Пути развития учебной мотивации. Рекомендации для учителя.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с обучающимися, а также он должен хорошо знать себя. Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Для того чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для подростка и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике учителей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация".
Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемнойситуацией.
Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.
Отрицательный мотиватор. Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".
Мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.
Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.
Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.
Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только обучающиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".
РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности".
Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность".
Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.
Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция обучающихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 7. Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы обучающихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.
Рекомендации по формированию учебной мотивации
Развитость познавательного мотива непосредственно связана с успеваемостью. В зависимости от содержания урока учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы сформировать у школьников соответствующий этой работе мотивационный цикл:
1. Возникновение мотивации.
Фиксация мотивов предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над прошлой темой»). Вызвать мотив относительной неудовлетворенности («Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»).Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А в будущем это пригодится там – то»)
2. Подкрепление и усвоение возникшей мотивации, чередование различных видов деятельности, материала различной сложности,подключение обучающихся к самоконтролю и оценке
3. Завершение формирования мотивации
важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным опытом, возникает положительная установка на дальнейшее учение, усиление оценочной деятельности самих обучающихся, сочетая с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Что ещё делать для развития учебной мотивации: познавательные игры, создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности, ситуации опоры на жизненный опыт, создание ситуаций успеха в деятельности, ожидание «завтрашней радости», обращение к самолюбию и самоуважению ребенка, снятие напряжения, пример, разъяснение, наглядные опоры в обучении, опережающее консультирование по трудным темам, поэтапное формирование умственных действий, создание ситуаций личностной и групповой перспективы, отсутствие навешивания ярлыков
Необходимо: повышать социальный статус ребенка - поощрять его успехи, даже незначительные, а ошибки лучше обсуждать наедине, помнить, что отметка для ребенка имеет, прежде всего, эмоциональное значение. Преобладание негативных эмоций (отрицательные отметки) служит не формированию интереса к учению, а наоборот, блокирует его. Критиковать только на фоне общей психологической поддержки, фиксация внимания на том, чему ребенок научился и может научиться (развитие чувства компетентности), а не на его неумения и совершенстве.
Рекомендации педагогам по формированию и поддержанию учебной мотивации:
1. Общаться с ребенком на эмоциональном уровне.
2. Не зависимо от академической успеваемости обучающегося, стараться создать ситуацию успеха на уроке.
3. Подкреплять даже незначительные успехи обучающегося в учебе, так как для ребенка они значимы.
4. Примерно два раза в месяц организовывать классные мероприятия, на которых каждый обучающийся смог бы раскрыть свои творческие стороны личности.
5. Оценивать проступок обучающегося, не переходя на личность.
6. При оценивании ответа обучающегося аргументировать выставление оценки.
7. Демонстрировать обучающимся собственную заинтересованность материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете.
8. Включать в объяснение примеры из жизненного опыта детей.
9. По возможности стараться связать изучаемый материал с его использованием в будущем, в конкретной деятельности.
10. Организовать повторение учебного материала, изученного в предыдущих классах и актуализирующегося на сегодняшнем уроке (или теме).
11. По возможности теоретические знание обучающихся подкреплять на практике.
12. Не зависимо от академической успеваемости обучающегося, постараться создать ситуацию успеха на уроке для каждого обучающегося (психологическая поддержка самооценки; использование различных форм опроса, чтобы каждый подросток имел возможность быть выслушанным; при оценивании ответа дать ребенку обратную связь, т.е. аргументирование оценок).
13. Чаще использовать коллективные формы работы, учить взаимодействию в группе при выполнении заданий.
15. Классному руководителю работать над сплочением ученического коллектива, т.к. удовольствие от посещения школы зависит от атмосферы в классе.