Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Юные друзья полиции»
6-7 класс
Составитель:
Тимонова Елена Сергеевна,
социальный педагог
высшей квалификационной категории
Мариинск 2019
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
обучающийся научится:
наблюдать и описывать факты из школьной жизни, касающийся нарушения прав детей и подростков, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его;
ориентироваться в моральном и правовом многообразии окружающей действительности; в правовых потребностях, ценностях и чувствах;
проводить агитационную, профилактическую работу, формируя коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и- младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
ответственно относится к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
освоить общепринятые социальные нормы, правила и формы поведения в различных группах и сообществах.
обучающийся получит возможность научиться:
выработать понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
вырабатывать целостный, социально ориентированный взгляд на представления о правовой культуре, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений в обществе;
быть активным пропагандистом здорового и законопослушного образа жизни, организовывая и участвуя в агитационно-пропагандистских мероприятиях;
иметь представления об информационно - поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе;
использовать приобретённые умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни для себя и окружающих, а также проявят свои творческие и агитационные таланты.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
навыкам межличностной коммуникации;
правилам поведения соответственно социальным, правовым нормам;
различать признаки недружелюбной группы;
объяснять сверстникам, старшим и- младшим подросткам принципы правомерного, безопасного поведения;
аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учёта интересов.
обучающийся получит возможность научиться:
корректно отказываться от нежелательного общения;
соблюдению правилам правомерного, доброжелательного поведения в группе;
умению выйти из недружелюбной группы;
слушать критику, конструктивно критиковать;
отстаивать аргументированно свою правоту в различных конфликтных ситуациях;
противостоять групповому давлению;
познавать мир через законы и нормативные документы;
оказывать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
учитывать позицию собеседника (партнера);
научиться работать в паре, группе, самостоятельно;
адекватно передавать информацию;
организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию со старшими людьми, сверстниками, подростками старшего и младшего возраста.
обучающийся получит возможность научиться:
корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
аргументировать свою позицию и соотносить её с позициями партнеров;
осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия;
работать по предложенному плану;
организовывать и проводить агитационно- профилактические мероприятия.
Познавательные универсальные учебные действия
обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств её осуществления в разных формах и видах деятельности;
освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
начальным формам познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценке своих творческих возможностей;
навыкам смыслового прочтения содержания «текстов» нормативных документов в соответствии с целями и задачами деятельности.
обучающийся получит возможность научиться:
продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со взрослыми и сверстниками при решении различных задач во внеурочной деятельности;
осознанному построению своих высказываний в устной и письменной форме.
Формы организации занятий:
теоретические занятия: лекции, семинары, беседы с использованием ТСО, встречи с ветеранами и действующими работниками правоохранительных органов, профориентационные экскурсии;
практические: моделирование ситуаций, практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, самостоятельная работа (индивидуальная и групповая), акции ЗОЖ, профилактические рейды.
Виды деятельности:
Основные методы и технологии:
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
информационно-коммуникативная технология;
проектная;
работа в малых и больших группах.
Формы подведения итогов реализации программы:
участие в выставках, конкурсах профилактической направленности, акциях ЗОЖ.
Особенности возрастной группы учащихся.
Настоящая программа ориентирована на учащихся 6-7 классов.
Содержание курса внеурочной деятельности
6 класс
№ п/п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Виды деятельности |
Раздел I. Введение в курс работы отряда «Юные друзья полиции». |
1. | Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами, формой работы отряда «Юные друзья полиции». Выбор актива. Изучение Устава «МБОУ СОШ №1» | Групповая форма работы. | Беседа по предложенному вопросу, мини-лекция, «Снежный ком». |
Раздел II. Знакомство с профессией полицейского. |
2 -3 | Профессия – полицейский. | Групповая форма работы. | Экскурсии в ПДН на ст. Мариинск, В ОПДН Мариинского района, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
4 | Полицейский в нашем городе. | Групповая форма работы. | Подборка материала для фотоотчёта на школьный сайт, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
5-6 | Фестиваль чистоты и порядка. | Групповая и индивидуальная форма. | Рейды частоты и порядка по классам. |
7-8 | Полицейские будни. -Конкурс стихотворений, сочинений, рисунков о полицейских (1-6 кл). | Групповая форма работы. | Информационно- профилактическая работа, рефлексия. |
9 | Встреча с ветеранами правоохранительных органов «Ребёнку о законе» | Групповая форма работы. | Информационно- профилактическая работа. |
Раздел III. Несовершеннолетний и закон. |
10-11 | Изучение Конвенции по правам ребенка. Правовой словарь. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа, дискуссия, рефлексия. |
12-13 | История развития Российского законодательства. Законы РФ на защите несовершеннолетних. | Групповая форма работы. | Беседы с использованием ТСО, рефлексия. |
14. | Знай закон. | Групповая и индивидуальная форма. | Выпуск и распространение листовок на правовые темы |
15. | Мои права. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексия. |
16-17 | Правила поведения в школе. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа, дискуссия, рефлексия. Выступление агитбригады на классных часах. |
Раздел IV. Наше здоровье в наших руках. |
18 | Преступления против здоровья и жизни. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексия. |
19 | Безвредного табака не бывает. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексия. |
20 | Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголя. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексия. |
21 | Мы за здоровый образ жизни! | Групповая и индивидуальная форма. | Выступление агитбригады на классных часах. |
22-23 | Оказание первой медицинской помощи. | Групповая и индивидуальная форма. | Мини-лекция, беседа по теме, практикум- ролевая игра, рефлексия. |
24 | Здоровый образ жизни- девиз на каждый день. | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Рейды в микрорайоне школы. |
Раздел V. Сколько стоит спокойная жизнь. |
25 | Мораль и право. | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Мини-лекция, беседа по теме, практикум, рефлексия. |
26 | Где права, там ответственность. | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексия. |
27-28 | О правонарушениях и наказаниях. Составление тематического словаря. | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Мини-лекция, беседа по теме, практикум, рефлексия. |
29 | Что такое ответственность? (уголовная и гражданско- правовая ответственность). | Групповая и индивидуальная форма. | Мини-лекция, беседа по теме, практикум, рефлексия. |
30-31 | О правовой культуре. | Групповая и индивидуальная форма. | Выступление агитбригады на классных часах, выпуск и распространение листовок на правовые темы |
Раздел VI. Человек в обществе. |
32 | Почему люди улыбаются друг другу? Чем можно обидеть ближнего и как ему помочь? | Групповая форма работы. | Мини-лекция, дискуссия, рефлексия. |
33 | Безопасное лето! | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Рейды в микрорайоне школы. |
Раздел VII. Заключение. «Интеллектуальный марафон». |
34 | Заключительное занятие. | Групповая форма работы. | Интеллектуальный марафон. |
7 класс
№ п/п | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации | Виды деятельности |
Раздел I. Введение в курс работы отряда «Юные друзья полиции». |
1. | Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами, формой работы отряда «Юные друзья полиции». Выбор актива. Повторение Устава «МБОУ СОШ №1» | Групповая форма работы. | Беседа по предложенному вопросу, мини-лекция, рефлексия. |
Раздел II. Есть профессия такая- полицейский. |
2 -3 | История развития полиции в РФ. Устройство, способы эксплуатации оперативно-технических средств, используемых в ОВД | Групповая форма работы. | Экскурсия в ПДН на ст. Мариинск, в ОВД г. Мариинск, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
4 | Полицейские нашего микрорайона. | Групповая форма работы. | Подборка материала для фотоотчёта на школьный сайт, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
5-6 | «Поздравить готовы мы Вас- полицейские!» Поздравительная программа | Групповая форма работы. | Информационно- профилактическая работа, релаксационные упражнения. |
7-8 | Фестиваль чистоты и порядка. | Групповая и индивидуальная форма. | Рейды частоты и порядка по школе и классам. |
9-10 | Оформление - отряд «ЮДП» (школьный сайт) - «Права и обязанности учащихся» (информационный стенд). | Групповая форма работы. | Подборка материала, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
11 | «Будни полицейского»- встреча с интересными людьми в пагонах, ветеранами правоохранительных органов. | Групповая форма работы. | Информационно- профилактическая работа, релаксационные упражнения. |
Раздел III. Несовершеннолетний и закон. |
12 | Международные документы по правам ребенка. Составление тематического словаря. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа, дискуссия, рефлексия. |
13-14 | «Права человека. Что мы знаем об этом?». Викторина «Ваши права» | Групповая форма работы. | Беседа. Викторина «Ваши права», рефлексия. |
15-16 | «Где права там и обязанности!». Составление тематического словаря. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа, дискуссия, рефлексия. |
17,18,19 | Правила поведения в школе. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа, дискуссия, рефлексия. Выступление агитбригады на классных часах. |
20-21 | «Экстремизм. Терроризм». Взрывоопасные предметы и вещества. | Групповая и индивидуальная форма. | Мини-лекция, беседа. Выпуск и распространение листовок на правовые темы |
22-23 | «Закон улиц и дорог». | Групповая и индивидуальная форма. | Мини-лекция, беседа. Выпуск и распространение тематический листовок. |
Раздел IV. Мы за здоровый образ жизни. |
24 | Преступления против здоровья и жизни. | Групповая форма работы. | Мини-лекция, беседа по теме, рефлексивные упражнения. |
25 | Здоровый образ жизни- девиз на каждый день. | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Рейды в микрорайоне школы. |
26-27 | Акция «Школа против курения» | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Рейды по выявлению фактов курения учащихся на территории школы. Показ презентации о вреде курения. |
28-29 | Акция «Нет наркотикам!» | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Мини-лекция, профилактическая беседа по теме. Показ презентации о вреде ПАВ. |
30 | Оказание первой медицинской помощи. | Групповая и индивидуальная форма. | Мини-лекция, беседа по теме, практикум, рефлексивные упражнения. |
Раздел V. Как не стать жертвой преступления. |
31 | «Как не стать жертвой преступления» | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Мини-лекция, беседа по теме, практикум, рефлексивные упражнения. |
Раздел VI. Человек в обществе. |
32 | «Решение конфликтов без насилия» | Групповая форма работы. | Тренинг, рефлексия. |
33 | «Безопасное лето!» | Групповая и индивидуальная форма (совместно с ПДН). | Рейды в микрорайоне школы. |
Раздел VII. Заключение «Интеллектуальный марафон». |
34 | Заключительное занятие. | Групповая форма работы. | Интеллектуальный марафон. |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
Теоретические занятия | практические |
I | Введение в курс работы отряда «Юные друзья полиции». | 1 | - |
II | Знакомство с профессией полицейского. | 3 | 5 |
III | Несовершеннолетний и закон. | 6 | 2 |
IV | Наше здоровье в наших руках. | 4 | 3 |
V | Сколько стоит спокойная жизнь. | 5 | 2 |
VI | Человек в обществе. | 1 | 1 |
VII | Заключение «Интеллектуальный марафон». | - | 1 |
Итого, 34ч. | 20 | 14 |
7 класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
Теоретические занятия | практические |
I | Введение в курс работы отряда «Юные друзья полиции». | 1 | - |
II | Есть профессия такая - полицейский. | 4 | 6 |
III | Несовершеннолетний и закон. | 7 | 5 |
IV | Мы за здоровый образ жизни. | 3 | 4 |
V | Как не стать жертвой преступления. | 1 | - |
VI | Человек в обществе. | 1 | 1 |
VII | Заключение «Интеллектуальный марафон». | - | 1 |
Итого, 34ч. | 17 | 17 |
Календарно-тематическое планирование.
6 класс
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректи- рованные сроки прохождения |
I. Введение в курс работы отряда «Юные друзья полиции» (1ч). |
1 | Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами, формой работы отряда «Юные друзья полиции». Выбор актива. Изучение Устава «МБОУ СОШ №1» | | |
II. Знакомство с профессией полицейского. (8 ч) |
2 | Профессия – полицейский. Экскурсия в ПДН на ст. Мариинск. | | |
3 | Профессия – полицейский. Экскурсия в ОПДН Мариинского района. | | |
4 | Полицейский в нашем городе. Подборка материала для фотоотчёта на школьный сайт. | | |
5 | Фестиваль чистоты и порядка. Рейд чистоты и порядка в школьной столовой. | | |
6 | Фестиваль чистоты и порядка. Рейд чистоты и порядка по классам. | | |
7 | Полицейские будни. -Конкурс стихотворений, сочинений, рисунков о полицейских (1-4 кл). | | |
8 | Полицейские будни. -Конкурс стихотворений, сочинений, рисунков о полицейских (5-6 кл). | | |
9 | Встреча с ветеранами правоохранительных органов «Ребёнку о законе» | | |
III. Несовершеннолетний и закон (8 ч). |
10 | Изучение Конвенции по правам ребенка. | | |
11 | Изучение Конвенции по правам ребенка. Правовой словарь. | | |
12 | История развития Российского законодательства. | | |
13 | Законы РФ на защите несовершеннолетних. | | |
14 | Знай закон. | | |
15 | Мои права. | | |
16 | Правила поведения в школе. | | |
17 | Правила поведения в школе. Выступление агитбригады на кл. часах. | | |
IV. Наше здоровье в наших руках (7ч) |
18 | Преступления против здоровья и жизни. | | |
19 | Безвредного табака не бывает. | | |
20 | Психологические и физиологические аспекты и последствия алкоголя. | | |
21 | Мы за здоровый образ жизни! | | |
22 | Оказание первой медицинской помощи. | | |
23 | Оказание первой медицинской помощи. Практикум- ролевая игра. | | |
24 | Здоровый образ жизни- девиз на каждый день. | | |
V. Сколько стоит спокойная жизнь ( 7 ч) |
25 | Мораль и право. | | |
26 | Где права, там ответственность. | | |
27 | О правонарушениях и наказаниях. | | |
28 | О правонарушениях и наказаниях. Составление тематического словаря. | | |
29 | Что такое ответственность? (уголовная и гражданско- правовая ответственность). | | |
30 | О правовой культуре. | | |
31 | О правовой культуре. Выступление на кл. часах, выпуск и распространение листовок на правовые темы. | | |
VI. Человек в обществе ( 2 ч) |
32 | Почему люди улыбаются друг другу? Чем можно обидеть ближнего и как ему помочь? | | |
33 | Безопасное лето! Рейды в микрорайоне школы. | | |
VII. Заключение. «Интеллектуальный марафон». (1 ч) |
34 | Заключительной занятие. Интеллектуальный марафон. | | |
7 класс
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректи- рованные сроки прохождения |
I. Введение в курс работы отряда «Юные друзья полиции» (1ч). |
1 | Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами, формой работы отряда «Юные друзья полиции». Выбор актива. Повторение Устава «МБОУ СОШ №1» | | |
II. Есть профессия такая - полицейский. (10 ч) |
2 | История развития полиции в РФ. | | |
3 | Устройство, способы эксплуатации оперативно-технических средств, используемых в ОВД | | |
4 | Полицейские нашего микрорайона. | | |
5 | «Поздравить готовы мы Вас- полицейские!» Поздравительная программа. | | |
6 | «Поздравить готовы мы Вас- полицейские!» Поздравительная программа. | | |
7 | Фестиваль чистоты и порядка. Рейды чистоты и порядка по школе. | | |
8 | Фестиваль чистоты и порядка. Рейды чистоты и порядка по классам. | | |
9 | Оформление - отряд «ЮДП» (школьный сайт) | | |
10 | Оформление «Права и обязанности учащихся» (информационный стенд). | | |
11 | «Будни полицейского»- встреча с интересными людьми в пагонах, ветеранами правоохранительных органов. | | |
III. Несовершеннолетний и закон (12 ч). |
12 | Международные документы по правам ребенка. Составление тематического словаря. | | |
13 | «Права человека. Что мы знаем об этом?». | | |
14 | «Права человека. Что мы знаем об этом?». Викторина «Ваши права» | | |
15 | «Где права там и обязанности!». | | |
16 | «Где права там и обязанности!». Составление тематического словаря. | | |
17 | Правила поведения в школе. | | |
18 | Правила поведения в школе. Подбор материала для агитационной работы на кл. часах. | | |
19 | Правила поведения в школе. Выступление на кл. часах. | | |
20 | «Экстремизм. Терроризм». | | |
21 | Взрывоопасные предметы и вещества. | | |
22 | «Закон улиц и дорог». | | |
23 | «Закон улиц и дорог». Выпуск и распространение тематических листовок. | | |
IV. Мы за здоровый образ жизни. (7ч) |
24 | Преступления против здоровья и жизни. | | |
25 | Здоровый образ жизни- девиз на каждый день. | | |
26 | Акция «Школа против курения». Рейды по выявлению фактов курения учащихся на территории школы. | | |
27 | Акция «Школа против курения». Показ презентации о вреде курения. | | |
28 | Акция «Нет наркотикам!» | | |
29 | Акция «Нет наркотикам!». Показ презентации о вреде ПАВ. | | |
30 | Оказание первой медицинской помощи. | | |
V. Как не стать жертвой преступления. ( 1ч) |
31 | «Как не стать жертвой преступления» | | |
VI. Человек в обществе ( 2 ч) |
32 | «Решение конфликтов без насилия» | | |
33 | Безопасное лето! Рейды в микрорайоне школы. | | |
VII. Заключение. «Интеллектуальный марафон». (1 ч) |
34 | Заключительной занятие. Интеллектуальный марафон. | | |