Направление программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокальной студии «Лучики» относится к художественно-эстетическому направлению.
Вид программы
Программа является модифицированной (адаптированной), в основу которой положена примерная (типовая) образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В. Иноземцевой.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Уровень программы
Рабочая программа предполагает общекультурный (базовый) уровень освоения, который имеет следующие задачи:
-обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию (Концепция развития дополнительного образования детей);
обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности (Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1);
выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности (Закон № 273-ФЗ; гл. 11, ст.77, п. 3).
Данный уровень рабочей программы предполагает следующие результаты освоения:
освоение образовательной программы;
участие в общегородских и региональных мероприятиях не менее 50% обучающихся;
включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 10% обучающихся;
переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся.
Отличительные особенности программы
Образовательная программа вокального ансамбля «Лучики » разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
В принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность).
В формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии).
В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов).
В средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты).
Основным видом деятельности вокальной студии «Лучики» является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству, являются:
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации..
В 2016 17 учебном году планируется участие в следующих мероприятиях школьного уровня
1 октября – Международный день пожилых людей5 октября – День учителя
27 ноября (дата для 2016 года) – День матери в России
28 декабря – Новогодний праздник
23 февраля – День защитника Отечества.
8 марта – Международный женский ден
9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне
Организация образовательной деятельности
Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей 7-14 лет (младшая группа 7-11 лет; старшая группа 11-14 лет). Занятия проводятся по 9 часов в неделю, 315 часов за год обучения (младшая группа 4часа в неделю; старшая группа 5 часов в неделю).
Цель рабочей программы - создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего и среднего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство; -сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами: -концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Режим занятий в 2016-2017 году:
Понедельник
1 группа (младшая)
12.20-13.05
13.20-14.05
2 группа (старшая)
14.15-15.00
15.10-15.55
Пятница
1 группа (младшая)
12.20-13.05
13.20-14.05
2 группа (старшая)
14.15-15.00
15.10-15.55
16.05-16.50
Формы организации деятельности:
музыкальные занятия;
занятия - концерт;
репетиции;
творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Ожидаемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса вокального ансамбля «Лучики»
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами являются:
Метапредметными результатами являются:
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;
приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Планируемые результаты освоения программы вокального ансамбля «Лучики»
По итогам обучения обучающиеся младшей группы
узнают:
основы вокально - хоровых навыков;
правила пения;
виды дыхания;
муз.штрихи;
средства музыкальной выразительности.
будут уметь:
применять правилапения на практике;
петь чисто ансамблем в унисон;
применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
сценически оформлять концертный номер.
Результаты освоения программы старшей группы.
пение в ансамбле в унисон и двухголосье, с элементами трёхголосья;
владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);
умение чисто интонировать;
умение воспроизвести несложный ритмический рисунок;
умение пользоваться исполнительскими навыками на сцене.
Способы отслеживания результатов освоения программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально - слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной Е. Емельяновым.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Содержание программы для детей младшей группы.
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
Ансамбдь. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
Музыкально - исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии - игра «Матрешки».
Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Содержание программы для детей старшей группы.
1.Вводное занятие. Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
2.Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
3.Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья и трёхголосья. Упражнение на расширение диапазона.
Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
Ансамбль. Элементы двухголосья и трёхголосья. Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
Музыкально - исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально - ритмические скороговорки.
Сценическое движение. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
Работа над репертуаром. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
Концертная деятельность. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
Итоговое занятие, творческие работы.
Тематическое планирование
Младшая группа
I полугодие(4 часа в неделю)
№ п.п | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Основные правила пения. Посадка певца, положение корпуса, головы. | 1 |
2 | Формирование навыков пения сидя и стоя. Выразительно исполнить уже знакомую песню. | 1 |
3-5 | Прослушивание голосов. Разучивание распевок | 3 |
6-8 | Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. Освоение дыхательных упражнений ( вдох через нос, комбинированный вдох). | 3 |
9-11 | Развитие навыка продолжительного выдоха. | 3 |
12,13 | Разучивание песен из сборника «Птичка на ветке» Раймонда Паулса. Работа над звукообразованием. | 2 |
14,15 | Разучивание песен из сборника «Птичка на ветке» Раймонда Паулса. Работа над дыханием. | 2 |
16,17 | Разучивание песен из сборника «Птичка на ветке» Раймонда Паулса. Работа над дикцией. | 2 |
18,19 | Разучивание песен из сборника «Птичка на ветке» Раймонда Паулса. | 2 |
20,21 | Певческая кантилена и дикция. | 2 |
22,23 | Правильное звукопроизношение | 2 |
24,25 | Элементарные навыки формирования звуков | 2 |
26,27 | Простые упражнения для раскрепощения голосового аппарата | 2 |
28,29 | Повторение песни «Колыбельная Медведицы». Разучивание песни Мир из спектакля «Земля детей» Муз. С. Баневича. Сл. Т. Калининой. Ар. А. Тырсы. Работа над текстом. | 2 |
30,31 | Разучивание песни «Мир» из спектакля «Земля детей». Работа с мелодией. | 2 |
32,33 | Разучивание песни «Мир» из спектакля «Земля детей» | 2 |
34,35 | Повторение песен из сборника «Птичка на ветке» Раймонда Паулса. | 2 |
36,37 | Певческая кантилена и дикция | 2 |
38,39 | Правильное звукопроизношение | 2 |
40,41 | Элементарные навыки формирования звуков | 2 |
42,43 | Простые упражнения для раскрепощения голосового аппарата | 2 |
44-46 | Ровное звучание во всём диапазоне детского голоса умение использовать головной и грудной регистры. естественного свободного звука без крика и напряжения. | 3 |
47,48,49 | Использование головного и грудного регистров, естественный свободный звук без крика и напряжения | 3 |
50-52 | Знакомство с правилами поведения на сцене. Выработка активного унисона. | 3 |
53-58 | Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) . Устойчивое интонирование одноголосого пения под фонограмму. | 6 |
59-61 | Индивидуальная работа с учащимися. Распевки на выработку навыка двухголосия. Пение канонов. Работа над цепным дыханием. | 3 |
62-63 | Подготовка к новогодним утренникам. Разучивание песен с новогодней тематикой. | 2 |
64-66 | Подготовка к новогодним утренникам. Разучивание песни «НОВЫЙ ГОД» слова В. Графчиковой, музыка Е. Лучникова, исполняет детская студия "Родники" | 3 |
67,68 | Участие в новогодних мероприятиях. | 2 |
| итого | 68 |
Тематическое планирование
Младшая группа
II полугодие(4 часа в неделю)
№ п.п | Тема занятий | Кол-во часов |
1-3 | Основные приемы дыхания.. | 3 |
4-7 | Одновременный вдох и начало пения, смену дыхания в процессе пения | 4 |
8,9 | Разучивание песни «Прекрасное далёко» слова Энтин Ю., музыка Крылатов Е. | 2 |
10,11 | Разучивание песен из сборника народных песен для детей (на русском языке) - "Весёлый хоровод" | 2 |
12-14 | Разучивание песни А. Зацепина «Ты слышишь, море». Разучивание подголосков. | 3 |
15,16 | Разучивание песни А. Зацепина «Ты слышишь, море». Работа над текстом. | 2 |
17-20 | Разучивание песни А.Зацепина «Ты слышишь, море». Работа над дикцией и артикуляцией. | 3 |
21,22 | Разучивание песни А.Зацепина «Ты слышишь, море». Работа над элементами двухголосия. | 2 |
23,24 | Разучивание песни А.Зацепина «Ты слышишь, море». Работа над дыханием. | 2 |
25-31 | Работа над метроритмом. (четко и выразительно исполнять песни маршевого характера, отработка ритмической устойчивости в быстрых темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм) | 7 |
33,34 | Разучивание песен из сборника для детей младшего, среднего и старшего возраста «ПЕСНИ И ХОРЫ» | 2 |
35,36 | Продолжение разучивание песен из сборника для детей младшего, среднего и старшего возраста «ПЕСНИ И ХОРЫ» «Земля отцов». Работа над динамикой исполнения. Работа с солистами. | 2 |
37,38 | Разучивание песни О.Юдахиной «Радуга». Работа над элементами двухголосья. Работа над цепным дыханием. | 3 |
39.40 | Разучивание песни О.Юдахиной «Радуга». Повторение песен, изученных ранее. | 2 |
41-48 | Звуковедение и чистота интонирования (естественный, свободного звук без крика и напряжения, чистоты интонирования мелодии в песнях, округлости звука. Отработать ровное звучание во всём диапазоне детского голоса) | 8 |
49-50 | Разучивание песен из сборника Евгения Павловича Крылатова «Крылатые качели» Разучивание канона. Развитие навыков двухголосного пения. | 2 |
51-53 | Продолжение разучивания песен из сборника Евгения Павловича Крылатова «Крылатые качели» Работа над двухголосием. Повторение песен. | 3 |
54,55 | Разучивание песни «Праздник детства» из репертуара шоу- группы «Улыбка». Работа над цепным дыханием. | 2 |
56-66 | Дикция и артикуляция (согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции) | 11 |
67-70 | Разучивание песен к Дню Победы | 4 |
71-76 | Формирование чувства ансамбля и сценической культуры (прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, выразительно исполнять выученные песни под фонограмму с ритмическими движениями и пантомимой) | 6 |
77,78 | Разучивание песни «Праздник детства» из репертуара шоу- группы «Улыбка». Работа над цепным дыханием. | 2 |
79,80 | Участие в итоговом концерте. Исполнение песен, разученных в течение года. | 2 |
| итого | 80 |
| За год | 148 часов |
Тематическое планирование
Старшая группа
I полугодие (5 часов в неделю)
№п.п | Тема занятий | Кол-во часов |
1-6 | Вводное занятие. Прослушивание голосов. Разучивание дыхательных упражнений. Разучивание распевок. Индивидуальная работа с вокалистами. | 6 |
7-13 | Разучивание распевок. Тренировка правильного певческого дыхания. Разучивание песен из сборника Евгения Павловича Крылатова «Крылатые качели». Разучивание песни «Учительский вальс» музыка А. Заруба, слова И. Львова. Разучивание песен ко Дню Учителя с вокалистами. | 7 |
14-19 | Продолжение разучивания песен из сборника Евгения Павловича Крылатова «Крылатые качели» Работа над дыханием. Работа над звукообразованием. Продолжение разучивания песен ко Дню Учителя. Работа над дикцией и артиикуляцией. | 6 |
20-25 | Работа над тембровым и динамическим ансамблем в песнях. Работа над дыханием с вокалистами. | 6 |
26-31 | Подготовка и участие в концерте, посвященном Дню учителя. | 6 |
32-38 | Разучивание песни «Храни меня мой талисман» музыка Г.Струве, стихи А. С. Пушкина. Первые навыки двухголосного пения. Разучивание песен из сборника Рыбникова с вокалистами. Индивидуальная работа звукообразованием. | 7 |
39-45 | Развитие навыков двухголосного пения. Разучивание канона «Слава солнцу, слава миру». Разучивание песни «Ветер перемен» и « Цветные сны» из к/ф ''Мэри Поппинс, до свидания!'' индивидуально. | 7 |
46-51 | Разучивание песни «Вся Россия» Непоседы / 21 Век. Работа над исполнением в унисон. Работа над дыханием. Индивидуальное разучивание песни «Тридцать три коровы» cл. Н.Олева, муз. М.Дунаевского. | 6 |
52-57 | Разучивание песни «Где музыка берёт начало». Работа над характером исполнения. Работа над звукообразованием с вокалистами. | 6 |
58-63 | Разучивание песни «Где музыка берёт начало». Работа над интонациями. Работа над дыханием с вокалистами. | 6 |
64-69 | Работа над кантиленным исполнением. Эмоциональность исполнения музыкального произведения. Работа над дикцией и артикуляцией с вокалистами. | 6 |
70-75 | Разучивание песни «Снежинка» слова Дербенева А., музыка Крылатова Е., работа над текстом и артикуляцией. Индивидуальное разучивание песен из сборника Евгения Павловича Крылатова «Крылатые качели» Музыкально-исполнительская работа. | 6 |
76-81 | Разучивание песни «Снежинка» слова Дербенева А., музыка Крылатова Е., работа над характером исполнения. Продолжение индивидуального разучивания песен из сборника Евгения Павловича Крылатова «Крылатые качели» | 6 |
82-85 | Подготовка к новогодним утренникам. Разучивание песен на новогоднюю тематику. | 4 |
| итого | 85 |
Тематическое планирование
Старшая группа
II полугодие (5 часов в неделю)
№п.п | Тема занятий | Кол-во часов |
1-7 | Разучивание песни Лесной олень из к/ф «Ох, уж эта Настя» Работа над тембровым ансамблем. Индивидуальная работа с солистами. | 7 |
8-14 | Разучивание песни Лесной олень из к/ф «Ох, уж эта Настя», работа над динамическим ансамблем. Работа над цепным дыханием. Индивидуальная работа с солистами. Работа над голосоведением. | 7 |
15-21 | Частушки - разучивание. Индивидуальная работа. | 7 |
22-28 | Разучивание песни «Колокола» из к/ф «Приключения Электроника». Музыкально-исполнительская работа. | 7 |
29-35 | Разучивание песни «Ручеёк» И.Столяр. Работа над звукообразованием. Повторение, наработанного репертуара с вокалистами. | 7 |
36-42 | Повторение песен. Разучивание песни «Если с другом вышел в путь». Работа над дикцией и артикуляцией. | 7 |
43-49 | Повторение песни «Если с другом вышел в путь». Работа над звукообразованием. Разучивание песни «Синеглазка». Индивидуальная работа с солистом. | 7 |
50-56 | Повторение песни «Ручеёк». Двухголосное пение. Работа по партиям над дикцией, звукообразованием и тембровым ансамблем. | 7 |
57-63 | Разучивание песни «Весенняя капель». Работа над дикцией и артикуляцией. | 7 |
64-70 | Повторение песен «Весенняя капель», «Синеглазка». Работа над характером исполнения. Разучиванием песни «Школьный корабль» Г. Струве – К. Ибряев | 7 |
71-77 | Продолжение разучивания песни «Школьный корабль» Г. Струве – К. Ибряев, работа над цепным дыханием. Работа над дикцией и артикуляцией. Разучивание песни «Детство». Исполнение в унисон. | 7 |
78-84 | Продолжение разучивания песни «Детство». Музыкально-исполнительская работа. Индивидуальная работа с солистами. | 7 |
85-91 | Разучивание песни «Куда уходит детство» А. Зацепин – Л. Дербенев. Работа над звукообразованием. Разучивание песни «Не повторяется такое никогда» С.Туликов - М.Пляцковский. Работа с солистами. | 7 |
92-98 | Разучивание песни «Что зовём мы Родиной». Работа с солистами. Повторение, наработанного репертуара. | 7 |
99-100 | Повторение изученных песен. Подготовка к концерту. | 4 |
| итого | 100 |
| За год | 185 |
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература для педагога
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.
Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. - М.: Музыка, 1975.
Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. - М.: 1999.
Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2007.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение. 1983.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С.-Пб., Музыка, 2000.
.8. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. - М., Педагогика, 1970. - 232с.
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музыка, 1964.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение, 1984.
Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. - Л-М.: Музгиз, 1939.
Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.-Л. Музыка, 1965.
16 .Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.
Орлова Н.Д. О детском голосе. - М: Просвещение, 1966.
Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. - М., МИГУ, 2002.
Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научнопрактической конференции 29-31марта 2001. - Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. - М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научнотехнического творчества молодежи, 2004.
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. - Екатеринбург, 2001.
Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. - М., МИГУ, Прометей, 2001.
Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. - М., 2004.
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер 2007.
Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. - М., 1999.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.- М. 1975.
Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. - М., 1998.
Список литературы для учащихся
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. - М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. - АСТ 2002;
Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: «Полиграфмаркет», 1998
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. - ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». - М.: 2002; б.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
7.Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. - АСТ 2009;
8.Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. - ООО «Попурри» 1999;
9.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.ред. О.Г. Хинн. - М., 1998
Интернет-ресурсы.
http://www.mp3sort.com/
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
http://forums.minus-fanera.com/index.php
http://alekseev.numi.ru/
http://talismanst.narod.ru/
http://www.rodniki-studio.ru/
http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
http://www.lastbell.ru/pesni.html
http://www.fonogramm .net/ songs/14818
http://www.vstudio.ru/muzik.htm
http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
http://www.notomania.ru/view.php?id=207
http://notes.tarakanov.net/
http://irina-music.ucoz.ru/load
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, синтезатор, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.