СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по кружку.Досуг для детей
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Ольховский центр развития творчества детей и юношества»
Ольховского района Волгоградской области
Волгоградская область, Ольховский район, с. Ольховка, ул. Базарная, № 14, 403651, тел. 8 (844 56) 2-18-52, е-mail: olhovdetsentr@yandex.ru, ОКПО 22417284, ОГРН 1023404975660, ИНН 3422000371, КПП 342201001 |
Унифицирована и утверждена методическим советом:
протокол № 1 от «28» августа 2014г.
Директор МОУ ДОД «Ольховский ЦРТДЮ»
________________В.И. Бассанский
М.П.
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР БИСЕРА»
Модифицированная программа дополнительного образования детей для детей среднего и старшего школьного возраста
10 – 17 лет,
срок реализации - долгосрочная (3 года)
Разработчик (автор/составитель):
БЕЛИКОВА Мария Александровна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории.
с. Ольховка
Пояснительная записка1. Направленность дополнительной образовательной программы
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бисера» (далее – ОП ДОД «Волшебный мир бисера») по тематическому содержанию относится к программам художественной направленности, реализуемая с целью креативной организации досуга обучающихся и их творческой самореализации в процессе прикладного творчества.
Данная образовательная программа по функциональному предназначению является учебно-познавательной, но ее содержательную направленность можно отнести и к категории общекультурных досуговых образовательных программ.
По доминирующим формам организации социально-культурной деятельности с обучающимися в ходе осуществления УВП ОП ДОД «Волшебный мир бисера» следует считать индивидуально-ориентированной при работе в малых группах до 15 человек. Однако она легко корректируется и трансформируется в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми регламентом организации кружков, а также, клубных, студийных и прочих самодеятельных обществ.
2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
ОП ДОД «Волшебный мир бисера» является:
обучающей программой, позволяющей формировать у кружковцев знания, умения и навыки, помогающие школьнику:
- в допрофессиональной ориентации;
- в предпрофессиональной подготовке;
программой, успешно дополняющей образовательную школьную программу трудового обучения средних и старших школьников.
При этом, квалификационные требования, предъявляемые к обучающимся (ожидаемый результат) в процессе освоения ими образовательной программы, соответствуют оценочным критериям государственного образовательного стандарта в области дополнительного образования детей, что и отслеживается в процессе осуществления творческих отчетов коллектива кружка (организация выставок, участие в различных районных и областных фестивалях и смотрах-конкурсах, и т.д.).
Ведя разговор о новизне образовательной программы, следует сказать, что в процессе ее реализации осуществляется планомерное обучение педагогом детей в ходе их предметного взаимодействия. Сам же процесс детского художественного творчества (далее - ДХТ) способствует социализации и инкультурации учащихся, помогая создать необходимые условия для профилактики асоциального поведения в среде детей, подростков и юношества (далее - ДПиЮ) на основах творческой самореализации объекта воздействия в процессе изучения им историко-культурного наследия, что, в свою очередь, педагогически оправдано и целесообразно.
Задействуемые в процессе организации и реализации образовательной программы принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность и т.д.) и различные дифференцированные средства, методы и формы осуществления УВП помогают наиболее полно раскрыть содержание и направленность образовательной программы. Сам же образовательный процесс выстраивается на основах привития обучающимся положительной рефлексии.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время цели и задачи дополнительного образования формируются в соответствии с социальными, нравственными, историко-культурными и экономическими аспектами государственной политики России. Законы РФ («Закон об образовании» и «Закон о культуре») четко трактуют желаемые направленность и содержание развития воспитательно-образовательного процесса во всей его вариативности, освещая, прежде всего, права и интересы подрастающего поколения Россиян. Это и формирование гражданской позиции юного поколения нашей страны, и расширение его кругозора, и формирование нравственно-волевых качеств.
В последние десятилетия особенно заметен значительный рост общей бездуховности социума, уводящей национальные культуры от традиционных устоев к новым рыночным взаимоотношениям. И только возрождение национальной духовности, формируемое на основе качественного воспитания и образования юных россиян, делает возможным сохранение русской национальной культуры.
3. Отличительные особенности данной образовательной программы
Организация креативного досуга среди ДПиЮ может оказать должное воздействие в разрешении многих современных педагогических проблем, так как досуг является результатом свободного выбора личностью досуговых понятий и занятий. Досуг - это часть социального времени личности, группы, или даже сообщества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического и духовного развития человека, его нравственного и интеллектуального совершенствования. Досуг же кружковцев связан, прежде всего, с тем, что они на занятиях знакомятся с историей прикладного творчества народов России и некоторых других - зарубежных стран. В процессе организации такого занимательного и обучающего досуга ребенок планомерно развивает свои способности, получая новые знания, умения и навыки.
И все это осуществляется дифференцированно возрастному восприятию ребенка, в соответствии с его личностными качествами и устремлениями, и в процессе поэтапной реализации блоков взаимосвязанных и углубленных элективных курсов, из которых и состоит, в общем и целом, образовательная программа. Кроме этого, общий курс обучения по ОП ДОД «Волшебный мир бисера» предполагает постоянное творческое взаимодействие обучающихся с кружковцами из детского фольклорного творческого коллектива «Субботея». Поэтому изучение историко-культурного наследия малой родины играет особую роль в патриотическом и гражданственном воспитании детей. Данная особенность реализации образовательной программы «Волшебный мир бисера» и является отличительной. Отбор ее содержания ОП ДОД «Волшебный мир бисера» и структура его педагогической «подачи» кружковцам производится с акцентированием наиболее важных идей, расположенных в различных областях разделов и подразделов программы. Это является характерным явлением для хода реализации данной программы (методы и методические приемы в ходе педагогического воздействия на формируемую личность).
При осуществлении набора обучающихся в кружок к будущим воспитанникам каких-либо особенных требований не предъявляется - необходимо только собственное стремление ребенка получать дополнительное образование и, естественно, согласие на это его родителей.
Сама же деятельность кружковцев является проводником социально-культурной деятельности в контактном общении со школьниками села и населением района, а также с социально-культурными институтами семьи и общественности.
В настоящее время обществу необходимы образовательные программы дополнительного образования детей, направленные:
на создание условий для развития ребенка;
на развитие мотивации к познанию и творчеству;
на обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
на приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
на профилактику асоциального поведения;
на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
на интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
на укрепление психического и физического здоровья;
на взаимодействие педагога дополнительного образования с социально-культурным институтом семьи обучающихся воспитанников.
3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
ОП ДОД «Волшебный мир бисера» конструктивно выстроена таким образом, что ее реализация подразумевает наличие нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих целей. Основные из них созвучны с регламентом ФЗ «Закон об образовании РФ» от 1999г. и призваны (в идеале) обеспечить обучающимся:
получение адекватного требованиям мировых стандартов уровня общей и профессиональной культуры;
интеграцию формируемой личности в национальную и мировую культуру;
формирование личности студийца как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
раскрытие перед обучающимся социальной роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
формирование у ребенка устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию:
- в процессе ДХТ,
- в процессе общения со сверстниками,
- в тяге к искусству, истории и культуре.
При этом содержание образовательной программы содействует развитию взаимопонимания и сотрудничества между кружковцами, воспитывая толерантное отношение ребенка к людям и народам независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Одной из основных целей также следует считать создание продуктивной внутриучрежденческой культуры - как ключевой переменной интегрирующей, объединяющей усилия педагогов МОУ ДОД «Ольховский ЦРТДЮ», кружковцев и коллектива педагогов и учащихся МОУ Рыбинская СОШ в достижении целей, регламентируемых концепцией требований программного обеспечения образовательной деятельности учреждений ДОД.
К основным задачам образовательной программы следует отнести:
формирование практических знаний, умений и навыков, развивающих индивидуальные способности обучающихся воспитанников;
привитие интереса к разновидностям прикладного искусства (рукоделие, вышивание бисером и т.д.) и побуждение желания совершенствования навыков ребенка в данном направлении;
развитие мыслительных индивидуальных особенностей и общих способностей ребенка;
пробуждение фантазии обучающегося, развитие образного восприятия ребенком окружающего пространства и его индивидуальной способности видеть мир с целью передачи впечатлений от увиденного сверстникам и социуму;
самореализация творческих потенций кружковцев и пропаганда ДХТ;
социальную (образовательную, в том числе) адаптацию обучающихся к требованиям современных образовательных концепций, обуславливаемых модернизацией общества и регламентом МОиН РФ;
реализацию коммуникативной, информационно-просветительской, культуротворческой, рекреативно-оздоровительной, ценностно-ориентированной, и прочих функций (в симбиозе) социально-культурной деятельности в сфере образования;
организацию в ОУ (в рамках кружка):
- процесса обучения ребенка планомерному менеджменту личностной, внутригрупповой и семейной службы досуга,
- процесса обучения ребенка участию в управлении процессами социально-экономического и духовного обновления общества;
воспитание и развитие культуры общения в среде ДПиЮ;
инкультурацию обучающихся на основе их активного включения в познание мира этических категорий (паттернов), простых норм нравственности и морали человеческой цивилизации;
передачу творческого опыта педагога воспитанникам в процессе реализации программ различных КДМ - с целью организации планомерного и качественного досуга ДПиЮ села и района;
организацию участия кружковцев в мероприятиях МОУ ДОД «Ольховский ЦРТДЮ», а так же, в массовых КДМ районного и областного уровня;
коррекцию (при необходимости) ведущих индивидуально-личностных свойств ребенка, существенно влияющих на стиль его поведения, деятельности, общения;
организацию профилактики:
- асоциального поведения в среде ДПиЮ села и района средствами социально-культурной деятельности (далее – СКД),
- зависимых состояний в среде ДПиЮ района средствами СКД.
И если вышепоименованные цели образовательной программы в своей взаимосвязи предполагают обоснованную регламентацию процесса воспитания, образования и развития обучающихся, то задачи помогают в определении промежуточных (этапных) результатов в процессе ее реализации. Это позволяет осуществлять обеспечение своевременного контроля качественных изменений, происходящих в ходе формирования личности ребенка, что и отслеживается в категории «ожидаемый результат».
4. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 10 до 17 лет. Дети данного возраста способны на сознательном уровне выполнять предлагаемые педагогом задания и результативно решать поставленные перед ними задачи. В условиях функционирования современного образовательного учреждения дополнительного образования детей оправдана насущная необходимость и целесообразность формирования разновозрастного состава группы обучающихся. Именно поэтому данная ОП ДОД учитывает этапы присвоения культуры формирующейся личностью ребенка, находящегося в ситуации культурного выбора – и в прямой взаимосвязи с грамотной организацией детского художественного (технического) творчества в ОУ ДОД.
5. Сроки реализации образовательной программы
Сроки реализации образовательной программы предполагают, что в течение первых двух лет занятий программой предусматривается обучение детей в соответствии с разработанным календарно-тематическим планированием и на основе индивидуальных занятий в группе - базовая часть (6 учебных часов в неделю - 2 дня по 3 часа).
В период 3-го года обучения обучающиеся проходят обучение дифференцированно полученным знаниям, умениям и творческим навыкам - в прямом соответствии с устремлениями и особенностями их личностного развития. Активно ведется допрофессиональная ориентация кружковцев и их предпрофессиональная подготовка (с согласия родителей). Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе организации индивидуальных занятий в группе (6 учебных часов в неделю - 2 дня по 3 часа). Так же в этот период третьего года обучения осуществляется разработка и защита индивидуальных творческих проектов кружковцев.
6. Формы и режим занятий
Формы занятий по образовательной программе дополнительного образования детей «Волшебный мир бисера» определяются:
особенностями изучаемого материала;
количеством детей, находящихся на учебных занятиях;
применяемыми средствами обучения (техническими средствами обеспечения в том числе);
местом и временем осуществления занятий;
и т.д., -
то есть, задействуются в соответствии:
с количеством детей, находящихся на учебном занятии:
- коллективные формы (фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами при работе над созданием развернутой программы творческого отчета или культурно-досугового мероприятия – далее КДМ),
- групповые формы (плановые мероприятия МОУ ДОД «Ольховский ЦРТДЮ», отдела по образованию, различные КДМ и т.д.),
- индивидуальные формы (участие в фестивалях, смотрах-конкурсах и т.д.);
с особенностями коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
- реализация теоретической части образовательной программы (лекция, семинар, лабораторная работа, конференция и пр.),
- реализация практической части образовательной программы (практикум, экскурсия, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.);
с дидактической целью:
- реализация теоретической части образовательной программы (вводное занятие, занятие по углублению знаний, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, и т.д.),
- реализация практической части образовательной программы (вводное занятие по ОТ, ТБ, ППЗ, практическое занятие, занятие по углублению практических знаний, умений и навыков, занятие по контролю практических знаний, умений и навыков, и т.д.),
- комбинированные формы занятий – при наличии необходимости одновременного изложения организационной, теоретической и практической части в ходе занятия.
То есть, образовательная программа «Волшебный мир бисера» предполагает применение всех форм учебных занятий, регламентируемых МОиН РФ в учреждении дополнительного образования детей.
Режим занятий соответствует требованиям типового положения «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей» и СанПиН, предъявляемым к ОУ ДОД. Требования данных «Уложений» соблюдены при создании образовательной программы, - это: перерыв после занятий в основной школе, наполняемость кружка, длительность занятий, соответствие условий организации образовательного процесса требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, соблюдение норм ОТ, правил ТБ и ППЗ, и т.д.
7. Ожидаемые результаты
Условия организации и осуществления обучения по образовательной программе дополнительного образования детей «Волшебный мир бисера» позволяют задействовать (в ходе ее реализации) различные формы, методы и средства контроля промежуточных и конечных результатов осуществляемого учебно-воспитательного процесса.
Занятия по ОП ДОД «Волшебный мир бисера» предполагают получение следующих ожидаемых результатов:
расширение общего кругозора обучающихся и повышение их творческой активности;
повышение интереса обучающихся к разновидностям ДХТ в процессе их творческой самореализации и в ходе предметного взаимодействия;
получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков по отдельным дисциплинам, не входящим в курс обучения, осуществляемого по образовательной программе средней образовательной школы;
развитие индивидуальных творческих способностей ребенка путем получения им в ходе учебно-воспитательного процесса дополнительных теоретико-практических знаний, умений и навыков, направленных на его социализацию и инкультурацию - на основе предоставления всем воспитанникам равных стартовых возможностей;
предметная творческая самореализация детей в ходе реализации образовательной программы дополнительного образования детей - на основе практического применения обучающимися воспитанниками знаний, умений и навыков в мероприятиях, реализуемых Центром с ДПиЮ села и района;
привлечение воспитанников к осознанной деятельности по организации досуга ДПиЮ села и района - на основе практического применения ими полученных теоретико-практических знаний, умений и навыков и с целью:
- создания активной группы по осуществлению профилактики асоциального поведения в среде ДПиЮ района,
- создания активной группы по осуществлению профилактики зависимых состояний в среде ДПиЮ района,
- пропаганды здорового образа жизни среди ДПиЮ района,
- привлечения к предметному взаимодействию в процессе ДХиТТ детей из социально-необеспеченных, неполных (и прочих) семей, и детей, не посещающих занятия в МОУ ДОД «Ольховский ЦРТДЮ»;
организация процесса творческого взаимодействия воспитанников:
- с общественными социально-культурными институтами,
- с государственными социально-культурными институтами,
- с социально-культурным институтом семьи;
8. Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Формы и методы подведения итогов реализации образовательной программы (результатов освоения программы воспитанниками) многочисленны, это:
анализ теоретических источников (научно-техническая и учебная литература);
метод наблюдения;
методика изучения личности и коллектива в процессе предметного взаимодействия (процесс обучения);
тестирование;
анкетирование и интервьюирование;
беседы и дискуссии;
игры;
тренинги и упражнения-активаторы;
обсуждение просмотра тематических видеоматериалов;
и пр., -
- все только что перечисленное позволяет руководителю кружка и администрации ОУ ДОД успешно отследить качество осуществляемых с ДПиЮ занятий, и помогает определять сформированность индивидуально-личностных качеств ребенка, полученных им в процессе обучения по образовательной программе «Волшебный мир бисера».
Возможно (и желательно) участие кружковцев в выставках, различных фестивалях искусств и смотрах-конкурсах ДХТ. Такие творческие отчеты возможны и при осуществлении социально-культурной деятельности с институтами семьи и общественности. Осуществление контроля освоения образовательной программы обучающимися предусматривает также ежегодное опосредование полученных ими знаний, умений и навыков - с изложением примерных ожидаемых результатов, список которых завершает каждый из этапов тематического планирования. При этом, становится возможным изучить степень сформированности индивидуально-личностных качеств детей, включая их специфические проявления в особенностях деятельности, в поведении, в общении и, в частности, в выражении характерных для предметного творческого взаимодействия эмоциональных состояниях.
образовательной программы кружка «Волшебный мир бисера»
первый год обучения
№ п/п | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
| ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО ЧАСОВ
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | «Вводное занятие по ТБ» | 1 | 1 | 2 |
2
| «Знакомство с предметом» | 2 | 4 | 6 |
«Родословная бусинки» | 1 | 2 | 3 | |
«Материалы и инструменты» | 1 | 2 | 3 | |
3 | «Низание бисера» | 21 | 67 | 88 |
«Композиционное построение схемы изделия» | 2 | 7 | 9 | |
«Параллельное низание» | 4 | 14 | 18 | |
«Низание крестом»» | 6 | 21 | 27 | |
«Практикум» | 9 | 25 | 34 | |
4 | «Куклы из бисера» | 6 | 33 | 39 |
«История куклы Маши» | 1 | - | 1 | |
«Изготовление куклы» | 3 | 17 | 20 | |
«Украшение бисером эскизных разработок и сценических костюмов» | 2 | 16 | 18 | |
5 | «Вышивка бисером» | 7 | 14 | 21 |
«Композиция вышивки с применением бисера» | 4 | 3 | 7 | |
«Лето в косичках» | 2 | 7 | 9 | |
«Закладка с бантиком» | 1 | 4 | 5 | |
6 | «Практикум» | 5 | 25 | 30 |
«Пасхальная сказка» | 3 | 9 | 12 | |
«Сельская мозаика» | 2 | 16 | 18 | |
7 | «Хранение и восстановление изделий из бисера» | 8 | 7 | 15 |
8 | «Подготовка отчетной выставки» | 4 | 11 | 15 |
Итого: 216 часов
Раздел 1. Содержание курса 1 года обучения по образовательной программе дополнительного образования детей «Волшебный мир бисера».
Тема 1. «Введение»
«Вводное занятие по ТБ» (комбинированное занятие в общей группе) предполагает проведение с обучающимися инструктажей по вопросам техники безопасности, противопожарной защиты и правилам дорожного движения при организации учебного процесса в ходе осуществления программы первого курса обучения по ОП ДОД «Волшебный мир бисера»
Теория
Проведение инструктажей по вопросам ТБ, ППЗ и ПДД с обучающимися осуществляется в соответствии с регламентом требований организации учебно-воспитательного процесса в ОУ ДОД в начале учебного периода (повторно – в начале второго учебного полугодия).
Практика
По окончании лекции по вопросам ОТ осуществляется индивидуальный контрольный опрос-беседа обучающихся детей по содержанию рассмотренной тематики.
В ходе ознакомительной лекции-беседы с целью усиления наглядности подачи основного материала задействуется показ различных видеоматериалов по предполагаемым темам учебных занятий:
организация рабочего места;
соблюдение ТБ при работе с бисером и прочими вспомогательными материалами.
Тема 2. «Знакомство с предметом»
«Родословная бусинки» (комбинированное занятие в общей группе).
Теория
Веление в тему в виде лекции знакомит обучающихся:
с содержания материала, предполагаемого к обучению в процессе реализации программы курса 1 года обучения;
с историей прикладного искусства бисероплетения и искусства вышивки бисером – по материалам истории мировой и отечественной культуры;
с историей работы с бисером в данной местности
Практика
В ходе практических занятий реализуется программа экскурсии, предполагающий предметное изучение историко-культурного наследия с. Рыбинки, связанного с народными промыслами.
«Материалы и инструменты» (комбинированное занятие в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся:
изучают разновидности бисера и их основные характеристики классификации:
- по размерам и прочим особенностям,
- по цветовой гамме,
- по канонам предметного применения;
знакомятся с простейшими инструментами, необходимыми для создание предметов и поделок из бисера;
знакомятся с основными принципами и правилами совместного задействования разновидностей бисера и техникой исполнения работы в той или иной композиции.
Практика
В ходе занятий обучающиеся под руководством педагога разрабатывают план работы по организации изготовления композиции с применением бисера, включающий:
выбор темы;
выбор техники исполнения работы;
выбор рисунка и материалов;
порядок выполнения дальнейших действий.
Тема 3. «Низание бисера»
3.1. «Композиционное построение схемы изделия» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся:
с принципами и методами организации работы при создании композиции из бисера:
- с параллельным методом крепления бисера,
- с применением крестообразного метода;
с основными канонами композиции изделия из бисера.
Практика
В ходе практических занятий обучающиеся получают знания, умения и навыки при работе с бисером:
по подготовке рабочей подушечки;
по технологии закрепления технических нитей на подушечке;
по изучению простейших методов низания:
- закрепление одиночных фрагментов бисера,
- создание линии из бисера,
- создание бисерного шва,
- и т.д.;
по изучению методов изготовления зарисовок и шаблонов схем плетения;
по созданию композиционно-эскизной разработки изделия;
«Практикум» » (комбинированные занятия в общей группе)
Теоретико-практические занятия программы практикума предполагают
ознакомление кружковцев (в процессе цикла учебных занятий) с тренировочно-кординационными упражнениями для пальцев рук и их движений при работе в различных манерах и техниках искусства бисероплетения;
ознакомление ребенка в ходе изготовления изделий с приемами:
- скрытого соединения низальной нити,
- приемов плетения соединительной цепи различных видов;
изготовление следующих поделок художественных композиций из бисера (индивидуальные работы - в зависимости от выбора ребенка):
- брошь «Ягода»,
- брелоки «Забавные игрушки»,
- браслет «Объемный»,
- колье «Ромашка»,
- и т.д.
Тема 4. «Куклы из бисера»
4.1. «История куклы Маши» (занятие в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы изучаются культурно-исторические особенности детской игрушки:
кукла матерчатая;
кукла из соломы;
куклы и игрушки из бересты и дерева.
4.2. «Изготовление куклы» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции обучающимися изучаются особенности и простейшие приемы изготовления детских игрушек в виде кукол:
из различных видов материала;
из соломы и бересты;
из различных современных материалов:
- проволока,
- леска,
- пластик,
- и т.д.
Практика
В ходе цикла практических занятий обучающиеся:
создают поделки игрушек - кукол с применением различных материалов;
изучают особенности украшения игрушек, характерные для местных традиций.
4.3. «Украшение бисером эскизных разработок и сценических костюмов» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции в виде тренинга-активатора обучающимися изучаются методы и основные приемы изготовления эскизов:
детских игрушек в виде кукол с украшениями из бисера;
сценических костюмов – в традиционной для данной местности народной манере.
Практика
В ходе практических занятий обучающиеся воспитанники:
подготавливают тематический вечер-встречу с коллективами художественной самодеятельности (СДК с. Рыбинка и СДК с. Липовка), предполагающий предметное общение с коллективами, задействующими народные паттерны в своем творчестве;
учатся самостоятельно разрабатывать эскизы сценических костюмов, традиционных для различных народных празднетств и гуляний.
Тема 5. «Вышивка бисером»
«Композиция вышивки с применением бисера» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции обучающимися изучаются методы и основные приемы композиционного построения рисунка (общая схема и шаблон) для вышивки бисером:
в творчестве народов мира (Индия и Тайвань);
в традиционной для данной местности народной манере.
Практика
В ходе практикума обучающиеся учатся самостоятельно разрабатывать эскизы различных вышивок бисером с применением канонов композиционного построения и цветового решения.
картина «Стрекозы»;
картина «Цыпленок».
«Лето в косичках» (комбинированное занятие в общей группе)
Теория
В ходе лекции-беседы обучающимися изучаются особенности применения бисероплетения в украшении современных головных уборов и причесок - в творчестве народов мира (африканские народности);
С целью усиления наглядности подачи основного материала задействуется показ различных фотоматериалов по теме учебных занятий.
Практика
Обучающиеся ведут самостоятельную разработку прически с применением технологий, предполагающих применение бисера и учитывающих особенности прически и головного убора личности ребенка:
в украшении головного убора:
- соломенная шляпка,
- солнцезащитная панама;
в украшении прически:
- в виде диадемы,
- в виде художественных вкраплений в прическу (косы и косички).
«Закладка с бантиком» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающимися знакомятся с технологией изготовления простейших книжных закладок с применением орнаментальных узоров из бисера:
в западноевропейской манере (видео и фото материалы);
в традиционной для данной местности народной орнаментальной манере.
Практика
Занятия носят форму фронтальной работы в общей группе в виде семинара, программа которого реализуется с целью изучения местных особенностей быта сельского жителя и организации его досуга – традиционные для данной местности.
изучаются:
- сохранившиеся и развивающиеся народные художественные промыслы,
- интерьер и оформление жилья,
- организация досуга сельского жителя.
осуществляется организация культурно-досугового мероприятия (далее – КДМ) «Посиделки» с привлечением социально-культурных институтов семьи и общественности с целью организации и осуществления промежуточного творческого отчета кружка.
Тема 6. «Практикум»
«Пасхальная сказка» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с народными обычаями и обрядовыми особенностями, задействующими в ходе своей реализации искусство бисероплетения:
Рождество;
Пасха:
- история христианского праздника и этапы изготовление изделия,
- подбор основного расходного материала для изготовления болванки заготовки (папье-маше, дерево, гипс и т.д.),
- подбор орнаментального рисунка,
- изучение и зарисовка основной схемы,
- выбор цветовой гаммы и разновидности бисера,
- изучение особенностей координации движений и разучивание упражнений-тренингов для пальцев рук.
Практика
В ходе практической части занятий обучающиеся знакомятся с практической технологией изготовления пасхального яйца, предусматривающей применение бисера.
«Сельская мозаика» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с техникой применения бисера в мозаичной картине при изготовлении:
различных вещей и предметов быта:
- обложка книги,
- книжная закладка художественная из картона,
- прочие настольные предметы;
сувениров и подарочной продукции;
Практика
В ходе практической части занятий обучающиеся знакомятся с технологией и этапами изготовления:
сувенира для родителей:
- к 23 февраля,
- к 8 марта;
мозаичного панно – презентации кружка в ходе реализации программы ежегодной районной выставки ДХиТТ «Город мастеров», реализуемой МОУ ДОД «Ольховский ЦРТДЮ».
Тема 7. «Хранение и восстановление изделий из бисера»
«Хранение и восстановление изделий из бисера» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с современными технологиями, позволяющими восстанавливать различные изделия из бисера:
метод подбора и последующей замены бисера:
- потерявшего свои особенности в связи с давними сроками изготовления той или иной композиции (изделия),
- утраченного в процессе не соответствующего хранения изделия;
метод нитяной вставки (точечный ремонт) в изделия вместо одной или нескольких единиц бисера:
- вышивка гладью,
- объемная вышивка конгревом;
метод подбора стеклянного фрагмента вместо единицы бисера:
- подбор фрагмента стекла по размерам заменяемой единицы бисера,
- окраска фрагмента в соответствии с цветовой гаммой в месте замены (с использованием современных красителей: лак «Цапон», анилиновые красители, и их экологически чистые аналоги, и т.д.),
- окраска места вставки стеклянного фрагмента без окраски последнего,
- вклеивание (вшивание) стеклянного фрагмента в место замены утраченного бисера,
- и т.д.
Практика
В ходе практической части занятий обучающиеся знакомятся с технологией реставрационных работ, выполняемых с целью восстановления изделий из бисера в экспозиции музея МОУ Рыбинская СОШ и предусматривающих:
метод подбора и последующей замены бисера;
метод нитяной вставки (точечный ремонт) в изделия вместо одной или нескольких единиц бисера.
Тема 8. «Подготовка отчетной выставки»
«Транспортировка изделий из бисера» (комбинированное занятие в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с методами и простейшими приемами изготовления упаковки для изделий из бисера с целью хранения и транспортировки (колье, браслет, бутоньерка и прочее):
футляр из бумаги (папье-маше) и ваты;
футляр из картона и пластика,
прочее.
Практика
В ходе практикума обучающиеся знакомятся с современными технологиями художественного оформления изготовленной упаковки для изделий из бисера.
«Подготовка отчетной выставки» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с методологией, правилами и этапностью создания тематической выставки:
определение тематики и сверхзадачи экспозиции выставки;
проведение внутрикружкового смотра-конкурса с целью определения достойных участия в районной выставке работ - экспонатов;
окончательное оформление выставочных экспонатов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выставочным работам такого уровня;
создание экспозиции.
Практика
В ходе практической части занятий обучающиеся осуществляют изготовление упаковок для отобранных к участию в выставке экспонатов (и прочих изделий из бисера), предусматривающих создание безопасных условий для хранения и транспортировки изделия из бисера.
Ожидаемые результаты
Процесс занятий первого года обучения кружковцев по ОП ДОД «Волшебный мир бисера» предполагает получение следующих ожидаемых результатов:
расширение общего кругозора и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка в процессе ДХТ - на предметной основе изучения искусства бисероплетения;
получение обучающимися умений и навыков творческого взаимодействия в группе - в процессе предметного взаимодействия;
практическое ознакомление обучающихся в процессе ДХТ:
- с историей развития бисероплетения - как с разновидностью народных художественных промыслов и современной составляющей художественных искусств современности,
- с основными принципами и технологиями организации процесса бисероплетения как современного искусства,
организация практического применения воспитанниками полученных знаний, умений и навыков с целью:
- пропаганды ДХТ среди ДПиЮ села и района»,
- пропаганды здорового образа жизни в среде ДПиЮ села и района,
- организации СКД и КДД с социально-культурными институтами семьи и общественности;
включение обучающихся воспитанников в деятельность по организации профилактики асоциального поведения и зависимых состояний в среде ДПиЮ района средствами социально-культурной деятельности.
образовательной программы кружка «Волшебный мир бисера»
второй год обучения
№ п/п | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
| ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО ЧАСОВ
| ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | «Вводное занятие по ТБ» | 1 | 1 | 2 |
2 | «Вводное занятие» | 2 | 4 | 6 |
3 | «Картины из бисера по сказкам Пушкина» | 8 | 54 | 62 |
«Сказочный хрустальный дом» | 4 | 27 | 31 | |
«Волшебство Золотой рыбки» | 4 | 27 | 31 | |
4 | «Мозаика из бисера» | 6 | 36 | 42 |
«Повторение – Мать Учения» | 2 | 8 | 10 | |
«Комплект «Иней» | 2 | 14 | 16 | |
«Ваза для цветов» | 2 | 14 | 16 | |
5 | «Вязание из бисера» | 8 | 54 | 62 |
«Сетка «Россыпь» | 4 | 27 | 31 | |
«Кошелек «Кувшинчик» | 4 | 27 | 31 | |
6 | «Фантазийное низание» | 6 | 36 | 42 |
Итого: 216 часов
Раздел 1. Содержание курса 2 года обучения по образовательной программе дополнительного образования детей «Волшебный мир бисера».
Тема 1. «Введение»
«Вводное занятие по ТБ» (комбинированное занятие в общей группе) предполагает проведение с обучающимися инструктажей по вопросам техники безопасности, противопожарной защиты и правилам дорожного движения при организации учебного процесса в ходе осуществления программы второго курса обучения по ОП ДОД «Волшебный мир бисера».
Теория
Проведение инструктажей по вопросам ТБ, ППЗ и ПДД с обучающимися осуществляется в соответствии с регламентом требований организации учебно-воспитательного процесса в ОУ ДОД в начале учебного периода (повторно – в начале второго учебного полугодия).
Практика
По окончании лекции по вопросам ОТ осуществляется индивидуальный контрольный опрос-беседа обучающихся детей по содержанию рассмотренной тематики.
В ходе ознакомительной лекции-беседы с целью усиления наглядности подачи основного материала задействуется показ различных видеоматериалов по предполагаемым темам учебных занятий:
организация рабочего места;
соблюдение ТБ при работе с бисером и прочими вспомогательными материалами;
соблюдение ТБ при организации экспозиции выставки.
Тема 2. «Вводное занятие»
«Введение в тему» (комбинированное занятие в общей группе).
Теория
Веление в тему в виде лекции-беседы знакомит обучающихся:
с содержания материала, предполагаемого к обучению в процессе реализации программы курса 2 года обучения;
с современным состоянием искусства работы с бисером.
Практика
В ходе практических занятий обучающимся демонстрируется фильм, рассказывающий о достижениях российских мастеров в искусстве работы с бисером. В процессе просмотра педагог ведет тестирование обучающихся на предмет изучения освоения ими программы первого курса обучения.
Тема 3. «Картины из бисера по мотивам сказок А.С. Пушкина»
3.1. «Сказочный хрустальный дом» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с творчеством великого русского поэта и просматривают фрагменты анимационных и художественных фильмов, поставленных известными режиссерами по мотивам его сказок, изучая в процессе занятий:
композиционное решение рисунков и действий актеров в отдельных кадрах видеоматериалов;
цветовое решение (цветовую гамму) рисунков и заставок из анимационных фильмов.
Практика
В ходе практических занятий обучающиеся в процессе организованного педагогом дискутирования:
обсуждают отдельные моменты фильмов и решение режиссерами того или иного момента фильма:
- тему и идею просмотренного фрагмента,
- композицию и цветовую гамму, избранную художником – аниматором.
выбирают фрагменты сказок А.С. Пушкина, по мотивам которых кружковцам предстоит разработка эскиза изделия с применением бисера:
- «Хрустальный дом»,
- «Золотая рыбка»;
осуществляют индивидуальные и групповую разработки эскизов картин из бисера, включающие:
- выбор стиля рисунка будущего изделия,
- композицию картины и проработку ее отдельных элементов,
- схематичную разработку палитры изделия,
- выбор техники работы с бисером (низание, плетение, аппликация, наслоение и т.д.),
- выбор вида бисера и его цветовой гаммы (зависит от производителя),
- изготовление шаблонов, позволяющих всей группе кружковцев работать над одним или двумя изделиями – картинами из бисера.
3.2. «Волшебство Золотой рыбки»» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы, реализуемой в виде игрового общения, педагог определяет:
усвоение пройденного материала кружковцами;
определяет этапы создания картин из бисера и обучающиеся, отвечающих за создание той или иной части работы в ходе создания композиций:
- «Хрустальный дворец»,
- «Золотая рыбка».
Практика
В ходе практических занятий обучающиеся создают (в общей группе, но индивидуально) по эскизам и шаблонам намеченные к реализации проекты, применяя на практике знания, умения и навыки, полученные ими в процессе обучения.
Тема 4. «Мозаика из бисера»
4.1. «История куклы Маши» (занятие в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы изучаются культурно-исторические особенности детской игрушки:
кукла матерчатая;
кукла из соломы;
куклы и игрушки из бересты и дерева.
4.2. «Изготовление куклы» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции обучающимися изучаются особенности и простейшие приемы изготовления детских игрушек в виде кукол:
из различных видов материала;
из соломы и бересты;
из различных современных материалов:
- проволока,
- леска,
- пластик,
- и т.д.
Практика
В ходе цикла практических занятий обучающиеся:
создают поделки игрушек - кукол с применением различных материалов;
изучают особенности украшения игрушек, характерные для местных традиций.
4.3. «Украшение бисером эскизных разработок и сценических костюмов» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции в виде тренинга-активатора обучающимися изучаются методы и основные приемы изготовления эскизов:
детских игрушек в виде кукол с украшениями из бисера;
сценических костюмов – в традиционной для данной местности народной манере.
Практика
В ходе практических занятий обучающиеся воспитанники:
подготавливают тематический вечер-встречу с коллективами художественной самодеятельности (СДК с. Рыбинка и СДК с. Липовка), предполагающий предметное общение с коллективами, задействующими народные паттерны в своем творчестве;
учатся самостоятельно разрабатывать эскизы сценических костюмов, традиционных для различных народных празднетств и гуляний.
Тема 5. «Вышивка бисером»
«Композиция вышивки с применением бисера» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции обучающимися изучаются методы и основные приемы композиционного построения рисунка (общая схема и шаблон) для вышивки бисером:
в творчестве народов мира (Индия и Тайвань);
в традиционной для данной местности народной манере.
Практика
В ходе практикума обучающиеся учатся самостоятельно разрабатывать эскизы различных вышивок бисером с применением канонов композиционного построения и цветового решения.
картина «Стрекозы»;
картина «Цыпленок».
«Лето в косичках» (комбинированное занятие в общей группе)
Теория
В ходе лекции-беседы обучающимися изучаются особенности применения бисероплетения в украшении современных головных уборов и причесок - в творчестве народов мира (африканские народности);
С целью усиления наглядности подачи основного материала задействуется показ различных фотоматериалов по теме учебных занятий.
Практика
Обучающиеся ведут самостоятельную разработку прически с применением технологий, предполагающих применение бисера и учитывающих особенности прически и головного убора личности ребенка:
в украшении головного убора:
- соломенная шляпка,
- солнцезащитная панама;
в украшении прически:
- в виде диадемы,
- в виде художественных вкраплений в прическу (косы и косички).
«Закладка с бантиком» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающимися знакомятся с технологией изготовления простейших книжных закладок с применением орнаментальных узоров из бисера:
в западноевропейской манере (видео и фото материалы);
в традиционной для данной местности народной орнаментальной манере.
Практика
Занятия носят форму фронтальной работы в общей группе в виде семинара, программа которого реализуется с целью изучения местных особенностей быта сельского жителя и организации его досуга – традиционные для данной местности.
изучаются:
- сохранившиеся и развивающиеся народные художественные промыслы,
- интерьер и оформление жилья,
- организация досуга сельского жителя.
осуществляется организация культурно-досугового мероприятия (далее – КДМ) «Посиделки» с привлечением социально-культурных институтов семьи и общественности с целью организации и осуществления промежуточного творческого отчета кружка.
Тема 6. «Практикум»
«Пасхальная сказка» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с народными обычаями и обрядовыми особенностями, задействующими в ходе своей реализации искусство бисероплетения:
Рождество;
Пасха:
- история христианского праздника и этапы изготовление изделия,
- подбор основного расходного материала для изготовления болванки заготовки (папье-маше, дерево, гипс и т.д.),
- подбор орнаментального рисунка,
- изучение и зарисовка основной схемы,
- выбор цветовой гаммы и разновидности бисера,
- изучение особенностей координации движений и разучивание упражнений-тренингов для пальцев рук.
Практика
В ходе практической части занятий обучающиеся знакомятся с практической технологией изготовления пасхального яйца, предусматривающей применение бисера.
«Сельская мозаика» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с техникой применения бисера в мозаичной картине при изготовлении:
различных вещей и предметов быта:
- обложка книги,
- книжная закладка художественная из картона,
- прочие настольные предметы;
сувениров и подарочной продукции;
Практика
В ходе практической части занятий обучающиеся знакомятся с технологией и этапами изготовления:
сувенира для родителей:
- к 23 февраля,
- к 8 марта;
мозаичного панно – презентации кружка в ходе реализации программы ежегодной районной выставки ДХиТТ «Город мастеров», реализуемой МОУ ДОД «Ольховский ЦРТДЮ».
Тема 7. «Хранение и восстановление изделий из бисера»
«Хранение и восстановление изделий из бисера» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с современными технологиями, позволяющими восстанавливать различные изделия из бисера:
метод подбора и последующей замены бисера:
- потерявшего свои особенности в связи с давними сроками изготовления той или иной композиции (изделия),
- утраченного в процессе не соответствующего хранения изделия;
метод нитяной вставки (точечный ремонт) в изделия вместо одной или нескольких единиц бисера:
- вышивка гладью,
- объемная вышивка конгревом;
метод подбора стеклянного фрагмента вместо единицы бисера:
- подбор фрагмента стекла по размерам заменяемой единицы бисера,
- окраска фрагмента в соответствии с цветовой гаммой в месте замены (с использованием современных красителей: лак «Цапон», анилиновые красители и т.д.),
- окраска места вставки стеклянного фрагмента без окраски последнего,
- вклеивание (вшивание) стеклянного фрагмента в место замены утраченного бисера,
- и т.д.
Практика
В ходе практической части занятий обучающиеся знакомятся с технологией реставрационных работ, выполняемых с целью восстановления изделий из бисера в экспозиции музея МОУ Рыбинская СОШ и предусматривающих:
метод подбора и последующей замены бисера;
метод нитяной вставки (точечный ремонт) в изделия вместо одной или нескольких единиц бисера.
Тема 8. «Подготовка отчетной выставки»
«Транспортировка изделий из бисера» (комбинированное занятие в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с методами и простейшими приемами изготовления упаковки для изделий из бисера с целью хранения и транспортировки (колье, браслет, бутоньерка и прочее):
футляр из бумаги (папье-маше) и ваты;
футляр из картона и пластика,
прочее.
Практика
В ходе практикума обучающиеся знакомятся с современными технологиями художественного оформления изготовленной упаковки для изделий из бисера.
«Подготовка отчетной выставки» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
В ходе лекции-беседы обучающиеся знакомятся с методологией, правилами и этапностью создания тематической выставки:
определение тематики и сверхзадачи экспозиции выставки;
проведение внутрикружкового смотра-конкурса с целью определения достойных участия в районной выставке работ - экспонатов;
окончательное оформление выставочных экспонатов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выставочным работам такого уровня;
создание экспозиции.
Практика
В ходе практической части занятий обучающиеся осуществляют изготовление упаковок для отобранных к участию в выставке экспонатов (и прочих изделий из бисера), предусматривающих создание безопасных условий для хранения и транспортировки изделия из бисера.
Результат второго года обучения – сложное плетение, картины и композиции. Изделия и украшения. Появляется пик творческой активности, все свое мастерство обучаемые вкладывают в свою творческую работу. Участие в выставках района.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 3 часа. Курс обучения 2 года.
Ожидаемые результаты
Процесс занятий второго года обучения кружковцев по ОП ДОД «Волшебный мир бисера» предполагает получение следующих ожидаемых результатов:
расширение общего кругозора и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка;
создание практической основы для получения знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы обучающихся над различными индивидуальными творческими проектами (по заданной или согласованной тематике);
осознанное участие:
- в СКД, ведущейся ОУ района в отношении социально-культурных институтов семьи и общественности,
- в пропаганде детского художественного и прикладного творчества среди сверстников и населения района.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
образовательной программы кружка «Волшебный мир бисера»
третий год обучения
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
| ||
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | ВСЕГО ЧАСОВ
| |
2 | 3 | 4 | 5 |
«Вводное занятие по ТБ» | 1 | 1 | 2 |
«Вводное занятие» | 2 | 4 | 6 |
«Идейно-тематическая разработка индивидуального проекта» | 44 | 72 | 116 |
«Составление общего плана работы» | 3 | 4 | 7 |
«Гобелен из бисера - истоки творчества» | 12 | 2 | 14 |
«Поиск документальных и художественных материалов по теме предполагаемой разработки». | 21 | 23 | 48 |
«Разработка эскиза индивидуального проекта» | - | 34 | 13 |
«Родительское собрание" | 3 | 1 | 4 |
«Подбор и приобретение необходимых материалов» | 5 | 8 | 13 |
«Работа по созданию гобелена по индивидуальной разработке» | 10 | 74 | 84 |
«Подготовка экспозиции выставки декоративно-прикладного творчества» | 2 | 6 | 8 |
Итого: 216 часов
Содержание курсаРаздел 1. Содержание курса 3 года обучения по образовательной программе дополнительного образования детей «Волшебный мир бисера».
Тема 1. «Введение»
«Вводное занятие по ТБ» (комбинированное занятие в общей группе) предполагает проведение с обучающимися инструктажей по вопросам техники безопасности, противопожарной защиты и правилам дорожного движения при организации учебного процесса в ходе осуществления программы первого курса обучения по ОП ДОД «Волшебный мир бисера»
Теория
Проведение инструктажей по вопросам ТБ, ППЗ и ПДД с обучающимися осуществляется в соответствии с регламентом требований организации учебно-воспитательного процесса в ОУ ДОД в начале учебного периода (повторно – в начале второго учебного полугодия).
Практика
По окончании лекции по вопросам ОТ осуществляется индивидуальный контрольный опрос-беседа обучающихся детей по содержанию рассмотренной тематики.
В ходе ознакомительной лекции-беседы с целью усиления наглядности подачи основного материала задействуется показ различных видеоматериалов по предполагаемым темам учебных занятий:
организация рабочего места;
соблюдение ТБ при работе с бисером и прочими вспомогательными материалами.
Тема 2. «Идейно-тематическая разработка индивидуального проекта»
«Составление общего плана работы» (комбинированное занятие в общей группе).
Теория
Веление в тему в виде лекции знакомит обучающихся:
с канонами планирования;
с историей гобелена из бисера (истоки творчества);
с этапами поиска исторических документальных и художественных материалов;
с методикой подбора материалов, необходимых для создания индивидуальной разработки творческого проекта;
с канонами эскизной разработки в истории прикладного искусства.
Практика
В ходе практических занятий реализуется программа, предполагающая индивидуальную практическую работу обучающегося ребенка над темами данного параграфа учебного плана.
«Работа по созданию гобелена по индивидуальной разработке» (комбинированные занятия в общей группе).
Практика
Изучение особенностей бисероплетения в разные исторические эпохи:
стилизация графики и цветовой гаммы индивидуальной разработки;
изучение особенностей современной иконописи с применением бисера;
подбор цветовой гаммы бисера для индивидуального проекта по предполагаемому эскизу (в соответствии с выбранной стилизацией проекта);
особенности стилизации графического изображения.
«Работа по созданию гобелена по индивидуальной разработке» (комбинированные занятия в общей группе).
Теория
Занятия предполагают изучение этапов создания эскиза индивидуальной по (авторской) разработке.
Практика
В ходе практических занятий обучающийся:
создает план реализации собственной разработки индивидуального творческого проекта;
осуществляет поиск и сбор документальных и художественных материалов, помогающих стилизовать проект;
приступает:
- к созданию графического эскиза проекта,
- к определению цветовой гаммы проекта.
защищает индивидуальный проект на общем собрании коллектива кружка в присутствии родителей обучающиеся;
заготавливает материалы для воплощения эскизной разработки.
Тема 3. «Работа по созданию гобелена по индивидуальной разработке»
3.1. В ходе занятий, предполагающих теоретико-практические занятия в
составе общей группы по индивидуальному плану, обучающиеся приступают к воплощению собственной эскизной разработки.
Ожидаемые результаты
Процесс занятий третьего года обучения кружковцев по ОП ДОД «Волшебный мир бисера» предполагает получение следующих ожидаемых результатов:
получение обучающимися знаний, умений и навыков:
- по самостоятельной работе в области прикладного художественного творчества с применением бисера;
- по активной пропаганде детского прикладного художественного творчества и здорового образа жизни среди сверстников и населения района;
участие в мероприятиях, утвержденных вышестоящими инстанциями.
Основная литература
1. «Игры в школе и дома» Н.В. Самоукина
Москва, 1993г.
2. «Конфликтология: лекции» С.А. Войтова,
Е.Н. Зубань
Ленинград, 1992г.
4. «Диагностика особенностей личности» Коллектив авторов
ВГПУ - под редакцией
Г.М. Ивановой
Волгоград, 1997г.
5. «Психология общения» А.А. Леонтьев
Тарту, 1974г.
6. «Детское художественное творчество: Коллектив авторов
лекции» ВГИИК,
Волгоград, 2004г.
7. «Культурология» Группа авторов
ВГИИК – под редакцией
А.И. Семенова
Волгоград, 2001г.
8. «История мировой и отечественной Группа авторов
культуры» ВГИИК – под редакцией
Н.В. Попко
Волгоград, 2001г.
9. «СКД: лекции» Г.М. Малухина
ВГИИК,
Волгоград, 2004г.
10. «ДХиМО КДМ: лекции» Коллектив авторов
ВГИИК - под редакцией
Ю.С. Лупарь
Волгоград, 1999г.
Литература для обучающихся
1. «Бисер» Базулина Л.В.
Ярославль: Академия
развития, 2000г.
«Бисер» Дюмина Г.
Москва: АСТ. Астрель, 2001г.
3. «Фигурки из бисера» Лындина Ю.
М.: Культура и
традиции,
2007г.
Дополнительная литература
1. «Украшения и сувениры из бисера» Артамонова Е. Эксмо –
Пресс, 1999г.
2. «Рукоделие» Баландина Г.М. АО
Асцендент, Ростов-на-
Дону, Феникс, 1999г.
«Оплетение бисером и шнуром» Виноградова Е.Г.
С-Пб.: Кристалл,
2000г.
4. «Народное искусство в воспитании детей» Комарова Т.С.
М.: Педагогическое
общество России, 2000г.
5. «Бисер» Ляукина М. Москва: Аст
- Пресс, 1999г.
6. «Народное искусство Южного Урала» Сидоров К.
Челябинск, 1991г.
7. «Народное искусство Южного Урала» Шабалина Н.
Челябинск, 1998г.
8. «Социально-культурная деятельность» Т.Г. Киселева,
Ю.Д. Красильников,
Москва, 2004г.
9. «Технология реализации образовательной Д.А. Ершов,
программы «Педагогика творческого А.М. Саранов,
развития личности» В.В. Арнаутов,
Волгоград,
«Перемена», 2001г.
10. «Образование и личность» В.В. Сериков,
Москва, «ЛОГОС»,
1999г.
11. «Культурно-историческая теория А.А. Пузырей, Москва,
Л.С. Выготского и современная «МГУ», 1986г.
психология»
12. «Организация системы работы с детьми и Е.В. Толмачева,
семьями группы риска в образовательном Волгоград, 2002г.
учреждении» (методическое пособие по
воспитательной работе)
13. «Воспитание как целенаправленный Божович Л.И.
процесс» Вопросы психологии
1974. №1.
14. «Теория и методика социальной работы Гуров В.Н. М., 1997.
школы с семьей»
Методическое обеспечение
1. «Занимательная психология:
мультимедийное приложение» В. Странников
КСП+, М. 2004г.
E-meil-kspplus@dol.ru
«Все тесты для детей и родителей:
мультимедийное приложение» В. Странников
КСП+, М. 2004г.
E-meil-kspplus@dol.ru
3. «История искусства:
мультимедийное приложение» Дрофа, М. 2005г.
http://www.drofa.ru
4. «История России - XVII-XVIII века:
мультимедийное приложение» Дрофа, М. 2005г.
http://www.drofa.ru
«Мировая художественная культура:
мультимедийное приложение» ЗАО «Инфостудия
Экон»
Дрофа, М. 2005г.
http://www.drofa.ru
«Компьютерная графика и дизайн:
мультимедийное приложение» ООО «Компания
Гиперметод»
Дрофа, М. 2005г.
http://www.drofa.ru
«Компьютерная графика и дизайн:
мультимедийное приложение» ООО «ММТиДО»
Дрофа, М. 2005г.
http://www.drofa.ru
«Культурология:
мультимедийное приложение» «Новый диск»
Дрофа, М. 2005г.
http://www.drofa.ru
КП на основе Pentium
Adode Photoshop,
Pinacle studio,
Pixma - 5200,
SPF - 7000,
оргтехника,
и т.д.
С целью качественной организации учебно-воспитательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей ДПС «Воскресенье» и осуществления действенного контроля ожидаемых от обучающихся результатов также созданы специальные условия:
для занятий оборудован учебный кабинет общей площадью 47,7м2 с комплектом оборудования , состоящего из:
- ПК и программного обеспечения,
- видеоплейера (форматы - аудио, CD, DVD),
- методической литературы и учебных (наглядных) пособий,
- библиотеки различных видеоматериалов,
- оргтехники;
С целью организации выставок различного характера и проведения прочих мероприятий выделено помещение актового зала общей площадью - 57м2.
Макет программы составлен
д-ром. пед. наук, проф. Н. М. Борытко
и канд. пед. наук, проф. А. Н. Кузибецким
Рекомендации соответствуют «Требованиям к содержанию и оформлению авторских образовательных программ дополнительного образования детей», утвержденным Приказом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области №645 от 21.07.2003.
42