областное государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Решемская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
155840 Ивановская область, Кинешемский район, с. Решма,
ул. Ленина, д. 14
Тел, факс 8-(49331)98277 8-(49331)98296, 98277, 98271
е-mail: [email protected]
«Согласовано» Руководитель МО Учителей- предметников ___________ подпись Протокол ______ от «___»____20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Рыбина Н.В. ___________ подпись «___»____20__г. | Утверждаю Директор ОГКОУ Решемская школа- интернат ___________Н.А Бизеева Приказ №___ от «__»___20__г. |
Рабочая программа по физической культуре 8 класс
Учитель: Зеленов И.В.
с. Решма
2024-2025 уч. г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО, утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Физическая культура».
Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи обучения:
воспитание интереса к физической культуре и спорту;
овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);
воспитание нравственных качеств и свойств личности;
содействие военно- патриотической подготовке.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 8 классе определяет следующие задачи:
Задачи учебного предмета:
формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие;
развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;
формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега;
формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;
формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме;
совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;
совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;
формирование мотивации к здоровому образу жизни;
совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
занятия в тренирующем режиме;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Обучение по учебному предмету «Физическая культура» в 8 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей.
В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих направленному развитию двигательных возможностей подростков. В связи с увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений.
В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания.
При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
Учебно-тематический план
Темы программы | Количество часов |
Гимнастика и акробатика | 12 |
Лёгкая атлетика | 26 |
Лыжная подготовка | 15 |
Волейбол | 6 |
Баскетбол | 9 |
Итого | 68 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости, отслеживание результатов параолимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней;
испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;
иметь представления о двигательных действиях;
знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции;
уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств, в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;
взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований;
иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры;
самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий;
уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах;
уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство;
знать спортивные традиции своего народа и других народов;
знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека;
знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;
знать правила техники выполнения двигательных действий;
знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки;
соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.
При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.
К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
несинхронность выполнения движений.
Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Оценка «2» не ставиться.
Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически.
В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.
В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 8 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.
Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся.
Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств.
Тесты для обучающихся в 8 классе
бег 60 м;
прыжок в длину с места;
сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища из виса лёжа на перекладине (д);
наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
смешанное передвижение на 500 м;
поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала.
Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты)
усвоения физических умений, развития физических качеств
у обучающихся 8 класса
Обучающиеся, допущенные к занятиям физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся.
1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития.
2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности.
Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.
Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок.
Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги.
3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз.
4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз.
5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу:
а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени.
6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.).
7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов:
1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.
3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен.
4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук.
5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
Учебные нормативы* и испытания (тесты)
развития физических качеств, усвоения умений, навыков
по адаптивной физической культуре (8 класс)
№ п./п. | Виды испытаний (тесты) | Показатели |
Учащиеся | Мальчики | Девочки |
Оценка | «3» | «4» | «5» | «3» | «4» | «5» |
1 | Бег 60 м. (сек.) | 9,8 и больше | 9,7/9,5 | 9,4/9,0 | 12,6 и больше | 12,5-12,0 | 11,9/11,3 |
2 | Поднимание туловища из положения, лёжа на спине (количество раз за 1м.) | 24/20 | 29/25 | 35/30 | 15/12 | 22/16 | 35/23 |
3 | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см.) | 145/135 | 170/146 | 190/171 | 125/120 | 150/126 | 170/151 |
4 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (количество раз) | 9/7 | 15/10 | 19/16 | 8/5 | 9/6 | 12/8 |
5 | Наклон вперёд из и.п. стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке (см ниже уровня скамейки) | +4 | +7 | +11 | +5 | +10 | +15 |
6 | Бег на 500 м | Без учета времени |
*данные нормативы являются относительными и усреднёнными и требуют корректировки (адаптации) с учётом уровня психофизического развития и подготовленности обучающихся конкретного класса.
Календарно-тематическое планирование.
Кол-во часов по теме | № урока по теме | № урока | Темы программы | Дата проведения |
План | факт |
26/10 | | | 1 четверть Лёгкая атлетика | | |
| 1. | 1. | Ходьба на скорость (до 15-20 минут). | 03.09 | |
| 2. | 2. | Бег в медленном темпе до 8-12 минут. | 07.09 | |
| 3. | 3. | Контрольные испытания: пресс, подтягивание, отжимание. | 10.09 | |
| 4. | 4. | Ходьба по пересечённой местности до 1,5 – 2км. | 14.09 | |
| 5. | 5. | Бег на 100 метров с различного старта. | 17.09 | |
| 6. | 6. | Прыжок в длину способом «согнув ноги». | 21.09 | |
| 7. | 7. | Метание малого мяча на дальность. | 24.09 | |
| 8. | 8. | Кросс без чета времени 1000 м. | 28.09 | |
| 9. | 9. | Бег на 30 метров на результат. | 01.10 | |
| 10. | 10. | Бег на 60 метров на результат. | 05.10 | |
6. | | | Волейбол | | |
| 1. | 11. | Приём и передача мяча сверху и снизу в парах после перемещений. | 08.10 | |
| 2. | 12. | Верхняя прямая передача в прыжке. | 12.10 | |
| 3. | 13. | Верхняя прямая подача. | 15.10 | |
| 4. | 14. | Прямой нападающий удар через сетку (ознакомление). | 19.10 | |
| 5. | 15. | Блок (ознакомление). | 22.10 | |
| 6. | 16. | Учебная игра. | 22.10 | |
| | | 2 четверть Баскетбол | | |
9. | | | | | |
| 1. | 17. | Ловля мяча двумя руками с последующим ведением и остановкой. | 05.11 | |
| 2. | 18. | Передача мяча двумя руками от груди в парах | 09.11 | |
| 3. | 19. | Ведение мяча с передачей. | 12.11 | |
| 4. | 20. | Ведение мяча с обводкой препятствий. | 16.11 | |
| 5. | 21. | Броски мяча по корзине в движении снизу, от груди. | 19.11 | |
| 6. | 22. | Подбирание отскочившего мяча от щита. | 23.11 | |
| 7. | 23. | Учебная игра по упрощённым правилам. | 26.11 | |
| 8. | 24. | Броски в корзину с разных позиций и расстояния. | 30.11 | |
| 9. | 25. | Учебная игра. | 03.12 | |
12/7 | | | Гимнастика и акробатика | | |
| 1. | 26. | Фигурная маршировка, строевой шаг. | 07.12 | |
| 2. | 27. | Опорный прыжок ноги врозь через козла в длину. | 10.12 | |
| 3. | 28. | Подтягивание в висе на гимнастической стенке. | 14.12 | |
| 4. | 29. | Длинный кувырок вперед. | 17.12 | |
| 5. | 30. | Кувырок назад. | 21.12 | |
| 6. | 31. | Комбинация из кувырков. | 24.12 | |
| 7. | 32. | Прыжок ноги врозь через козла в ширину. | 28.12 | |
15. | | | 3 четверть Лыжная подготовка | | |
| 1. | 33. | Правила соревнований по лыжным гонкам. | 11.01 | |
| 2. | 34. | Прокладка учебной лыжни. | 14.01 | |
| 3. | | 35. | Одновременный бесшажный ход. | 18.01 | |
| 4. | | 36. | Одновременный одношажажный ход. | 21.01 | |
| 5. | | 37. | Одновременный двухшажный ход. | 25.01 | |
| 6. | 38. | Повторное передвижение в быстром темпе. | 28.01 | |
| 7. | 39. | Лыжные эстафеты на кругу 400-500 м. | 01.02 | |
| 8. | 40. | Передвижение на лыжах до 2,5 км (девочки), до 3,5 км (мальчики). | 04.02 | |
| 9. | 41. | Торможение «плугом». | 08.02 | |
| 10. | 42. | Комбинированное торможение на спусках. | 11.02 | |
| 11. | 43. | Спуск в низкой, средней и высокой стойке. | 15.02 | |
| 12. | 44. | Поворот махом на месте. | 18.02 | |
| 13. | 45. | Поворот на лажах вокруг носков | 22.02 | |
| 14. | 46. | Подъём ступающим шагом на склон. | 25.02 | |
| 15. | 47. | Передвижение на лыжах в медленном темпе на отрезке до 1 км. | 01.03 | |
| | | | | |
25/5 | | | Гимнастика и акробатика | | |
| 8. | 48. | Опорный прыжок «согнув ноги» через козла в длину. | 04.03 | |
| 9. | 49. | Упражнения с набивными мячами. | 08.03 | |
| 10. | 50. | Лазание по канату. | 11.03 | |
| 11. | 51. | Подтягивание на перекладине. | 15.03 | |
| 12. | 52. | Лазание по канату в два приёма (мальчики), в три приёма (девочки). | 18.03 | |
26/16 | 11. | 53. | 4 четверть Легкая атлетика Выпрыгивание вверх из низкого приседа с набивным мячом. | | |
| 12. | 54. | Прыжок с разбега способом «перешагивание». | | |
| 13. | 55. | Бег на 100 м с различного старта. | | |
| 14. | 56. | Толкание набивного мяча весом до 2-3 кг со скачка в сектор. | | |
| 15. | 57. | Эстафета 4 по 100 м. | | |
| 16. | 58. | Прыжок в высоту с разбега способом «перекидной». | | |
| 17. | 59. | Метание мяча в цель. | | |
| 18. | 60. | Прыжки на одной ноге через препятствия с усложнениями. | | |
| 19. | 61. | Тройной прыжок с места и с небольшого разбега. | | |
| 20. | 62. | Контрольные испытания: пресс, подтягивание, отжимание. | | |
| 21. | 63. | Метание малого мяча на дальность в коридор 10 м. | | |
| 22. | 64. | Кроссовый бег на 500-1000 м по пересечённой местности. | | |
| 23. | 65. | Бег 100 м с преодолением 5 препятствий. | | |
| 24. | 66. | Бег на 60 м – 4 раза за урок. | | |
| 25. | 67. | Повторное прохождение отрезков. | | |
| 26. | 68. | Эстафетный бег с эстафетной палочкой. | | |
Список литературы
Е.С.Черник «Физическая культура во вспомогательной школе», 1997 г. Москва, «Учебная литература».
Ю.Д.Железняков «Спортивные игры», 2001 г. Москва, Издательский центр «Академия»
Г.А.Колодницкий «Лёгкая атлетика», 2011г. Москва, «Просвещение».
Е.М.Лутковский, и А.А.Филиппов «Лёгкая атлетика», 1977 г. Москва «Физкультура и спорт».
И.А.Винер «Гимнастика», 2011г. Москва, «Просвещение».
Периодические издания «Физкультура в школе» 2016-2017г. и «Спорт в школе» 2016-2017г.
Государственная программа под редакцией Воронковой В.В. , (автор –В. Н.Белов, В.С.Кувшинов, В.М.Мозговой ) 2014 г., Москва, «Владос»