Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Речевая практика » для обучающихся 2 класса с УО (ИН)»
Предмет «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» 2 класс
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с АООП НОО обучающихся с УО( ИН) в соответствии с требованиями ФГОС (вариант 1); утверждённого федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253); и программно-методического материала «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 года.
Учебник: Комарова С. В. Речевая практика. Учебник для 2 класса. Москва «Просвещение», 2018 год.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Речевая практика» на конец обучения во 2 классе:
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных умений проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, построении речевого высказывания;
развитие этических чувств (категорий: хорошо – плохо, добро - зло);
формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика»
на конец обучения во 2 классе:
Минимальный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
называть своѐ имя и фамилию, имена и отчества учителя , ближайших родственников;
участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами.
Достаточный уровень:
использовать громкую и шѐпотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова;
здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план.
Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
положительное отношение к окружающей действительности осознание языка как основного средства человеческого общения;
понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование умение проявлять эмоции в процессе чтения и пересказа произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний;
осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Регулятивные базовые учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
работать в группе, в паре;
участвовать в деятельности на уроках речевой практики, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.
Познавательные базовые учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
писать;
наблюдать; работать с информацией, понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных м электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Речевая практика» во 2 классах отводится в соответствии с АООП (вариант 1). - 2 часа в неделю (68часов в год)
Учебная программа по курсу «Речевая практика» для 2 класса, составлена на основе АООП (вариант 1).
Для реализации программного содержания используется УМК:
КомароваС. В. Речевая практика. Учебник для 2 класса. Москва «Просвещение», 2018 год.
Комарова С. В., Головкина Т. М. Речевая практика. Рабочая тетрадь для 2 класс.. Москва «Просвещение», 2018 год.
Содержание учебного предмета
В каждом классе раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Аудирование
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет – паркет, удочка – уточка, гладит – глядит и др. (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами: в – на, у –за, над – под, с- на, к –от и др., например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», « Подержи руку над партой, а теперь под партой» и др.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с последующим речевым отчетом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте, например: «Наташа, подойди к доске и напиши свое имя», «Миша выйди к доске и напиши еѐ фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке напиши свое имя и свою фамилию» и т.д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова – «родственники» или слова, обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку. Дети слепили во дворе снеговичка. Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитать Егорка на горке (сначала на одном выходе – два Егорки, потом –три).
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Громкая. Тихая речь и шёпот. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы:
«Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за партой дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций:
«Добро пожаловать!», «В школьной столовой», «Готовим новогодний праздник»; «Истории о лете», «Играем в школу», «Играем во дворе»; «Красная Шапочка», «Три медведя», «Три поросёнка»; «В воскресенье все дома», «С днём рождения!», «Алло! Алло!»; «Садитесь пожалуйста! (Поведение в автобусе)», «Мы не знаем, как пройти. Как быть?», «Расскажи мне о школе», «Моя дорога в школу», «За покупками в магазин»; «Наш товарищ заболел», «Дежурство»; «Отгадываем любимое занятие каждого», «Я записался в кружок»; «У меня есть щенок», «Мой котёнок убежал. Может, кто его видел?».
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними (по теме ситуации). Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др. Узнавание предметов по их частям или по признакам: маленький, серенький, пушистый, с беленькими лапками и беленьким кончиком хвоста.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах: «Какая лиса? – Хитрая. – А заяц? – Трусливый. – Петух какой? – Смелый. – Кто тебе больше всего понравился? - ..»
Составление разных по содержанию предложений по определённой теме «Любимое занятие», наглядный материал по теме, задания синтаксическая конструкция: Брат любит собирать марки (Маша любит читать книги).
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений в ролевой игре. Коллективное составление рассказа.
Культура общения.
Выражение благодарности. Вежливые слова.Усложнение конструкций со словами приветствия и прощения: доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброй ночи.Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
3. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема | Количество часов |
1 | Школьная жизнь | 13 |
2 | Играем в сказку | 7 |
3 | Я дома | 4 |
4 | Я и мои товарищи | 4 |
5 | Мы встречаем Новый год | 4 |
6 | Зимняя прогулка | 4 |
7 | Мойдодыр | 12 |
8 | Мамины помощники | 11 |
9 | Мир природы | 8 |
10 | Итоговое занятие | 1 |
| Всего | 68 ч |