила составления индексов и заголовков дел. Определение сроков хранения документов. Перечни документов с указанием сроков хранения, их виды, назначение, схемы построения, отличие. Порядок работы с перечнями при составлении номенклатуры дел.
Правила заполнения граф и итоговой записи номенклатуры дел организации.
Тема 8. Формирование и оперативное хранение дел
Порядок заведения дел с начала делопроизводственного года. Папки для формирования дел. Типы и размеры обложек дел длительного хранения по ГОСТу 17914-72. Реквизиты обложки дела, заполняемые в момент его заведения, правила оформления дел.
Основные требования к формированию дел в делопроизводстве. Порядок расположения документов внутри дел. Особенности группировки организационной, распорядительной, плановой и других категорий документов в дела.
Основные требования к организации хранения исполненных документов в делопроизводстве. Нормативные документы, регламентирующие организацию оперативного хранения документов.
Централизация и децентрализация хранения дел в делопроизводстве.
Правила и способы хранения дел в делопроизводстве; подразделения и лица, осуществляющие оперативное хранение дел до передачи их в ведомственный архив. Организация справочной работы по документам, хранящимся в делопроизводстве. Порядок выдачи дел и документов во временное пользование, учет выдачи.
Тема 9. Подготовка документов к передаче в архив организации
Состав мероприятий при подготовке дел к передаче в архив организации: проведение экспертизы ценности документов, оформление дел, составление актов о выделении к уничтожению документов и дел, срок хранения которых истек.
Понятие, назначение и методы проведения экспертизы ценности документов, проводимой в делопроизводстве; ее этапы, принципы и критерии. Организация работы центральной экспертной комиссии (ЦЭК) или экспертной комиссии (ЭК) организации (структурного подразделения). Положение о ЦЭК (ЭК). Результаты экспертизы ценности документов. Понятие о полном и частичном оформлении дел. Порядок оформления дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения. Правила нумерации листов дела; составления заверительной надписи дела; внутренней описи; подшивки (переплета) дела; окончательного оформления обложки дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения. Определение описи по ГОСТ 16487-83. Описи на дела, подготовленные к передаче в ведомственный архив. Необходимость составления отдельных описей на различные категории дел, их отличие. Правила составления, оформления, согласования и утверждения описи дел структурного подразделения. Возможность использования в качестве описей дел временного (до 10 лет) хранения номенклатуры дел. Порядок передачи дел в ведомственный архив.
Понятие годового раздела сводной описи дел организации и законченной описи дел. Акт о выделении к уничтожению документов как результат проведения экспертизы ценности документов в делопроизводстве. Правила составления, оформления, согласования и утверждения актов. Порядок подготовки дел к уничтожению. Внесение в акт данных, подтверждающих факт сдачи дел на уничтожение.
Тема 10. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию
Документы, регламентирующие порядок работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
Понятие о сведениях ограниченного распространения.
Подразделения и должностные лица, осуществляющие организацию работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию. Контроль за неразглашением конфиденциальных сведений. Ответственность за разглашение сведений и организацию работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
Особенности приема и регистрации документов, содержащих конфиденциальную информацию.
Правила печатания и размножения документов, содержащих конфиденциальную информацию.
Правила формирования исполненных документов в дела, установления сроков хранения, экспертизы ценности документов. Особенности оформления дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения.
Порядок использования документов, содержащих конфиденциальную информацию, обеспечение их сохранности, проверка их наличия, оформление акта по результатам проверки.
Тема 11. Организация работы с обращениями граждан
Понятие о предложении, заявлении, жалобе. Основные нормативные документы, регламентирующие ведение делопроизводства по обращениям граждан: закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан», Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях и на предприятиях.
Личная ответственность руководителей за организацию делопроизводства по обращениям граждан.
Структурные подразделения и должностные лица, осуществляющие работу с обращениями граждан, их функции, права и обязанности.
Организация приема поступающих письменных обращений граждан, необходимость их обособленной регистрации, особенности состава регистрационного индекса. Форма РКК, применяемая при регистрации обращений граждан, состав ее реквизитов, правила заполнения, количество экземпляров.
Организация личного приема граждан, необходимость регистрации письменных и устных обращений граждан по установленным правилам.
Построение регистрационной картотеки.
Понятие повторного обращения, особенности его регистрации и рассмотрения. Правила рассмотрения обращений граждан.
Направление на рассмотрение согласно резолюции и организация рассмотрения. Сроки исполнения обращений граждан. Особенности организации справочной работы по обращениям граждан. Виды справочных картотек. Особенности организации контроля за своевременным исполнением обращений граждан, порядок снятия с контроля, проставление отметки об исполнении и направлении документа в дело.
Особенности регистрации документов-ответов на обращения граждан, состав регистрационного индекса.
Автоматизированная регистрация и контроль исполнения обращений граждан.
Организация анализа поступающих обращений граждан, его основные цели. Составление аналитических справок, статистических отчетов, докладных записок и т. д.
Особенности формирования дел, содержащих обращения граждан и документы по их исполнению; необходимость централизованного формирования таких дел; сроки их хранения.
Экспертиза ценности, критерии отбора таких дел на постоянное и временное (свыше 10 лет) хранение.
Передача дел, содержащих обращения граждан и документы по их исполнению, в ведомственный архив.
Тема 12. Организация работы с документами по личному составу
Структурные подразделения и лица, осуществляющие делопроизводство по кадрам.
Состав документов, обеспечивающих документирование работы с кадрами.
Порядок ведения делопроизводства при приеме на работу: особенности оформления автобиографии, заполнения личного листка по учету кадров и дополнения к нему. Составление проекта приказа, порядок его визирования, подписания, регистрации, ознакомления с ним. Необходимое количество экземпляров приказа. Порядок вступления приказа в силу.
Приказ о приеме на работу - основание для заполнения личной карточки работника формы Т-2, открытия лицевого счета в бухгалтерии, оформления трудовой книжки или внесения записи в нее. Правила заполнения титульного листа трудовой книжки и раздела «Сведения о работе».
Формирование личного дела работника. Состав документов личного дела. Необходимость составления внутренней описи при первоначальном оформлении личного дела. Оформление обложки личного дела, порядок присвоения индекса делу. Регистрация личного дела в алфавитной книге. Правила последующего формирования личного дела.
Виды переводов, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь; условия их осуществления. Порядок ведения делопроизводства при переводе на другую работу. Составление, оформление, визирование заявления о переводе на другую работу. Порядок составления, оформления, визирования, подписания приказа о переводе на другую работу, его регистрации и ознакомления с ним работника. Необходимое количество экземпляров приказа. Помещение в личное дело заявления о переводе на другую работу, копии приказа, внесение записей в личную карточку и трудовую книжку.
Порядок ведения делопроизводства при увольнении работника. Порядок составления, оформления и визирования заявления об увольнении. Порядок составления, оформления, визирования, подписания и регистрации приказа об увольнении, порядок ознакомления с ним работника, вступление приказа в силу. Необходимое количество экземпляров приказа. Внесение сведений об увольнении в личную карточку и трудовую книжку.
Порядок ведения делопроизводства при предоставлении отпусков. Виды отпусков. Порядок составления, оформления, визирования, подписания графика отпусков, заявления о предоставлении отпуска, приказа о предоставлении отпуска, регистрации приказа, ознакомления с ним работника. Необходимое количество экземпляров приказа. Внесение сведений об отпуске работника в личную карточку.
Порядок ведения делопроизводства при поощрении работников. Порядок составления, оформления, визирования, подписания представления и приказа о поощрении. Внесение сведений о поощрениях в трудовую книжку работника.
Порядок ведения делопроизводства при наложении дисциплинарных взысканий. Порядок составления и оформления работником объяснительной записки. Порядок составления и оформления докладной записки руководителем структурного подразделения. Порядок составления, оформления, визирования, подписания и регистрации приказа о наложении дисциплинарного взыскания. Ознакомление работника с приказом. Необходимое количество экземпляров приказа.
Порядок ведения трудовых книжек, вкладышей к ним и дубликатов в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников.
Правила оперативного хранения личных дел работников.
Подготовка личных дел к передаче в ведомственный архив. Особенности оформления личных дел при подготовке их к передаче в ведомственный архив. Порядок проведения экспертизы ценности документов по личному составу.
Тема 13. Организация работы с электронными документами
Закон Республики Беларусь «Об электронном документе» - основной нормативный правовой акт, регламентирующий правовые основы применения электронного документа в республике. Понятие об электронном документе, его структура и формы представления. Сфера обращения электронного документа. Оригиналы и копии электронных документов, порядок их удостоверения. Понятие об электронной цифровой подписи, ее назначение. Юридическая сила электронного документа.
Требования к порядку создания, обращения и архивного хранения электронных документов, устанавливаемые СТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения».
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Нормативные правовые акты
Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 "Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (утвержден и введен в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2004 г. № 69. Взамен СТБ 6.38-95).
Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Постановление Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь
18 августа 2017 г. № 167 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4»
ГОСТ 16487-83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ 9327-60. Бумага и изделия из бумаги.
Закон Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» № 323-3 от 25.11.2011.
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З "Об информации, информатизации и защите информации", с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Беларусь от 4 января 2014 года № 102-З, от 11 мая 2016 года № 362-З.
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.01.2014, 2/2100; 17.05.2016, 2/2360.
Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан» № 407-ХШ от 06.06.1996 (в ред. № 310-3 от 01.11.2004).
Закон Республики Беларусь «Об электронном документе» № 375-3 от 10.01.2000.
Инструкция о периодичности создания архивных копий информационных ресурсов и порядке их передачи на государственное хранение: [утв. постановлением Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь № 12 от 24.03.2000].
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников: [утв. постановлением Министерства Труда Республики Беларусь № 30 от 9.03.1998 (в ред. №72 от И.05.2000)].
Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников: [утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь № 2 от 26.03.2004 (по состоянию на 21.10.2004)].
Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь: [утв. постановлением Министерства юстиции №4 от 19.01.2009].
Инструкция о режиме доступа к документам, содержащим информацию, относящуюся к тайне личной жизни граждан: [утв. приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь № 21 от 3.07.1996].
Инструкция по оформлению документов с использованием компьютерных технологий в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь: [утв. постановлением Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь № 27 от 24.07.2003].
Методические рекомендации по передаче электронных документов в ведомственный архив: [утв. директором Белорусского научно-исследовательского центра электронной документации 03.02.2003].
Методические рекомендации по подготовке сопроводительной документации электронных документов при передаче их на государственное хранение: [утв. приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь № 36 от 18.10.2002].
Методические рекомендации по применению нормативно-правовых основ в целях обеспечения сохранности электронных документов: [утв. председателем Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь 27.12.2000].
Методические рекомендации по проведению экспертизы ценности электронных документов и подготовке их к передаче на государственное хранение: [утв. председателем Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь 16.02.2001].
Методические указания по практическому применению СТБ 6.38-2004 «Унифицированная система документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [авт.-разр. Э.Н. Давыдова, Н.А. Камполе, А.Е. Рыбаков].- Минск, 2005.
ОКРБ 004-2001. Органы государственной власти и управления. ОКРБ 010-95. Унифицированные документы.
ОКРБ 018-2003. Юридические лица и индивидуальные предприниматели. Основные правила работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь [ авт.-разраб. С.В. Жумарь и др.].- Минск, 1997.
«Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 010-95 «Унифицированные документы», утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 29 сентября 1995 г. № 10 (далее – ОКУД).»
Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения / авт.-сост. С.В. Жумарь [и др.].- Минск, 2001.
Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций Республики Беларусь по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально-техническому обеспечению, административно-хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения / авт.-разр. С.В. Жумарь [и др.].- Минск, 2007.
Положение о Национальном архивном фонде Республики Беларусь: [утв. Указом Президента Республики Беларусь № 373 от 20.11.1996].
Положение о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь: [утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1172 от 31.07.2000].
Положение о порядке проставления ограничительного грифа «Для служебного пользования» и ведения делопроизводства по документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783) Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.08.2014, 5/39265.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях» № 60 от 17.01.2008.
Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786, с дополнениями и изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2015 г. № 836).
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 5, 5/35055.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения "О порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь"» № 1172 от 31.07.2000.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан» № 544 от 26.05.2005.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о коммерческой тайне № 670 от 6.11.1992».
Правила учета и передачи электронных (машиночитаемых) документов на негосударственное хранение: [утв. приказом Председателя Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь № 8 от 3.04.1997].
Примерная инструкция по работе с машиночитаемыми документами в организациях, на предприятиях и ведомственных архивах Республики Беларусь: [утв. Председателем Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь 26.07.1996].
СТБ 1176. 1-99. Информационная технология. Защита информации. Процедура выработки и проверки электронной цифровой надписи. СТБ 1176. 2-99. Информационная технология. Защита информации. Функции кэширования.
СТБ 1221-2000. Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения.
СТБ 6.38-2004. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» № 498 от 15.10.2007. Указ Президента Республики Беларусь «Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь» № 357 от 28.06.2000.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм // Архивы и делопроизводство. 2008. № 1.
СТБ 1176. 1-99. Информационная технология. Защита информации. Процедура выработки и проверки электронной цифровой надписи. СТБ 1176. 2-99. Информационная технология. Защита информации. Функции кэширования.
СТБ 1221-2000. Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения.
СТБ 6.38-2004. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.
Указ Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» № 498 от 15.10.2007.
Указ Президента Республики Беларусь «Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь» № 357 от 28.06.2000.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Утвержденные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм // Архивы и делопроизводство. 2008. № 1.
ЛИТЕРАТУРА
Альбом форм организационно-распорядительных документов / авт.-разр. Э.Н. Давыдова [и др.].- Минск, 2002.
Андреева, В.И. Делопроизводство / В.И. Андреева. 6-е изд., перераб. и доп.- М., 2000.
Быкова, Т.А. Подготовка совещаний и собраний: практ. пособие / Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецов.- М., 2000.
Давыдова, Э.Н. Делопроизводство: учеб.-практ. руководство / Э.Н. Давыдова, А.Е. Рыбаков. -Минск, 2002.
Давыдова, Э.Н. История и организация делопроизводства в Беларуси / Э.Н. Давыдова, А.Е. Рыбаков. - Минск, 1999.
Делопроизводство. Организация и технологии документационного обеспечения управления: учеб. / Т.В. Кузнецова [и др.]; под ред. Т.В. Кузнецовой.- М., 2000.
Документы и делопроизводство: справ, пособие / Т.В. Кузнецова [и др.]; сост. М.Т. Лихачев. -М., 1991.
Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство: учеб.пособие. / М.В. Кирсанова. 2-е изд.. испр. -М., 2001.
Кузнецов, С.Л. Делопроизводство на компьютере / С.Л. Кузнецов.- М., 1999.
Кузнецова, Т.В. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления / Т.В. Кузнецова.-М., 1999.
Паневчик, В.В. Делопроизводство. Документационное и оргтехническое обеспечение управления: учеб.пособие / В.В. Паневчик, В.В. Акулич, С.В. Некраха / под. ред. В.В.Паневчика.- Минск: БГЭУ, 2008.
Румынина, Л.А. Делопроизводство: учеб. / Л.А. Румынина.- М., 2001.
Теория и практика референтской деятельности: учеб, пособие / О.Я. Гой-хман [и др.]; под ред. О.Я. Гойхмана. -М., 1999.
Рыбаков, А.Е. Основы делопроизводства: учеб. пособие/ А.Е. Рыбаков.-Минск: РИПО, 2007.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
1. Основные понятия и терминология документационного обеспечения управления. Нормативно-методическое обеспечение документационного обеспечения управления.
2. Классификация документов и документной информации.
3. Унификация и стандартизация документов, унифицированные системы, международная стандартизация управленческой документации. Форматы бумаги.
4. Национальная стандартизация управленческой документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Схема расположения реквизитов, правила их оформления.
5. Бланки документов, виды бланков, состав реквизитов и варианты их расположения. Особенности изготовления и использования гербовых бланков.
6. Документирование организационной деятельности. Характеристика организационных документов и особенности их оформления.
7. Документирование распорядительной деятельности. Характеристика распорядительных документов и особенности их оформления.
8. Характеристика разновидностей деловых писем, правила их оформления. Особенности переписки с иностранными корреспондентами.
9. Характеристика и особенности оформления справочно-информационных документов, оформляемых на общем бланке.
10. Копии документов, правила их оформления, изготовления, заверения и порядок выдачи.
11. Служба документационного обеспечения управления (СДОУ), структура и функции. Положение о СДОУ, организация и условия труда ее работников.
12. Понятие документооборота, его состав, объем. Основные принципы организации документооборота, анализ структуры и методы сокращения документооборота.
13. Прием и обработка входящих документов. Порядок оформления реквизита «Резолюция». Определение исполнителя документа в соответствии с резолюцией руководства. Способы доставки документов в структурные подразделения.
14. Регистрация документов, ее задачи и цели. Категории документов, подлежащих и не подлежащих регистрации. Системы регистрации, применяемые в организациях; факторы, определяющие их выбор.
15. Порядок прохождения исходящих и внутренних документов в процессе их подготовки. Индивидуальные и типовые сроки исполнения. Порядок согласования проекта документа с должностными лицами, структурными подразделениями, общественными и сторонними организациями.
16. Организация контроля исполнения документов в условиях традиционной обработки документов. Технология проведения контрольных операций. Порядок снятия документа с контроля.
17. Роль и значение номенклатуры дел. Порядок ее составления, оформления и согласования.
18. Формирование и оперативное хранение дел.
19. Подготовка документов к передаче в архив организации.
20. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию.
21. Организация работы с письменными и устными обращениями граждан.
22. Порядок ведения делопроизводства при приеме на работу сотрудников.
23. Формирование личного дела работника. Состав документов личного дела и их оформление.
24. Порядок ведения делопроизводства при переводе сотрудника на другую работу, предоставлении отпуска, поощрении и увольнении.
25. Порядок ведения трудовых книжек, вкладышей к ним и дубликатов. Правила оперативного хранения личных дел работников. Подготовка личных дел к передаче в ведомственный архив.
26. Организация работы с электронными документами.
27. Основные задачи, функции, права, ответственность службы документационного обеспечения управления. Типовые структуры службы документационного обеспечения управления.
28. Принципы систематизации документов внутри дела. Понятие и организация экспертизы ценности документов. Организация работы экспертной комиссии.
29. Передача дел на государственное хранение, единые требования к оформлению и хранению документов.
30. Роль секретаря в организации информационного и документационного обеспечения управления. Место секретаря-референта в структуре управления, требования к секретарю-референту.
31. Понятие о стандартизации. Международные стандарты в области документирования управленческой деятельности.
32. Номенклатура дел организации передающей и не передающей документы на государственное хранение. Составление заголовков дел. Определение сроков хранения дел.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ практических заданий
Задание № 1
Составить письмо о бронировании мест в гостинице «Беларусь» для участников конгресса по экологии из Гомеля. Недостающую информацию и реквизиты дополнить самостоятельно.
Задание № 2
Составить письмо-запрос в адрес ЗАО «Риверсайт» с просьбой поставить 5 лазерных принтеров модели EPL –5200 с указанием цены и срока поставки. Обратиться с просьбой подтвердить предложение до 1 января будущего года. Недостающую информацию и реквизиты дополнить самостоятельно.
Задание № 3
Перечислить документы, включаемые в состав личного дела. Заполнить форму внутренней описи документов личного дела на служащего (руководителя или специалиста) по вашей будущей специальности.
Задание № 4
Оформить бланк письма, используя следующие данные:
1) наименование организации – государственное учреждение «Республиканский центр информационных технологий» (ГУ «РЦИТ»);
2) наименование вышестоящей организации – «Министерство связи и информатизации Республики Беларусь»;
3) почтовый адрес – 220090, г.Минск, ул.Кольцова,119;
4) коммуникационные и коммерческие данные – тел.281-17-19, факс 281-17-19; расчетный счет № 0000000000000 ОАО «Белинвестбанк» г.Минска, код 741.
Задание № 5
Оформить общий бланк, используя следующие данные:
1) наименование организации – частное унитарное предприятие «Амальгама» (ЧУП «Амальгама»);
2)наименование вышестоящей организации – нет;
3) почтовый адрес – 220004, г.Минск, ул.Кирова, 41;
4) коммуникационные и коммерческие данные – тел.281-17-19, факс 281-17-19; расчетный счет № 0000000000000 ОАО «Белинвестбанк» г.Минска, код 741.
Задание № 6
Заполнить данные в трудовую книжку на специалиста при приеме на работу по вашей специальности.
Задание № 7
Создать копию (выписку) приказа о переводе (перемещении) служащего по вашей будущей специальности.
Задание № 8
Создать копию (выписку) приказа об увольнении с работы служащего по вашей будущей специальности.
Задание № 9
Оформить оперограмму подготовки документа.
Задание № 10
Оформить приказ по основной деятельности, используя следующие данные:
1) автор документа – открытое акционерное общество «Арсенал» (ОАО «Арсенал»);
2) текст: «В целях сокращения и оптимизации документооборота в ОАО «Арсенал» ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Утвердить прилагаемый перечень документов, не подлежащих регистрации службой ДОУ. 2.Заведующему канцелярией С.К.Шипуковой представлять сведения о динамике документооборота в ОАО «Арсенал» ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным;
3) подписывает приказ генеральный директор.
Все недостающие реквизиты оформить самостоятельно.
Задание № 11
Составить заявление о переводе на другую работу служащего по вашей будущей специальности. Оформить необходимые визы и резолюцию.
Задание № 12
Составить заявление об увольнении с работы служащего по вашей будущей специальности. Оформить необходимые визы и резолюцию.
Задание № 13
Составить таблицу технологического процесса обработки входящих документов.
Задание № 14
Составить таблицу технологического процесса обработки исходящих документов.
Задание № 15
Составить приказ о приеме служащего в ЗАО «Мирабелла» на должность офис-менеджера с двухмесячным испытательным сроком. Недостающую информацию и реквизиты дополнить самостоятельно.
Задание № 16
Оформить справку с места работы, используя следующие данные:
1) автор документа – государственное учреждение «Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации»;
2) текст: «Жук Ольга Викторовна работает в ГУ «Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации» в должности младшего научного сотрудника отдела комплектования»;
3) справка выдается для предоставления в аспирантуру БГУ;
4) подписывает справку директор центра В.Л.Носевич.
Все недостающие реквизиты оформить самостоятельно.
Задание № 17
Оформить сопроводительное письмо, используя следующие данные:
1) автор письма – Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
2) адресат – Министерство финансов Республики Беларусь;
3) текст: «Направляем на согласование проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении системы оплаты труда работников отраслей, финансируемых из бюджета». Проект постановления просим согласовать до 25.12.2016»;
4) подписывает письмо министр.
Все недостающие реквизиты оформить самостоятельно.
Задание № 18
Составить заявление о предоставлении социального отпуска служащему по вашей будущей специальности.
Задание № 19
Оформить докладную записку, используя следующие данные:
1) адресат – заведующий отделом образования Администрации Первомайского р-на г.Минска К.В.Смирницкий;
2) текст: «По Вашему поручению мною проверена подготовка школы № 12 к началу учебного года. Установлено, что классные помещения снабжены соответствующей мебелью и оборудованием, школа обеспечена необходимыми методическими пособиями. Педагогическим персоналом школа укомплектована»;
3) подписывает докладную записку ведущий специалист отдела образования В.В.Недилько.
Задание № 20
Составить заявление о приеме на работу служащего по вашей будущей специальности.
Задание № 21
Создать копию (выписку) приказа о приеме на работу служащего по вашей будущей специальности.
Задание № 22
Оформить акт, используя следующие данные:
1) заголовок: «О списании имущества»;
2) текст: «Основание: приказ директора завода от 22.07.2016 № 96 «О проведении инвентаризации».
Составлен комиссией: председатель – начальник отдела снабжения А.И.Петров. Члены комиссии: инженер завода В.Н.Белькевич, заведующий складом К.С.Сидоренко»;
3) В период с 22.07.2016 по 21.08.2016 комиссия провела работу по установлению непригодности к дальнейшему использованию имущества. Комиссия установила, что имущество согласно прилагаемому к акту перечню подлежит списанию из-за непригодности к дальнейшему использованию. Составлен в 2-х экземплярах:1-й экземпляр – в отдел снабжения; 2-й экземпляр – в бухгалтерию»;
4) приложение: перечень имущества на 3л. в 2 экз.;
5) подписывают акт председатель комиссии А.И.Петров, члены комиссии: В.Н.Белькевич, К.С.Сидоренко;
6)утверждает акт заместитель директора открытого акционерного общества «Минский завод «Электроника» С.Н.Пашкевич.
Все недостающие реквизиты оформить самостоятельно.
Задание № 23
Составить таблицу технологического процесса обработки внутренних документов.
Задание № 24
Составить номенклатуру дел РУП «Техносервис», заполнив раздел «Руководство». Известны следующие заголовки дел: приказы по административно-хозяйственным вопросам; штатное расписание предприятия; учредительные документы (устав, учредительный договор); протоколы общих собраний; документы ревизий предприятия органами власти, финансового и налогового контроля (акты, справки, докладные записки); должностные инструкции специалистам, решения, распоряжения местных органов, переписка с АО «Мегом» о выполнении договора по поставкам продукции и др. Недостающую информацию указать самостоятельно.
Задание № 25
Составить схему технологического процесса создания распорядительного документа (определить самостоятельно) по следующей форме:
Маршрут движения документа
№ п/п | Операции | Исполнители | |||
Автор- исполнитель | Непосредственный начальник | Юрисконсульт | Другие | ||
1 | Составление проекта | | | | |
2 | Печатание | | | | |
3 | Согласование | | | | |
4 | Другие | | | | |
Задание № 26
Оформить оперограмму создания и движения приказа по основной деятельности.
Задание № 27
Составить приказ о предоставлении отпуска служащему ЗАО «Звезда» на 24 календарных дня. Недостающую информацию и реквизиты дополнить самостоятельно.
Задание № 28
Оформить выписку из приказа второго пункта, используя следующие данные:
Акционерное общество «Минский часовой завод». Об обеспечении противопожарной безопасности и усиления охраны в период праздничных дней. В целях обеспечения противопожарной безопасности и усиления охраны в период праздничных дней: 1. Провести тщательную уборку территории завода и перевезти в более безопасное место воспламеняющиеся предметы (отв.Косенко Г.П.); 2. Проверить состояние электропроводки, электрооборудования и не позднее чем за 2 часа до окончания работы выключить все рубильники (отв.Петров В.П.); 3. Представить список лиц, пребывание которых обязательно на заводе в праздничные дни (отв.Ефремов В.А.); 4. Контроль за исполнением приказа возложить на зам.начальника административно-хозяйственного отдела завода Кузнецова С.В. Подписывает директор завода.
Все недостающие реквизиты оформить самостоятельно.
Задание № 29
Составить приказ о командировании служащего по вашей специальности в ООО «Космея» для участия в семинаре по обмену опытом. Недостающую информацию и реквизиты дополнить самостоятельно.
Задание № 30
Составить схему построения номенклатуры дел организации.
Задание № 31
Сформулировать заголовки к документам по следующим вопросам:
приказ – создается экспертная комиссия;
письмо – содержит просьбу по вопросу выделения дополнительных финансовых средств;
протокол – заседал координационный совет;
должностная инструкция – руководствоваться инструкцией будет секретарь-референт.
Задание № 32
Оформить реквизит «Адресат» при направлении документа:
всем районным и городским исполнительным комитетам Витебской области;
всем председателям районных и городских исполнительных комитетов Витебской области.
Оформить подписи на документе:
документ подписывают директор предприятия и главный бухгалтер;
документ подписывают Министр юстиции Республики Беларусь и Министр экономики Республики Беларусь.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
на государственном экзамене по специальности
по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления»
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Узнавание отдельных объектов раскрываемого вопроса билета, наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью экзаменаторов. |
2 (два) | Выявление различий объектов раскрываемого вопроса билета, наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью экзаменаторов. |
3 (три) | Воспроизведение части раскрываемого вопроса билета по памяти (фрагментарное перечисление) с существенными ошибками, приводящими к искажению сущности излагаемого материала. |
4 (четыре) | Недостаточно осознанное воспроизведение большей части материала вопроса билета (описание с элементами объяснения) по памяти без глубокого осмысления и логической последовательности с единичными существенными ошибками. |
5 (пять) | Осознанное воспроизведение большей части материала вопроса билета (описание с выделением составных частей) с наличием существенных ошибок. |
6 (шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего материала вопроса билета (развернутое описание и объяснение правил). |
7 (семь) | Полное, прочное знание и осознанное воспроизведение всего материала вопроса билета (развернутое описание, объяснение и обоснование) с единичными несущественными ошибками. |
8 (восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и осознанное воспроизведение всего материала по вопросу билета (развернутое описание и объяснение правил, формулировка выводов, обоснование необходимости) с наличием единичных несущественных ошибок. |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание материала по вопросу в билете. |
10 (десять) | Свободное оперирование материалом по вопросу в билете. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
по выполнению практического задания
на государственном экзамене по специальности
по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления»
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Наличие многочисленных существенных ошибок при оформлении отдельных видов документов, бланков и т.д. |
2 (два) | Оформление отдельных реквизитов, бланков документов и т.д. |
3 (три) | Оформление отдельных реквизитов, отдельных видов документов, бланков и т.д. |
4 (четыре) | Оформление отдельных реквизитов отдельных видов документов, бланков и т.д. с единичными существенными ошибками. |
5 (пять) | Оформление отдельных реквизитов отдельных документов, бланков и т.д. с несущественными ошибками. |
6 (шесть) | Выполнение задания с оформлением отдельных реквизитов, бланков, отдельных видов документов с несущественными ошибками. |
7 (семь) | Самостоятельное и точное выполнение заданий по оформлению отдельных реквизитов, бланков, документов. |
8 (восемь) | Самостоятельное выполнение заданий с использованием всех возможных способов расположения реквизитов, с самостоятельным нанесением всех дополнительных отметок и т.д., с наличием единичных несущественных ошибок. |
9 (девять) | Прочное владение навыками самостоятельной работы по оформлению документов, бланков и реквизитов к ним. |
10 (десять) | Прочное владение навыками самостоятельной работы по составлению, оформлению документов, бланков и реквизитов к ним. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
по учебной дисциплине «Секретарское дело»
Введение
Этапы развития «Секретарского дела».
Дать общее представление об этапах развития делопроизводства.
Назвать исторические этапы развития делопроизводства.
Выделить особенности периодов развития делопроизводства.
Охарактеризовать исторические периоды развития делопроизводства в
Республике Беларусь.
Роль секретаря в современной сфере управления.
Дать понятие роли секретаря в современной сфере управления.
Назвать основные цели и задачи секретаря в сфере управления.
Охарактеризовать роль секретаря при выполнении им основных обязанностей.
Раскрыть сущность секретарского труда при выполнении им основных функций.
Раздел 1. Основы организации труда секретаря
Тема 1.1. Характеристика должностных обязанностей секретаря.
Требования к деловым и личностным качествам секретаря
Деловые и личностные качества секретаря, их характеристика.
Перечислить деловые и личностные качества секретаря.
Раскрыть сущность понятий деловых и личностных качеств секретаря.
Аргументировать необходимость развития деловых и личностных качеств секретаря
Выделить основные качества, которые необходимо развивать современному секретарю.
Должностная инструкция, её структура и назначение.
Дать определение понятия «должностная инструкция».
Охарактеризовать основное назначение должностной инструкции.
Проанализировать основные требования к структуре и тексту должностной инструкции.
Выделить правовое положение работника, которое регламентируется должностной инструкцией.
Тема 1.2. Организация современного офиса. Рабочее место секретаря и руководителя
Требования к организации рабочего места секретаря.
Дать понятие рабочего места секретаря.
Описать зоны рабочего места секретаря и руководителя.
Охарактеризовать рациональную организацию рабочего места секретаря.
Выделить основные требования эргономики к рациональной организации рабочего места секретаря и руководителя.
Значение персонального компьютера (ПК) в работе секретаря. Правила работы за ПК.
Перечислить технические средства, которыми пользуется секретарь в своей работе.
Обосновать значение ПК в работе секретаря.
Выделить рекомендуемое положение за компьютером и меры по профилактике профзаболеваний.
Тема 1.3. Условия труда секретаря
Условия труда секретаря.
Раскрыть понятие о требованиях эргономики к условиям труда секретаря.
Изложить нормы эргономики, эстетики и производственной санитарии.
Раскрыть значение гигиенических требований, предъявляемых к условиям труда секретаря (температуре воздуха, влажности, уровню шума, освещённости).
Прокомментировать нормы рациональности, эстетики и производственной санитарии.
Раздел 2. Профессиональная этика секретарского труда
Тема 2.1. Имидж секретаря
Понятие делового имиджа. Средства создания привлекательного имиджа секретаря.
Дать определение понятия «деловой имидж».
Сформулировать требования к деловому стилю секретаря.
Аргументировать правила использования секретарем одежды делового стиля и необходимость соблюдения правил личной гигиены.
Выделить типичные ошибки при подборе имиджа.
Организация совместной деятельности секретаря и руководителя.
Высказать общее суждение по организации совместной деятельности секретаря и руководителя.
Аргументировать основную задачу секретаря при организации совместной деятельности секретаря и руководителя.
Сформулировать понятие о совместном планировании секретаря и руководителя.
Спрогнозировать возможности избегания конфликтов секретарем на протяжении рабочего дня.
Раздел 3. Планирование работы секретаря
Тема 2.2. Сфера делового общения секретаря. Роль секретаря в создании благоприятного климата в коллективе
Роль секретаря-референта в создании благоприятного климата в коллективе
Перечислить принципы доброжелательной атмосферы в коллективе.
Определить этапы создания доброжелательной атмосферы в коллективе.
Изложить правила и нормы деловой этики, способствующие созданию благоприятного климата в коллективе.
Прокомментировать роль секретаря в создании благоприятного климата в коллективе.
«Технические помощники» секретаря в эффективной организации рабочего времени.
Дать понятие «технические помощники» секретаря, объяснить основное их значение.
Изложить основное значение ПК и других технических средств в эффективной работе секретаря.
Охарактеризовать основные технические средства, которые используются в деятельности секретаря.
Прокомментировать значение технических средств в эффективной организации рабочего времени.
Общие правила организации рабочего времени секретаря.
Дать определение понятия «рабочее время»; охарактеризовать основное правило организации рабочего времени.
Изложить основные правила и факторы, влияющие на рациональную организацию рабочего времени.
Охарактеризовать структуру рабочего дня секретаря.
Прокомментировать особенности планирования рабочего времени секретаря и правила организации рабочего времени.
Примерная схема рабочего дня секретаря.
Высказать общее суждение о примерной схеме типового рабочего дня секретаря.
Объяснить принципы планирования рабочего времени секретаря.
Проанализировать виды планирования рабочего дня секретаря.
Прокомментировать средства, используемые при планировании.
Раздел 4. Бездокументное обслуживание руководителя
Тема 4.1. Работа секретаря по сбору и реферированию информации для руководителя
Работа секретаря по сбору и реферированию информации для руководителя.
Дать понятие о приёмах сбора и обработки информации секретарём для руководителя.
Описать повседневную работу секретаря с информацией для руководителя.
Прокомментировать рекомендуемую форму составления реферата для руководителя.
Аргументировать важность работы секретаря с публикациями, статьями и необходимость записи информации в повседневной работе.
Тема 4.2. Правила ведения телефонных переговоров (телефонный этикет)
Общие правила ведения телефонных разговоров, когда «звонит секретарь»
Назвать основные цели любого телефонного звонка.
Раскрыть сущность правил ведения телефонного разговора.
Прокомментировать требования этикета телефонного разговора, когда «звонит секретарь».
Выделить основные правила телефонного этикета при подведении итогов телефонного разговора.
Общие правила ведения телефонных разговоров, когда «звонят секретарю».
Назвать основное правило телефонного разговора, когда «звонят секретарю».
Сформулировать основную задачу секретаря при работе с телефоном.
Объяснить правила ведения телефонного разговора в случае, когда «звонят секретарю».
Выделить обязательные вежливые фразы окончания телефонного разговора.
Правила приёма и передачи телефонограмм. Примерный образец бланка телефонограммы.
Дать понятие «телефонограммы».
Сформулировать основные правила при передаче телефонограмм.
Проанализировать различия при приёме-передаче телефонограмм.
Выделить особенности приёма-передачи и оформления телефонограмм; прокомментировать примерный образец бланка телефонограммы.
Тема 4.3. Организация работы приёмной. Приём посетителей
Виды приёмов посетителей.
Перечислить виды приёмов посетителей.
Описать виды работы и обязанности секретаря, которые ему необходимо выполнять при организации каждого вида приёма.
Аргументировать основные правила ведения деловой беседы и поведения секретаря при контакте с посетителем.
Выделить основные обязанности секретаря при организации приёма посетителей.
Этика приёма посетителей. Основные правила приёма.
Назвать основные нормы деловой этики при приёме посетителя.
Сформулировать основные правила приёма посетителей.
Раскрыть значение этических правил приёма посетителей.
Выделить для себя основные правила приёма посетителей.
Визитная карточка. Правила её использования при организации приёма посетителей.
Дать понятие определения «визитная карточка».
Объяснить основное значение визитной карточки.
Прокомментировать принципы оформления визитной карточки, сформулировать понятие о видах и размерах визитной карточки.
Выделить виды визитных карточек в зависимости от конкретного случая использования.
Тема 4.4. Подготовка и обслуживание совещаний, заседаний, презентаций
Виды совещаний, их характеристика.
Дать определение понятия «совещание», перечислить виды совещаний.
Сформулировать основную цель проведения совещания, определить его задачи.
Аргументировать основание причины проведения совещания.
Охарактеризовать виды совещаний, порядок их подготовки и проведения.
Основные этапы подготовки совещаний.
Назвать виды совещаний.
Перечислить основные этапы подготовки совещаний.
Охарактеризовать функции секретаря при подготовке запланированного совещания.
Выделить производственные условия, которые необходимо учесть при подготовке совещаний.
Функции секретаря при подготовке оперативного совещания.
Дать понятие «оперативное совещание».
Сформулировать основную цель подготовки оперативного совещания.
Охарактеризовать круг обязанностей секретаря при организации оперативного совещания у руководителя.
Прокомментировать актуальность оперативного совещания и порядок его проведения.
Функции секретаря при подготовке планового совещания с большим числом участников.
Назвать виды совещаний.
Сформулировать основную цель и задачи проведения большого совещания.
Охарактеризовать функции секретаря при подготовке планового совещания с большим количеством участников.
Прокомментировать особенности проведения большого планового совещания, порядок его организации и проведения.
Система организации селекторных совещаний.
Дать понятие «селекторное совещание».
Назвать основную цель и задачи проведения селекторного совещания.
Охарактеризовать функции секретаря при подготовке и проведении селекторного совещания, выделить его особенности.
Прокомментировать особенности селекторного совещания.
Подготовка и проведение презентаций
Дать определение понятию «презентация».
Перечислить виды и структуру презентации.
Охарактеризовать функции секретаря при подготовке презентации.
Смоделировать примерный план презентации.
Тема 4.5. Подготовка командировок руководителя
Программа командировки.
Дать понятие о служебной командировке и программе командировки.
Объяснить понятие «фактическое время пребывания в месте командировки».
Выделить действия секретаря при подготовке командировки руководителя.
Обязанности секретаря по организации деловых поездок руководителя.
Дать общее представление о деловых поездках руководителя.
Раскрыть обязанности секретаря при организации деловых поездок руководителя.
Сформулировать основные задачи секретаря при организации деловых поездок руководителя.
Выделить основные обязанности секретаря в отсутствие руководителя и после его возвращения из деловой поездки.
Основные правила составления и оформления командировочных документов.
Дать понятие о командировочных документах.
Определить правила оформления приказа о командировании и командировочного удостоверения.
Проанализировать необходимость издания приказа о командировании.
Выделить основания для издания приказа о командировании.
Раздел 5. Поиск работы
Тема 5.1. Современные способы трудоустройства
Требования к составлению и оформлению резюме.
Назвать современные способы поиска работы.
Изложить правила составления и оформления резюме.
Охарактеризовать современные способы трудоустройства, особенности составления резюме.
Выделить значение основных видов документов при современном трудоустройстве.
Основные правила составления и оформления сопроводительного и рекомендательного писем.
Дать понятие о сопроводительном и рекомендательном письмах.
Определить основное значение сопроводительного и рекомендательного писем при трудоустройстве.
Проанализировать особенности составления и оформления рекомендательного письма.
Выделить основные требования к составлению и оформлению сопроводительного и рекомендательного писем.
Тема 5.2. Собеседование. Адаптация на новом рабочем месте
Собеседование. Адаптация на новом рабочем месте.
Дать понятие о подготовке к собеседованию.
Назвать рекомендации по адаптации работников на новом рабочем месте.
Проанализировать рекомендации по подготовке к собеседованию, внешнему виду и поведению во время собеседования.
Прокомментировать особенности ситуаций, возникающих во время собеседования.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
нормативные правовые акты
Об обращениях граждан: Закон Республики Беларусь от 06.06.1996 в ред. Законов Республики Беларусь от 01.11.2004 № 240-3 // Национальный реестр правовых актов Республик Беларусь. 2004. № 189, 2/1089.
О Национальном архивном фонде и архивах в Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 06.10.1994 № 3277- XII в ред. Законов Республики Беларусь от 06.01.1999 № 236-34 от 22.12.2005 № 76-3; от 29.06. 2006 № 137-3; от 07.05.2007 № 212-3; от 10.05.2007 № 226-3; от 26.12.2007 № 300-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001.№2/446.
Об упорядочении изготовления, использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь от 28.07.2000 № 357 в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 04.10.2004 № 428; от 12.01.2007 № 23 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.2004. №157, 1/5906.
Об утверждении положения о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь и внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 07.08.1995 № 424: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2000 №1172 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 5/3742.
Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».- Минск: Госстандарт, 2016.
Инструкция по оформлению документов с использование компьютерных технологий в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительства Республики Беларусь [утв. Постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 24.07.2003 № 27] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 8/9867.
Методические указания по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [утв. приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 16.09.2005 № 41].
Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Постановление Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83
Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь
18 августа 2017 г. № 167 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4»
Основные правила работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь [утв. Решением Коллегии Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 30.04.1997 №5] // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 8/6918.
Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь: [утв. Постановление Министерства Юстиции РБ 19.01.2009г. №4].
Унифицированная система организационно распорядительной документации: унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм [утв. Приказом Директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиций Республики Беларусь от 14.05.2007 №25].
ЛИТЕРАТУРА
Альбом форм ОРД / Э.Н. Давыдова, П.А. Левчик, А.Е. Рыбаков, А.С. Терехов. 4-е изд., перераб.- Минск, 2006.
Быкова Т.А. Подготовка совещаний и собраний: практическое пособие / Т.А. Быкова, Т.В. Кузнецов,- М., 2000.
Давыдова Э.Н. История и организация делопроизводства в Беларуси / Э.Н. Давыдова, А.Е. Рыбаков,- Минск, 1999.
Демин, Ю.М. Секретарское дело: Универсальный справочник / Ю.М.Демин. - М., 2003.
Кравченя Э.М. Настольная книга секретаря-референта / Э.М. Кравченя.- Минск, 2004.
Меняев М.Ф. Информационные технологии управления / М.Ф. Меняев.- М., 2003.
Паневчик, В.В. Делопроизводство / В.В. Паневчик. -Минск, 2003.
Паневчик, В.В. Секретарское дело: Практическое пособие / В.В.Паневчик, С.В.Некраха, В.В.Акулич.- Минск, 2005.
Паневчик, В.В. Делопроизводство. Документационное и оргтехническое обеспечение управления / В.В. Паневчик, С.В.Некраха.- Минск, БГЭУ, 2008.
Пешкова Г.Д. Секретарское дело / Г.Д. Пешкова, -Минск, 2010.
Рогожин М.Ю. Настольная книга секретаря-референта: учебно-практическое пособие / М.Ю. Рогожин.- М., 2004.
Рыбаков, А.Е. Основы делопроизводства / А.Е.Рыбаков.- Минск, 2007.
Славинская, О.В. Секретарское дело / О.В. Славинская. - Минск, 1999.
Шейнов, В.П. Секретарь: практическое пособие / В.П. Шейнов.- Минск, 2003.
Янкович Ш.А. Управление офисом: Учебное пособие.- М, 2006.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
Этапы развития секретарского дела.
Роль секретаря в современной сфере управления.
Деловые и личностные качества секретаря, их характеристика.
Должностная инструкция, её структура и назначение.
Требования к организации рабочего места секретаря.
Значение персонального компьютера (ПК) в работе секретаря. Правила работы за ПК.
Условия труда секретаря.
Технические «помощники» секретаря в эффективной организации рабочего времени.
Понятие «имидж». Средства создания привлекательного имиджа секретаря.
Организация деятельности секретаря и руководителя.
Роль секретаря-референта в создании благоприятного климата в коллективе.
Общие правила организации рабочего времени секретаря.
Примерная схема рабочего дня секретаря.
Работа секретаря по сбору и реферированию информации для руководителя.
Общие правила ведения телефонных разговоров, когда «звонит секретарь».
Общие правила ведения телефонных разговоров, когда «звонят секретарю».
Правила приёма и передачи телефонограммы. Примерный образец бланка телефонограмм.
Виды приёмов посетителей.
Этика приёма посетителей. Основные правила приёма.
Визитная карточка. Правила её использования при организации приёма посетителей.
Виды совещаний, их характеристика.
Основные этапы подготовки совещаний.
Функции секретаря при подготовке оперативного совещания.
Функции секретаря при подготовке планового совещания с большим количеством участников.
Система организации селекторных совещаний.
Подготовка и проведение презентаций.
Понятие «служебная командировка». Программа командировки.
Обязанности секретаря при организации деловых поездок руководителя.
Основные правила составления и оформления командировочных документов.
Требования к составлению и оформлению резюме.
Основные правила составления и оформления сопроводительного и рекомендательного писем.
Собеседование. Адаптация на новом рабочем месте.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
на государственном экзамене по специальности
по учебной дисциплине «Секретарское дело»
Отметка в баллах | Показатели оценки |
1 (один) | Узнавание части вопроса билета, осуществление умственных и практических действий по образцу (составление плана расположения предложенного в задании оборудования приемной и т.д.); наличие отдельных существенных ошибок. |
2 (два) | Различие терминов и определений, осуществление умственных и практических действий по образцу (составление плана расположения предложенного в задании оборудования приемной и т.д.); наличие отдельных существенных ошибок. |
3 (три) | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментный пересказ и перечисление элементов рабочего места секретаря и т.д.); осуществление умственных и практических действий по образцу (составление плана расположения предложенного в задании оборудования приёмной и т.д.); наличие отдельных существенных ошибок. |
4 (четыре) | Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения зон приёмной, элементов оборудования каждой зоны и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (составление плана расположения предложенного в задании оборудования с предварительным распределением его по зонам и т.д.); наличие единичных существенных ошибок. |
5 (пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание всех зон приёмной с перечислением элементов оборудования каждой зоны и т.д.); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (составление плана расположения предложенного в задании оборудования с предварительным распределением его по зонам и т.д.); наличие несущественных ошибок. |
6 (шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение современных концепций оформления офиса, стилей, дизайна кабинета, выбора оборудования в зависимости от стиля и т.д.); выполнение заданий по образцу, на основе предписаний (составление расположения предложенного в задании оборудования с предварительным распределением его по зонам и т.д.); наличие несущественных ошибок. |
7 (семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развёрнутое описание и объяснение современных концепций оформления офиса, стилей, дизайна кабинета, анализ выбора оборудования, технических средств управления, необходимых в работе секретаря и т.д., недостаточно самостоятельное выполнение заданий по составлению рационального плана расположения предложенного оборудования по зонам и т.д.); наличие единичных несущественных ошибок. |
8 (восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материла; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развёрнутое описание и объяснение современных концепций оформления офиса, подходов к их решению, подтверждённое примерами; аргументов выбора мебели, технических средств управления для оборудования приёмной и т.д.; самостоятельное выполнение заданий по составлению рационального плана расположения предложенного в задании оборудования с добавлением некоторых дополнительных элементов и т.д.); наличие единичных несущественных ошибок. |
9 (девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материла; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение знаний и умений при составлении плана рационального расположения самостоятельно откорректирован- ного списка оборудования каждой зоны приёмной с учетом выбранного стиля, дизайна кабинета и с наличием действий и операций творчес-кого характера и т.д.). |
10 (десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (составление плана расположения оборудования кабинета с выбором стиля, дизайна; выполнение творческих работ и заданий по созданию электронной презентации оборудования приёмной и т.д.). |
45