СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по обществознанию 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа обществознанию по для учащихся 5-9 классов составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и соответствует образовательной программе основного общего образования МБОУ  Курагинской  СОШ  №3  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 8 класс.»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа обществознанию по для учащихся 5-9 классов составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и соответствует образовательной программе основного общего образования МБОУ Курагинской СОШ №3

Согласно утвержденному годовому графику МБОУ Курагинской СОШ №3 рабочая программа для 5-9 классов рассчитана на 175 часов (35 часов, 1 час в неделю для 5, 6, 7, 8, 9 классов).

Программа ориентирована на УМК линии «Просвещение»:

Обществознание. 5 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;

Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;

Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;

Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой;

Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева;

Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Для реализации программы в 5 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:

1. Учебник «Обществознание» для 5 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др.;

2.Иванова  Л.Ф. Обществознание 5 класс: рабочая тетрадь;                                                                            3.Поурочные разработки к учебнику 5 класса Л.Н.Боголюбова;

4.Коваль А.А. Тесты по обществознанию 5 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г;

5.Лебедева Р.Н.Тесты по обществознанию 5 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.

Для реализации программы в 6 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:

1. Учебник «Обществознание» для 6 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф. и др.;

2. Иванова  Л.Ф. Обществознание 6 класс: рабочая тетрадь;                                                                           3 . Поурочные разработки к учебнику 6 класса Л.Н.Боголюбова;

4. Коваль А.А. Тесты по обществознанию 6 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.

Для реализации программы в 7 классе используется учебно-методический комплекс, включающий:

1.Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;

2.Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 7 класс. (CD);

3.Рабочая тетрадь. Обществознание. 7 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.; 4.Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.;

5. Коваль А.А. Тесты по обществознанию 7 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.

Для реализации программы в 8 классе используется учебно-методический комплекс, включающий: 1.Учебник. Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой, Н. И. Городецкой; 2.Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 8 класс. (CD); 3.Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова; 4.Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.;

5. Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию 8 класс М: Издательство «Экзамен» 2017 г.

Для реализации программы в 9 классе используется учебно-методический комплекс, включающий: 1.Учебник. Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой, А. И. Матвеева; 2.Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 9 класс. (CD); 3.Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова; 4.Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; 5. Коваль А.А. Тесты по обществознанию 9 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.

1.Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание».

Класс

Предметные результаты

5

  • Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • Называть черты сходства и различий человека и животного.

  • Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста.

  • Определять способности и потребности человека, характеризовать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

  • Описывать подростковый возраст как особую пору жизни.

  • Раскрывать значение понятия «образование».

  • Называть уровни общего образования

  • Описывать ступени российского школьного образования.

  • Определять и иллюстрировать примерами роль образования в жизни современного общества.

  • Характеризовать семью как группу.

  • Перечислять функции семьи, характеризовать совместный труд членов семьи.

  • Определять значимость семейных ценностей и традиции.

  • Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

  • Характеризовать особенности России как многонационального государства

  • Описывать основные символы государства РФ

  • Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

  • Называть и иллюстрировать примерами основные права и обязанности граждан РФ.

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций

6

  • Раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • различать отдельные виды социальных норм;

  • характеризовать основные нормы морали;

  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

  • применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • осознавать значение патриотической позиции

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

7

  • характеризовать специфику норм права;

  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции

  • раскрывать сущность процесса социализации личности

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

  • раскрывать основные роли членов семьи;

  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

8

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

  • описывать основные социальные роли подростка;

  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;

  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

  • различать уровни общего образования в России;

  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

9

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.



2. Структура учебного предмета «Обществознание».


Название разделов учебного предмета «Обществознание»

Распределение часов по классам.


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс


итого

по разделам

Вводный урок

1

1

1

1

1

5

Человек. Деятельность человека

9

21




30

Общество



3

4


7

Социальные нормы


11

4

4


19

Сфера духовной культуры

5



5


10

Социальная сфера жизни общества

5



7


12

Политическая сфера жизни общества





10

10

Гражданин и государство

8


7


7

22

Основы российского законодательства



7


15

22

Экономика

5


11

12


28

Промежуточная аттестация

1

1

1

1

1

5

Итоговое повторение

1

1

1

1

1

5

Итого часов

35

35

35

35

35

175























3.Календарно-тематическое планирование для 8 класса по курсу «Обществознание» (35 часов)


к-во час

Тема

Дата

Основные виды деятельности учащихся

Формируемые универсальные учебные действия (в соответствии с ФГОС ООО)

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

ВВОДНЫЙ УРОК (1 час)

1

1

Введение.

0509

0509

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятель­ности. Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся

Обучающиеся смогут: научаться формулировать основные вопросы курса обществознания за 8 класс, расширить представление об обществознании как о науке изучающей правовые и экономические отношения в обществе.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательные: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное.
.

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала. .Понимание важности изучения обществознания

ОБЩЕСТВО (4 часа)


2

1

Общество как форма жизнедея-

тельности людей. Развитие общества.

1209

1209

Выделять существенные признаки общества. общественного прогресса. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.



Обучающиеся смогут: характеризовать понятие «общество»; определять ступени развития общества. Характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей. Описывать основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Раскрывать содержание общественных отношений. Характеризовать современные средства связи и коммуникации. Раскрывать пути развития общества. Выделять тенденции развития, оценивать основные вызовы и угрозы человечеству в XXI веке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности;

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения и социального признания;


3

1

Типы обществ.

Усиление взаимосвязей стран и народов.

1909

1909

Характеризовать основные признаки различных типов общества. Сравнивать их по отдельным параметрам. Приводить примеры усиления взаимосвязей стран и народов.



4

1

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

2609

2609

Классифицировать и характеризовать современные средства связи. Объяснять роль и значение современных средств связи и коммуникаций на конкретных примерах. Показывать на конкретных примерах влияния средств связи на нашу жизнь



5

1

Современное российское общество, особенности его развития.

0310

0310

Называть основные социальные группы современного российского общества. Анализировать основные направления социальной политики современной России. Находить и извлекать социальную информацию о особенностях развития современного российского общества.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (4 часа)


6

1

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права.

1010

1010

Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права. Называть основные признаки права сравнивать право и мораль: общее и различия.

Обучающиеся смогут:

объяснять понятия право, социализация, отклоняющееся поведение, Характеризовать признаки и роль права в жизни общества, раскрывать содержание и признаки отклоняющегося поведения. Описывать на примерах процесс социализации личности. Оценивать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Определять социальную значимость здорового образа жизни.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний;

основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности;

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

развитие

самооценки личности;

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов ;


7

1

Социализация личности.

1710

1710

Характеризовать основные этапы социализации личности Называть особенности социализации в подростковом возрасте

8

1

Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни.

2410

2410

Объяснять причины отклоняющегося поведения.

Оценивать опасные последствия наркомании

и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни иопасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.


9

1

Повторительно -обобщающий урок по теме «Общество.

Социальные нормы».


3110

3110

Определять все термины и понятия раздела. Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (5 часов)


10

1

Культура, ее многообразие и основные формы.

1411

1411

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать формы культуры. Находить извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа.


Обучающиеся смогут: узнать, что включает в себя понятие «культура»,  характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения

Характеризовать сферу духовной культуры, выделять ее особенности. Выявлять тенденции развития искусства, науки и образования. Описывать роль религии в жизни общества.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний;

основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности;

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

развитие

самооценки личности;

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения и социального признания;

уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.


11

1

Искусство как элемент духовной культуры общества.


2111

2111

Классифицировать виды искусства. Объяснять роль искусства в жизни общества Приводить примеры влияния искусства на развитие личности.

12

1

Наука в жизни современного общества. Развитие науки в России.

2811

2811

Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. Научно-технический прогресс в современном обществе.

13

1

Образование, его значимость в условиях информационного общества.

0512

0512

Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии науки из различных источников.

14

1

Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.


1212

1212

Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму. Называть мировые религии.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (7 часов)



15

1

Социальная структура общества. Социальные общности и группы.

1912

1912

Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа.


Обучающиеся смогут: характеризовать социальную структуру общества.

Раскрывать сущность социальной мобильности.

Выделять различия между большими и малыми социальными группами, формальными и неформальными группами. Характеризовать социальный конфликт, пути его разрешения. Раскрывать смысл понятий социальный статус и социальная роль.

Выявлять многообразие социальных ролей личности. Раскрывать содержание половозрастных ролей в современном обществе, социальных ролей подростка. Характеризовать этнические группы. Раскрывать содержание межнациональных отношений. Оценивать свое отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Характеризовать взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний;

основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности;

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения и социального признания;

уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.


16

1

Социальный статус личности. Социальные роли. Социаль-

ная мобильность

2612

2612

Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статус. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их появление ив различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков Приводить примеры различных видов социальной мобильности.

17

1

Социальные конфликты и пути их разрешения.

0901

0901

Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешении.

18

1

Этнос и нация.



Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность» «национальное самосознание».

19

1

Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство



Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в формировании российского многонационального государства.

20

1

Социальная политика Российского государства.




Описывать социальную политику Российского государства. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. Характеризовать Россию как социальное государство.

21

1

Повторительно -обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры. Социальная сфера жизни общества»



Определять все термины и понятия раздела. Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

ЭКОНОМИКА (12+1часов)


22

1

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества.

Товары и услуги



Раскрывать роль экономики в жизни общества. Различать свободные и экономические блага. Различать товары и услуги как результат производства

Обучающиеся смогут : объяснять понятия: экономика, собственность, правоимущественные отношения , свободные и экономические блага, альтернативная стоимость (цена выбора). товары и услуги, факторы производства, разделение труда и специализация. предпринимательство. Объяснять понятия спрос и предложение, взаимозависимость между ними..и в чем состоит сложность экономического выбора, объяснять, прочему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми: оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности, называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству;

Характеризовать потребности и ресурсы общества. Раскрывать значение проблемы ограниченности ресурсов и пути ее решения. Раскрывать основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.

Характеризовать функции экономической системы.

Выявлять различия между моделями экономических систем. Характеризовать рынок и рыночный механизм регулирования экономики.

Раскрывать сущность рыночного равновесия. Характеризовать производство. Выделять цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Называть основные особенности малого предпринимательства и фермерского хозяйства. Характеризовать роль государства в экономике.

Раскрывать экономические цели и функции государства.

Объяснять понятие государственный бюджет, его структуру. Перечислять налоги, уплачиваемые гражданами, их виды. Производство – основа экономики. Характеризовать процесс распределения.

Раскрывать механизм перераспределение доходов. Выделять экономические меры социальной поддержки населения. Характеризовать процесс потребления, семейное потребление. Выделять экономические основы защиты прав потребителя. Характеризовать реальные и номинальные доходы. Объяснять понятие инфляция. Раскрывать содержание банковских услуг, предоставляемых гражданам, форм сбережений граждан, потребительского кредита. Характеризовать явление безработицы. Выделять причины безработицы. Оценивать экономические и социальные последствия безработицы. Раскрывать роль государства в обеспечении занятости. Характеризовать процесс обмена.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний;

основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности;

формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека;

развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

формирование мотивов достижения и социального признания;


23

1

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Факторы производства.



Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Называть факторы производства.

24

1

Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление.



Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Описывать виды экономической деятельности.

25

1

Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.



Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества


26

1

Собственность.



Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности.


27

1

Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.



Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять понятия издержки, выручка, прибыль


28

1

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.



Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Характеризовать экономические функции государства. Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.

29

1

Налоги: система налогов, Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций.



Различать прямые и косвенные налоги. Называть основные. виды налоговых систем. Описывать способы защиты от финансовых махинаций

30

1

Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного банковского обслуживания.



Описать виды и формы банковских услуг, предоставляемых гражданам. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.

31

1

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств.



Называть и иллюстрировать примерами экономические функции домохозяйства. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.



32

1

Рынок труда. Пенсионное обеспечение.



Характеризовать рынок труда. Оценивать собственные возможности на рынке труда Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости и пенсионном обеспечении.


33

1

Промежуточная аттестация за курс 8 класса.



Провести диагностику результатов обучения в 8 классе.

34

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»




Определять все термины и понятия раздела. Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.


ИТОГОВЫЙ УРОК (1 час)

35

1

Итоговое повторение по курсу 8 класса.



Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе.

Обучающие смогут обобщить и закрепить полученные знания проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке.







































Образец варианта контрольной работы на промежуточной аттестации по предмету «Обществознание» 8 класс

Содержательная часть заданий содержит задания базового и повышенного уровней сложности и обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по курсу, изучаемому в 8 классе. Объектами контроля являются следующие умения:

Раскрывать смысл основных обществоведческих понятий..

Называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их

существенные свойства.

Сравнивать, классифицировать и систематизировать изученные объекты.

 Анализировать информацию жизни общества из адаптированных источников различного типа, приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах.

 Характеризовать и устанавливать логические связи изученных социальных явлений и объектов.

Настоящая работа состоит из трех частей. Часть 1 содержит 5 тестовых вопросов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, из которых только один правильный. За каждый верный ответ -1 балл. В заданиях 6-7 требуется написать краткий ответ, оценивается 1 балл и задания 8-10 оцениваются в 2 балла итого за часть 1 13 баллов. Часть 2 предполагает развёрнутый ответ на четыре вопроса по тексту. Каждое верное выполнение заданий этого уровня оценивается 2 баллами, всего 8 баллов. Подсчет результатов тестирования в пятибалльную шкалу оценок производится согласно предлагаемой таблице. Максимальное количество баллов -21

«2»

«3»

«4»

«5»

0-7 баллов

8 – 13 баллов

14 – 17 баллов

18 – 21 баллов



Форма проведения – письменная (по вариантам).

На написание работы отводится 45 минут.

Часть 1

При выполнении заданий 1-5, из четырех предложенных вариантов ответов выберите и выделите одну цифру, которая соответствует номеру выбранного вами ответа.

1. Человека от животного отличает

  1. наличие инстинктов 2)приспособление к природным условиям

3) наличие сознания 4)поведенческая активность

2. К. — небольшой островок, оторванный от цивили­зации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю ут­варь. Они живут большими семьями, главами ко­торых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочад­цев. К какому типу относится общество К.?

  1. традиционному 2)индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному

3. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

  1. 1) верно только А

  2. 2) верно только Б

  3. 3) верны оба суждения

  4. 4) оба суждения неверны

  1. 4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

  2. А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей.

  3. Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса.

  1. 1) верно только А

  2. 2) верно только Б

  3. 3) верны оба суждения

  4. 4) оба суждения неверны

  1. 5. Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?

  2. 1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания

  3. 2) расчёт показателей государственного бюджета

  4. 3) прогнозирование спроса на товары

  5. 4) объяснение причин роста инфляции

  6. Ответом к заданиям 6-10 является последовательность цифр или краткий ответ.

  7. 6. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

  8.  

  9. 7. В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий.

  10. Прибыль, доход, зарплата, процент, рента.

  11. 8. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ную стратификацию современного общества.

  1. 1) объём власти

  2. 2) уро­вень образования

  3. 3) эт­ни­че­ская принадлежность

  4. 4) пре­стиж за­ни­ма­е­мой позиции

  5. 5) доход

  6. 6) возраст

  1.  Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  2. 9. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и от­личия традиционного общества от индустриально­го. Выберите и запишите в первую колонку табли­цы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. развитие промышленности

  2. наличие норм общественной жизни

  3. признание прав и свобод граждан

  4. создание культурных ценностей

  1. Черты сходства

  1. Черты отличия

  1. 10. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми социальных норм: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующий эле­мент из вто­ро­го столбца.

    1. ХАРАКТЕРИСТИКИ

    1. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

    1. А) фиксируется в законах и под законных актах

    2. Б) регулируется общественные отношения

    3. В) охраняются силой государства

    4. Г) отражают общественное мнение

    5. Д) поведение оценивается с позиции добра и зла

    1. 1) моральные

    2. 2) правовые

    3. 3) и моральные, и правовые

  2. Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    1. А

    1. Б

    1. В

    1. Г

    1. Д

    1.  

    1.  

    1.  

    1.  

    1.  

  3. Часть 2

    1. Ответом к заданиям этой части является развернутый ответ

  4. .

  5. Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

  6. В ос­но­ве эко­но­ми­че­ской тео­рии лежат три ос­нов­ных во­про­са. Что нужно про­из­во­дить и в каком ко­ли­че­стве? Как будут про­из­во­дить­ся то­ва­ры, то есть с по­мо­щью каких ре­сур­сов, какой тех­но­ло­гии? Для кого пред­на­зна­ча­ют­ся про­из­во­ди­мые то­ва­ры, то есть кто дол­жен вла­деть этими то­ва­ра­ми и из­вле­кать из них поль­зу?

  7. От­ве­ты на эти во­про­сы не со­став­ля­ли бы боль­шо­го труда, если бы воз­мож­но­сти че­ло­ве­че­ства были без­гра­нич­ны. Но, к со­жа­ле­нию, это не так. На Земле име­ют­ся опре­делённые ре­сур­сы: вода, леса, поля, по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. Ко­ли­че­ство этих ре­сур­сов огра­ни­че­но. Вме­сте с тем, каж­дый че­ло­век об­ла­да­ет опре­делёнными по­треб­но­стя­ми, про­цесс удо­вле­тво­ре­ния ко­то­рых бес­ко­не­чен: на смену одних по­треб­но­стей при­хо­дят дру­гие.

  8. В каж­дой стра­не свои эко­но­ми­че­ские усло­вия. Они опре­де­ля­ют тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы. Эко­но­ми­че­ская си­сте­ма – это со­во­куп­ность устой­чи­вых, вза­и­мо­свя­зан­ных между собой хо­зяй­ствен­ных от­но­ше­ний и ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, обес­пе­чи­ва­ю­щих рас­пре­де­ле­ние огра­ни­чен­ных ре­сур­сов для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей людей.

  9. В ко­манд­ной (или пла­но­вой) эко­но­ми­ке го­су­дар­ство ре­ша­ет, что и в каком объёме про­из­во­дить. Го­су­дар­ство также иг­ра­ет важ­ную роль в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии то­ва­ров и услуг, опре­де­ляя, кто, что и сколь­ко по­лу­чит. В такой эко­но­ми­ке у че­ло­ве­ка со­всем нет вы­бо­ра.

  10. В эко­но­ми­ке сво­бод­но­го рынка мно­же­ство са­мо­сто­я­тель­но дей­ству­ю­щих по­ку­па­те­лей и про­дав­цов, для ко­ор­ди­на­ции эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти и управ­ле­ния ею ис­поль­зу­ют­ся си­сте­мы рын­ков и цен. Каж­дый хо­зяй­ству­ю­щий субъ­ект стре­мит­ся мак­си­ми­зи­ро­вать свой доход на ос­но­ве ин­ди­ви­ду­аль­но­го при­ня­тия ре­ше­ний. Роль го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке огра­ни­че­на эмис­си­ей денег, за­щи­той част­ной соб­ствен­но­сти.

  11. В ре­аль­но­сти мы на­блю­да­ем сме­шан­ную эко­но­ми­ку. В её ос­но­ве – ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, ба­зи­ру­ю­ща­я­ся на част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства и ры­ноч­ном ме­ха­низ­ме (спрос, пред­ло­же­ние, цена, кон­ку­рен­ция). Го­су­дар­ство с по­мо­щью на­ло­гов и зай­мов ре­гу­ли­ру­ет свои за­тра­ты и ча­стич­но пе­ре­рас­пре­де­ля­ет блага.

  12. (По ма­те­ри­а­лам ин­тер­нет-из­да­ния)

  13. 1 Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

  14. По­яс­не­ние.

  15. В пра­виль­ном от­ве­те пунк­ты плана долж­ны со­от­вет­ство­вать ос­нов­ным смыс­ло­вым фраг­мен­там тек­ста и от­ра­жать ос­нов­ную идею каж­до­го из них.

  16. Вы­де­лен­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты могут быть оза­глав­ле­ны сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

  17. 1) ос­нов­ные во­про­сы эко­но­ми­ки;

  18. 2) про­бле­ма огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов;

  19. 3) тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы;

  20. 4) осо­бен­но­сти ко­манд­ной эко­но­ми­ки;

  21. 5) эко­но­ми­ка сво­бод­но­го рынка;

  22. 6) сме­шан­ная эко­но­ми­ка.

  23. Воз­мож­ны иные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана, не ис­ка­жа­ю­щие сути ос­нов­ной идеи фраг­мен­та, и вы­де­ле­ние до­пол­ни­тель­ных смыс­ло­вых бло­ков.

  24. Источник: Ма­те­ри­а­лы для экс­пер­тов ГИА—20162 Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет эко­но­ми­че­ские ре­сур­сы об­ще­ства? Какие при­ме­ры эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов он привёл? Какую за­да­чу при­зва­на ре­шить эко­но­ми­че­ская си­сте­ма?

  25. В ос­но­ве эко­но­ми­че­ской тео­рии лежат три ос­нов­ных во­про­са. Что нужно про­из­во­дить и в каком ко­ли­че­стве? Как будут про­из­во­дить­ся то­ва­ры, то есть с по­мо­щью каких ре­сур­сов, какой тех­но­ло­гии? Для кого пред­на­зна­ча­ют­ся про­из­во­ди­мые то­ва­ры, то есть кто дол­жен вла­деть этими то­ва­ра­ми и из­вле­кать из них поль­зу?

  26. От­ве­ты на эти во­про­сы не со­став­ля­ли бы боль­шо­го труда, если бы воз­мож­но­сти че­ло­ве­че­ства были без­гра­нич­ны. Но, к со­жа­ле­нию, это не так. На Земле име­ют­ся опре­делённые ре­сур­сы: вода, леса, поля, по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. Ко­ли­че­ство этих ре­сур­сов огра­ни­че­но. Вме­сте с тем, каж­дый че­ло­век об­ла­да­ет опре­делёнными по­треб­но­стя­ми, про­цесс удо­вле­тво­ре­ния ко­то­рых бес­ко­не­чен: на смену одних по­треб­но­стей при­хо­дят дру­гие.

  27. В каж­дой стра­не свои эко­но­ми­че­ские усло­вия. Они опре­де­ля­ют тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы. Эко­но­ми­че­ская си­сте­ма – это со­во­куп­ность устой­чи­вых, вза­и­мо­свя­зан­ных между собой хо­зяй­ствен­ных от­но­ше­ний и ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, обес­пе­чи­ва­ю­щих рас­пре­де­ле­ние огра­ни­чен­ных ре­сур­сов для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей людей.

  28. В ко­манд­ной (или пла­но­вой) эко­но­ми­ке го­су­дар­ство ре­ша­ет, что и в каком объёме про­из­во­дить. Го­су­дар­ство также иг­ра­ет важ­ную роль в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии то­ва­ров и услуг, опре­де­ляя, кто, что и сколь­ко по­лу­чит. В такой эко­но­ми­ке у че­ло­ве­ка со­всем нет вы­бо­ра.

  29. В эко­но­ми­ке сво­бод­но­го рынка мно­же­ство са­мо­сто­я­тель­но дей­ству­ю­щих по­ку­па­те­лей и про­дав­цов, для ко­ор­ди­на­ции эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти и управ­ле­ния ею ис­поль­зу­ют­ся си­сте­мы рын­ков и цен. Каж­дый хо­зяй­ству­ю­щий субъ­ект стре­мит­ся мак­си­ми­зи­ро­вать свой доход на ос­но­ве ин­ди­ви­ду­аль­но­го при­ня­тия ре­ше­ний. Роль го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке огра­ни­че­на эмис­си­ей денег, за­щи­той част­ной соб­ствен­но­сти.

  30. В ре­аль­но­сти мы на­блю­да­ем сме­шан­ную эко­но­ми­ку. В её ос­но­ве – ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, ба­зи­ру­ю­ща­я­ся на част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства и ры­ноч­ном ме­ха­низ­ме (спрос, пред­ло­же­ние, цена, кон­ку­рен­ция). Го­су­дар­ство с по­мо­щью на­ло­гов и зай­мов ре­гу­ли­ру­ет свои за­тра­ты и ча­стич­но пе­ре­рас­пре­де­ля­ет блага.

  31. (По ма­те­ри­а­лам ин­тер­нет-из­да­ния)

  32. По­яс­не­ние.

  33. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

  34. 1) ав­тор­ская ха­рак­те­ри­сти­ка эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов об­ще­ства, на­при­мер: ко­ли­че­ство ре­сур­сов огра­ни­че­но;

  35. 2) ав­тор­ские при­ме­ры эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов: вода, леса, поля, по­лез­ные ис­ко­па­е­мые;

  36. 3) за­да­ча эко­но­ми­че­ской си­сте­мы: обес­пе­че­ние рас­пре­де­ле­ния огра­ни­чен­ных ре­сур­сов для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей людей.

  37. Эле­мен­ты от­ве­та могут быть даны в дру­гих фор­му­ли­ров­ках.

  38. Источник: Ма­те­ри­а­лы для экс­пер­тов ГИА—20163 Чем, по мне­нию ав­то­ра, раз­ли­ча­ет­ся по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в усло­ви­ях ко­манд­ной эко­но­ми­ки и сво­бод­но­го рынка? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те одно любое пре­иму­ще­ство и один не­до­ста­ток по­ло­же­ния че­ло­ве­ка в усло­ви­ях рынка.

  39. В ос­но­ве эко­но­ми­че­ской тео­рии лежат три ос­нов­ных во­про­са. Что нужно про­из­во­дить и в каком ко­ли­че­стве? Как будут про­из­во­дить­ся то­ва­ры, то есть с по­мо­щью каких ре­сур­сов, какой тех­но­ло­гии? Для кого пред­на­зна­ча­ют­ся про­из­во­ди­мые то­ва­ры, то есть кто дол­жен вла­деть этими то­ва­ра­ми и из­вле­кать из них поль­зу?

  40. От­ве­ты на эти во­про­сы не со­став­ля­ли бы боль­шо­го труда, если бы воз­мож­но­сти че­ло­ве­че­ства были без­гра­нич­ны. Но, к со­жа­ле­нию, это не так. На Земле име­ют­ся опре­делённые ре­сур­сы: вода, леса, поля, по­лез­ные ис­ко­па­е­мые. Ко­ли­че­ство этих ре­сур­сов огра­ни­че­но. Вме­сте с тем, каж­дый че­ло­век об­ла­да­ет опре­делёнными по­треб­но­стя­ми, про­цесс удо­вле­тво­ре­ния ко­то­рых бес­ко­не­чен: на смену одних по­треб­но­стей при­хо­дят дру­гие.

  41. В каж­дой стра­не свои эко­но­ми­че­ские усло­вия. Они опре­де­ля­ют тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы. Эко­но­ми­че­ская си­сте­ма – это со­во­куп­ность устой­чи­вых, вза­и­мо­свя­зан­ных между собой хо­зяй­ствен­ных от­но­ше­ний и ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вых форм хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти, обес­пе­чи­ва­ю­щих рас­пре­де­ле­ние огра­ни­чен­ных ре­сур­сов для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей людей.

  42. В ко­манд­ной (или пла­но­вой) эко­но­ми­ке го­су­дар­ство ре­ша­ет, что и в каком объёме про­из­во­дить. Го­су­дар­ство также иг­ра­ет важ­ную роль в пе­ре­рас­пре­де­ле­нии то­ва­ров и услуг, опре­де­ляя, кто, что и сколь­ко по­лу­чит. В такой эко­но­ми­ке у че­ло­ве­ка со­всем нет вы­бо­ра.

  43. В эко­но­ми­ке сво­бод­но­го рынка мно­же­ство са­мо­сто­я­тель­но дей­ству­ю­щих по­ку­па­те­лей и про­дав­цов, для ко­ор­ди­на­ции эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти и управ­ле­ния ею ис­поль­зу­ют­ся си­сте­мы рын­ков и цен. Каж­дый хо­зяй­ству­ю­щий субъ­ект стре­мит­ся мак­си­ми­зи­ро­вать свой доход на ос­но­ве ин­ди­ви­ду­аль­но­го при­ня­тия ре­ше­ний. Роль го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке огра­ни­че­на эмис­си­ей денег, за­щи­той част­ной соб­ствен­но­сти.

  44. В ре­аль­но­сти мы на­блю­да­ем сме­шан­ную эко­но­ми­ку. В её ос­но­ве – ры­ноч­ная эко­но­ми­ка, ба­зи­ру­ю­ща­я­ся на част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства и ры­ноч­ном ме­ха­низ­ме (спрос, пред­ло­же­ние, цена, кон­ку­рен­ция). Го­су­дар­ство с по­мо­щью на­ло­гов и зай­мов ре­гу­ли­ру­ет свои за­тра­ты и ча­стич­но пе­ре­рас­пре­де­ля­ет блага.

  45. (По ма­те­ри­а­лам ин­тер­нет-из­да­ния)

  46. По­яс­не­ние.

  47. В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

  48. 1) раз­ли­чие, на­при­мер: в усло­ви­ях ко­манд­ной эко­но­ми­ки у че­ло­ве­ка нет вы­бо­ра, а в усло­ви­ях рынка ему предо­став­ле­на сво­бо­да вы­бо­ра;

  49. 2) пре­иму­ще­ство, на­при­мер: че­ло­век может про­яв­лять пред­при­ни­ма­тель­скую ини­ци­а­ти­ву, при­об­ре­тать любые не­об­хо­ди­мые блага, по сво­е­му усмот­ре­нию рас­по­ря­жать­ся своей соб­ствен­но­стью и спо­соб­но­стью к труду;

  50. 3) не­до­ста­ток, на­при­мер: че­ло­век рис­ку­ет и несёт всю пол­но­ту от­вет­ствен­но­сти за по­след­ствия сво­е­го сво­бод­но­го эко­но­ми­че­ско­го вы­бо­ра.

  51. Могут быть на­зва­ны дру­гие пре­иму­ще­ство и не­до­ста­ток.

  52. Источник: Ма­те­ри­а­лы для экс­пер­тов ГИА—20164 На при­ме­ре любой фирмы (пред­при­я­тия) про­ил­лю­стри­руй­те три ос­нов­ных во­про­са, ко­то­рые она долж­на ре­шить. (Сна­ча­ла на­зо­ви­те во­прос, а затем при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!