СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для обучающихся 8-9 классов (7.1)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение биологии расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть явления и процессы во взаимосвязи, улучшает социализацию и адаптацию в социум, накопление жизненного опыта.  Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний об окружающем мире в целом и имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.

Рабочая программа по биологии для  обучающихся 8-9 классов коррекционной школы составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2012 год; Положения о рабочей программе учебного предмета и внеурочной деятельности, коррекционных курсов, разработанное на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Устава государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Целью данной Программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для обучающихся 8-9 классов (7.1)»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Рассмотрена

на заседании МО

учителей-предметников

протокол № 1 от «28 » августа 2020 г.

руководитель МО

_________________ М.В. Ключникова

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 1

«29» августа 2020 г.


Утверждено

приказ № 15

от «29» августа 2020 г.

директор школы

________________ Е.А. Губанова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 8 - 9 классов

(срок реализации 1 год)

разработана учителем биологии:

Шулеповой Ларисой Викторовной



Суворов – 2020

Пояснительная записка

Изучение биологии расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть явления и процессы во взаимосвязи, улучшает социализацию и адаптацию в социум, накопление жизненного опыта. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний об окружающем мире в целом и имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.

Рабочая программа по биологии для обучающихся 8-9 классов коррекционной школы составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2012 год; Положения о рабочей программе учебного предмета и внеурочной деятельности, коррекционных курсов, разработанное на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Устава государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Целью данной Программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

Задачи курса:

8 класс

-дать знания об основных элементах живой природы,

-познакомить с некоторыми видами животных, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы,

-провести через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей среды как комплекса условий, необходимых для жизни всех живых существ)

  1. класс

- обобщение знаний об организме человека и его здоровье,

- воспитание бережного отношения к здоровью человека.

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.


Изучение курса проходит с использованием УМК:

- А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/16-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

- А.И. Никишов. Биология. Животные. 8 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/4-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

- Е.Н. Соломина. Биология. Человек. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/10-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

- Е.Н. Соломина. Биология. Человек. 9 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/4-е изд. – М.: Просвещение, 2019.



Учитывая общие и специфические задачи коррекционной школы, биология, как учебный предмет для 8-9 классов, включает разделы: «Животные», «Человек». Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися на практике.

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира, изучают особенности и образ жизни наиболее распространенных животных; получают сведения об их строении, приспособленность к условиям жизни. В 9 классе большое внимание уделено социализации учащихся коррекционной школы, их интеграции и адаптации в современных условиях. Важной частью программы является получение знаний о строении организма, проведение профилактической работы по использованию здорового образа жизни, умение ориентироваться в своем теле с целью сохранения и укрепления здоровья, возможность оказания первой медицинской помощи.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Тематическое планирование предусматривает предметно-практическую направленность обучения, связь с жизнью и другими предметами.

Словесные методы обучения: рассказ учителя, объяснение, беседа, работа с книгой.

Наглядные методы обучения: самостоятельные наблюдения, метод иллюстраций, метод демонстраций.

Практические методы обучения: упражнения, практикум.

Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные. На уроках биологии используются формы организационной работы - урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе), выполнение практических, лабораторных работ и демонстрация опытов. При планировании учебного материала используются нетрадиционные формы проведения уроков: урок-тест, урок-игра, урок-путешествие, конкурс эрудитов, урок-викторина.

Средства обучения: наглядные, ТСО, дополнительные пособия, изготовленные учителем. Из наглядных средств используются натуральные объекты (коллекции, модели, муляжи), учебные картины, таблицы, фотографии, звукозаписи, видеофильмы, раздаточный материал. Дополнительные пособия – карточки для проверки знаний, карточки-загадки с изображением объектов и явлений природы. 

Направления коррекционной работы:

1.Коррекция переключаемости и распределение внимания;

2. Коррекция логического мышления, зрительной  и вербальной памяти;

3. Коррекция слухового и зрительного восприятия;

4. Коррекция произвольного внимания;

5. Развитие самостоятельности, аккуратности.

При изучении материала учитывается уровень состояния высших психических процессов учащихся и их познавательных возможностей. С этой целью в план введен раздел индивидуальной работы с учащимися различных групп обучаемости. Для улучшения мотивации познавательной деятельности используется создание ситуации успеха для каждого ученика. Необходимо чтобы ребенок поверил в свои силы, раскрыл свой учебный и творческий потенциал. Для учащихся 3 группы обученности характерна низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отсутствие самостоятельности в работе и большой объем организующей помощи со стороны учителя, использование дополнительных приемов обучения, подсказок. Объем усвоения знаний у таких учащихся довольно мал, им доступны не все виды работ.

Формы и средства проверки и оценки результатов обучения. После изучения блока тем спланированы уроки смотра знаний, где осуществляется тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а также письменные проверочные работы и практические занятия.

Методы контроля: устный, письменный, лабораторно-практический.


Планируемые результаты усвоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения предметных программ образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования.

8 класс

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

  • основные отличия животных от растений (1-3),

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных (1),

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных (1),

  • места обитания, образ жизни и поведение животных (1), которые знакомы учащимся,

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;

  • значение изучаемых животных в природе и хозяйственной деятельности человека (1-3),

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся)

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах) (1-3),

  • кратко рассказывать о чертах строения и образе жизни (1-2),

  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных (1),

  • проводить несложный уход за некоторыми домашними, животными (1-2),

  • имеющимися у детей дома,

  • рассказывать о своих питомцах (1,2), их породах, поведении и повадках

9 класс

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

1 группы:

  • название, строение и расположение основных органов организма человека,

  • элементарное представление о функциях основных органов и их систем,

  • влияние физических нагрузок на организм человека,

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм,

  • основные санитарно-гигиенические правила.

2 группы:

  • название, строение и расположение основных органов в организме человека,

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм,

  • влияние физических нагрузок на организм человека,

- основные санитарно-гигиенические правила.

3 группы:

  • названия, строение и расположение основных органов организма человека,

  • вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм человека,

  • гигиенические правила

1 группы:

  • применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья,

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.

2 группы:

- применять приобретенные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья,

- соблюдать санитарно-гигиенические правила.

3 группы:

- применять приобретенные знания с целью сохранения и укрепления своего здоровья,

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила.



Содержание учебного предмета

Отбор содержания программы проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры и сохранения окружающей среды.

На изучение биологии отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. По программе предусмотрено:

четверти

8 класс

9 класс

I четверть

18

18

II четверть

14

14

III четверть

20

20

IV четверть

16

16

Всего

68

68


8 класс

Раздел: "Введение»

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Раздел: "Беспозвоночные животные"

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета. Черви. Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Круглые черви – паразиты человека (глиста). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые. Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых. Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми. Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Раздел: "Позвоночные животные"

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж). Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел). Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси). Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей). Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Млекопитающие. Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств. Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы. Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение. Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения. Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лен, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, Морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные: травоядные: лоси, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питание овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее – на фермах и летнее на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят. Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы в их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней. Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Тесты:

  • «Черви»

  • «Насекомые»

  • «Рыбы»

  • «Земноводные»

  • «Пресмыкающиеся»

  • «Птицы»

  • «Млекопитающие. Грызуны. Зайцеобразные»

  • «Хищники»

  • «Китообразные. Ластоногие»

  • «Парнокопытные. Непарнокопытные»

  • «Сельскохозяйственные млекопитающие»

Практические работы не проводятся из – за отсутствия на базе образовательного учреждения места по уходу за животными.

9 класс

Раздел: "Введение"

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные части сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личностных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Раздел: "Общий обзор организма человека"

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). Демонстрация торса человека.

Раздел: "Опора тела и движение"

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статистическую и динамическую нагрузку на мышцы; свойства декальценированных и прокаленных костей.

Раздел: Кровь и кровообращение

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм). Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Раздел: Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни. передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выделяемом воздухе.

Раздел: Пищеварение

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений. Демонстрация опытов: 1. обнаружение крахмала в картофеле и хлебе. 2. обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке. 3. действие слюны на крахмал. 4. действие желудочного сока на белки.

Раздел: Почки

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Раздел: Кожа

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Раздел: Нервная система

Строение и значение нервной системы (спиной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. Демонстрация моделей глазного яблока и уха.

Раздел: Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ- инфекция и другие. Меры профилактики. Обобщающий урок «О вреде курения и употребления алкоголя». Обобщающий урок «Скажи наркотикам НЕТ!»

Раздел: Повторение

Тесты:

- «Опора тела и движение»

- «Кровь и кровообращение»

- «Дыхание»

- «Пищеварение»

- «Выделительная система»

- «Нервная система»

- «Органы чувств»

- «Организм человека»

Лабораторные работы:

- «Микроскопическое строение крови»

- «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)

Практические работы:

  • «Оказание первой помощи при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей»

  • «Первая помощь при кровотечениях»

  • «Первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении»

3. Учебно-тематическое планирование


№ п/п


Тема

Количество часов на изучение темы

8 класс

1.

Введение

2

2.

Беспозвоночные животные

9

3.

Позвоночные животные

55


4.

Повторение

2

9 класс

1.

Введение

1

2

Общий обзор организма человека

2

3.

Опора тела и движение

10

4.

Кровь и кровообращение

5

5.

Дыхание

6

6.

Пищеварение

8

7.

Выделительная система

3

8.

Кожа

6

8.

Нервная система

10

9.

Органы чувств

7

10.

Охрана здоровья человека в РФ

8


11.

Повторение

2














Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

РК Водный инструктаж по ТБ. Введение. Многообразие животного мира. Животный мир Тульской области ИОТ 093-13

1


2

РК Значение животных и их охрана. Охрана окружающей среды в Тульской области

1


3

Беспозвоночные животные. Дождевой червь

1


4

Черви –паразиты. Контрольная работа (тест) по теме: «Черви»

1


5

РК Работа над ошибками. Насекомые. Общие признаки. Внешнее строение и образ жизни насекомых. Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми. Насекомые Тульской области ИОТ 069-13

1


6

РК Бабочка-капустница. Насекомые - вредители садов и огородов

1


7

Яблонная – плодожорка

1


8

Майский жук

1


9

Комнатная муха

1


10

РК Медоносная пчела. Пчеловодство Тульской области

1


11

Тутовый шелкопряд. Контрольная работа (тест) по теме: «Насекомые»

1


12

Работа над ошибками. Позвоночные животные. Рыбы

1


13

Внутреннее строение рыб

1


14

Размножение рыб

1


15

РК Речные рыбы. Рыбы водоёмов Тульской области

1


16

Морские рыбы

1


17

Рыболовство и рыбоводство

1


18

Рациональное использование и охрана рыб. Контрольная работа (тест) по теме: «Рыбы»

1



19

Работа над ошибками. Земноводные Общие признаки, среда обитания

1


20

Внутреннее строение земноводных

1


21

РК Размножение и развитие лягушки. Земноводные Тульской области Контрольная работа (тест) по теме: «Земноводные»

1



22

РК Работа над ошибками. Пресмыкающиеся. Общие признаки и среда обитания. Пресмыкающиеся Тульской области

1


23

Внутреннее строение пресмыкающихся

1


24


Размножение и развитие пресмыкающихся. Контрольная работа (тест) по теме: «Пресмыкающиеся»

1


25

Работа над ошибками. Птицы. Общие признаки и особенности внешнего строения птиц

1


26

Особенности скелета птиц

1


27

Особенности внутреннего строения птиц

1


28

Размножение и развитие птиц

1


29

Птицы, кормящиеся в воздухе

1


30

Птицы леса

1


31

Хищные птицы

1


32

Птицы пресных водоёмов и болот

1


33

РК Птицы, обитающие вблизи жилья человека. Птицы нашего города

1


34

Домашние куры, утки, гуси

1


35

Птицеводство

1


36

Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа (тест) по теме: «Птицы»

1


37

Работа над ошибками. Млекопитающие. Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих

1


38

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих

1


39

Внутренние органы млекопитающих

1


40

Грызуны

1


41

РК Значение грызунов в природе и жизни человека. Грызуны и борьба с ними

1


42

Зайцеобразные

1


43

Разведение домашних кроликов. Контрольная работа (тест) по теме: «Млекопитающие. Грызуны. Зайцеобразные»

1


44

Работа над ошибками. Хищные звери

1


45

Дикие пушные хищные звери

1


46

Разведение норки на зверофермах

1


47

Домашние хищные звери. Контрольная работа (тест) по теме: «Хищники»

1


48

Работа над ошибками. Ластоногие

1


49

Китообразные. Контрольная работа (тест) по теме: «Китообразные. Ластоногие»

1


50

Работа над ошибками. Парнокопытные

1


51

Непарнокопытные

1


52

Контрольная работа (тест) по теме: «Парнокопытные. Непарнокопытные» Приматы

1


53

РК Работа над ошибками. Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова. Животноводство в нашем крае

1


54

Содержание коров на фермах

1


55

Выращивание телят

1


56

Овцы

1


57

Содержание овец и выращивание ягнят

1


58

Верблюды

1


59

Северные олени

1


60-61

Домашние свиньи

2


62

Содержание свиней на свиноводческих фермах

1


63

Выращивание поросят

1


64

Домашние лошади

1


65

Содержание лошадей и выращивание жеребят.

1


66

Обобщение по теме «Млекопитающие». Контрольная работа (тест) по теме: «Сельскохозяйственные млекопитающие»

1


67 - 68

Работа над ошибками. Повторение по курсу «Биология» за 8 класс

2






Приложение 2


Календарно-тематическое планирование

9 класс


п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

1

Вводный инструктаж по ТБ. Введение. Место человека среди млекопитающих в живой природе. ИОТ 093-13

1


2

Общий обзор и знакомство с организмом человека. Строение клетки и тканей человека

1


3

Органы и системы органов человека. Демонстрация торса

1


4

Опора тела и движение. Демонстрация скелета человека. Значение опорно-двигательной системы

1


5

Состав и строение костей. Демонстрация опыта «Свойства декальцированных и прокаленных костей»

1


6-8

Соединение костей. Череп. Скелет туловища. Скелет верхних и нижних конечностей

3


9

РК Первая помощь при ушибах, растяжении, вывихах су9ставов, переломах. Как оказать помощь? Что иметь и как сделать? Практическая работа «Оказание первой помощи (наложение шины, бинта)» ИОТ 095-13

1


10

Мышцы. Основные группы мышц человеческого тела

1


11

РК Работа мышц. Физическое утомление. Как влияет зарядка на осанку?

1


12

Значение опорно- двигательной системы. Как влияет зарядка на правильную осанку. Демонстрация опыта «Статическая и динамическая нагрузка на мышцы»

1


13

Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. Контрольная работа (тест) по теме ««Опора тела и движение»

1


14

Работа над ошибками. Кровь и кровообращение. Сердечно-сосудистая система. Ее значение. Состав крови. Клетки (красные и белые), плазма крови. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»

1






15

Органы кровообращения. Сосуды и сердце

1


16

Сердце, его строение и работа. Первая помощь при кровотечениях. Пульс. Лабораторная работа «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и ряда физических упражнений» ИОТ 095-13

1


17

Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения. Практическая работа «Наложение повязки, жгута при порезе» ИОТ 095-13

1


18

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

Контрольная работа (тест) по теме «Кровь и кровообращение»

1




19

Работа над ошибками. Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат

1


20

РК Газообмен в легких и тканях. Как влияет загрязнённый воздух на здоровье? Д/о «Обнаружение углекислого газа в воздухе»

1


21

РК Болезни, передающиеся через воздух. Проветривание. Что это такое?

1


22

Гигиена органов дыхания

1


23

Отрицательное влияние никотина на органы дыхания

1


24

РК Необходимость чистого воздуха для дыхания. Охрана воздушной среды. Контрольная работа (тест) по темам «Дыхание»

1


25

Работа над ошибками. Пищеварение. Значение пищеварения

1


26

РК Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Д/о «Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке». Почему зимой надо выращивать лук?

1


27

Органы пищеварения. Д/о «Действие слюны на крахмал». Лабораторная работа «Распад крахмала под действием слюны» ИОТ 095-13

1


28

Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа «Что происходит в ротовой полости с пищей» ИОТ 095-13

1


29

Пищеварение в желудке. Д\о «Действие желудочного сока на белки»

1


30

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь

1


31

Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью. Контрольная работа (тест) по теме «Пищеварение»

1


32

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений пищеварения. Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью. Контрольная работа (тест) по теме «Пищеварение»

1


33

Работа над ошибками. Выделительная система. Почки. Органы мочевыделительной системы и их значение

1


34

Внешнее строение почек и их расположение в организме

1


35

Предупреждение почечных заболеваний

1


36

Кожа. Значение кожи, как органа защиты организма, осязания, выделения и терморегуляции

1


37

Закаливание организма

1


38

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде

1


39

Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах

1


40

Профилактика и первая помощь при ожогах и обморожении

1


41

РК Обобщающий урок по теме «Кожа». Кожа – что это такое? Контрольная работа (тест) по теме «Выделительная система»

1


42

Работа над ошибками. Нервная система. Строение и значение нервной системы

1


43

Спинной и головной мозг

1


44

Нервы

1


45

Гигиена умственного труда

1


46

РК Сон и его значение на организм. Как подготовиться ко сну?

1


47

Соблюдение условий для сна

1


48

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина

1


49

Творческие работы учащихся по здоровому образу жизни. Режим дня. Зачем он нужен?

1


50

РК День здоровья

1


51

Обобщающий урок по теме «Нервная система». Контрольная работа (тест) по теме: «Нервная система»

1


52

Работа над ошибками. Органы чувств. Значение органов чувств

1


53

Строение и функции органа зрения. Демонстрация модели глазного яблока

1


54

РК Гигиена органа зрения. Правила посадки за партой

1


55

Строение органа слуха. Гигиена слуха

1


56

Предупреждение нарушений слуха

1


57

Органы обоняния и вкуса

1


58

Обобщающий урок по теме «Органы чувств». Контрольная работа (тест) по теме ««Органы чувств»

1


59

Работа над ошибками. Охрана здоровья человека в Российской Федерации

1


60

Система здравоохранения

1


61

Охрана труда и организация отдыха

1


62

Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности

1


63

Здоровье человека и современное общество

1


64

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция

Меры профилактики

1


65-66

РК Воздействие окружающей среды на здоровье человека. Чистота воздуха в родном городе

2


67

Повторительно-обобщающий урок по курсу «Человек». Контрольная работа (тест) по теме: «Организм человека»

1


68

Повторительно обобщающий урок. Работа по Рабочим тетрадям на печатной основе. Просмотр презентаций о здоровом образе жизни

1























Приложение 3

Оценка образовательных достижений

Оценка

Достаточный уровень

Минимально необходимый уровень

«5»

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет.

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя

«4»

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя

«3»

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.


Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. 1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. 3 группа – задания выбираются индивидуально для каждого ребёнка.


1 группа

Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.

Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок

2 группа

Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок


3 группа

Оценка 5 не ставится

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок







Приложение 4

Реализация практической части федерального компонента по биологии

класс

четверти

практические работы

лабораторные работы

экскурсии

контрольные работы


8 класс


I

-

-

1

3

II

-

-

-

2

III

-

-

-

4

IV

-

-

-

1

Итого

-

-

1

10


9 класс


I

1

-

-

2

II

-

-

-

2

III

1

1

-

2

IV

1

1

-

2

Итого

3

2

-

8


Содержание национально – регионального компонента


Тема урока

Региональный компонент

Источник

Виды работ

8 класс

Многообразие животного мира

«Животный мир Тульской области»

реферат

«Прочитай и назови»,

презентация

Значение животных в народном хозяйстве

«Охрана окружающей среды в Тульской области»

доклад

Чтение, ответы на вопросы, просмотр презентаций

Насекомые

«Насекомые Тульской области»

реферат

«Объясни значение»

Насекомые

«Насекомые - вредители садов и огородов»

справочник садовода

наблюдения из личного опыта

Пчелиная семья и её жизнь

«Пчеловодство Тульской области»

реферат


Речные рыбы

«Рыбы водоёмов Тульской области»

справочная литература

«Узнай по рисунку»,

просмотр презентаций

Размножение лягушки

«Земноводные Тульской области»

реферат

Чтение, выделение главной мысли

Пресмыкающиеся. Общие признаки

«Пресмыкающиеся Тульской области»

реферат

чтение и рассказ по опорным словам

Птицы, обитающие возле жилья человека

«Птицы нашего города»

Справочная литература

наблюдения

Значение грызунов в природе и народном хозяйстве

«Грызуны и борьба с ними»

доклад

чтение, вопросы

Сельскохозяйственные млекопитающие. Корова

«Животноводство в нашем крае»

доклад

чтение и заполнение таблицы

9 класс

Первая помощь при ушибах, растяжении, вывихах суставов

«Как оказать помощь? Что иметь и как сделать?»

доклад, таблицы

практическое занятие

Работа мышц

«Как влияет зарядка на осанку?»

доклад

практическое занятие

Газообмен в лёгких и тканях

«Как влияет загрязнённый воздух на здоровье?»

доклад, презентация

чтение, ответы на вопросы

«Выбери правильный ответ»

Болезни, передающиеся через воздух

«Проветривание. Что это такое?»

справочная литература

чтение, блиц -турнир

Необходимость чистого воздуха для дыхания

«Охрана воздушной среды»

доклад о состоянии окружающей среды с.70

чтение дополнительной литературы, ответы на вопросы

Питательные вещества. Витамины.

«Почему зимой надо выращивать лук?»

презентации

Таблицы


Обобщающий урок по теме «Кожа»

«Кожа – что это такое?»

медицинские памятки

Отрывки из мультфильма «Мойдодыр»

игра «Задавай-ка»

Сон и его значение

«Как подготовиться ко сну?»

дополнительная литература

обмен мнениями и составление инструкции

Гигиена органа зрения

Правила посадки за партой

таблицы

составление рассказа

Воздействие окружающей среды на здоровье человека

«Чистота воздуха в родном городе»

доклад о состоянии окружающей среды

диалоги, беседа








Приложение 5

Контрольно - измерительные материалы

Контрольно- методический материал в форме тестирования поможет учителю биологии определить уровень усвоения материала обучающимися, воспитанниками в наиболее оперативной и доступной форме. Перед началом тестирования, следует ознакомить воспитанников с правилами его проведения. Учитывая специфику работы с детьми с ОВЗ, для детей с наиболее сложной структурой дефекта допускается помощь педагога. После окончания работы рекомендуется провести разбор наиболее часто повторяющихся ошибок и ознакомить учащихся с выставленными оценками.


Шкала оценивания:

при выполнении 100%- 80% задания выставляется оценка «5»

при выполнении 80- 60 % задания выставляется оценка « 4»

при выполнении 60- 40 % задания выставляется оценка «3»


8 класс

Тест «Черви»

  1. Черви –животные :

  1. Позвоночные.

  2. Беспозвоночные.

  1. Рассмотри изображения различных червей. Отметь галочкой дождевого червя.





3. Дождевого червя назвали так, потому что

А. он любит дождик

Б. он выползает на поверхность после дождя

В. он предсказывает дождь

4. Кислород поступает дождевому червю

А. через рот

Б. через нос

В. через всю поверхность кожи

5. Рассмотри изображения животных. Отметь галочкой животных, которые питаются дождевыми червями





6.Дождевой червь:

  1. Приносит вред.

  2. Приносит пользу

  3. Бесполезен.

7.Черви-паразиты:

  1. Бесполезны.

  2. Приносят вред.

  3. Приносят пользу.

8.При передвижении в почве дождевой червь:

  1. Пропускает ее через свой кишечник или раздвигает плотную почву.

  2. Обходит почву.

9.Черви находят пищу:

  1. По запаху

  2. При помощи кожи

  3. При помощи глаз.

10.К червям-паразитам относится:

  1. Человеческая аскарида (глисты)

  2. Червь-трубочник

  3. Дождевой червь

Тест «Насекомые»

1.Беспозвоночные животные - это:

а) пауки и бабочки;

б) рыбы;

в) насекомые и черви.

2. Что является общим во внешнем строении насекомых?

А) голова, грудь, брюшко;

Б) голова, туловище, крылья;

В) голова, брюшко, ноги.

3. О ком говорится? «Ее крылья белого цвета с темными уголками по краю»:

А) Яблоневая плодожорка;

Б) Капустница;

В) тутовый шелкопряд;

4. Распределите насекомых на две группы:

- яблоневая плодожорка;

- капустница;

- тутовый шелкопряд;

- комнатная муха;

- медоносная пчела;

- майский жук.

Вредители: полезные:

5. Расставьте по порядку этапы развития медоносной пчелы.

  • Яйцо;

  • Куколка;

  • Молодая пчела;

  • Личинка.

6. Из чего на фабриках делают шелковые волокна?

А) из паутины тутового шелкопряда;

Б) из коконов тутового шелкопряда;

В) из личинок тутового шелкопряда;

7. Запишите из каких пчёл состоит пчелиная семья.


Тест «Рыбы»

1. Где живут рыбы ?

А) На суше Б) В воде В) В воздухе

2. Чем покрыто тело рыбы?

а) перьями б) чешуей в) кожей

3. Рыбы дышат при помощи:

  1. легких

  2. жабр

  3. кожи

  1. Рыбы передвигаются при помощи:

  1. ног

  2. плавников

  3. крыльев

  1. Сердце рыбы состоит из:

  1. 2-х камер

  2. 3-х камер

  3. 4-х камер

  1. Рыбы откладывают:

  1. яйца

  2. икру

  3. живых мальков

  1. Проведи стрелки:

Речной окунь

Треска Речные рыбы

Щука

Сельдь океаническая Морские рыбы

8.Чем питаются хищные рыбы?

а) растительной пищей б) смешанной пищей в) водными животными

9. Где происходит размножение рыб?

а) в воде б) на суше в) на суше и в воде

10.Для чего нужны питательные вещества в составе икринок рыбы?

а) для плавучести б) для защиты в) для питания зародыша

11.Какая рыба является речным хищником?

а) карп б) карась в) окунь

12. Из каких органов состоит нервная система рыб?

а) сердце и сосуды б) желудок и кишечник в) мозг и нервы

13.Из каких органов состоит кровеносная система рыб?

а) сердце и сосуды б) желудок и кишечник в) мозг и нервы

14.Что рыбы различают с помощью ноздрей?

а) направление течения воды б) запах в) силу течения воды


Тест «Земноводные»

  1. Земноводные – это животные, которые могут жить:

а) только на суше

б) только в воде

в) в воде и на суше.

  1. К земноводным относятся: _________________, ____________________, _____________________.

3.Тело земноводных покрыто:

а) слизистой кожей

б) чешуей

в) роговой оболочкой.

  1. Земноводные дышат при помощи:

а) легких, кожи

б) жабр, кожи

в) только жабр

  1. Сердце земноводных состоит из:

а) 2-х камер

б) 3-х камер

в) 4-х камер

  1. Земноводные для размножения откладывают:

а) икру

б) яйца

в) рождают живых детенышей.

  1.  Тело лягушки состоит из

а) головы, груди, туловища

б) головы, туловища

в) головы, туловища, хвоста

г) головы, шеи, туловища

8.  Какое из перечисленных животных не относится к земноводным

а) тритон

б) зеленая лягушка

в) серая жаба

г) речной окунь


Тест «Пресмыкающиеся»

Тест «Пресмыкающиеся»

  1. К пресмыкающимся относятся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи, тритоны (Подчеркни правильные ответы)

  2. Пресмыкающиеся откладывают:

  1. икру

  2. яйца

  3. живых мальков

  1. Пресмыкающиеся дышат при помощи:

  1. кожи

  2. жабр

  3. легких.

  1. Пресмыкающиеся откладывают яйцо:

  1. в воде

  2. на суше

  1. Сердце у пресмыкающихся:

  1. 2-х камерное

  2. 3-х камерное

  3. 4-х камерное

6. Тело ящерицы состоит из

а) головы, туловища

б) головы, туловища, хвоста

в) головы, груди, брюшка

г) головы, шеи, туловища, хвоста

7. Легкие у пресмыкающихся – это орган

а) кровеносной системы

б) нервной системы

в) пищеварительной системы

г) дыхательной системы

9. Что является органом осязания у пресмыкающихся

а) ноздри

б) хвост

в) язык

г) конечности

10. Чего нет у ящериц?

а)чешуи

б)ноздрей

в)перепонок между пальцами

г)хвоста


Тест «Птицы»

Тест «Птицы»

  1. Тело птиц порыто:

  1. кожей

  2. шерстью

  3. перьями

  1. У птиц есть зубы?

  1. да

  2. нет

  1. Сердце птиц состоит из:

  1. 2-х камер

  2. 3-х камер

  3. 4-х камер

  1. Птицы для размножения:

  1. откладывают икру

  2. откладывают яйца

  3. рождают живых детенышей

  1. Проведи стрелки:

Дятел

Ласточка

Стриж Перелетные

Синица

Кукушка

Снегирь

Утка Зимующие

Голубь

Воробей

  1. Каких птиц одомашнил человек:

  1. курица

  2. воробей

  3. лебедь

Тест «Млекопитающие. Грызуны. Зайцеобразные»

  1. К млекопитающим животным относятся:

а) ящерица, уж, гадюка б) лягушка, жаба, тритон в) мышь, лось, кит

  1. С помощью чего млекопитающие лучше улавливают звуки, в отличие от других животных?

а) ушная раковина б) ушное отверстие в) жабры

  1. Ноги у млекопитающих располагаются:

а) по бокам туловища б) под туловищем в) отсутствуют

  1. Вставь пропущенное слово.

Позвоночник состоит из шейных, грудных,_______________________ и других позвонков

  1. Нервная система состоит из:

___________________________ _______________________________ _______________________________

  1. Определите правильное название внутренних органов, обозначенных цифрами








1 ______________________________

2 ______________________________

3 ______________________________

4 ______________________________

5 ______________________________

6 ______________________________



  1. Установи правильную последовательность процесса пищеварения:

_____ образовавшиеся питательные вещества поступают через стенки кишечника в кровь

_____ пища обильно смачивается слюной

_____ остатки непереваренной пищи продвигаются по кишечнику и удаляются через заднепроходное отверстие

_____ пища измельчается зубами в ротовой полости

  1. Чем обеспечивают организм органы дыхания?

а) питательными веществами б) углекислым газом в) кислородом

  1. Благодаря работе какого органа кровь движется по кровеносным сосудам?

а) диафрагма б) почки в) сердце

  1. Из скольки камер состоит сердце млекопитающих?

а) 2 б) 3 в) 4

  1. Как называются главные органы выделения?

а) лёгкие б) почки в) прямая кишка

  1. К какой группе животных относится этот рисунок строения зубов?

а ) грызуны

б) зайцеобразные

в) хищные





  1. Какой вред наносят грызуны?

а) уничтожение верхнего плодородного слоя почвы

б) уничтожение всходов хлебных злаков, распространение возбудителей опасных болезней

в) уничтожение редких растений, животных

  1. Чем отличаются зайцеобразные от грызунов?

а) у зайцеобразных другое строение внутренних органов

б) в верхней челюсти у зайцеобразных 4 резца, а у грызунов – 2

в) у зайцеобразных есть ушные раковины, а у грызунов они отсутствуют

  1. Как и у грызунов, у зайцеобразных длинный…

а) язык б) хвост в) кишечник


Тест «Хищники»

  1. Продолжи определение.

Хищники -______________________________________________________________________________________________________________.

2. Подпиши на рисунке названия зубов волка.









  1. О каком хищнике идёт речь.

Туловище короткое, плотное, хвост с обрубленным концом. Уши треугольные, заостренные, на концах растут кисточки. Лапы длинные, сильные. Голова небольшая округлая, по бокам растут "бакенбарды". Морда короткая, глаза широкие, зрачки вертикальные. Линька два раза в год: весной и осенью. Мех длинный мягкий, густой. Особенно длинная шерсть на брюхе.

  1. Почему волка называют «санитаром леса»?

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что объединяет этих животных?

_____________________________________________________________________________________________________________________

Тест «Китообразные. Ластоногие»

Вариант 1

1. Морские млекопитающие в связи с приспособленностью к жизни в воде имеют

а) обтекаемую форму тела в) густой мех

б) хорошо развитое зрение г) большие размеры

2. Ластоногие в отличие от китообразных имеют

а) конечности, видоизменённые в ласты в) способность к эхолокации

б) волосяной покров г) крупные размеры

3. Назовите морское млекопитающие, которое имеет огромную голову – до 1/3 длины тела?

а) синий кит б) кашалот в) морж г) афалина

4. Назовите морское млекопитающие, у которого зубы отсутствуют

а) синий кит б) кашалот в) морж г) морской котик

5. Какой признак не является характерной особенностью китообразных?

а) относительно маленькая голова в) способность к эхолокации

б) отсутствие волосяного покрова г) конечности в форме плоских ласт

6. Какая особенность строения ластоногих является приспособлением к водному образу жизни?

а) волосяной покров в) наличие молочных желёз

б) торпедообразная форма тела г) лёгочное дыхание

7. Кто из морских млекопитающих имеет ушные раковины?

а) гренландский тюлень б) морской котик в) морж г) дельфин - белобочка

8. Что представляет собой «китовый ус»?

а) роговые пластинки в) видоизменённые резцы

б) видоизменённые волосы г) видоизменённые клыки

Варианты 2,3

1. Морские млекопитающие в связи с приспособленностью к жизни в воде имеют

а) конечности, превращённые в ласты в) густой мех

б) хорошо развитое зрение г) большие размеры

2. Животные, каких отрядов обитают в морях

а) грызуны и зайцеобразные в) яйцекладущие и сумчатые

б) китообразные и ластоногие г) насекомоядные и рукокрылые

3. Какое млекопитающее относится к отряду ластоногих?

а) синий кит б) кашалот в) морж г) дельфин-белобочка

4. Какое млекопитающее относится к отряду китообразных?

а) гренландский тюлень б) кашалот в) морж г) морской котик

5. Самое крупное животное на Земле.

а) синий кит б) кашалот в) морж г) морской котик


Тест «Парнокопытные. Непарнокопытные»

  1. Перечисли животных, которые относятся к непарнокопытным?

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. Продолжи определение.

Табун – это ___________________________________________________.

  1. Чем желудок непарнокопытных отличается от желудка парнокопытных?

____________________________________________________________________________________________________________________

  1. О каком животном идёт речь?

Это животное открыто в 1879 году одним русским учёным и путешественником. У этого животного крупная головой, длинная и тёплая шерсть, хвост покрыт длинными волосами лишь на нижней половинке. Цвет песчано-рыжий, переходящий в белый на нижней стороне, конец морды почти белый, грива бурая. ________________________________

  1. Кто лишний и почему?










Тест «Сельскохозяйственные млекопитающие»

Тест «Северные олени»:

Тест «Севеные олени»:

1. Где живут северные олени? ___________________________________________________-

2. Враги северных оленей?

а) волки б) орёл – беркут в) крокодил

3. У кого из северных оленей есть рога?

а) у самцов б) у самок в) у самцов и самок

4. Чем в основном питается северный олень в зимнее время?

а) лишайником б) листьями в) веточками

5. Найди ошибку в названии отраслей животновод­ства.

а) свиноводство б) рыбоводство в) коневодство г) овощеводство

6. Какое животное не относится к мелкому рогатому скоту?

а) корова б) овца в) коза

7. Что не получают от коровы?

а) молоко б) мясо в) шерсть

8. Стадо каких животных называется отарой?

а) лошадей б) коров в) овец

9. Верблюдов относят к классу:

а) пресмыкающихся б) земноводных в) млекопитающих
10. Человек использует верблюдов для:
а) перевозки грузов б) спортивных соревнований в) верховой езды г) получения мяса, кожи, молока, шерсти.

11.Что даёт животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу б) фрукты, овощи, злаковые культуры в) хлопок, лён, кормовые травы;

  1. Домашние сельскохозяйственные животные – это …

а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

б) звери, птицы, земноводные, рыбы;

в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы

  1. Для корма домашних животных заготавливают …

а) картофель, зерно, тимофеевку б) арбузы, дыни, тыквы в) василёк, подснежник, гиацинт

  1. Какие отрасли животноводства особенно развиты в Вашем крае?

а) птицеводство б) рыбоводство в) овцеводство г) скотоводство

9 класс

Тест «Опора тела и движение» I вариант

1. Опорно-двигательную систему составляют

- только кости

- кости, хрящи, суставы, связки, сухожилия и мышцы.

- скелет

2. В скелете человека различают

- скелет головы, скелет конечностей

- череп

- скелет головы, скелет конечностей, скелет туловища.

3.Кости состоят из

- органических веществ

- минеральных веществ

- органических и минеральных веществ.

4. Основное свойство мышц

- быть расслабленными

- сокращаться

- двигаться

5. Опорно-двигательная система служит

- только опорой

- опорой, служит передвижению, защищает внутренние органы

6.Плоскостопие это

- широкая нога

- распрямление свода стопы ног

- нарушение скелета

7. Закончи предложение.

Для того чтобы не допустить искривление позвоночника, необходимо соблюдать следующие правила

II - III вариант

1 Опорно-двигательную систему составляют

- только кости

- кости, хрящи, суставы, связки, сухожилия и мышцы.

- скелет

2. В скелете человека различают

- скелет головы, скелет конечностей

- череп

- скелет головы, скелет конечностей, скелет туловища.

3.Кости состоят из

- органических веществ

- минеральных веществ

- органических и минеральных веществ.

4. Основное свойство мышц

- быть расслабленными

- сокращаться

- двигаться



Тест «Кровь и кровообращение» (1 вариант)

1. Как называется система, в которую объединяются органы кровообращения? Подчеркните нужное слово.

    • Нервная, пищеварительная, кровеносная, красная.

2.Какие органы входят в кровеносную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) лёгкие;

б) сердце

в) желудок;

г) кровеносные сосуды.

3. Какой орган обеспечивает движение крови в организме? Обведи нужную букву.

а) кишечник;

б) кровеносные сосуды;

в) сердце;

г) трахея.

4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу? Обведи нужную букву.

а) благодаря крови;

б) благодаря нервным волокнам;

в) благодаря мышцам.

5. Количество крови у детей 8-11 лет:

А) 5 литров Б) 2-3 литра В) 3,5 литра

6. Выбери верные варианты:

а) кровь поддерживает постоянную температуру тела и защищает организм от вредных микробов

б) благодаря кровообращению ко всем тканям и органам поступают кислород и питательные вещества, а также выводятся вредные вещества

в) у ребенка в организме около 7 литров крови, у взрослого человека – 12-14 литров крови

7. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?

а) кислород; б) углекислый газ; в) азот;

6. Кровь вытекает из сердца по....

а) по венам б) по артериям в) по капиллярам

8. Сколько литров крови у взрослого человека?

а) 2-3 литра б) 5-6 литров в) 3-4 литра

9. Объясни значение слова "донор".

а) человек, который добровольно сдает кровь для спасения других людей

б) человек, который покупает кровь

в) человек, который получает кровь

10. С чем сравнивают работу сердца?

а) с вентилятором б) с насосом в) с молотком

11.Какое значение для человека имеют органы кровообращения? Обведи нужную букву.

а) они заполняют пустоту внутри организма;

б) они переносят ко всем органам кислород и питательные вещества;

в) они не нужны организму, так как иногда болят.

2 – 3 вариант

1 Укажи органы кровообращения

а) печень, почки, кровь

б) сердце, лёгкие, нервы

в) сердце, сосуды, кровь

2.Какой орган кровеносной системы приводит кровь в движение?

А) артерии Б) вены В) сердце

3.Что придаёт крови красный цвет?

А) тромбоциты Б) эритроциты В) лейкоциты

4.Жидкая часть крови – это…

А) вода Б) плазма В) лейкоциты

5.Какие клетки переносят в потоке крови кислород и углекислый газ?

А) тромбоциты Б) эритроциты В) лейкоциты

6.Зачем нужны лейкоциты?

А) борются с вирусами Б) останавливают кровотечение В) придают красный цвет

7. Количество крови у детей 8-11 лет:

А) 5 литров Б) 2 литра В) 3,5 литра

8. Выбери верные варианты :

а) кровь поддерживает постоянную температуру тела и защищает организм от вредных микробов

б) благодаря кровообращению ко всем тканям и органам поступают кислород и питательные вещества, а также выводятся продукты распада веществ

в) ребенка в организме около 7 литров крови, у взрослого человека – 12-14 литров крови

9. Кровь в организме человека движется непрерывным потоком, по кругу ( соедини )

она вытекает из сердца по артериям

капиллярам

а возвращается по венам

нервам


11. Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы?

а) кислород; б) углекислый газ; в) азот;

12. Сколько различают групп крови?

а) 1 б) 4 в) 10



Тест «Дыхание» 1 вариант

1. Органы дыхания.
а) пищевод, печень, желудок.
б) глотка, кишечник, лёгкие.
в) трахея, бронхи, лёгкие.

2.  Кому нужен кислород?  

а) клеткам нашего тела          б) почкам          в) костям

3.  Куда вначале попадает воздух? 

   а) в нос            б) в лёгкие                   в) в трахею

4. Что происходит с воздухом в носу? 

а) согревается       б) очищается                   в) согревается и очищается

5. Что поступает в кровь из лёгочного пузырька?  

  а) кислород          б) углекислый газ                 в) воздух
6. Что происходит в легких при вдохе и выдохе?

а) только расширяются                     б) только сужаются

в) при вдохе легкие забирают из воздуха кислород, а при выдохе отдают углекислый газ

7. Количество дыхательных движений при физической нагрузке:
а) уменьшается              б) увеличивается           в) не изменяется
8. Какая составная часть воздуха необходима для дыхания?
а) углекислый газ               б) азот                    в) кислород
9.Определи последовательность работы органов дыхания при вдохе.
а)  бронхи, нос, лёгкие, трахея
б)  нос, трахея, бронхи, лёгкие
в)  лёгкие, бронхи, трахея, нос
10. Выбери окончание фразы , которой ты мог бы дописать предложение.
Чтобы человек в помещении дышал чистым воздухом, нужно:
а - систематически делать влажную уборку;  

б - опрыскивать помещение освежителем воздуха;

в - чаще проветривать помещение;  

г - ходить в помещении в уличной обуви;  

д - не открывать форточек.

11. Почему мы должны непрерывно дышать?

 а) кислород нельзя запасти впрок  

б) так работает дыхательная система   

в) легкие увеличиваются и уменьшаются

12.* Почему дым на пожаре опаснее для здоровья человека, чем огонь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 – 3 варианты

1. Как называется система, в которую объединяются органы дыхания? Подчеркните нужное слово.

    • Костно-мышечная, дыхательная, пищеварительная, дорожная.

2. Какие органы входят в дыхательную систему? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) сердце;

б) лёгкие;

в) трахея;

г) носовая полость;

д) бронхи.

3. В какой последовательности воздух проходит по органам дыхания? Пронумеруй.

трахея;


носовая полость;


лёгкие;


бронхи.


4.Как происходят вдох и выдох? Соотнеси.


Грудная клетка поднимается, и вдох Грудная клетка сжимается

легкие расширяются. и давит на легкие.

выдох


Тест «Пищеварение»

1. Для чего служит пищеварительная система?

а) для передачи сигналов от головного мозга ко всем органам тела

б) чтобы разносить питательные вещества по всему организму

в) для обеспечения опоры и движения организма

г) для измельчения и переваривания пищи

2. Найди орган, не относящийся к пищеварительной системе:

а) желудок в) толстая кишка д) спинной мозг ж) тонкая кишка

б) пищевод г) глотка е) ротовая полость

3.Расположи органы пищеварительной системы в той последовательности, в какой через неё проходит съеденная пища:

а) желудок в) толстая кишка д) ротовая полость

б) пищевод г) глотка е) тонкая кишка

________________________________________________________________________

4. Какую роль в пищеварении играет печень?

а) выделяет слюну в) выделяет желчь д) выделяет слёзы

б) выделяет желудочный сок г) очищает кровь

5. С помощью чего пища начинает перевариваться в ротовой полости?

а) желчи б) желудочного сока в) слюны г) крови

6. С помощью чего пища переваривается в желудке?

а) желчи б) желудочного сока в) слюны г) крови

7. Как питательные вещества из переваренной пищи поступают в различные органы?

а) по специальным каналам

б) их разносит кровь

в) передают друг другу по «эстафете»

8. К чему приводит питание однообразной пищей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Что происходит с непереваренными остатками пищи?

а) возвращаются для нового переваривания

б) удаляются из организма

в) их не бывает, вся пища переваривается до конца

10. Что произойдет с зубами, если не ухаживать за ними?


Тест «Выделительная система. Кожа»

1. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества?

а) с помощью органов выделения

б) с помощью органов зрения

в) с помощью органов обоняния

2. Назовите органы выделения.

а) мочеточники, почки, сердце

б) почки, мочеточники, мочевой пузырь

в) мочевой пузырь, мочеточники, артерии

3. Главный орган выделительной системы - это...

а) мочеточники б) почки в) мочевой пузырь

4. Назови задачу органов выделительной системы.

а) избавить организм от углекислого газа

б) избавить организм от ненужных и вредных веществ

в) избавить организм от воды

5. Кожа - это

орган зрения

орган осязания

орган обоняния

6. Кожа помогает нам узнать

цвет предмета

шероховатость предмета

тёплый или холодный предмет

сладкий или солёный

размер предмета

7. Через кожу выделяется

углекислый газ

пот

8 .Сальные железы выделяют жир, чтобы

ты похудел препятствовать проникновению жидкости и бактерий

делать кожу эластичной одежда скользила по телу

9. Если хочешь загореть, то

находись на солнце как можно дольше

загорай постепенно

10. Правила ухода за кожей:

не используй мочалку, а то сотрёшь кожу

раз в неделю устраивай банный день

умывайся, чаще мой руки

не пользуйся кремом, коже достаточно собственных жировых выделений

пользуйся защитными и увлажняющими кремами

11. Если на участок кожи оказывается длительное давление или он подвергается трению, то образуется…

Кожа

Нерв

Сальная железа

Мозоль

12. Кожное сало вырабатывают…

Нервы

Сальные железы

Кровеносные сосуды

Жировые клетки

13. Из чего состоят волосы и ногти?

Жировые клетки

Ороговевшие клетки

Нервы

Сальные железы

14. От чего защищают нас волосы?

От проникновения вредных веществ

От трения

От микробов

От переохлаждения

15. Где больше всего нервных окончаний?

На волосах

На кончиках пальцев

16. Вода с растворенными в ней солями называется

Нервом

Потовой железой

Потом

Сальной железой

17. При испарении пота поверхность тела...

Нагревается

Охлаждается

Не изменяется

Загорает


Тест «Нервная система»

1.Заполните схему.

Н ервная система человека.




2. Вычеркни названия тех органов, которые не относятся к нервной системе.

Головной мозг, череп, скелет, сердце, мышцы, спинной мозг, нервы, трахея.

3. Как поступают сигналы в головной мозг?

а) по крови     б) по лимфе     в) по нервам

4. Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют...

а) аксонами б) нейронами в) дендритами

5.Назови полушария головного мозга.

а) левое и правое     б) верхнее и нижнее     в) заднее и переднее

6. Функция нервной системы:

а) образует наружные слои кожи

б) управляет деятельности всего организма

в) образует кости скелета

7. Какой орган нервной системы находится:

в позвоночнике________________________________

в черепе_______________________________________

8. Подпишите органы нервной системы.

Тест «Органы чувств»

Вариант 1

  1. Выдели функции, не свойственные коже человека :

а) защита от внешних повреждений;

б) регулирование температуры тела;

в) маскировка;

г) дыхание.

2. Для чего служат нервы в организме человека?

а) чтобы вовремя заплакать;

б) чтобы громко кричать на перемене;

в) чтобы передавать команды от мозга ко всем органам;

г) чтобы нервничать.

3. Какой орган улавливает звуки?

а) барабанная перепонка; б) ушная раковина;

в) нёбо; г) слуховой нерв.

4. Назови орган осязания:

а) язык; б) ухо; в) нос; г) кожа.

5. Какой из перечисленных органов не является органом чувств?

а) глаз; в) кожа; д) ухо;

б) сердце; г) язык; е) нос.

6. Сколько органов чувств у человека?

а) семь; в) четыре;

б) шесть; г) пять.

7. Какой орган улавливает запахи?

а) головной мозг; б) нос;

в) ресницы г) обонятельный нерв.

8. Назови орган вкуса:

а) кожа; б) язык;

в) нос; г) ухо.

9. Что помогает человеку сохранять равновесие?

а) руки б) слуховая жидкость в) балансир;


10. Как называется способность человека чувствовать прикосновения, тепло?

а) осязание б) обоняние в) вкус;

Вариант 2-3

  1. Выдели функции, не свойственные коже человека:

а) защита от внешних повреждений;

б) чувствительность к запахам;

в) регулирование температуры тела;

г) дыхание .

2. Какой орган улавливает запахи?

а) головной мозг; б) нос;

в) ресницы; г) обонятельный нерв.

3. Назови орган вкуса:

а) кожа; б) язык;

в) нос; г) ухо.

4. Какой из перечисленных органов является органом чувств?

а) желудок; в) язык; д) печень;

б) мозг; г) сердце; е) пищевод.

5. Сколько органов чувств у человека?

а) шесть; в) пять;

б) семь; г) четыре.

6. Какой орган улавливает звуки?

а) барабанная перепонка б) ушная раковина;

в) нёбо; г) слуховой нерв.

7 . Назови орган осязания:

а) язык; б) ухо; в) нос; г) кожа.



Тест «Организм человека»

1.Система, которая соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой

а) Нервная система
б) Пищеварительная система
в) Дыхательная система

2.Для нормальной работы мозгу необходимо получать большое количество

а) Воды и углекислого газа
б) Кислорода и углеводов
в) Витаминов

3.Опорно - двигательную систему организма составляют

а) Кости и мышцы
б) Нервы и кровеносные сосуды
в) Органы чувств

4.Главный орган дыхания - это

а) Сердце
б) Лёгкие
в) Желудок

5.При выдохе лёгкие выделяют

а) Углекислый газ
б) Водяные пары
в) Углекислый газ и водяные пары

6.Жидкость, которая движется по кровеносным сосудам и снабжает все органы кислородом и питательными веществами, это

а) Пищеварительный сок
б) Кровь
в) Лимфа

7.Кровь приводит в движение

а) Мозг
б) Сердце
в) Лёгкие

8.Этот орган нашего тела защищает наш организм от перегрева и попадания вредных веществ и микробов

а) Мозг
б) Кожа
в) Почки

9.К органам выделительной системы относятся

а) Почки
б) Сердце
в) Лёгкие

10.Нос - это орган

а) Осязания
б) Обоняния
в) Вкуса

11.Реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира - это

а) Эмоции
б) Чувства
в) Настроение

12.Особенность человека выделять что-либо, отвлекаясь от всего другого, это

а) Эмоции
б) Память
в) Внимание

13.Основное отличие человека от животных - это

а) Умение добывать себе пищу
б) Умение испытывать чувства
в) Умение говорить

14.Для того, чтобы быть здоровым, надо больше употреблять в пищу

а) Овощи и фрукты
б) Пирожные и торты
в) Чипсы и газированную воду











55



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!