СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 6 класса, Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. Линейный курс, ФГОС.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 6 класса, Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. Линейный курс, ФГОС.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса, Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. Линейный курс, ФГОС.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск Пуровского района



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск

естественных и общественных _____________Л.М. Могильчак ________________________Е.В. Фесенко

дисциплин

Руководитель МО: Приказ № __________________________

_______________Л.Ю. Южакова

Протокол № 1

от «30» августа 2018 г.




Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 6 класса



1 час в неделю (всего 35 часов)



Учитель биологии Л.Ю.Южакова




2018 - 2019 учебный год



  1. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы основного общего образования: Биология.5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин. В.И.Сонина. М.: Дрофа, 2015. При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта:


  • Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2016.

  • Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, В.И.Сониной «Биология. Живой организм. 6 класс»– М.: Дрофа, 2017.



























  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.


Личностные результаты обучения

  • Формирование ответственного отношения к обучению;

  • Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;

  • Развитие навыков обучения;

  • Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе. Дома;

  • Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • Формирование сознания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • Осознание значения семьи в жизни человека, уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.


Метапредметные результаты обучения


  • Выделять в тексте главное;

  • Ставить вопросы к тексту;

  • Давать определения;

  • Формировать первоначальные представления о биологических объектах, процессах и явлениях;

  • Работать с биологическими объектами;

  • Работать с различными источниками информации;

  • Участвовать в совместной деятельности;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Организовывать свою учебную деятельность;

  • Составлять план работы;

  • Участвовать в групповой работе;

  • Использовать дополнительную информацию, в том числе ресурсы Интернета;

  • Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

  • Узвать изучаемые объекты на таблицах;

  • Оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.










Предметные результаты обучения



  • Понятия и термины: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «системы органов животного организма», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»

  • основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

  • основные черты различия в строении растительной и животной клеток;

  • что лежит в основе строения всех живых организмов.

  • показывать на таблицах и определять органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

  • исследовать строение основных органов растения;

  • показывать составные части побега, основные органы животных;

  • описывать строение частей побега, основных органов животных, указывать их значение;

  • устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;

  • исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах; описывать органы и системы, составляющие организмы растений и животных, определять их, показывать на таблицах;

  • называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность;

  • обосновывать связь процессов жизнедеятельности между собой;

  • сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

  • наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

  • исследовать строение отдельных органов организмов, фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии.









Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

•применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

•использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

















Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника;

  • чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • раскрыто содержание материала,

  • правильно даны определения понятие и использованы научные термины,

  • от­вет самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

·      усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно;

·      не всегда последовательно определение понятия недостаточ­но чёткие;

·      не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

·      допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии, ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

·      правильно определена цель опыта;

·      самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

·      научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

·                     правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются;

·                    1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

·                     в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

·                    правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

·                    допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.

Отметка «2»:

·      не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

·      допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.

·      полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения 

Учитель должен учитывать:

·      правильность проведения;

·      уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

·      правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

·      правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

·      допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

·      допущены неточности, 1-2 ошибка в проведе­нии наблюдение по заданию учителя;

·      при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

 Отметка «2»:

·      допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ние по заданию учителя;

·      неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов, не владеет умением проводить наблюдение.










3. Содержание учебного предмета.


Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (10ч).

Тема 1.1. Строение растительной и животной клеток. КЛЕТКА — ЖИВАЯ СИСТЕМА (3ч).

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК (1 ч)

Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов.

Тема 1.2. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторные и практические работы

Ткани живых организмов.

Тема 1.3. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (4ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.

Лабораторные и практические работы

Распознание органов у растений и животных.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (25 ч).

Тема 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (З ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Демонстрация

Действие желудочного сока на белок, слюны — на крахмал. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

Тема 2.2. ДЫХАНИЕ (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Демонстрация:

Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, еѐ строение, функции. Гемолимфа, кровь и еѐ составные части (плазма, клетки крови).

Демонстрация

Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (2ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (2 ч)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Демонстрация

Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторные и практические работы

Разнообразие опорных систем животных.

Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (2 ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Лабораторные и практические работы

Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3ч)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (4 ч).

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Демонстрация

Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.

Лабораторные и практические работы

Вегетативное размножение комнатных растений.

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (3ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Демонстрация

Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (2 ч).

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм — биологическая система.























  1. Тематическое планирование.


урока

Дата

Количество

часов по теме

Наименование разделов и тем

План

Факт





Раздел 1. Строение живых организмов. 10 часов.




3

Тема 1. 1. Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система

1-2




Клетка – единица живого. Строение растительной и животной клеток.

3




Лабораторная работа №1 «Строение клеток живых организмов»

4



1

Деление клеток.




2

Тема 1.2. Ткани растений и животных

5




Ткани растений. Входная контрольная работа.

6




Ткани животных.

Л.р.2. «Ткани живых организмов».




4

Тема 1.3. Органы и системы органов

7




Органы цветковых растений. Побег. Лист. Строение корневых систем.

8




Строение цветка. Соцветия. Плоды растений. Строение семян и их функции.

9




Органы и системы органов животных.

10




Строение и свойства живых организмов. Обобщение по теме.

Л.р.3. «Распознавание органов у растений и животных».





Раздел 2. Жизнедеятельность организмов. 25 часов.




3

Тема 2.1. Питание и пищеварение

11




Питание. Почвенное питание растений. Воздушное питание (фотосинтез).

12




Питание и пищеварение у животных

13




Питание и пищеварение.




2

Тема 2.2. Дыхание

14




Дыхание растений.

15




Дыхание животных. Промежуточный контроль.




2

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

16




Транспорт веществ в растительных организма

Л.р. 4. «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

17




Транспорт веществ в организме животных.




2

Тема 2.4. Выделение (3 ч)

18




Выделение как физиологический процесс живых организмов.

19




Обмен веществ и энергии.




2

Тема 2.5. Опорные системы

20




Опорные системы растений.

21




Опорные системы животных.

Л.р.5. «Разнообразие опорных систем у животных».




2

Тема 2.6. Движение

22




Движение многоклеточных животных в водной среде.

Л.р.6. «Движение инфузории-туфельки».

23




Движение животных и растений.

Л.р.7. «Перемещение дождевого червя».




3

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

24




Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Нервная система животных.

25




Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Эндокринная система. Ростовые вещества растений

26




Регуляция процессов жизнедеятельности. Обобщение.




4

Тема 2.8. Размножение

27




Бесполое размножение.

28




Половое размножение животных

29




Половое размножение растений.

30




Промежуточная аттестация.




3

Тема 2.9. Рост и развитие

31




Рост и развитие растений.

Л.р.8. «Вегетативное размножение комнатных растений».

32




Рост и развитие животных.

Л.р.9. «Прямое и непрямое развитие насекомых».

33




Рост и развитие организмов. Обобщение.




2

Тема 2.10. Организм как единое целое (2 ч)

34




Организм как единое целое.

35




Что мы узнали о жизнедеятельности живых организмов




35







  1. Тематическое планирование.


урока

Дата

Количество

часов по разделу

Количество

часов по теме

Наименование разделов и тем

План

Факт




10


Раздел 1. Строение живых организмов





3

Тема 1. 1. Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система

1-2

05.09.

11.09.




Клетка – единица живого. Строение растительной и животной клеток.

3

18.09.




Лабораторная работа №1 «Строение клеток живых организмов»

4

25.09.



1

Деление клеток.





2

Тема 1.2. Ткани растений и животных

5

02.10.




Ткани растений.

6

09.10.




Ткани животных.

Л.р.2. «Ткани живых организмов».





4

Тема 1.3. Органы и системы органов

7

16.10.




Органы цветковых растений. Побег. Лист. Строение корневых систем.

8

23.10.




Строение цветка. Соцветия. Плоды растений. Строение семян и их функции.

9

06.11.




Органы и системы органов животных.

10

13.11.




Строение и свойства живых организмов. Обобщение по теме.

Л.р.3. «Распознавание органов у растений и животных».




25


Раздел 2. Жизнедеятельность организмов





3

Тема 2.1. Питание и пищеварение

11

20.11.




Питание. Почвенное питание растений. Воздушное питание (фотосинтез).

12

27.11.




Питание и пищеварение у животных

13

04.12.




Питание и пищеварение.





2

Тема 2.2. Дыхание

14

11.12.




Дыхание растений.

15

18.12.




Дыхание животных. Промежуточный контроль.





2

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

16

25.12.




Транспорт веществ в растительных организмах

Л.р. 4. «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

17

15.01.




Транспорт веществ в организме животных.





2

Тема 2.4. Выделение (3 ч)

18

22.01.




Выделение как физиологический процесс живых организмов.

19

29.01.




Обмен веществ и энергии.





2

Тема 2.5. Опорные системы

20

05.02.




Опорные системы растений.

21

12.02.




Опорные системы животных.

Л.р.5. «Разнообразие опорных систем у животных».





2

Тема 2.6. Движение

22

19.02.




Движение многоклеточных животных в водной среде.

Л.р.6. «Движение инфузории-туфельки».

23

26.02.




Движение животных и растений.

Л.р.7. «Перемещение дождевого червя».





3

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

24

05.03.




Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Нервная система животных.

25

12.03.




Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Эндокринная система. Ростовые вещества растений

26

19.03.




Регуляция процессов жизнедеятельности. Обобщение.





4

Тема 2.8. Размножение

27

02.04.




Бесполое размножение.

28

09.04.




Половое размножение животных

29

16.04.




Половое размножение растений.

30

23.04.




Промежуточная аттестация.





3

Тема 2.9. Рост и развитие

31

30.04.




Рост и развитие растений.

Л.р.8. «Вегетативное размножение комнатных растений».

32

07.05.




Рост и развитие животных.

Л.р.9. «Прямое и непрямое развитие насекомых».

33

14.05.




Рост и развитие организмов. Обобщение.





2

Тема 2.10. Организм как единое целое (2 ч)

34

21.05.




Организм как единое целое.

35

28.05.




Что мы узнали о жизнедеятельности живых организмов




35

35





18

23.01.




Выделение как физиологический процесс живых организмов.

19

30.01.




Обмен веществ и энергии.





2

Тема 2.5. Опорные системы

20

06.02.




Опорные системы растений.

21

13.02.




Опорные системы животных.

Л.р.5. «Разнообразие опорных систем у животных».





2

Тема 2.6. Движение

22

20.02.




Движение многоклеточных животных в водной среде.

Л.р.6. «Движение инфузории-туфельки».

23

27.02.




Движение животных и растений.

Л.р.7. «Перемещение дождевого червя».





3

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

24

06.03.




Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Нервная система животных.

25

13.03.




Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Эндокринная система. Ростовые вещества растений

26

20.03.




Регуляция процессов жизнедеятельности. Обобщение.





4

Тема 2.8. Размножение

27

03.04.




Бесполое размножение.

28

10.04.




Половое размножение животных

29

17.04.




Половое размножение растений.

30

24.04.




Промежуточная аттестация.





3

Тема 2.9. Рост и развитие

31

01.05.




Рост и развитие растений.

Л.р.8. «Вегетативное размножение комнатных растений».

32

08.05.




Рост и развитие животных.

Л.р.9. «Прямое и непрямое развитие насекомых».

33

15.05.




Рост и развитие организмов. Обобщение.





2

Тема 2.10. Организм как единое целое (2 ч)

34

22.05.




Организм как единое целое.

35

29.05.




Что мы узнали о жизнедеятельности живых организмов




35

35





16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!