СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса "Удивительное рядом"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомит учащихся с многообразием мира живой природы,с теми сложными,но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции; заставляет задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Удивительное рядом"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ













Рабочая программа

факультативного курса

«Удивительное рядом»










Разработана Сластной О.А.,

учителем химии и биологии

высщей квалификационной категории












2018-2019 учебный год





  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса


Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

  • описывать обитателей пруда и леса, выделяя их существенные признаки;

  • грамотно обращаться с объектами природы в повседневной жизни;

  • определять представителей разных классов растений, птиц, животных, насекомых.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о различных представителях живого мира;

  • характеризовать представителей всех царств природы;

  • искать информацию об объектах живой природы в разных источниках, в том числе Интернете;

  • составлять сценарии праздников для младших школьников;

  • писать стихи, сочинения, рисовать рисунки, делать поделки из природного материала;

  • организовывать фотовыставки;

  • понимать необходимость охраны окружающей среды.


  1. Содержание учебного предмета, курса

Общее количество часов – 34

Тема1. Введение.(1ч)

Аукцион рассказов учащихся по теме «Что удивительно в природе? (Что меня удивляет в природе?)


Тема 2. Экспедиция «Пруд и его обитатели»(3ч)

    1. Экскурсия на пруд (2часа)

Наблюдения за растениями, моллюсками, насекомыми. Ловля водных обитателей, рассмотрение, выпуск в воду.

    1. Знакомство с информацией о водных обитателях (1ч)

Легенды «Потомки Арахны». Пауки; паутина, ее рассматривание; проверка на прочность;изображение паутины паука-крестовика.


Тема 3.Экспедиция «Багрец и золото лесов осенних»(4ч)

Экскурсия в природу, сбор осенней листвы, плодов и ягод, подготовка их коллекций. Знакомство с произведениями живописи, литературы, музыки об осени.


Тема 4. Поделки из природного материала (4ч)

Экскурсия в ДШИ. Знакомство с поделками из природного материала. Музыкальные инструменты и породы деревьев, из которых они сделаны. Создание собственной выставки. Сбор информации об удивительных качествах природных объектов, из которых сделаны экспонаты выставки.


Тема 5. Экспедиция «В лесу родилась елочка» (4ч)

Экскурсия в хвойный или смешанный лес, лесопарк или парк. Изучение ели: форма кроны, характер ветвления, расположение хвои, форма шишек, особенности семян. Рассматривание хвои ели, сравнение с хвоей других хвойных деревьев, семян ели, приспособление семян к распространению по насту.

Подготовка праздника, посвященного елочке для младших школьников


Тема 6. Птицы зимой (4ч)

Наблюдение за птицами, изготовление кормушек, кормление птиц. Птицы зимнего леса, многообразие, красота, движение. Подкормка птиц, собирание информации о наблюдаемых птицах (стихи, пословицы и поговорки, сказки и рассказы, информация научного характера). Создание фотографий, рисунков птиц. Подготовка к празднику птиц.


Тема 7. Деревья зимой (2ч)

Ажурность зимних крон деревьев.

Экскурсия «Определение пород деревьев по форме крон, опавшим листьям и плодам».

Зарисовка крон деревьев. Изучение шероховатости и окраски коры деревьев.


Тема 8. Изучение цветков и соцветий (2ч)

Подснежники: красота и нежность цветов и соцветий. Мать-и-мачеха. Цветение ивы. Сбор информации об удивительных растениях.


Тема 9. Мох (лишайник), живущий на камне фундамента школы (2ч)

Выносливость и требовательность к условиям среды. Организм – «сфинкс». Прихоть и неприхотливость лишайников. Рассматривание под микроскопом, зарисовка.


Тема 10. Пыльца цветов, ее значение (2ч)

Рассматривание пыльцы растений под микроскопом, зарисовка, сравнение. Роль пыльцы для самого растения и других организмов, влияние на человека.


Тема 11. Муравейник (2ч)

«Муравей – самый сильный из зверей». Наблюдение за муравейником, муравьями. Исследование характеристик, данных в басне И. Крылова «Стрекоза и муравей», с реальными характеристиками насекомых.


  1. Разделы календарно-тематического планирования факультативного курса "Удивительное рядом"


X

№п/п

Раздел, тема

Дата

Примечание


I

Введение

1

 

 


II 

Экспедиция "Пруд и его обитатели"

3

 

 


2

Экскурсия на пруд

1


 


3

Экскурсия на пруд

1


 


4

Знакомство с информацией о водных обитателях

1


 


III 

Экспедиция "Багрец и золото лесов осенних"

4


 


5

Экскурсия в осенний лес

1


 


6

Подготовка коллекций листьев, ягод, плодов

1


 


7

Знакомство с произведениями живописи

1


 


8

Знакомство с литературными и музыкальными произведениями об осени.

1


 


 IV

Поделки из природного материала

4


 


9

Знакомство с поделками из природного материала

1


 


10

Музыкальные инструменты и породы деревьев, из которых они сделаны

1


 


11

Создание собственной выставки поделок из природного материала

1


 


12

Сбор информации об удивительных качествах природных объектов, из которых сделаны экспонаты.

1


 


V 

Экспедиция "В лесу родилась елочка"

4

 

 


13

Экскурсия в смешанный или хвойный лес.

1


 


14

Подготовка праздника для младших школьников, посвященного елочке

1


 


15

Подготовка праздника для младших школьников, посвященного елочке

2


 


16

Проведение праздника

1


 


VI 

Птицы зимой

4


 


17

Экскурсия "Наблюдение за птицами зимнего леса" Фотографирование

1


 


18

Сбор информации о наблюдаемых птицах

1


 


19

Создание рисунков птиц

1


 


20

Выставка работ о птицах

1


 


VII 

Деревья зимой

2

 

 


21

Экскурсия в зимний лес

1


 


22

Определение пород деревьев по форме крон, опавшим листьям

1


 


 

Изучение цветков и соцветий

4


 


23

Подснежники

1


 


24

Мать-и-мачеха

1


 


25

Ива

1


 


26

Сбор информации об удивительных растениях

1


 


VIII 

Мох(лишайник), живущий на камне фундамента школы

2


 


27

Рассматривание под микроскопом, зарисовка.

1


 


28

Сбор информации о мхах

1


 


IX 

Пыльца цветов, ее значение

2

 

 


29

Рассматривание под микроскопом, зарисовка.

1


 


30

Роль пыльцы для самого растения и других организмов, влияние на человека

1


 


X 

Муравейник

5

 

 


31

"Муравей - самый сильный из зверей"

1


 


32

Исследование соответствия характеристик, данных в басне И.Крылова "Стрекоза и муравей", с реальными характеристиками насекомых

1


 


33

Подготовка праздника для одноклассников

1


 

34

Подготовка праздника для одноклассников

1


 

35

Заключительное занятие - праздник для одноклассников

1


 





Литература

- Боровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Твой первый атлас-определитель. Рыбы наших водоемов. М.: Дрофа, 2004

- ВербицкийВ.Б. Подзеркалье, или таинственный мир водоема. М.: Дрофа, 2003

- Сергеев Б.Ф. Мир лесных дебрей. М.: Дрофа, 2003