Планирование составлено на основе программы среднего общего образования по биологии. Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова. Биология 6-11 классы. – М.: 2011 г.
Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2011 г.
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание тем учебного курса.
4. Календарно-тематическое планирование.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Перечень учебно-методического обеспечения, литература.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы по биологии авторов И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова. Биология 6-11 классы. – М.: 2010 г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2011 г.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Курс общей биологии должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.
Текущие виды контроля: поурочные тесты, диктанты, доклады, сообщения, фронтальные устные опросы, проверка схем, таблиц, развернутых планов, тезисов, конспектов, кроссвордов, рабочих тетрадей, взаимопроверка, проверка групповых заданий, защита презентаций.
Тематические виды контроля: тесты, проверочные работы, обобщающие уроки, практикумы.
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.
Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук»
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложноорганизованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Схемы «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».
Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна, Р.Вирхва. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванн.основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Единство элементного химического состава живых организмов, как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельность клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества – сложные углеродосодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека.
Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе», «Распределение химических элементов в живой природе». Периодическая таблица химических элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК» , «Строение молекулы РНК», «Типы РНК», «Удвоение молекулы ДНК»
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
Схемы и таблицы «Строение эукариотической клетки», «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», «Строение хромосомы», «Строение прокариотической клетки».
ДНК – носитель наследственной информации. Генетический кол, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики и распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.
Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.
Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.
Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Схемы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения», «Строение яйцеклетки и сперматозоида»
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.
Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствие влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
Таблицы; «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие». Наглядный материал демонстрирующие последствия негативных факторов среды на развитие организма.
. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков.
Современные представление о гене и геноме. Взаимодействие генов.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом. Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.
Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация; искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)
Карта – схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений». Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы: «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания генетически модифицированных продуктов, клонирование организмов. Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
№ Урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Формы и методы обучения | Основные понятия и термины | Требования к уровню подготовки учащихся (учащиеся должны знать/уметь) | Оборудование | Региональный компонент |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Биология как наука. Методы научного познания (6ч) |
1 | | | Объект изучения биологии – живая природа. | | вводный | Рассказ, беседа, проблемный | биология | знать: методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия; уметь: показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснить значение общей биологии как интегрирующей науки | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
2 | | | Отличительные признаки живой природы | | комбинированный | Рассказ, беседа, проблемный | Жизнь, живая природа | знать: свойства, характерные для всех живых организмов, определения - «жизнь», «изменить» и др.; уметь: сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
3 | | | Основные уровни организации живой природы. | | комбинированный | Рассказ, беседа, проблемный | Уровни организации живой природы | знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения - «жизнь», «изменить» и др.; уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
4 | | | Методы познания живой природы. | | комбинированный | Рассказ, беседа, проблемный | Методы познания живой природы. | знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения - «жизнь», «изменить» и др.; уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
5 | | | Биологические системы. Обобщение материала по теме: «Биология как наука. Методы научного познания». | | комбинированный | Рассказ, беседа, проблемный | Свойства жизни | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
6 | | | Входной контроль знаний | | Контрольно-обобщающий | репродуктивный | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
Клетка (22ч) |
7 | | | Развитие знаний о клетке. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | Клетка, цитология | знать основные понятия: клетка, цитология, основные положения клеточной теории; уметь объяснять значение теории в формировании современной естественнонаучной картины мира | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
8 | | | Клеточная теория | | комбинированный | Частично – поисковый | Клетка | Уметь: Характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании естественно-научной картины мира | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
9 | | | Химический состав клетки. | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | Клетка | знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки; уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
10 | | | Роль неорганические веществ в клетке и организме. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | Клетка | знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки; уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
11 | | | Роль органических веществ в клетке и организме человека. Общая характеристика. | | комбинированный | Частично – поисковый | Биополимеры | знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; структурную организацию молекул биополимеров; основные функции катализаторов, их роль; уметь объяснять значения орг. веществ катализаторов. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
12 | | | Липиды. | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | Липиды, катализаторы | знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; структурную организацию молекул биополимеров; основные функции катализаторов, их роль; уметь объяснять значения орг. веществ катализаторов. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
13 | | | Углеводы | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | Углеводы | знать основные функции углеводов, их роль, особенности организации моно- и дисахаридов; основные функции жиров, их роль, особенности строения липидов уметь объяснять значение углеводов | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
14 | | | Белки | | комбинированный | Частично – поисковый | Белки | знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов; структурную организацию молекул биополимеров; основные функции катализаторов, их роль; уметь объяснять значения орг. веществ катализаторов. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
15 | | | Нуклеиновые кислоты | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | РНК, ДНК,, генетический код | знать основные функции биологических полимеров, их роль; особенности строения различных видов РНК уметь объяснять значение ДНК, РНК, определение генетического кода | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
16 | | | Обобщение материала по теме «Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека». | | Контрольно-обобщающий | репродуктивный | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
17 | | | Строение эукариотической клетки. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | Органоиды | знать: основные органоиды входящие в состав эукариотической клетки; особенности организации эукариотической клетки уметь объяснить функции органелл , строение мембранных и немембранных компонентов клетки | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
18 | | | Клеточное ядро. Хромосомы. | | комбинированный | Частично – поисковый | «хромосома», «кариотип», «центромера», «хромосомы», | знать определения: «хромосома», «кариотип», «центромера», «хромосомы», строение ядра, его состав и функции | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
19 | | | Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». | | Практическая работа | Частично – поисковый, лабораторная работа | Строение клетки живых организмов | уметь: объяснять различие строения клеток растений и животных, оформлять в виде таблицы | | |
20 | | | Лабораторная работа №2 « Сравнение строения клеток растений и животных» | | Практическая работа | Частично – поисковый, лабораторная работа | Строение клетки живых организмов | уметь: объяснять различие строения клеток растений и животных, оформлять в виде таблицы | | |
21 | | | Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | | Практическая работа | Частично – поисковый, лабораторная работа | Строение клетки живых организмов | уметь: объяснять различие строения клеток растений и животных, оформлять в виде таблицы | | |
22 | | | Прокариотическая клетка. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»; | знать определения: «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»; уметь: объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки. | | |
23 | | | Обобщение материала по теме: «Строение клетки» | | Контрольно-обобщающий | репродуктивный | Строение клетки живых организмов | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
24 | | | ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | генетический код, ген, транскрипция, трансляция | знать определения: генетический код, ген | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
25 | | | Удвоение молекулы ДНК в клетке. | | комбинированный | Частично – поисковый | | знать определения: генетический код, ген, транскрипция, трансляция | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
26 | | | Вирусы. | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | «вирус», «вирусология», СПИД | знать определения: «вирус», «вирусология», СПИД уметь объяснить роль вирусов в природе, механизм паразитизма | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
27 | | | Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «вирус», «вирусология», СПИД | знать определения: «вирус», «вирусология», СПИД уметь объяснить роль вирусов в природе, механизм паразитизма, меры профилактики | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
28 | | | Обобщение материала по теме «Клетка» | | Контрольно-обобщающий | репродуктивный | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
Организм (40ч) |
29 | | | Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. Многообразие живой природы Ульяновской области. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | одноклеточные и многоклеточные организмы
| иметь представление о многообразии организмов Знать: понятия одноклеточные и многоклеточные организмы | Экран, проектор, ноутбук, презентация | Многообразие живой природы Ульяновской области. |
30 | | | Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Энергетический обмен | | комбинированный | Частично – поисковый | «энергетический обмен» | иметь представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях; знать определения: «энергетический обмен», уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
31 | | | Пластический обмен. Фотосинтез. | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | «хемосинтез», «фотосинтез», | знать определения: «хемосинтез», «фотосинтез», уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
32 | | | Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «автотрофы», «гетеротрофы» | знать определения: «автотрофы», «гетеротрофы», уметь объяснить типы питания, роль этих процессов в жизнедеятельности организма. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
33 | | | Деление клетки. Митоз. | | комбинированный | Частично – поисковый | «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки» | иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза; знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
34 | | | Половое и бесполое размножение. | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | «гермафродитизм», «партеногенез», «вегетативное размножение», «почкование»; | иметь представление об основных формах размножения организмов; знать понятия: «гермафродитизм», «партеногенез», «вегетативное размножение», «почкование»; уметь: объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
35 | | | Деление клетки. Мейоз. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза | иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза; знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
36 | | | Обобщение материала по теме «Деление клетки» | | Контрольно-обобщающий | репродуктивный | «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки», стадии митоза | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
37 | | | Оплодотворение и его значение. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «двойного оплодотворения», «оплодотворение», «зигота» | иметь представление о сути полового размножения; знать определения: «двойного оплодотворения», «оплодотворение», «зигота» и др.; уметь: объяснять процесс формирования половых клеток у высших растений | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
38 | | | Индивидуальное развитие организмов | | комбинированный | Частично – поисковый | «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» | иметь представление о работах отечественных ученых в области эмбриологии; знать понятия: «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» и др.; уметь: характеризовать стадии эмбрионального развития | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
39 | | | Онтогенез человека. | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | Онтогенез человека. | иметь представление о факторах среды, влияющих на развитие организма, о критических периодах в развитии; знать: основные понятия уметь: объяснять причины нарушений | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
40 | | | Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | | Практическая работа | Частично – поисковый, лабораторная работа | Зародыш | | | |
41 | | | Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | Зародыш | Знать: Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
42 | | | Обобщение материала по теме «Индивидуальное развитие организмов» | | комбинированный | Частично – поисковый | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
43 | | | Наследственность и изменчивость свойства организмов. Развитие генетики в Ульяновской области. | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»; | иметь представление: об истории становления науки, знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»; уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования, уметь находить инф | Экран, проектор, ноутбук, презентация | Развитие генетики в Ульяновской области. |
44 | | | Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и генетика. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | Генетика | иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию; знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач; уметь: объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
45 | | | Моногибридное скрещивание. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | Скрещивание | иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию; знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач; уметь: объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
46 | | | Лабораторная работа № 5 «Составление простейших схем скрещивания» | | Практическая работа | Частично – поисковый, лабораторная работа | Скрещивание | Уметь: составлять элементарные схемы скрещивания | | |
47 | | | Дигибридное скрещивание. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | I, II, III законы Г. Менделя, | иметь представление о закономерностях наследования при полигибридном скрещивании; знать: терминологию и символику генетики; I, II, III законы Г. Менделя,; уметь: пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
48 | | | Лабораторная работа № 6 «Решение элементарных генетических задач». | | Практическая работа | Частично – поисковый, лабораторная работа | | Уметь: решать элементарные схемы скрещивания | | |
49 | | | Хромосомная теория наследственности. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления», «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»; | иметь представление о группах сцепления, о работе Моргана по изучению наследования сцепленных генов; о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов; знать: понятия «конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления», «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»; основные генетические понятия и символы; | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
50 | | | Решение генетических задач на сцепленное наследование. | | комбинированный | Частично – поисковый | | Уметь: решать элементарные биологические задачи | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
51 | | | Современное представление о гене и геноме | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | Ген, геном | иметь представление о гене и геноме; знать: сущность понятий; определений; уметь: использовать генетические понятия и при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
52 | | | Генетика пола | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»; | иметь представление о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцепленных с полом; знать: сущность процесса мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»; уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
53 | | | Обобщение по теме: «Закономерности наследования» | | Контрольно-обобщающий | репродуктивный | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
54 | | | Наследственная и ненаследственная изменчивость. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «наследственность», «изменчивость», определения «норма реакции», «фенотип», «модификация» | знать определения «наследственность», «изменчивость», определения «норма реакции», «фенотип», «модификация» уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний, зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
55 | | | Влияние мутагенов на организм человека | | комбинированный | Частично – поисковый | «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» | знать определения «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» и др.; уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
56 | | | Лабораторная работа №7 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | | Практическая работа | Частично – поисковый, лабораторная работа | мутаген | Уметь работать с дополнительной научной литературой, делать выводы | | |
57 | | | Значение генетики и селекции для медицины и селекции. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | Селекция | уметь объяснять причины возникновения наследственных болезней человека иметь представление о профилактике наследственных болезней | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
58 | | | Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | | комбинированный | Частично – поисковый | | уметь объяснять причины возникновения наследственных болезней человека иметь представление о профилактике наследственных болезней | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
59 | | | Обобщение материала по теме «Наследственная и ненаслественная изменчивость». | | Контрольно-обобщающий | репродуктивный | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
60 | | | Селекция. Развитие селекции в Поволжье. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; | иметь представление о работах отечественных селекционеров; о биотехнологии, клеточной инженерии, генной инженерии; знать понятия: «порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных, суть методов селекции микроорганизмов, их преимущества | Экран, проектор, ноутбук, презентация | Развитие селекции в Поволжье. |
61 | | | Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | | комбинированный | Частично – поисковый | «порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; | иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений; знать определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт»; уметь объяснять значение селекции как науки; | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
62 | | | Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Селекционеры Поволжья. | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | «порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; | иметь представление о работах отечественных селекционеров; уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | Селекционеры Поволжья. |
63 | | | Обобщение материала по теме «Селекция». Значение селекции в развитии СХК Ульяновской области. | | Изучение нового материала | Рассказ, беседа, проблемный | «порода», «сорт», «гетерозис», «штамм», «биотехнология»; | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | Значение селекции в развитии СХК Ульяновской области. |
64 | | | Биотехнология, её достижения, перспективы развития. | | комбинированный | Частично – поисковый | биотехнологии | Уметь: решать элементарные биологические задачи | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
65 | | | Эстетические аспекты развития исследований в биотехнологии. | | комбинированный | Рассказ, беседа, частично - поисковый | биотехнологии | Уметь: решать элементарные биологические задачи | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
66 | | | Обобщение материала по теме «Генетика. Селекция». | | Обобщение | репродуктивный | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
67 | | | Итоговый контроль знаний. | | Контрольно-обобщающий | репродуктивный | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
68 | | | Обобщение материала за курс 10 класса | | Контрольно-обобщающий | репродуктивный | | Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала Выполнять итоговые задания по материалам темы. | Экран, проектор, ноутбук, презентация | |
69-70 | | | Резерв | | | | | | | |