Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе
ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ В СТРАНУ АЛФАВИТИЮ
Азбука к мудрости ступенька.
Пословица
Цели.
1. Образовательные: систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика»; расширение знаний о гласных и согласных, алфавите.
2. Развивающие: развивать наглядно-образное мышление; формировать исследовательские навыки, развивать устную и письменную речь (умение составить рассказ на грамматическую тему, делать выводы по теме).
3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку, истории страны.
Задача:
Использование лингвистического подхода к обучению по теме «Фонетика».
Содержание: алфавит в русском языке.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-путешествие.
Приёмы: диалог , составление рассказа на грамматическую тему; выполнение разноуровневых практических заданий, рефлексия.
Оборудование: выставка книг, словарей, учебники, тестовые задания.
Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный.
Формы работы: игровые формы работы, фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Деятельность учащихся: работа с учебниками, письменная и устная работа с текстом, с дидактическим материалом урока, самостоятельная работа.
Деятельность учителя: корректирующая, направляющая.
Морально-психологический аспект: позитивный, благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны, поощрение успеха.
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволят ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».
Литература:
1. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Львова С.И, Львов В.В../
2. Русский язык 5 класс: поурочные планы по учебнику С.Львовой /Васильевых И.П.»Уроки русского языка в 5 классе». Пособие для учителя/
3. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение) и М.М.Разумовской и др. (М.: Дрофа): 5 класс – М.: ВАКО, 2007. 384с. – (В помощь школьному учителю).
4. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006.
5. Е.Осетров. Сказ о друкаре Иване и его книгах. – М.: Малыш, 1983.
6. Ян В.Г. Никитка и Микитка: исторический рассказ. – М.: Детская литература, 1988.
Структура: 1 I. Организационный момент 2 II. Сообщение темы урока, постановка цели и задач урока 3 III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний 4 IV. Воспроизведение знаний на новом уровне 5 V. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений 6 VI. Итоги, оценки, домашнее задание |
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие за тридевять земель в страну Алфавитию.
II. Сообщение темы , постановка цели и задач урока
- На уроке мы повторим изученные сведения из раздела «Фонетика», научимся отличать устную речь от письменной, звуки и буквы, правильно произносить название букв, побываем на виртуальном экзамене по русскому языку.
Эпиграфом к нашему уроку послужит пословица: «Азбука – к мудрости ступенька».
- Запишите: число, классная работа, тему урока и эпиграф к нему. Подумайте, почему в предложении (эпиграф) поставлено тире. (Синтаксический разбор предложения на доске – 1 ученик)
1.Морфемный разбор ( слово – СТУПЕНЬКА)
2.Синтаксический разбор ( эпиграф урока)
- Из каких частей состоит слово «ступенька»? (Разобрать слово по составу: ступ-еньк-а, один ученик выполняет на доске, остальные - в тетради.)
- Начнем наше путешествие в стану « Алфавитию» .В путешествии мы совершим несколько остановок (их названия вы видите на доске), познакомимся с историей наших букв, научимся различать звуки и буквы, правильно называть буквы, вспомним алфавит и узнаем, для чего он нужен.
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний
- Первая остановка в нашем путешествии «Мудрая».
- Что такое фонетика?
(Это раздел науки о языке, который изучает звуки.)
- Какие жители живут в стране «Фонетика»?
(Звуки. Гласные и согласные)
- Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков.
(Гласные. Состоят только из голоса.Воздух проходит через рот свободно. Согласные. В каждом согласном звуке есть шум.Воздух преодолевает препятствия: язык, нёбо, зубы, губы).
- Чем отличается звонкий согласный от парного ему глухого?
(Звонкие. В образовании участвует голос. Состоят из шума и голоса. Глухие. Целиком состоят из шума).
- Какие твердые и какие мягкие согласные не имеют парных звуков?
(Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары. Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц]. Не имеют парных звуков мягкие согласные [ч'], [щ'], [й']).
- Итак, кто же главные жители страны Алфавития?
(Буквы).
- А чем отличаются буквы от звуков?
(Буквы мы пишем, а звуки произносим)
- И, наконец, последнее задание на станции «Мудрая», это задание с олимпиады «Русский медвежонок», посмотрим, как вы с ним справитесь сегодня.
IV. Воспроизведение знаний на новом уровне
- Долгими извилистыми путями шло развитие письменности: от рисунков предметов к буквам. Много интересного могла бы рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобрели тот рисунок, который нам кажется настолько привычным, что мы и не предполагаем того, что буквы выглядели тогда иначе.
- Мы добрались до остановки «Этимологическая».
- Из древности дошли до нас сведения, что славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и ризов», то есть черточек и зарубок. К нам дошли 2 поговорки, которые напоминают об этих древних способах передачи информации, существовавших у наших предков.
Перед вами зашифрованные надписи.
1. Изображение платка с завязанным узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: завяжиузелокнапамять
2. Изображение топора, а по рисунку, образуя замкнутый квадрат, записаны буквы, но от начала к концу фразы надо читать (против) по часовой стрелке:'зарубинаносу
Вы должны найти начало фразы и прочесть её. (работа на доске)
- А теперь, ребята, стоп… впереди семафор! Мы на станции «Семафорная».
- Вы знаете, как можно писать без букв!? Есть такая азбука, которой пользуются моряки. Она называется семафорной. Каждую букву в ней заменяет определенное положении рук с флажками. Когда нужно послать сообщение, сигнальщик «семафорит», то есть передает необходимый текст.Подумайте, какому из нижеприведенных слов соответствует сигнал. (Кутенок)
- Следующая остановка «Старославянская».
Слово ребятам.
1 ученик В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата ученых монаха – составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами – для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянский язык несколько важнейших церковных книг.
За этот подвиг братья, позже, уже после смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. От имени одного из братьев было образовано и название древней славянской азбуки – «кириллица».
2 ученик Но некоторые буквы из той первой славянской азбуки исчезли из нее. А это что за странные буквы? Они оказывается, тоже из кириллицы, да вот до наших дней не дошли. Это буквы «ЯТЬ», «ЮС», (большой и малый), «КСИ», «ИЖИЦА». Были еще «ФИТА» и «ФЕРТ», которые обозначали один и тот же звук «ф», с той лишь разницей, что «ФИТА» употреблялась исключительно в словах греческого происхождения, а «ФЕРТ» - во всех остальных. Теперь ни названия «ФИТА», ни самой этой буквы в нашем алфавите и в помине нет. И названия «ФЕРТ» тоже нет, а сама буква, ее начертание (к примеру в слове «фамилия») существует и поныне.
- Перед нами еще одно задание из «Русского медвежонка»:
Дано предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года:
П о д о р о г ђ н е с л у ч и л о с ь н и к а к и х ъ с о б ы т i й .
- Сколько вы видите отличий от того, как пишется это предложение сегодня?
1. Одно 2. Два 3. Три 4. Четыре 5. Пять
(Ответ: три).
- А кто из вас знает человека, который первым на Руси напечатал азбуку?
(Иван Фёдоров)
- Следующая наша остановка «Историческая», мы с вами узнаем, кто напечатал первый русский алфавит, как учились раньше дети на Руси, посмотрим, какие были книги.
(Презентация учащегося об И.Федорове)
-Я думаю, теперь вы все знаете, почему мы говорим : «Красная строка».
(...потому что первую букву рисовали красной краской)
- Мы добрались до самого сердца страны Алфавития.
(ученик) Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» – это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» – бык и «бет» – дом.
Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий – «аз» и «буки» – и получилось русское слово «азбука».
- А сейчас нас ждет, как в любой волшебной стране, самое необычное… прокатнемся на еже, оседлаем петуха, найдем себе верных друзей. (Песенка-азбука Б.Заходера «Алфавит»). Прослушаем стихотворение, научимся правильно произносить буквы.
(ученик) Алфавит
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат, славные сестрицы,
Очень просят всех ребят с ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ – прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я – все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали – заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали в азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети: вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком.
- Какие же буквы опоздали? Найдите их место в азбуке.
(ё, й, ъ, ь, ы)
- Пора и нам отдохнуть, а отдых наш – физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места (круговые движения кистями рук)
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли,
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
- А теперь продолжим, мы все еще на «Алфавитной». Пред нами современный алфавит. Давайте еще раз правильно произнесем некоторые из них (выделены красным шрифтом).
- Сколько же всего букв в русском алфавите (33), гласных (10), согласных (21), какие буквы не обозначают звуков (ь, ъ).
Запишите в тетрадь слова «алфавит, азбука», разберите по составу. (Один ученик работает у доски) (историч. – алфа-вит, аз-бук-а, современ. – алфавит-, азбук-а).
- Остановка «Лексическая».
Перед вами слова: Алфавит, азбука, библиотека.
- Составьте с ними предложения, одно запишите в тетрадь.
(Первую азбуку напечатал Иван Федоров.
Знание алфавита помогает в жизни.
Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.)
V. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений
- Остановка «Лингвистическая».
Вы знаете, что такое библиотека, знаете, как располагаются книги на полках, слова в словарях и справочниках, фамилии учеников в классных журналах.
(По алфавиту)
- А сейчас один из вас поработает библиотекарем, расставит книги на нашей полке в алфавитном порядке.
(У доски работает один ученик. Остальные - самостоятельно по вариантам. Задание записано на доске.) - В алфавитном ли порядке записаны слова? Исправьте ошибки, (если есть), запишите слова по алфавиту, подчер кните орфограммы.
1 вариант. Космос, кукуруза, компьютер.
2 вариант. Пирамида, погода, пластинка.
Проверка работы «библиотекаря».
- А теперь обратимся к учебнику, к одному из старожилов страны Алфавития.
- А сейчас я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ, перед вами тесты, выполняйте и можете сами себе поставить оценки уже через 5-7 минут.
ТЕСТ 14
Фонетика. Орфография
Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
Вариант 1 Вариант 2
Ответы к тестам для проверки.
VI. Итог
- Итак, что мы знаем по теме «Фонетика»?
- Чем отличаются звуки от букв?
- Сколько в русском языке букв?
- Чем отличаются буквы Ъ и Ь от остальных букв?
- Как располагаются слова в словарях?
(в алфавитном порядке)
- А что мы теперь умеем?
(продолжают дети)
- Различать буквы и звуки;
- Правильно произносить буквы;
- Находить и исправлять ошибки в названиях букв;
- Располагать слова по алфавиту.
- Наше путешествие заканчивается, откройте дневники, запишите домашнее задание:
составить мини-рассказ на тему урока «За тридевять земель в Алфавитию» или нарисовать (по теме урока).
Конец формы