Рабочая учебная программа обществознанию по для учащихся 5-9 классов составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и соответствует образовательной программе основного общего образования МБОУ Курагинской СОШ №3
Согласно утвержденному годовому графику МБОУ Курагинской СОШ №3 рабочая программа для 5-9 классов рассчитана на 175 часов (35 часов, 1 час в неделю для 5, 6, 7, 8, 9 классов).
Обществознание. 5 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;
Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;
Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;
Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой;
Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева;
Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
1. Учебник «Обществознание» для 5 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др.;
2.Иванова Л.Ф. Обществознание 5 класс: рабочая тетрадь; 3.Поурочные разработки к учебнику 5 класса Л.Н.Боголюбова;
4.Коваль А.А. Тесты по обществознанию 5 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г;
5.Лебедева Р.Н.Тесты по обществознанию 5 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.
1. Учебник «Обществознание» для 6 класса под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф. и др.;
2. Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс: рабочая тетрадь; 3 . Поурочные разработки к учебнику 6 класса Л.Н.Боголюбова;
4. Коваль А.А. Тесты по обществознанию 6 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.
1.Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой;
2.Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 7 класс. (CD);
3.Рабочая тетрадь. Обществознание. 7 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.; 4.Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.;
5. Коваль А.А. Тесты по обществознанию 7 класс М: Издательство «Экзамен» 2016 г.
5. Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию 8 класс М: Издательство «Экзамен» 2017 г.
№ | к-во час | Тема | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Формируемые универсальные учебные действия (в соответствии с ФГОС ООО) |
план | факт | предметные | метапредметные | личностные |
ВВОДНЫЙ УРОК (1 час) |
1 | 1 | Введение. | 0509 | 0509 | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | Обучающиеся смогут: научаться формулировать основные вопросы курса обществознания за 8 класс, расширить представление об обществознании как о науке изучающей правовые и экономические отношения в обществе. | Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательные: умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное. . | Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала. .Понимание важности изучения обществознания |
ОБЩЕСТВО (4 часа) |
2 | 1 | Общество как форма жизнедея- тельности людей. Развитие общества. | 1209 | 1209 | Выделять существенные признаки общества. общественного прогресса. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни. | Обучающиеся смогут: характеризовать понятие «общество»; определять ступени развития общества. Характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей. Описывать основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Раскрывать содержание общественных отношений. Характеризовать современные средства связи и коммуникации. Раскрывать пути развития общества. Выделять тенденции развития, оценивать основные вызовы и угрозы человечеству в XXI веке. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; |
3 | 1 | Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. | 1909 | 1909 | Характеризовать основные признаки различных типов общества. Сравнивать их по отдельным параметрам. Приводить примеры усиления взаимосвязей стран и народов. |
4 | 1 | Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. | 2609 | 2609 | Классифицировать и характеризовать современные средства связи. Объяснять роль и значение современных средств связи и коммуникаций на конкретных примерах. Показывать на конкретных примерах влияния средств связи на нашу жизнь |
5 | 1 | Современное российское общество, особенности его развития. | 0310 | 0310 | Называть основные социальные группы современного российского общества. Анализировать основные направления социальной политики современной России. Находить и извлекать социальную информацию о особенностях развития современного российского общества. |
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (4 часа) |
6 | 1 | Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. | 1010 | 1010 | Описывать и конкретизировать примерами сущностные характеристики права. Называть основные признаки права сравнивать право и мораль: общее и различия. | Обучающиеся смогут: объяснять понятия право, социализация, отклоняющееся поведение, Характеризовать признаки и роль права в жизни общества, раскрывать содержание и признаки отклоняющегося поведения. Описывать на примерах процесс социализации личности. Оценивать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Определять социальную значимость здорового образа жизни. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов ; |
7 | 1 | Социализация личности. | 1710 | 1710 | Характеризовать основные этапы социализации личности Называть особенности социализации в подростковом возрасте |
8 | 1 | Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни. | 2410 | 2410 | Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни иопасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. |
9 | 1 | Повторительно -обобщающий урок по теме «Общество. Социальные нормы». | 3110 | 3110 | Определять все термины и понятия раздела. Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. |
СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (5 часов) |
10 | 1 | Культура, ее многообразие и основные формы. | 1411 | 1411 | Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать формы культуры. Находить извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. | Обучающиеся смогут: узнать, что включает в себя понятие «культура», характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения Характеризовать сферу духовной культуры, выделять ее особенности. Выявлять тенденции развития искусства, науки и образования. Описывать роль религии в жизни общества. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. |
11 | 1 | Искусство как элемент духовной культуры общества. | 2111 | 2111 | Классифицировать виды искусства. Объяснять роль искусства в жизни общества Приводить примеры влияния искусства на развитие личности. |
12 | 1 | Наука в жизни современного общества. Развитие науки в России. | 2811 | 2811 | Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе. Научно-технический прогресс в современном обществе. |
13 | 1 | Образование, его значимость в условиях информационного общества. | 0512 | 0512 | Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии науки из различных источников. |
14 | 1 | Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. | 1212 | 1212 | Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму. Называть мировые религии. |
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (7 часов) |
15 | 1 | Социальная структура общества. Социальные общности и группы. | 1912 | 1912 | Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа. | Обучающиеся смогут: характеризовать социальную структуру общества. Раскрывать сущность социальной мобильности. Выделять различия между большими и малыми социальными группами, формальными и неформальными группами. Характеризовать социальный конфликт, пути его разрешения. Раскрывать смысл понятий социальный статус и социальная роль. Выявлять многообразие социальных ролей личности. Раскрывать содержание половозрастных ролей в современном обществе, социальных ролей подростка. Характеризовать этнические группы. Раскрывать содержание межнациональных отношений. Оценивать свое отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Характеризовать взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие самооценки личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. |
16 | 1 | Социальный статус личности. Социальные роли. Социаль- ная мобильность | 2612 | 2612 | Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статус. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их появление ив различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков Приводить примеры различных видов социальной мобильности. |
17 | 1 | Социальные конфликты и пути их разрешения. | 0901 | 0901 | Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешении. |
18 | 1 | Этнос и нация. | | | Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность» «национальное самосознание». |
19 | 1 | Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство | | | Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в формировании российского многонационального государства. |
20 | 1 | Социальная политика Российского государства. | | | Описывать социальную политику Российского государства. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. Характеризовать Россию как социальное государство. |
21 | 1 | Повторительно -обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры. Социальная сфера жизни общества» | | | Определять все термины и понятия раздела. Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. |
ЭКОНОМИКА (12+1часов) |
22 | 1 | Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги | | | Раскрывать роль экономики в жизни общества. Различать свободные и экономические блага. Различать товары и услуги как результат производства | Обучающиеся смогут : объяснять понятия: экономика, собственность, правоимущественные отношения , свободные и экономические блага, альтернативная стоимость (цена выбора). товары и услуги, факторы производства, разделение труда и специализация. предпринимательство. Объяснять понятия спрос и предложение, взаимозависимость между ними..и в чем состоит сложность экономического выбора, объяснять, прочему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми: оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности, называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; Характеризовать потребности и ресурсы общества. Раскрывать значение проблемы ограниченности ресурсов и пути ее решения. Раскрывать основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Характеризовать функции экономической системы. Выявлять различия между моделями экономических систем. Характеризовать рынок и рыночный механизм регулирования экономики. Раскрывать сущность рыночного равновесия. Характеризовать производство. Выделять цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Называть основные особенности малого предпринимательства и фермерского хозяйства. Характеризовать роль государства в экономике. Раскрывать экономические цели и функции государства. Объяснять понятие государственный бюджет, его структуру. Перечислять налоги, уплачиваемые гражданами, их виды. Производство – основа экономики. Характеризовать процесс распределения. Раскрывать механизм перераспределение доходов. Выделять экономические меры социальной поддержки населения. Характеризовать процесс потребления, семейное потребление. Выделять экономические основы защиты прав потребителя. Характеризовать реальные и номинальные доходы. Объяснять понятие инфляция. Раскрывать содержание банковских услуг, предоставляемых гражданам, форм сбережений граждан, потребительского кредита. Характеризовать явление безработицы. Выделять причины безработицы. Оценивать экономические и социальные последствия безработицы. Раскрывать роль государства в обеспечении занятости. Характеризовать процесс обмена. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; структурирование знаний; основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информация из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности; формирование картины мира культуры как порождение трудовой предметно-образующей деятельности человека; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; |
23 | 1 | Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Факторы производства. | | | Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Называть факторы производства. |
24 | 1 | Производство ‑ основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. | | | Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Описывать виды экономической деятельности. |
25 | 1 | Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. | | | Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества |
26 | 1 | Собственность. | | | Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. |
27 | 1 | Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. | | | Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять понятия издержки, выручка, прибыль |
28 | 1 | Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. | | | Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Характеризовать экономические функции государства. Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов. |
29 | 1 | Налоги: система налогов, Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. | | | Различать прямые и косвенные налоги. Называть основные. виды налоговых систем. Описывать способы защиты от финансовых махинаций |
30 | 1 | Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного банковского обслуживания. | | | Описать виды и формы банковских услуг, предоставляемых гражданам. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. |
31 | 1 | Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. | | | Называть и иллюстрировать примерами экономические функции домохозяйства. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. | | |
32 | 1 | Рынок труда. Пенсионное обеспечение. | | | Характеризовать рынок труда. Оценивать собственные возможности на рынке труда Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости и пенсионном обеспечении. |
33 | 1 | Промежуточная аттестация за курс 8 класса. | | | Провести диагностику результатов обучения в 8 классе. |
34 | 1 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» | | | Определять все термины и понятия раздела. Работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. |
ИТОГОВЫЙ УРОК (1 час) |
35 | 1 | Итоговое повторение по курсу 8 класса. | | | Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе. | Обучающие смогут обобщить и закрепить полученные знания проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. |
Содержательная часть заданий содержит задания базового и повышенного уровней сложности и обеспечивает возможность проведения объективной проверки уровня подготовки учащихся по курсу, изучаемому в 8 классе. Объектами контроля являются следующие умения:
Раскрывать смысл основных обществоведческих понятий..
существенные свойства.
Сравнивать, классифицировать и систематизировать изученные объекты.
Анализировать информацию жизни общества из адаптированных источников различного типа, приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах.
Характеризовать и устанавливать логические связи изученных социальных явлений и объектов.
Настоящая работа состоит из трех частей. Часть 1 содержит 5 тестовых вопросов. К каждому вопросу дается четыре варианта ответов, из которых только один правильный. За каждый верный ответ -1 балл. В заданиях 6-7 требуется написать краткий ответ, оценивается 1 балл и задания 8-10 оцениваются в 2 балла итого за часть 1 13 баллов. Часть 2 предполагает развёрнутый ответ на четыре вопроса по тексту. Каждое верное выполнение заданий этого уровня оценивается 2 баллами, всего 8 баллов. Подсчет результатов тестирования в пятибалльную шкалу оценок производится согласно предлагаемой таблице. Максимальное количество баллов -21
Форма проведения – письменная (по вариантам).
На написание работы отводится 45 минут.
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
10. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
А) фиксируется в законах и под законных актах Б) регулируется общественные отношения В) охраняются силой государства Г) отражают общественное мнение Д) поведение оценивается с позиции добра и зла | 1) моральные 2) правовые 3) и моральные, и правовые |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Часть 2
Ответом к заданиям этой части является развернутый ответ |
.
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?
Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.
В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.
В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.
В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.
(По материалам интернет-издания)
1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Выделенные смысловые фрагменты могут быть озаглавлены следующим образом:
1) основные вопросы экономики;
2) проблема ограниченности ресурсов;
3) тип экономической системы;
4) особенности командной экономики;
5) экономика свободного рынка;
6) смешанная экономика.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Источник: Материалы для экспертов ГИА—20162 Как автор характеризует экономические ресурсы общества? Какие примеры экономических ресурсов он привёл? Какую задачу призвана решить экономическая система?
В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?
Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.
В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.
В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.
В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.
(По материалам интернет-издания)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) авторская характеристика экономических ресурсов общества, например: количество ресурсов ограничено;
2) авторские примеры экономических ресурсов: вода, леса, поля, полезные ископаемые;
3) задача экономической системы: обеспечение распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
Элементы ответа могут быть даны в других формулировках.
Источник: Материалы для экспертов ГИА—20163 Чем, по мнению автора, различается положение человека в условиях командной экономики и свободного рынка? Используя обществоведческие знания, укажите одно любое преимущество и один недостаток положения человека в условиях рынка.
В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?
Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одних потребностей приходят другие.
В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора.
В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.
В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме (спрос, предложение, цена, конкуренция). Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.
(По материалам интернет-издания)
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) различие, например: в условиях командной экономики у человека нет выбора, а в условиях рынка ему предоставлена свобода выбора;
2) преимущество, например: человек может проявлять предпринимательскую инициативу, приобретать любые необходимые блага, по своему усмотрению распоряжаться своей собственностью и способностью к труду;
3) недостаток, например: человек рискует и несёт всю полноту ответственности за последствия своего свободного экономического выбора.
Могут быть названы другие преимущество и недостаток.
Источник: Материалы для экспертов ГИА—20164 На примере любой фирмы (предприятия) проиллюстрируйте три основных вопроса, которые она должна решить. (Сначала назовите вопрос, а затем приведите соответствующий пример.)
-
-