Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Биология. Введение в общую биологию и экологию" для учащихся 10 класса составлена на основе Примерной программы по биологии, авторской рабочей программы (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Дрофа, 2015 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника).
Нормативная база преподавания предмета:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644, приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577);
Примерная образовательная программа по учебному предмету, прошедшая экспертизу и апробацию;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Адаптированная рабочая программа по биологии – 10 класс «Биология. Введение в общую биологию и экологию» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, издательство Дрофа, 2015 г. к УМК под ред. профессора, доктора педагогических наук В.В. Пасечника).
Общая характеристика учебного предмета
Цели учебного предмета
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Специфика учебного предмета
Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Весь теоретический материал адаптированного курса биологии для 10 класса сконструирован по трем темам: Уровни организации живой природы. Эволюция. Происхождение и развитие жизни.
В 10 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Место в учебном плане
Программа индивидуального обучения X класса рассчитана на 68 учебных часов, 2 учебных часа в неделю.
Учебно — методическое обеспечение (УМК)
1. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника, автор составитель Пальдяева Г. М. – Москва, Дрофа, 2015.
2. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунова, В.В, Пасечник «Введение в общую биологию. 10 класс», -М.: Дрофа, 2018
3. Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию.10 кл», В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, 2018
4. В.В. Пасечник, «Введение в общую биологию. 10 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику», М.: Дрофа, 2018
Результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— свойства живого; методы исследования биологии;
— значение биологических знаний в современной жизни.
— сущность биогенетического закона; закономерности изменчивости;
— основные закономерности передачи наследственной информации;
— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
— особенности развития половых клеток.
— критерии вида и его популяционную структуру; экологические факторы и условия среды;
— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; движущие силы эволюции;
— пути достижения биологического прогресса.
Учащиеся должны иметь представление:
— о биологии, как науке о живой природе; о профессиях, связанных с биологией;
— об уровневой организации живой природы.
— об организменном уровне организации живого; о мейозе;
— об особенностях индивидуального развития организмов;
— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;
— об оплодотворении и его биологической роли.
— о популяционно-видовом уровне организации живого; о виде и его структуре;
— о влиянии экологических условий на организмы; о происхождении видов;
— о механизмах видообразования; о макроэволюции и ее направлениях.
Учащиеся должны получить опыт:
— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
— классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
— самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
— при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами; формулировать выводы;
— применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
— владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и план-конспекты по результатам чтения; устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
— использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
— демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— осознавать, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— признавать право каждого на собственное мнение; уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.
Требования к уровню подготовки выпускников на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Представленные в рабочей программе лабораторные работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 10 кл»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 10 кл. – М.: Дрофа, 2018. – 96 с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме таблиц и схем. Работа с таблицами и решение познавательных задач позволяет диагностировать сформированность знаний по данному курсу. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Преобладающей формой текущего контроля знаний, умений и навыков является самостоятельная работа, различные тестовые формы контроля. При организации учебного процесса используются следующие формы: урок изучения новых знаний, урок закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, а также сочетание указанных форм.
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Содержание учебного предмета
«Введение в общую биологию и экологию. 10 класс»
Введение (3 часа)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации №1: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Тема 1. Молекулярный уровень (9 часов)
Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.
Тема 2. Клеточный уровень (17 часов)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки.
Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация №2: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Тема 3. Организменный уровень (15 часов)
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов.
Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрация №3: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального
развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики.
Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления.
Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации.
Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация №4: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрация №5: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Демонстрация №6: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров. Лабораторная работа № 1. Выявление изменчивости организмов.
Тема 4. Популяционно - видовой уровень (2 часа)
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Демонстрация №7: гербарные экземпляры, коллекции, муляжи, фотографии, живые растения, животные. Лабораторная работа № 2. Изучение морфологического критерия вида.
Тема 5. Экосистемный уровень (5 часов)
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Движущие силы и результаты эволюции.
Тема 6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации №8: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Тема 7. Эволюция (7 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации №9: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа № 3. Выявление приспособленности к среде обитания.
Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации №10: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах;
репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
1 | Введение | 3 | 3 | - | - | | | |
2 | Тема 1. Молекулярный уровень | 9 | 8 | - | 1 | | | |
3 | Тема 2. Клеточный уровень | 17 | 16 | - | 1 | | | |
4 | Тема 3. Организменный уровень | 15 | 14 | 1 | 1 | | | |
5 | Тема 4. Популяционно - видовой уровень | 2 | 2 | 1 | - | | | |
6 | Тема 5. Экосистемный уровень | 5 | 5 | - | - | | | |
7 | Тема 6. Биосферный уровень | 4 | 4 | - | - | | | |
8 | Тема 7. Основы учения об эволюции | 7 | 7 | 1 | - | | | |
9 | Тема 8. Возникновение и развитие жизни на Земле | 6 | 5 | - | 1 | | | |
10 | Итого | 68 | 64 | 3 | 4 | | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| Введение | 2 | | |
1 | Биология - наука о жизни. Методы исследования. | 1 | | |
2 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | | |
| Тема 1. Молекулярный уровень | 9 | | |
4 | 1. Молекулярный уровень. | 1 | | |
5 | 2. Углеводы. Липиды. | 1 | | |
6 | 3. Состав и строение белков. | 1 | | |
7 | 4. Функции белков. | 1 | | |
8 | 5. Нуклеиновые кислоты. | 1 | | |
9 | 6. АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | | |
10 | 7. Биологические катализаторы. | 1 | | |
11 | 8. Вирусы. | 1 | | |
12 | 9. Зачёт № 1 «Молекулярный уровень организации» | 1 | | |
| Тема 2. Клеточный уровень | 17 | | |
13 | 1. Основные положения клеточной теории. | 1 | | |
14 | 2. Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 | | |
15 | 3. Ядро. | 1 | | |
16 | 4. Органоиды цитоплазмы. | 1 | | |
17 | 5. Органоиды цитоплазмы. | 1 | | |
18 | 6. Органоиды цитоплазмы. | 1 | | |
19 | 7. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | | |
20 | 8. Самостоятельная работа «Строение клетки». | 1 | | |
21 | 9. Энергетический обмен. | 1 | | |
22 | 10. Питание клетки. | 1 | | |
23 | 11. Фотосинтез. | 1 | | |
24 | 12. Хемосинтез. Гетеротрофы. | 1 | | |
25-26 | 13-14. Синтез белков в клетке. | 2 | | |
27-28 | 15-16. Деление клетки. Митоз. | 2 | | |
29 | 17. Зачёт № 2 «Клеточный уровень организации» | 1 | | |
| Тема 3. Организменный уровень | 15 | | |
30 | 1. Бесполое размножение организмов. | 1 | | |
31 | 2. Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | | |
32 | 3. Онтогенез. Эмбриональный период. | 1 | | |
33 | 4. Постэмбриональный период. | 1 | | |
34 | 5. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | 1 | | |
35 | 6. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | | |
36 | 7. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. | 1 | | |
37 | 8. Сцепленное наследование признаков. | 1 | | |
38 | 9. Взаимодействие генов. | 1 | | |
39 | 10. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | | |
40 | 11.Модификационная изменчивость. Л/р № 1 «Выявление изменчивости организмов» | 1 | | |
41 | 12. Мутационная изменчивость. | 1 | | |
42 | 13. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | 1 | | |
43 | 14. Основные методы селекции. | 1 | | |
44 | 15. Зачет № 3 «Организменный уровень». | 1 | | |
| Тема 4. Популяционно-видовой уровень | 2 | | |
45 | 1. Критерии вида. Л/р № 2 «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | | |
46 | 2. Популяции. Биологическая классификация. | 1 | | |
| Тема 5. Экосистемный уровень | 5 | | |
47 | 1.Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | | |
48 | 2.Состав и структура сообщества. | 1 | | |
49 | 3. Потоки вещества, энергии. | 1 | | |
50 | 4. Продуктивность сообщества. | 1 | | |
51 | 5. Саморазвитие экосистемы. | 1 | | |
| Тема 6. Биосферный уровень | 4 | | |
52 | 1. Биосфера. Среды жизни. | 1 | | |
53 | 2.Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере | 1 | | |
54 | 3. Эволюция биосферы. | 1 | | |
55 | 4. Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | | |
| Тема 7. Эволюция | 7 | | |
56 | 1. Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина. | 1 | | |
57 | 2. Изменчивость организмов. | 1 | | |
58 | 3. Генетическое равновесие. | | | |
59 | 4. Борьба за существование. Л/р № 3 «Выявление приспособленности к среде обитания» | 1 | | |
60 | 5. Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы. | 1 | | |
61 | 6. Видообразование. Макроэволюция. | 1 | | |
62 | 7. Основные закономерности эволюции. | 1 | | |
| Тема 8. Возникновение и развитие жизни | 6 | | |
63 | 1. Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. | 1 | | |
64 | 2 Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | | |
65 | 3. Развитие жизни на Земле. Развитие жизни в протерозое и палеозое. | 1 | | |
66 | 4. Развитие жизни в мезозое. | 1 | | |
67 | 5. Развитие жизни в кайнозое. | 1 | | |
68 | 6. Итоговая тестовая контрольная работа | 1 | | |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |