СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

6а литература

Тема: Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность  человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Цели:

  • произвести анализ стихотворений Ф.И. Тютчева; познакомить обучающихся с новыми средствами художественной выразительности;
  • развивать умения анализировать лирическое произведение; устную речь; закреплять основные качества чтения (беглость, правильность, выразительность);
  • воспитывать уважение и любовь к родной природе.

 

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Речевая гимнастика.
  3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Что вам вспоминается, когда вы слышите имя Фёдор Иванович Тютчёв?

(+ стихотворения о природе. Нр. «Весенняя гроза»)

- Что представляется, когда слышите слово природа? (+)

Уч. Не только Тютчев восхищался красотой природы. Кого ещё вы можете назвать?

(Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Есенин; Васнецов, Шишкин и др.)

Уч. Действительно, среди художников, писателей, поэтов нет таких, кто бы был равнодушен к русским берёзам, просторам степей, шири рек и морей…

Однако восприятие природы у Тютчева какое-то особенное. Как писал И.С. Тургенев: «Чувство природы в нём необыкновенно … (полно), … (живо) и … (верно)».

Почитаем стихотворения, выделим основные образы в них, подчеркнём, какие чувства стихотворения вызывают, и, думаю, вы сами доскажете слова Тургенева.

  1. Планирование работы.

- Давайте составим план нашей работы на уроке.

  1. Сведения из биографии Ф.И. Тютчева.
  2. Чтение стихотворений.
  3. Анализ стихотворений.
  4. Вывод.
  1. Работа над темой.

А) Сведения из биографии. (Один ученик рассказывает по презентации).

Б) Чтение стихотворения «Неохотно и несмело…» (Читаю наизусть или слушаем запись).

В) Анализ стихотворения.

По плану.

1. Какие слова показались вам неизвестными? (объясняем).

2. О чём стихотворение? (+ о том, как приближается весенняя гроза, нивы радуются дождю.)

3. Перечислите основные образы. (+ солнце, ветер, гром, дождь, тучи, поля)

4. Какие картины природы представлялись вам при чтении? (+ Большая часть занята небом, которое хмурится перед дождём; под небом - нивы, покрытые молоденькими зелёными всходами).

5. Какое настроение поэта передаётся к нам при чтении? (+ тревожно, т.к. приближается гроза, дождь, молния. В тоже время дождь-то - весенний! Мы ощущаем тепло весеннего ливня. Видим, что природа обновляется, освобождается от прошлогодней пыли)

6. Проследите, как приближается дождь.

  1. Принахмурилась земля.
  2. Вдали слышится гром. Порой капает дождь.
  3. Молния.
  4. Капает чаще.
  5. Ливень.

- Вспомните, как весной начинается дождь (сначала набегают тучи, начинает греметь гром, сверкать молния, начинает капать и проливной дождь.)

Т.е. Тютчев нарисовал точную, верную картину.

7. Найдём средства художественной выразительности, которые использует поэт.

Читаем по очереди строфу, отмечаем, чем Тютчев украшает строки. (1 – Даша, 2 – Регина, 3 – Лиля, 4 – Сапият, 5 - Маша)

Поэт использует олицетворение. Поэтому картина получилась подвижная. (+ живая)

В стихотворении есть краски, движение. А звуки? В 4-й строфе дождь уже совсем близко. Обратите внимание, какие звуки слышатся отчётливо?

(+ ч, щ, ж, х, п, т, г, р, с)

Что удалось поэту передать с их помощью? (+ шум ветра, шуршание, грохот грома, свист ветра, звук дождевых каплей)

Здесь Тютчевым использовано ещё одно новое для нас схв. А точнее:

Теория литературы.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Теперь картина получилось полная.

 

Это и есть недостающие слова в эпиграфе.

Запишите эпиграф. «Чувство природы в нём необыкновенно полно, живо и верно» И. С. Тургенев.

Г) Выразительное чтение.

Д) Групповая работа над стихотворениями.

Читаем стихотворения вслух.

Анализировать будете самостоятельно. Вот вам список целей, которые мы обычно с вами ставим перед собой при анализе стихотворения. Поставьте перед собой те, которые вам по силам.

(Звучит «Времена года. Май» Чайковского.)

Выслушаем каждую группу. Говорите, какую цель ставили перед собой.

Е) Обобщение.

Добавлю. Стихотворения «С поляны коршун поднялся» и «Листья» объединяют глубокие размышления поэта о быстротечности человеческой жизни, её красоте и печали.

  1. Вывод.

Какова же природа у Тютчева? (+ живая, насыщена звуками, красками…)

Описание любого времени года, любой погоды можно найти в стихотворениях Тютчева.

Многие его стихотворения положены на музыку. Предлагаю послушать романс Рахманинова написанный на стихотворение Тютчева «Весенние воды». Исполняет Казакова.

  1. Рефлексия.

- Нужно ли сегодня в 21 веке изучать творчество Ф.И. Тютчева? Почему?

- Что у вас получалось лучше всего?

- Что вызывало трудности?

Я предлагаю вам измерить барометром ваше настроение. На партах у вас лежат картинки с изображением солнца, тучи, дождя.

– Посмотрите и выберите ту картину, которая соответствует сейчас вашему настроению.

  1. Оценка.
  2. Д/з.

А.А. Фет. Читать, 1 стихотворение проанализировать в тетради.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».»

6а литература

Тема: Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Цели:

  • произвести анализ стихотворений Ф.И. Тютчева; познакомить обучающихся с новыми средствами художественной выразительности;

  • развивать умения анализировать лирическое произведение; устную речь; закреплять основные качества чтения (беглость, правильность, выразительность);

  • воспитывать уважение и любовь к родной природе.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Речевая гимнастика.

  3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Что вам вспоминается, когда вы слышите имя Фёдор Иванович Тютчёв?

(+ стихотворения о природе. Нр. «Весенняя гроза»)

- Что представляется, когда слышите слово природа? (+)

Уч. Не только Тютчев восхищался красотой природы. Кого ещё вы можете назвать?

(Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Есенин; Васнецов, Шишкин и др.)

Уч. Действительно, среди художников, писателей, поэтов нет таких, кто бы был равнодушен к русским берёзам, просторам степей, шири рек и морей…

Однако восприятие природы у Тютчева какое-то особенное. Как писал И.С. Тургенев: «Чувство природы в нём необыкновенно … (полно), … (живо) и … (верно)».

Почитаем стихотворения, выделим основные образы в них, подчеркнём, какие чувства стихотворения вызывают, и, думаю, вы сами доскажете слова Тургенева.

  1. Планирование работы.

- Давайте составим план нашей работы на уроке.

  1. Сведения из биографии Ф.И. Тютчева.

  2. Чтение стихотворений.

  3. Анализ стихотворений.

  4. Вывод.

  1. Работа над темой.

А) Сведения из биографии. (Один ученик рассказывает по презентации).

Б) Чтение стихотворения «Неохотно и несмело…» (Читаю наизусть или слушаем запись).

В) Анализ стихотворения.

По плану.

1. Какие слова показались вам неизвестными? (объясняем).

2. О чём стихотворение? (+ о том, как приближается весенняя гроза, нивы радуются дождю.)

3. Перечислите основные образы. (+ солнце, ветер, гром, дождь, тучи, поля)

4. Какие картины природы представлялись вам при чтении? (+ Большая часть занята небом, которое хмурится перед дождём; под небом - нивы, покрытые молоденькими зелёными всходами).

5. Какое настроение поэта передаётся к нам при чтении? (+ тревожно, т.к. приближается гроза, дождь, молния. В тоже время дождь-то - весенний! Мы ощущаем тепло весеннего ливня. Видим, что природа обновляется, освобождается от прошлогодней пыли)

6. Проследите, как приближается дождь.

    1. Принахмурилась земля.

    2. Вдали слышится гром. Порой капает дождь.

    3. Молния.

    4. Капает чаще.

    5. Ливень.

- Вспомните, как весной начинается дождь (сначала набегают тучи, начинает греметь гром, сверкать молния, начинает капать и проливной дождь.)

Т.е. Тютчев нарисовал точную, верную картину.

7. Найдём средства художественной выразительности, которые использует поэт.

Читаем по очереди строфу, отмечаем, чем Тютчев украшает строки. (1 – Даша, 2 – Регина, 3 – Лиля, 4 – Сапият, 5 - Маша)

Поэт использует олицетворение. Поэтому картина получилась подвижная. (+ живая)

В стихотворении есть краски, движение. А звуки? В 4-й строфе дождь уже совсем близко. Обратите внимание, какие звуки слышатся отчётливо?

(+ ч, щ, ж, х, п, т, г, р, с)

Что удалось поэту передать с их помощью? (+ шум ветра, шуршание, грохот грома, свист ветра, звук дождевых каплей)

Здесь Тютчевым использовано ещё одно новое для нас схв. А точнее:

Теория литературы.

Аллитерация – повторение согласных звуков.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Теперь картина получилось полная.


Это и есть недостающие слова в эпиграфе.

Запишите эпиграф. «Чувство природы в нём необыкновенно полно, живо и верно» И. С. Тургенев.

Г) Выразительное чтение.

Д) Групповая работа над стихотворениями.

Читаем стихотворения вслух.

Анализировать будете самостоятельно. Вот вам список целей, которые мы обычно с вами ставим перед собой при анализе стихотворения. Поставьте перед собой те, которые вам по силам.

(Звучит «Времена года. Май» Чайковского.)

Выслушаем каждую группу. Говорите, какую цель ставили перед собой.

Е) Обобщение.

Добавлю. Стихотворения «С поляны коршун поднялся» и «Листья» объединяют глубокие размышления поэта о быстротечности человеческой жизни, её красоте и печали.

  1. Вывод.

Какова же природа у Тютчева? (+ живая, насыщена звуками, красками…)

Описание любого времени года, любой погоды можно найти в стихотворениях Тютчева.

Многие его стихотворения положены на музыку. Предлагаю послушать романс Рахманинова написанный на стихотворение Тютчева «Весенние воды». Исполняет Казакова.

  1. Рефлексия.

- Нужно ли сегодня в 21 веке изучать творчество Ф.И. Тютчева? Почему?

- Что у вас получалось лучше всего?

- Что вызывало трудности?

Я предлагаю вам измерить барометром ваше настроение. На партах у вас лежат картинки с изображением солнца, тучи, дождя.

– Посмотрите и выберите ту картину, которая соответствует сейчас вашему настроению.

  1. Оценка.

  2. Д/з.

А.А. Фет. Читать, 1 стихотворение проанализировать в тетради.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!