Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и Примерной программы среднего общего образования по биологии для 11 классов (профильный уровень), полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся, ориентирована на использование учебника под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10-11 классы" профильный уровень. В двух частях. М.: Просвещение 2014г.
Рабочая программа направлена на развитие у школьников компетенции в области биологии, осознание величайшей ценности жизни и ценности биологического разнообразия, становления экологической культуры и понимания важной роли биологического образования в обществе. Её основная цель - обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой метапредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа 11 класса построена с учётом таких ведущих ориентиров, как:
культурологическая парадигма образования, системный, интегративно-дифференцированный и личностно - деятельностный подходы;
принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;
концепция компетентностного подхода в обучении;
концепция единства биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;
тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности человечества;
ориентация образовательного процесса на воспитание экологической культуры:
усвоение системы эколого-биологических знаний, формирование природосообразных способов деятельности и привитие ценностных отношений к живому и к природе в целом.
Основой для становления новых идей биологического образования выступают мировоззренческие идеи о ценности, целостности и единстве природы, ее системной организации, единстве человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации.
Исходя из необходимости совершенствования биологического образования при реализации его мировоззренческой, культурообразующей, воспитательной и развивающей функций, в программе определены образовательные цели курса "Биология". Они направлены на достижение учащимися четырех видов компетентности: мировоззренческой, методологической, теоретической и практической.
Мировоззренческая компетентность предполагает усвоение учащимися знаний с целью формирования научного мировоззрения и развития понимания ценности природы и жизни.
Методологическая компетентность включает ознакомление учащихся с методами научного познания и методами биологической науки.
Теоретическая компетентность предполагает осознание практической ценности биологического знания и биологического образования, расширение политехнического кругозора школьников, развитие их профессиональных интересов и ориентации.
Практическая компетентность предполагает осознание практической ценности биологического знания и биологического образования, расширение политехнического кругозора школьников, развитие их профессиональных интересов и ориентации.
Изучение биологии в 11-м классе (профильном) осуществляется на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии.
В содержании рабочей программы принципиальной является идея понимания ответственности каждого человека за все, что происходит в природе и социальном мире на нашей планете. Изучение современной биологии способствует формированию стиля мышления, важнейшие черты которого следующие:
глобальность;
целостное восприятие мира с его многочисленными связями, осознание места и роли человека в природе;
гибкость, открытость личности к новому, способность находить альтернативные решения;
осмысление собственного опыта в контексте общечеловеческой деятельности;
способность устанавливать причинно – следственные, вероятностные, прогностические и другие виды связей.
Обучающие цели:
изучение биологических теорий, концепций, законов и закономерностей в целях объяснения природных процессов и явлений, обоснования
практических рекомендаций в основных областях применения биологических знаний;
природопользования;
Развивающие цели:
интеллектуальное развитие личности школьника;
приобретение коммуникативных и исследовательских умений;
развитие познавательных интересов и потребностей, способностей к проявлению эколого-гуманистической позиции в общении с природой
и людьми.
Воспитательные цели:
формирование у обучающихся научного мировоззрения;
становление ценностных ориентаций, базирующихся на осознании универсальной ценности природы и абсолютной ценности жизни;
развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы.
Рабочая программа рассчитана на 105 часа (3 ч. в неделю).
В программе предусмотрено выполнение лабораторных работ-16, практических работ- 4, экскурсий -1.
Основное содержание.
Повторение материала 10 класса (4ч.).
Уровни организации и свойства живого. Клеточное строение организмов. Обмен веществ и энергии. Основные закономерности генетики. Правила решения генетических задач. Входной контроль(тестовая проверка уровня знаний по программе 10 класса).
Раздел III. Эволюция органического мира (64ч.).
Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии(9ч.).
Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч.Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно- анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Демонстрации.
Схемы, таблицы, фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; гомологичные и аналогичные органы; палеонтологические коллекции.
Тема 11. Механизмы эволюции(27 ч.).
Популяция – элементарная единица эволюции. Внутри видовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди – Вайнберга. Мутация как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация - результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция, параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни – результат эволюции.
Демонстрации.
Схемы, таблицы, иллюстрирующие движущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов; образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции- дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции – ароморфоз, идиоадаптацию дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира.
Лабораторные работы.
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.
Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.
Сравнительная характеристика экологического и географического видообразования.
Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.
Практическая работа.
Решение задач по теме "Генетика популяций."
Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле(10 часов).
Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов. Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата наЗемле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Лабораторные работы.
Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений.
Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных.
Тема13. Возникновение и развитие человека – антропогенез (10 часов).
Место человека в системе живого мира. Сравнительно – морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно - биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
Демонстрации.
Таблицы, иллюстрирующие предшественников человека.
Лабораторная работа.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас.
Тема 14. Селекция и биотехнология (8 часов).
Селекция как процесс и наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.
Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции растений. Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.
Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции.
Лабораторная работа.
Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора.
Раздел IV. Организмы в экологических системах(35 ч.).
Тема 15. Организмы и окружающая среда(12 ч.).
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Тема16. Сообщества и экосистемы(13 ч.).
Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Демонстрации.
Таблицы, иллюстрирующие различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме; сукцессия. Динамические пособия "Типичные биоценозы".
Практические работы.
Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)
Решение экологических задач.
Лабораторные работы.
Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов.
Описание агроэкосистем своей местности.
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы. (окрестности школы)
Тема 17. Биосфера (6 часов).
Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации.
Таблицы, иллюстрирующие строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода.
Тема 18. Биологические основы охраны природы (4часа).
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
Практическая работа.
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
Повторение наиболее трудных вопросов курса.
Повторение (2 ч.).
Обобщение и повторение материала 11 класса. Демоверсии ЕГЭ 2016г. Разбор заданий.
Тематическое планирование.
№ п/п | № урока темы | Тема урока | Основное содержание . | Л/р, П/Р, экскурсии | Домашнее задание | Дата |
Повторение (4 ч.). |
1. | 1. | Повторение материала 10 класса. Уровни организации живого. Клеточное строение организмов. | Инструктаж по ТБ. Уровни организации и свойства живого. Клеточное строение организмов. | | Пов. §12,14-17 | |
2. | 2. | Обмен веществ и энергии в клетке. | Метаболизм: пластический и энергетический обмен. Анаэробы, аэробы. | | | |
3. | 3. | Основные закономерности генетики. | Основные закономерности генетики: законы Г. Менделя, Т. Моргана. Правила решения генетических задач. | | Пов. § 21-26 | |
4. | 4. | Входной контроль. | Проверка уровня знаний материала 10 класса. | | Индивид. задания. | |
Раздел III. Эволюция органического мира (64ч.). | |
Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (9 ч.). | |
5. | 1. | Возникновение и развитие эволюционной биологии. | Биологическая эволюция. Свидетельства эволюции. Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теории Ламарка. | | § 52, в. 1-3, инд. сообщения. | |
6. | 2. | Жизнь и труды Ч. Дарвина. | Жизнь и труды Ч. Дарвина. | | § 53, с. 6-8. | |
7. | 3. | Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | | 53, с 9, записи в тетр., инд. сообщ | |
8. | 4. | Формирование синтетической теории эволюции. | СТЭ. Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена. | | § 53, с. 9-10. | |
9. | 5. | Основные положения СТЭ. | Основные положения СТЭ. | | Записи в тетради | |
10. | 6. | Палеонтологические свидетельства эволюции. | Ископаемые остатки, переходные формы, филогенетические ряды. Палеонтологическая летопись. | | § 54, в. 1-2 | |
11. | 7. | Биогеографические свидетельства эволюции. | Биогеография как наука. Геологические и палеонтологические данные эволюции. Эндемики. | | § 55, в.1-3. | |
12. | 8. | Сравнительно - анатомические свидетельства эволюции. | Сравнительно-анатомические свидетельства эволюции. Гомологичные и аналогичные органы, рудименты, атавизмы. Эмбриологические свидетельства эволюции. | | § 56, в. 1-3. | |
13. | 9. | Молекулярные свидетельства эволюции. | Молекулярные свидетельства эволюции | | § 57, в. 1-3. | |
Тема 11. Механизмы эволюции (27 ч.). | |
14. | 1. | Изменчивость природных популяций. | Популяция – элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. | | § 58, в.1-5. | |
15. | 2. | Генетическая структура популяций. Уравнение Харди – Вайнберга. | Частоты аллелей и генотипов. Уравнение Харди – Вайнберга и его биологический смысл. Причины нарушения равновесия в популяции. | | § 59, в. 1-5 | |
16. | 3. | Решение задач по теме "Генетика популяций." | Генетическая изменчивость в популяциях. | П/р №1. Решение задач по теме "Генетика популяций." | Пов. § 59. | |
17. | 4. | Мутации – источник генетической изменчивости популяций. | Частота возникновения мутаций. Вредные, полезные и нейтральные мутации. Случайность и ненаправленность мутаций. | | § 60, с. 39-42. | |
18. | 5. | Роль мутаций в эволюции. | Роль хромосомных и геномных мутаций в эволюции. Мутационный процесс - важнейший фактор эволюции. | | § 60, с. 42-45, в. 1-5. | |
19. | 6. | Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов. | Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. | | § 61, в. 1-3. | |
20. | 7. | Дрейф генов как фактор эволюции. | Взаимодействие дрейфа генов с другими факторами эволюции. Популяционные волны и дрейф генов. Эффект бутылочного горлышка. Эффект основателя. | | §62, в. 1-2. | |
21. | 8. | Борьба за существование. | Геометрическая прогрессия и борьба за существование. Межвидовая борьба за существование. Внутривидовая борьба за существование. | | § 63, в. 1-4. | |
22. | 9. | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. | Приспособленность и приспособления. Эффективность естественного отбора. Кумулятивное действие естественного отбора. | | § 64, в. 1-3. | |
23. | 10. | Формы естественного отбора. | Движущий отбор. Стабилизирующий отбор. Дизруптивный отбор. | | § 65, в. 1-4. | |
24. | 11. | Половой отбор. | Вторичные половые признаки. Половой отбор. Гипотезы о механизмах полового отбора («хорошие гены», «привлекательные сыновья»). | | § 66, в. 1-2. | |
25. | 12. | Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора. | Стабилизирующий и движущий отбор. | Л/р №1 "Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора." | Пов. § 65. | |
26. | 13. | Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. | Адаптации. Покровительственная, предостерегающая и подражательная окраска. Возникновение сложных адаптаций. | | § 67,в. 1-5. | |
27. | 14. | Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. | Приспособленность организмов, характер приспособленности. | Л/р №2 "Выявление приспособлений у организмов к среде обитания." | Пов. § 67. | |
28. | 15. | Миграции как фактор эволюции. | Генетические различия в локальных популяциях. Обмен генами между популяциями. Миграции и генетическое единство вида. | | § 68, в.1-3. | |
29. | 16. | Биологические виды. | Определение вида. Морфологический критерий вида. Цитогенетические и молекулярно – биологические критерии вида. Эколого-географический критерий. Репродуктивная изоляция. | | § 69, в.1-3. | |
30. | 17. | Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. | Критерии вида. Морфологический критерий. Изменчивость организмов. | Л/р №3 "Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида." | Пов. § 69 | |
31. | 18. | Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию. | Морфологический критерий вида. | Л/р №4 "Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию." | Пов. § 69. | |
32. | 19. | Изоляция и видообразование. | Изоляция как пусковой механизм видообразования. Виды изоляции. | | §70, в.1-2. | |
33. | 20. | Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. | Аллопатрическое видообразование. Кольцевые ареалы. Эндемичные виды. Симпатрическое видообразование. | | § 71, в.1-5. | |
34. | 21. | Сравнение процессов экологического и географического видообразования. | Способы видообразования. | Л/р № 5 "Сравнение процессов экологического и географического видообразования." | Пов. § 71. | |
35. | 22. | Механизмы макроэволюции. | Микро- и макроэволюция. Онтогенетические и генетические механизмы макроэволюции. | | § 72, в.1-3. | |
36. | 23. | Сравнительная характеристика микро - и макроэволюции. | Характеристика микро- и макроэволюции. | Л/р №6 "Сравнительная характеристика микро – и макроэволюции." | Пов. §72. | |
37. | 24. | Направления макроэволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм. | Дивергенция, конвергенция, параллелизм. | | § 73, в.1-4. | |
38. | 25. | Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации. | Биологический прогресс. Ароморфозы. Идиоадаптация. Общая дегенерация. | | § 74,в.1-2. | |
39. | 26. | Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции. | Пути и направления эволюции. | Л/р №7 "Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции." | Пов. § 73, 74. | |
40. | 27. | Единое древо жизни – результат эволюции. | Единое древо жизни. | | § 75. | |
Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (10ч.). | |
41. | 1. | Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле. | Сущность жизни. Определение живого. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы возникновения жизни. Работы А.И. Опарина, Дж. Холдейна. Теория биопоэза Дж. Бернала. | | § 76, в. 1-3. | |
42. | 2 | Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле. | Гипотезы возникновения жизни на Земле. | Л/р №8 "Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле." | Пов. § 76. | |
43. | 3. | Образование биологических мономеров и полимеров. | Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических соединений. Образование и эволюция биополимеров. | | § 77, в. 1-2. | |
44. | 4. | Формирование и эволюция пробионтов. | Роль РНК и ДНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Способы питания первых организмов. | | § 78,в.1-5. | |
45. | 5. | Изучение истории Земли. Палеонтология. | Палеонтология. Геохронология. Эоны, эры, периоды. История изменения климата. | | § 79. | |
46. | 6. | Развитие жизни в криптозое. | Криптозой. Протерозой. Симбиотическая теория возникновения эукариот. Увеличение разнообразия животных. | | § 80, в. 1-3. Уст.сообщ. | |
47. | 7. | Развитие жизни на Земле в фанерозое. | Развитие жизни в палеозое. | | § 81,с.130-133.Устн.сообщ. | |
48. | 8. | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Мезозой – эра пресмыкающихся и голосеменных. Жизнь в кайнозое. | | § 81. Устные сообщ. | |
49. | 9. | Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений. | Ароморфозы, идиоадаптации. | Л/р9 "Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений." | Пов. § 74, 80,81 | |
50. | 10. | Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных. | Ароморфозы, идиоадаптации. | Л/р №10 "Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у животных." | Пов. § 74, 80,81 | |
Тема 13. Возникновение и развитие человека – антропогенез (10ч.). | |
51. | 1. | Гипотезы происхождения человека. | Различные гипотезы происхождения человека. | Л/р № 11 "Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека." | Записи в тетради. | |
52. | 2. | Место человека в системе живого мира – морфологические и физиологические данные. | Антропогенез. Современные родственники человека. Сравнительно – морфологические, этологические, цитогенетические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. | | § 82,в. 1-3. | |
53. | 3. | Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития. | Молекулярно- биологические данные. Данные биологии развития. | | § 83,в.1-3, устн. сообщения. | |
54. | 4. | Происхождение человека. Палеонтологические данные. | Ископаемые приматы. Австроалопитеки. Другие виды австралопитеков. Эволюция австралопитеков. | | § 84, в. 1-3, устн. сообщения. | |
55. | 5. | Первые представители рода Homo. | Человек умелый. Человек прямоходящий. | | § 85, в.1-3, устн. сообщения. | |
56. | 6. | Появление человека разумного. | Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы. | | § 86, в.1-3. | |
57. | 7 | Биологические факторы эволюции человека. | Биологические факторы эволюции человека. | | § 87, с.162- 164. | |
58. | 8. | Социальные факторы эволюции человека. | Социальные факторы эволюции человека – мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека | | § 87, с. 164-166. | |
59. | 9. | Расы человека. | Основные расы человека. Формирование рас. Характерные морфологические признаки. | | § 87,с. 166-167. | |
60. | 10 | Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас | Гипотезы формирования человеческих рас. | Л/р №12 "Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас". | Пов. § 87, инд. зад. | |
Тема 14. Селекция и биотехнология (8 часов). | |
61. | 1. | Селекция как процесс и как наука. | Селекция. Формирование селекции как науки. Одомашнивание как первый этап селекции. | | § 88, с.168- 171. | |
62. | 2. | Центры происхождения культурных растений и домашних животных. | Работы Н.И. Вавилова. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их происхождения. | | §88,с.171-173. | |
63. | 3. | Искусственный отбор | Массовый и индивидуальный отбор. Комбинационная селекция. | | § 89,в.1-3. Пов. § 64. | |
64. | 4 | Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора | | Л/р №13 "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора". | Пов. § 89, 64 | |
65. | 5. | Классические методы селекции. | Явление гетерозиса и его использование в селекции. Применение цитоплазматической мужской стерильности. | | § 90,с.176-180 | |
66. | 6. | Классические методы селекции. | Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Отдаленная гибридизация, или скрещивание между собой организмов разных видов и родов. Экспериментальный мутагенез и его значение для селекции. | | § 90,с 180-185,в.1-6. | |
67. | 7. | Использование новейших методов биологии в селекции. | Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная и генная инженерия. | | §91,с.186-191. | |
68. | 8. | Методы селекции животных. | Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции. | | § 91,с.191-194. | |
Раздел IV. Организмы в экологических системах (35ч.). | |
Тема 15. Организмы и окружающая среда(12ч.). | |
69. | 1. | Взаимоотношения организма и среды. | Окружающая среда. Экологические факторы и закон толерантности. | | § 92,в.1-8. | |
70. | 2. | Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов | | Л/Р №14 "Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов". | Пов. § 92 | |
71. | 3. | Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий. | Общая приспособленность. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации. Поведенческие приспособления. | | § 93, с. 198- 199, в.1-2, инд. задания | |
72. | 4. | Переживание неблагоприятных условий и размножение. | Адаптация к неблагоприятным сезонам. Диапауза. Сложные жизненные циклы. | | § 93, с. 199- 201, в.3-6. | |
73. | 5. | Популяция как природная система. | Популяция как целостная система. Свойства популяции как системы. Местные популяции и популяционная система вида. Расселение и радиус репродуктивной активности. | | § 94,в.1-8. | |
74. | 6. | Устройство популяции. | Пространственная и временная структура. Половая и возрастная структура. Функциональная структура. | | § 95,в.1-9. | |
75. | 7. | Динамика популяции, ее типы и регуляция. Жизненные стратегии. | Типы динамики популяций. Динамика популяций и жизненные стратегии. Динамика численности популяций. Кривые выживания. | | § 96, с. 210-212, в1-3. | |
76. | 8. | Динамика популяции ее регуляция. Кривые выживания. | Кривые выживания. Модель Мальтуса. Регуляция динамики популяций. Модель Ферхюльста. | | § 96,с. 212-215 в4-7,з.1-2 | |
77. | 9. | Вид как система популяций. | Ареал и зона выселения. Правило смены местообитания внутри ареала. Разнообразие ареалов. | | § 97,в.1-5. | |
78. | 10. | Вид и его экологическая ниша. | Экологическая ниша. N-мерное представление об экологической нише. Реализованная и потенциальная экологические ниши. Викарирование, конкурентное исключение и экологические эквиваленты. | | § 98,с.219-222. | |
79. | 11. | Виды и жизненные формы. | Разнообразие жизненных форм у растений и животных. | | § 98,с.222-223. | |
80. | 12. | Обобщение знаний по теме "Организмы и окружающая среда". | Окружающая среда. Экологические факторы и закон толерантности. Морфолого-анатомические и физиологические адаптации. Поведенческие приспособления. Типы динамики популяций. Разнообразие жизненных форм у растений и животных. | | Пов. § 92-98, инд задания. | |
Тема 16. Сообщества и экосистемы (13 ч.). | |
81. | 1. | Сообщества и экосистемы. | Сообщество. Биоценоз и биотоп. Экосистема и биогеоценоз. Характеристика и продуктивные особенности сообщества. | | § 99,в.1-5. | |
82. | 2. | Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи и трофические сети. | Продуценты, консументы, редуценты. Энергетические связи и трофические сети. | | § 100,с. 228-232, в.1-3. | |
83 | 3. | Экологические пирамиды. | Экологические пирамиды: прямые и перевернутые. Биокосная и косная части экосистемы. Правило экологической пирамиды. | | § 100, с. 232-234, в.3-6 | |
84. | 4. | Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей). | | П/р 2 "Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)". | Пов. §100. | |
85. | 5. | Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах. | Конкуренция (обычная конкуренция, аллелопатия, взаимный антагонизм). Альтруизм. Формы симбиоза . | | § 101,в.1-7. | |
86. | 6. | Межпопуляционные связи в сообществах. Паразитизм, хищничество, нейтрализм | Паразитизм, хищничество, нейтрализм. Черты приспособленности к паразитизму, хищничеству. | | Записи в тетради, инд. задания. | |
87. | 7. | Пространственное устройство сообществ. | Потоки переноса вещества и энергии. Ярусная структура. Консорции и мозаичность. Границы между сообществами. Стоковые серии экосистем. | | § 102,в. 1-6. | |
88. | 8. | Динамика сообществ. | Флуктуации. Сукцессии (первичные, вторичные). Нарушения и устойчивость экосистем. | | § 103, в. 1-9. | |
89. | 9. | Формирование сообщества. | Источники формирования сообществ. Пути формирования сообществ. Принцип плотной упаковки. Видовое разнообразие и устойчивость сообществ. | | § 104, в. 1-7. | |
90. | 10. | Естественные и искусственные экосистемы. | Естественные и искусственные экосистемы. Отличия естественных и искусственных экосистем. | Экскурсия № 1" Естественные и искусственные экосистемы" (окрестности школы) | Задания в тетради. | |
91. | 11. | Агроэкосистемы. | Земледельческие экосистемы. Характеристика агроэкосистем. | Л/р № 15 "Описание агроэкосистем своей местности." | Записи в тетради, индив. задания | |
92. | 12. | Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем. | Структура. Продуктивность , видовое разнообразие, круговорот веществ. | Л/р№16 "Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем." | Пов. § 99,100. | |
93. | 13. | Решение экологических задач. | Потоки вещества и энергии. Цепи питания и сети питания. | П/ р №3 "Решение экологических задач" | Задачи в тетради. | |
Тема 17. Биосфера (6ч). |
94. | 1. | Биосфера. | Работы В.И. Вернадского. Биосфера как экосистема. Границы биосферы. Биомасса биосферы. Пространственная дифференциация биосферы. | | § 105,с.249-252. | |
95. | 2. | Основные биомы биосферы. | Основные биомы. Наземные биомы. водные биомы. Связи между биомами. | | §105,с.252-254,в.1-5. | |
96. | 3. | Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. | Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ. | | § 106, с. 255-256, в.1--2. Инд. задания. | |
97. | 4. | Круговорот веществ в биосфере. | Круговорот кислорода, азота, углерода, фосфора, воды. | | § 105, с. 256-262, в.3-10. | |
98. | 5. | Биосфера и человек. | Закон константности живого вещества. Биосфера и техносфера. Основные типы измененных и нарушенных экосистем. | | § 107, с.262-264. | |
99. | 6. | Биосфера и человек. | Восстановление и деградация экосистем. Антропогенный субклимакс. Законы Коммонера. Концепция устойчивого развития. | | § 107, с.264-266,в.1-6 | |
Тема 18. Биологические основы охраны природы (4 ч). | |
100. | 1. | Сохранение и поддержание биологического разнообразия . | Биологическое разнообразие. Красные книги. Возможные причины вымирания видов и популяций. Минимально жизнеспособные популяции. Сохранение генофонда и реинтродукция. | | § 108, в. 1-4, инд.задания. | |
101. | 2. | Сохранение экосистем. | Распределение охраняемых территорий. Основные типы охраняемых территорий в России. Инсуляризация и сохранение сукцессионных систем. | | § 109,в.1-2. | |
102. | 3. | Биологический мониторинг и биоиндикация. | Биологический мониторинг. Биоиндикация. | | §110,в.1-2. | |
103. | 4. | Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. | Глобальные антропогенные изменения в биосфере. | П/р № 4 "Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере". | Инд. задания. | |
104. | 1. | Обобщение и повторение материала 11 класса | Повторение вопросов, вызывающих затруднения у обучающихся | | Индивидуальные задания, подготовка к тесту. | |
105 | 2. | Демоверсия ЕГЭ 2016г. Разбор заданий. | | | Инд. задания. | |
Требования к уровню подготовки выпускников.
Учащиеся должны знать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;
Учащиеся должны уметь
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Кабинет биологии оснащен с учётом содержания современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, устройства для хранения учебного оборудования. Кабинет имеет паспорт, каталог оборудования, оснащен современными технические средствами обучения (интерактивная доска, DVD-плеер, видеомагнитофон, телевизор). В кабинете имеются средства обучения, которые используются в соответствии с действующими учебниками и программами: таблицы, альбомы, раздаточный материал, DVD-диски, компакт-диски, кассеты с видеофильмами, компьютерные программы. Создан банк дидактических и методических материалов, мультимедийных приложений, разработанных учителем и обучающимися. Кабинет имеет книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам биологии; методические руководства; литературу справочного характера: словари, научно-популярную литературу, энциклопедии. Имеются картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные и групповые задания.
Учебное оборудование по биологии включает: натуральные объекты (живые растения и препарированные животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (интерактивная доска, видеомагнитофон, телевизор); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов присутствуют в кабинете биологии.
Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не должна превышать 20—30 мин, а в течение недели таких уроков может быть не более шести.
Каждое средство обучения обладает определёнными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Сочетание комплексных средств обучения усиливает всестороннее воздействие на обучающихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску её решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.
Список методической литературы по предмету
Для учащихся.
1. Учебник под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10-11 классы»"профильный уровень.
В двух частях. М.: Просвещение 2014г.
2. Биологический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1986.
3. Биология. Контрольно измерительные материалы ЕГЭ в 2014г. Министерство образования РФ ФИПИ.
4. Биология: пособие для поступающих в вузы/ под ред. чл.-кор. РАО Н.В. Чебышева. - М.: 1999
5. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
6. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: "Оникс 21 век" "Мир и образование", 2005;
7. Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное' пособие. - М.: Дрофа, 2002;
8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г.
Для учителя
1. Учебник под редакцией академика В.К.Шумного и профессора Г.М. Дымшица "Общая биология 10-11 классы" профильный уровень.
В двух частях. М.: Просвещение 2014г.
2. Биологический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1986.
3. Биология. Контрольно измерительные материалы ЕГЭ в 2014г. Министерство образования РФ ФИПИ.
4. Биология: пособие для поступающих в вузы/ под ред. чл.-кор. РАО Н.В. Чебышева. - М.: 1999
5. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
6. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: "Оникс 21 век" "Мир и образование", 2005;
7. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу "Общая биология". - М.: "Издательство НЦЭНАС", 2004;
8. Пименова И.Н., Пименов А.В. "Лекции по общей биологии", Саратов, ОАО Издательство "Лицей", 2003 г.
9. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
11.Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2006г.
12. НейфахА. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
13. Реймерс Н. Ф.Основные биологические понятия и термины.М.: Просвещение, 1993.
14. Тейлор Д., Грин Я., Стаут У. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.
15. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. "Эволюция органического мира", Москва, "Наука", 1996 г.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана- Граф, 199Щ - 240с;
2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- ("Универсальное учебное 1 пособие");
3. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, АН.Мягкова.
- М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - издательский Дом "Генджер", 1997. - 96с;
5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
6. О.В.Гончаров "Генетика. Задачи". Саратов, ОАО Издательство "Лицей", 2008 г
7. Петрова Е.В. "Основы классической генетики", Саратов: ИЦ "Добродея", 1997 г.
8. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. "Сборник задач по генетике с решениями". Методическое пособие для школьников, абитуриентов и
учителей. Саратов, издательство "Лицей", 1998, 2006 гг.
9. Учебно-методическое обеспечение: Н.Грин, У.Стаут, Т.Эйлор "Биология" в 3-х томах, М., Мир,1990 г.
10. Пименова И.Н., Пименов А.В. "Лекции по общей биологии", Саратов, ОАО издательство "Лицей", 2003 год
11. Гаврилова А.Ю. "Поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П. Н. Бородина" Волгоград: Учитель, 2006.
12.Пименов А.В. "Уроки биологии. Развернутое планирование в 10 (11) классе". Ярославль. Академия развития, 2001 год.
13. Чебышев Н. В. Кузнецов С.В. "Биология. Пособие для поступающих в вузы" Москва"Новая волна" 2002г.
MULTIMEDIA - поддержка курса "Общая биология"
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное из, Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология 10 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.ИСонина (электронное учебное издание),
Дрофа,
Физикон, 2006
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, ФИПИ: 2006
- Серия "1 С: Школа"
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки Биологии"
- "Репетиторы Кирилла и Мефодия"
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru - газета "Биология" - приложение к "1 сентября" www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru -
Эйдос - центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте "Кирилл и Мефодий"
22