СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточная аттестация по обществознанию 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец варианта контрольной работы на промежуточной аттестации по предмету «Обществознание» 11 класс.

Содержательная часть состоит из 25 заданий и  содержит задания базового и повышенного уровней сложности  и обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по курсу, изучаемому в 11 классе. Составлена в формате ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Промежуточная аттестация по обществознанию 11 класс»

Образец варианта контрольной работы на промежуточной аттестации по предмету «Обществознание» 11 класс.

Содержательная часть состоит из 25 заданий и содержит задания базового и повышенного уровней сложности и обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по курсу, изучаемому в 11 классе. Составлена в формате ЕГЭ по обществознанию.

1. Задание Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ВИД СО­ЦИ­АЛЬ­НО­ГО ОТНОШЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Социальное взаимодействие

Достаточно ре­гу­ляр­ные взаимообусловленные со­ци­аль­ные действия субъектов, на­прав­лен­ные друг на друга

Социальный ...

Поведение индивидов, групп при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взглядов

Пояснение.

Социальный кон­фликт − по­ве­де­ние индивидов, групп при столк­но­ве­нии их не­сов­ме­сти­мых взглядов.

 

Ответ: конфликт.

Ответ: конфликт

3762

конфликт

Предметная область: Социальные отношения. Социальный конфликт

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

2. Задание Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Выборы депутатов, избирательное право, списки по­ли­ти­че­ских партий, тайное голосование, избирательная кампания.

Пояснение.

Избирательное право — 1) (в объ­ек­тив­ном смысле) си­сте­ма правовых норм, ре­гу­ли­ру­ю­щих порядок фор­ми­ро­ва­ния выборных органов, т. е. из­би­ра­тель­ную систему; яв­ля­ет­ся одним из ин­сти­ту­тов конституционного права; 2) (в субъ­ек­тив­ном смысле) право граж­да­ни­на избирать и из­би­рать­ся (различаются со­от­вет­ствен­но активное из­би­ра­тель­ное право и пас­сив­ное избирательное право); одно из ос­нов­ных конституционных прав граждан, от­но­сит­ся к груп­пе политических прав.

 

Ответ: из­би­ра­тель­ное право.

Ответ: из­би­ра­тель­ноеправо

4028

из­би­ра­тель­ноеправо

Предметная область: Политика. Избирательная кампания в Российской Федерации, Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.

3. Задание Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания.

1) представление

2) измерение

3) выдвижение гипотез

4) эксперимент

5) восприятие

6) эмпирическое описание

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Восприятие и представление — это формы познания, поэтому они «выпадают» из общего ряда..

 

Ответ: 15.

Ответ: 15

9154

15

4. Задание Выберите вер­ные суж­де­ния о чув­ствен­ном по­зна­нии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Чувственное по­зна­ние при­су­ще всем живым существам.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся восприятие.

3) Чувственное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о предмете.

4) Чувственное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изучения.

5) Исходным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощущение.

Пояснение.

Вид по­зна­ния — чувственное. В нем участ­ву­ют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чув­ствен­но­го познания:

1) Ощущение — от­ра­же­ние отдельных свойств предмета и ка­честв окружающего мира, ко­то­рые непосредственно воз­дей­ству­ют на ор­га­ны чувств (стол — холодный).

2) Восприятие — це­лост­ный образ пред­ме­та (стол — холодный, гладкий, теплый).

3) Представление — чув­ствен­ный образ предмета, со­хра­ня­е­мый в па­мя­ти (с за­кры­ты­ми глазами).

Ученые, счи­та­ю­щие основным ис­точ­ни­ком знаний чув­ствен­ный опыт — эм­пи­ри­ки (Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

Сенсуализм — течение, со­глас­но которому ощу­ще­ние и вос­при­я­тие являются ос­нов­ны­ми формами по­зна­ния (Локк, Кандильяк).

Особенности чув­ствен­но­го познания: от­ра­жа­ет только при­зна­ки предметов, пассивное, че­ло­век не спо­со­бен изменить чувства , нель­зя постичь сущ­но­сти предметов и их свойств.

 

1) Чув­ствен­ное по­зна­ние при­су­ще всем живым су­ще­ствам — нет, неверно.

2) Одной из форм чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся вос­при­я­тие — да, верно.

3) Чув­ствен­ное по­зна­ние дает пол­ное и ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред­ме­те — нет, неверно, толь­ко вме­сте с рациональным.

4) Чув­ствен­ное по­зна­ние в срав­не­нии с ра­ци­о­наль­ным глуб­же и точ­нее от­ра­жа­ет пред­мет изу­че­ния — нет, неверно.

5) Ис­ход­ным эле­мен­том чув­ствен­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся ощу­ще­ние — да, верно.

 

Ответ: 25.

Ответ: 25|52

8060

25|52

5. Задание Установите соответствие между примерами проявления и глобальными проблемами, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ПРОЯВЛЕНИЯ

 

ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

А) разрушение озонового слоя

Б) истощение запасов минеральных ископаемых

В) опустынивание

Г) масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые

Д) долговая ловушка развивающихся стран

 

1) экологическая

2) «Север–Юг»

3) сырьевая

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

А) разрушение озонового слоя - экологическая

 

Б) истощение запасов минеральных ископаемых сырьевая

 

В) опустынивание - экологическая

 

Г) масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые - "Север-ЮГ"

 

Д) долговая ловушка развивающихся стран - "Север-ЮГ"

 

Ответ: 13122

Ответ: 13122

10922

13122

6. Задание Глава государства М выступил перед парламентом страны. В своём выступлении он отметил, что страна вступила в постиндустриальный этап развития общества. Какие из предложенных суждений могут быть использованы для подтверждения его мнения? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В структуре экономики страны главным фактором производства является информация.

2) На производственных предприятиях широко применяются наукоёмкие технологии.

3) В государстве зарождается массовая культура.

4) Наибольший вклад в экономику вносят добыча и переработка природных ископаемых, т. е. добывающая промышленность.

5) Более 60 % населения страны заняты в сфере услуг.

6) Приоритетное влияние на общественное развитие оказывают такие социальные институты, как церковь и армия.

Пояснение.

Постиндустриальное

информационное

1.знания, информация, высокие технологии

2.компьютеризация, широкое применение машинной техники

3. преобразование окружающей среды

4. интенсивный путь развития

5. интеллектуальные продукты ( программы, изобретения)

6.индивидуализм

7.снижение

8. главное- образование, наука

9. стремление к правовому государству и гражданскому обществу, отношения личности и государства строятся на взаимной ответственности, высокая мобильность

 

Ответ: 125

Ответ: 125

11145

125

7. Задание N — жи­тель со­вре­мен­но­го мегаполиса, участ­ник раз­но­об­раз­ных эко­но­ми­че­ских отношений. Какие от­но­ше­ния свя­за­ны с по­лу­че­ни­ем N до­хо­дов от ис­поль­зо­ва­ния собственности? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) N упла­тил налог на дарение

2) N по­лу­чил ди­ви­ден­ды по при­над­ле­жа­щим ему цен­ным бумагам

3) Соседи воз­ме­сти­ли N ма­те­ри­аль­ный вред, причинённый квартире, собственником ко­то­рой он является

4) Банк на­чис­лил N про­цен­ты по вкладу

5) N сде­лал обес­пе­чи­тель­ный взнос по до­го­во­ру арен­ды коттеджа

6) N про­дал при­над­ле­жа­щий ему лег­ко­вой автомобиль

Пояснение.

1) N упла­тил налог на дарение — нет, неверно, расход.

2) N по­лу­чил ди­ви­ден­ды по при­над­ле­жа­щим ему цен­ным бумагам — да, верно.

3) Соседи воз­ме­сти­ли N ма­те­ри­аль­ный вред, причинённый квартире, собственником ко­то­рой он является — нет, неверно, воз­ме­ще­ние ущерба, до­хо­да нет.

4) Банк на­чис­лил N про­цен­ты по вкладу — да, верно.

5) N сде­лал обес­пе­чи­тель­ный взнос по до­го­во­ру арен­ды коттеджа — нет, неверно, расход.

6) N про­дал при­над­ле­жа­щий ему лег­ко­вой автомобиль — да, верно.

 

Ответ: 246.

Ответ: 246

5738

246

Источник:

8. Задание Установите соответствие между характеристиками безработицы и её основными видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ

 

ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ

А) возникает в результате экономического спада

Б) связана с затратами времени на поиск новой работы

В) возникает при первом поиске работы молодёжью

Г) выявляет состояние экономической конъюнктуры, отражающей динамику

рыночной экономики

Д) обусловлена добровольным увольнением работника

 

1) фрикционная

2) циклическая

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

Безработица – наличие лиц, трудоспособного возраста, не имеющих работы, пригодных к ней и ищущих её.

Виды безработицы:

1. Фрикционная – самостоятельное перемещение работника с одного места на другое.

2. Структурная – связана с переквалификацией работников и структурными изменениями в экономике. Фрикционная + структурная = естественная безработица или полная занятость.

3. Циклическая – в условиях кризиса

4. Сезонная

 

 

Ответ: 21121

Ответ: 21121

11147

21121

9. Задание В экономике страны Z высок удельный вес тяжёлой промышленности. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Производство широкого ассортимента сельскохозяйственной продукции.

2) Директивное распределение факторов производства.

3) Централизованное ценообразование.

4) Свободная конкуренция производителей товаров и услуг.

5) Зависимость потребительского рынка от импортных товаров.

6) Господство государственной собственности на средства производства.

Пояснение.

Командная экономика — способ ориентации и управления экономической системой, хозяйством страны, основанный на высоком уровне централизации функций руководства экономикой, применении директивных методов управления, сосредоточении основных видов ресурсов производства в государственной собственности. Командная экономика является противоположностью рыночной экономике, в которой производство, распределение, ценообразование и инвестиции принимаются собственниками средств производства на основе собственных интересов а не согласно всеобъемлющего плана.

1) Производство широкого ассортимента сельскохозяйственной продукции — нет, неверно.

2) Директивное распределение факторов производства — да, верно.

3) Централизованное ценообразование — да, верно.

4) Свободная конкуренция производителей товаров и услуг — нет, неверно.

5) Зависимость потребительского рынка от импортных товаров — нет, неверно.

6) Господство государственной собственности на средства производства — да, верно.

 

Ответ: 236.

Ответ: 236

9757

236

10. Задание

На гра­фи­ке изображено из­ме­не­ние предложения ро­ли­ко­вых коньков на по­тре­би­тель­ском рынке. Что из приведённого ниже могло вы­звать сдвиг кри­вой предложения из по­ло­же­ния S1 в по­ло­же­ние S2 (на гра­фи­ке P — цена товара, Q — ко­ли­че­ство товара)?

1) со­кра­ще­ние количества фирм, про­из­во­дя­щих роликовые коньки

2) внед­ре­ние новых тех­но­ло­гий производства ро­ли­ко­вых коньков

3) рост цен на ком­плек­ту­ю­щие изделия для ро­ли­ко­вых коньков

4) рост та­ри­фов на электроэнергию

5) сни­же­ние налогов на про­из­во­ди­те­лей спортинвентаря

Пояснение.

Неценовые фак­то­ры предложения: цены на ресурсы, на­ло­ги и дотации, цены на дру­гие товары, тех­но­ло­гия производства, число про­дав­цов на рынке, ожи­да­ния изменения цены. Внедрение новых тех­но­ло­гия и снижение налогов приведут к росту пред­ло­же­ния.

1) со­кра­ще­ние количества фирм, про­из­во­дя­щих роликовые коньки — нет, неверно.

2) внед­ре­ние новых тех­но­ло­гий производства ро­ли­ко­вых коньков — да, верно.

3) рост цен на ком­плек­ту­ю­щие изделия для ро­ли­ко­вых коньков — нет, неверно.

4) рост та­ри­фов на электроэнергию — нет, неверно.

5) сни­же­ние налогов на про­из­во­ди­те­лей спортинвентаря — да, верно.

 

Ответ: 25.

Ответ: 25|52

7863

25|52

Источник: РЕШУ ЕГЭ

11. Задание Найдите в приведённом ниже списке формальные негативные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) штраф

2) выговор

3) бойкот

4) взыскание пеней

5) насмешка

Пояснение.

Формальные - официальные, негативные - отрицательные.

 

Ответ: 124.

Ответ: 124

10928

124

12. Задание Среди разных возрастных категорий населения страны N был проведён социологический опрос на тему: «Ожидаете ли Вы улучшения своего материального положения в течение ближайших пяти лет?» Его результаты отражены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Абсолютное большинство населения страны ожидает улучшения своего материального положения.

2) Уровень социального оптимизма наиболее высок в крупных городах.

3) Число тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения во всех группах меньше, чем число тех, кто не ожидает изменений.

4) В сельской местности наименьшую группу составляют те, кто не ожидает изменения своего материального положения.

5) Уровень социального оптимизма в городах выше, чем в сельской местности.

Пояснение.

1) Абсолютное большинство населения страны ожидает улучшения своего материального положения — нет, неверно.

2) Уровень социального оптимизма наиболее высок в крупных городах — да, верно.

3) Число тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения во всех группах меньше, чем число тех, кто не ожидает изменений — нет, неверно.

4) В сельской местности наименьшую группу составляют те, кто не ожидает изменения своего материального положения — да, верно.

5) Уровень социального оптимизма в городах выше, чем в сельской местности — да, верно.

 

Ответ: 245.

Ответ: 245

10469

245

13. Задание Выберите верные суждения о политических партиях и общественно-политических организациях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Консервативные партии провозглашают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства, правовое равенство граждан.

2) Политические партии осуществляют политическую социализацию граждан.

3) Общественно-политические организации — негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на Государственную власть.

4) Политические партии разрабатывают программы развития общества.

5) Кадровые партии ориентированы на длительное участие в политике, имеют чёткую организацию, местные и молодёжные отделения, ведут систематическую работу с избирателями.

Пояснение.

1) Кон­сер­ва­тив­ные пар­тии про­воз­гла­ша­ют свя­щен­ность и не­от­чуж­да­е­мость есте­ствен­ных прав лич­но­сти, их при­о­ри­тет над ин­те­ре­са­ми об­ще­ства и го­су­дар­ства, пра­во­вое ра­вен­ство граж­дан — нет, неверно, это либеральная идеология.

2) По­ли­ти­че­ские пар­тии осу­ществ­ля­ют по­ли­ти­че­скую со­ци­а­ли­за­цию граж­дан — да, верно.

3) Об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские ор­га­ни­за­ции — не­го­су­дар­ствен­ные и не­пар­тий­ные объ­еди­не­ния, воз­дей­ству­ю­щие на Го­су­дар­ствен­ную власть — да, верно.

4) По­ли­ти­че­ские пар­тии раз­ра­ба­ты­ва­ют про­грам­мы раз­ви­тия об­ще­ства — да, верно.

5) Кад­ро­вые пар­тии ори­ен­ти­ро­ва­ны на дли­тель­ное уча­стие в по­ли­ти­ке, имеют чёткую ор­га­ни­за­цию, мест­ные и молодёжные от­де­ле­ния, ведут си­сте­ма­ти­че­скую ра­бо­ту с из­би­ра­те­ля­ми — нет, неверно, это массовые.

 

Ответ: 234.

Ответ: 234

9108

234

14. Задание Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и субъ­ек­та­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Федерации, ко­то­рые их исполняют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ФУНКЦИИ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РФ

А) утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

Б) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

В) на­зна­че­ние на долж­ность Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка Рос­сий­ской Федерации

Г) раз­ра­бот­ка фе­де­раль­но­го бюджета

Д) осу­ществ­ле­ние помилования

 

1) Пре­зи­дент РФ

2) Совет Федерации

3) Го­су­дар­ствен­ная Дума

4) Пра­ви­тель­ство РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

А) утвер­жде­ние из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции — осу­ществ­ля­ет Совет Федерации.

Б) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью — осу­щест­ля­ет Правительство РФ.

В) на­зна­че­ние на долж­ность Пред­се­да­те­ля Цен­траль­но­го банка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции — по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та Государственная Дума.

Г) раз­ра­бот­ка фе­де­раль­но­го бюд­же­та — Правительство РФ.

Д) осу­ществ­ле­ние по­ми­ло­ва­ния — Президент РФ.

 

Ответ: 24341.

Ответ: 24341

6385

24341

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2016 по обществознанию.

15. Задание В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки из перечисленных ниже позволят сделать вывод о том, что в стране Z утвердился недемократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Президент страны обладает широкими полномочиями.

2) В стране отсутствует свободная конкуренция политических партий.

3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.

4) В стране действует конституция.

5) Права и свободы граждан постоянно нарушаются.

6) Глава государства утверждает приговоры суда.

Пояснение.

В научной литературе выделяют два вида политического режима: демократический и антидемократический. Признаки демократического режима: господство закона; разделение властей; наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан; выборность органов государственной власти; существование оппозиции и плюрализм. Признаки антидемократического режима: господство беззакония и террора; отсутствие политического плюрализма; отсутствие оппозиционных партий. Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный.

1) Президент страны обладает широкими полномочиями — нет, неверно.

2) В стране отсутствует свободная конкуренция политических партий — да, верно.

3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет — нет, неверно.

4) В стране действует конституция — нет, неверно.

5) Права и свободы граждан постоянно нарушаются — да, верно.

6) Глава государства утверждает приговоры суда — да, верно.

 

Ответ: 256.

Ответ: 256

9483

256

16. Задание Согласно Конституции РФ наша страна является федеративным государством. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие федеративное государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства

3) обеспечение государственной поддержки семьи

4) включение в состав равноправных субъектов

5) двухпалатная структура законодательного органа власти

Пояснение.

Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце-концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации. Территория федерации состоит из: субъектов, которые по-разному называются; субъекты состоят из административно-территориальных единиц. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации. Обычно от субъектов федерации выделяются представителей, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее — одну его часть (палату). Вторая часть законодательного органа федерации всегда избирается народом. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации.

Российская Федерация является договорно-конституционной, ибо она основана на трёх федеральных договорах (договор федерации с республиками, договор с областями и краями и договор с автономными областями и округами) и Конституции РФ. Федеративное устройство Российского государства — это его национально-территориальная организация, структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение составных частей — субъектов федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

1) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан — нет, неверно.

2) создание институтов, обеспечивающих демократическое развитие государства — нет, неверно.

3) обеспечение государственной поддержки семьи — нет, неверно.

4) включение в состав равноправных субъектов — да, верно.

5) двухпалатная структура законодательного органа власти — да, верно.

 

Ответ: 45.

Ответ: 45

9596

45

17. Задание Выберите верные суждения о действии уголовного закона во времени и пространстве и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 1) Временем совершения преступления признаётся время наступления общественно опасных последствий.

2) Преступность деяния определяется уголовным законом, действующим на момент вынесения приговора по делу.

3) Гражданин России не может быть выдан для суда и наказания иностранному государству.

4) Иностранные граждане, совершившие преступление на территории России, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.

5) Уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.

Пояснение.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

1) Временем совершения преступления признаётся время наступления общественно опасных последствий — нет, неверно.

2) Преступность деяния определяется уголовным законом, действующим на момент вынесения приговора по делу — нет, неверно.

3) Гражданин России не может быть выдан для суда и наказания иностранному государству — да, верно.

4) Иностранные граждане, совершившие преступление на территории России, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации — да, верно.

5) Уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу — да, верно.

 

Ответ: 345.

Ответ: 345

10358

345

18. Задание Установите соответствие между примерами и основаниями прекращения трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

 

ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ

ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

А) Матвей З. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением.

Б) Виктория К. нашла более престижную работу.

В) Комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве.

Г) Ираклий З. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий.

Д) 26-летний Пётр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу.

 

1) инициатива работника

2) инициатива работодателя

3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

А) Матвей З. был признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением. 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон

 

Б) Виктория К. нашла более престижную работу. 1) инициатива работника

 

В) Комиссия по охране труда установила, что Иван Ж. нарушил требования охраны труда, что повлекло несчастный случай на производстве. 2) инициатива работодателя

 

Г) Ираклий З. без уважительных причин не исполнял трудовых обязанностей и имел несколько дисциплинарных взысканий. 2) инициатива работодателя

 

Д) 26-летний Пётр Ч. был направлен на альтернативную гражданскую службу. 3) обстоятельства, не зависящие от воли сторон

Ответ: 31223

Ответ: 31223

11197

31223

Источник: ЕГЭ — 2018. До­сроч­ная волна

19. Задание Супруги Анна и Валентин после 10 лет брака решили заключить брачный договор. Однако нотариус отказался его подписывать, указывая на то, что текст договора содержит положения, противоречащие законодательству РФ.

На какие противоречащие законодательству положения брачного договора он указал? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Составленный супругами текст документа содержал условие о передаче в собственность детям супругов различного имущества.

2) Согласно условиям, изложенным в тексте, ювелирные украшения, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, который ими пользовался.

3) Составленный супругами текст документа включал запрет на заключение Анной гражданско-правовых сделок.

4) Составленный супругами проект документа содержал положения о порядке выполнения обязанностей по отношению к несовершеннолетнему сыну Анны и Валентина.

5) Проект документа содержал положения, согласно которым и Анна, и Валентин обязаны проявлять надлежащую заботу о совместном имуществе и об имуществе, принадлежащем другому супругу, принимать все необходимые меры для предотвращения его уничтожения или повреждения.

6) Согласно одному из пунктов проекта документа, супруги в любой момент в период брака по взаимному соглашению вправе изменить установленный настоящим договором режим совместной собственности.

Пояснение.

Не допускается включение в брачный договор следующих условий:

 

- лишающих или ограничивающих правоспособность и дее­способность граждан (ст. 22 Гражданского кодекса);

 

- ограничивающих право на обращение в суд (например, с требованием раздела имущества);

 

-регулирующих личные неимущественные отношения меж­ду супругами, права и обязанности супругов в отноше­нии детей;

 

- ограничивающих право нетрудоспособного нуждающего­ся супруга на получение содержания от другого супруга;

 

- ставящих одного из супругов в неблагоприятное положе­ние (например, обязанность одного супруга передать в соб­ственность другому все нажитое во время брака имуще­ство);

 

Ответ: 134.

Ответ: 134

10808

134

20. Задание Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Гражданское право — одна из отраслей _______ (А). _______ (Б) гражданского права включает две группы отношений: имущественные и личные неимущественные. Имущественные отношения возникают по поводу _______ (В). К характерным особенностям гражданско-правового регулирования относятся юридическое равенство субъектов права, _______ (Г) субъектов в принятии решений и их реализации, имущественный характер ответственности.

Участниками гражданских правоотношений выступают физические и юридические лица. Правовое положение гражданина как участника гражданских правоотношений определяется такими его качествами, как _______ (Д) и дееспособность. Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, _______ (Е) или оперативном управлении имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) публичное право

2) правотворчество

3) частное право

4) правоспособность

5) гражданство

6) хозяйственное ведение

7) предмет

8) материальные блага

9) инициативность

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Пояснение.

Ис­хо­дя из кон­тек­ста, по­сле­до­ва­тель­ность 378946 яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пра­виль­ным от­ве­том. Кос­вен­ны­ми под­сказ­ка­ми яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Ответ: 378946

9655

378946

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. (Н. Смелзер)

21. Задание Какие значения слова «культура» приведены в тексте (укажите любые три значения)?

Пояснение.

В правильном ответе могут быть указаны следующие значения:

1) культивирование, возделывание почвы (или искусство земледелия);

2) значение, связанное с изяществом манер и начитанностью человека (или с аристократичностью);

3) убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы;

4) высокий уровень цивилизации.

Значения могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Критерии проверки:

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть С)

22. Задание Что, по мнению автора, присуще и людям, и животным (укажите три сходства)? В чём автор видит уникальность людей?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

(Н. Смелзер)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сходства:

- определённое влияние обучения на поведение;

- наличие рефлексов;

- наличие побуждений как внутренних биологических потребностей;

- для удовлетворения потребностей человек и животные должны выполнять ряд сложных действий;

2) уникальность людей: их повеление лишь частично обусловлено инстинктами.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Критерии проверки:

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть С)

23. Задание Что автор называет субкультурой? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два примера субкультур и кратко охарактеризуйте каждую из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

(Н. Смелзер)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение из текста: верования и взгляды подгруппы:

2) примеры субкультур и краткие характеристики, допустим:

- субкультура молодёжи (развлекательный характер, одежда, причёска, сленг, манера поведения и т.п.);

- субкультура военнослужащих (идея служения, патриотизм, стремление к упорядочению повседневной жизни и общественных отношений и т.п.).

Могут быть приведены другие примеры субкультур, даны другие характеристики.

Критерии проверки:

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть С)

24. Задание Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мысли автора о том, что культура организует человеческую жизнь.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать, почву. В Средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture, или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям; следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» всё ещё ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Люди уникальны, поскольку их поведение лишь частично обусловлено инстинктами. Муравей и другие общественные насекомые обладают генетически запрограммированной способностью добывать пищу и строить такие сложные сооружения, как муравейники. Птицам не надо учиться в нужное время совершать перелёты или строить гнезда. Это знание заложено в их генах, и «правильное» поведение осуществляется автоматически. Хотя учёные выявили, что на поведение животных в какой-то мере влияет обучение, но в большей своей части это поведение инстинктивно.

Наоборот, человеческое поведение в меньшей степени обусловлено прямым генетическим контролем. Нам действительно свойственны рефлексы - автоматические ответы на стимулы. Например, что-то внезапно устремилось к нашим глазам. Мы моргаем и резко отворачиваемся. Нам также свойственны побуждения - внутренние биологические потребности, например голод и жажда. Для их удовлетворения люди и животные должны выполнять сложный ряд действий. Скажем, для утоления голода надо выбрать рецепт приготовления блюда, взять деньги, пойти в магазин, купить нужные продукты, приготовить пищу определённым образом и, наконец, приступить к еде; при этом предполагается умение вести себя за столом. Такое поведение усвоено в ходе научения или обучения. И так как люди обладают поразительной способностью к обучению, у них может выработаться великое множество реакций и типов поведения... Короче говоря, культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

(Н. Смелзер)

Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) социальные нормы являются феноменом культуры, их усвоение и исполнение организуют жизнь людей;

2) человек в повседневной жизни использует значительное количество вещей, технических приспособлений, технологий, относящихся к материальной культуре;

3) коммуникация между людьми происходит в языковой форме, язык - продукт культуры.

Могут быть приведены другие объяснения.

Критерии проверки:

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 367 (часть С)

25. Задание Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. По­ня­тие «мировоззрения».

2. Структура:

а) знания;

б) принципы;

в) убеждения;

г) ду­хов­ные ценности.

3. Пути фор­ми­ро­ва­ния мировоззрения:

а) стихийное

б) осознанное

4. Ос­нов­ные виды мировоззрения:

а) мифологическое;

б) религиозное;

в) философское;

г) научное.

5. Роль ми­ро­воз­зре­ния в жизни человека.

 

Возможны дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Критерии проверки:

Источник:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!