СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Финансовая грамотность». 11 класс. Количество часов: 33. Программа разработана на основе учебника С.В.Толкачёва, Е.Б.Хоменко «Финансовая грамотность. Цифровой мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:

  • ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:

- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);

- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016                          N 40937);

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №8»;
  • Учебный план МБОУ СОШ №8»;
  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №8» на 2022-2023 уч.г.

Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа, так как часть уроков (часов, рабочих дней) совпадает с государственными выходными днями (23.02.2023 г.→четверг, 24.02.2023 г.→пятница, 25.02.2023 г.→суббота, 08.03.2023 г. →среда, 29.04.2023 г. →суббота, 01.05.2023 г.→понедельник, 06.05.2023 г. →суббота, 08.05.2023 г. →понедельник, 09.05.2023 г. →вторник (В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2023 году»)). Рабочая программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала. Окончание учебного года 25 мая 2023 г. т.к. МБОУ СОШ №8 является ППЭ-103.

 

Цель курса:

  • научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях.

Задачи курса:

  • формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников;
  • формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
  • формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
  • формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана;
  • освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение  умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.

 

Формы организации учебного процесса: урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщение, урок - деловая игра, творческая работа.

Содержание учебного предмета  ФГ способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.

Содержание учебного предмета ОФГ способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: для оценки предметных результатов - тесты, контрольные и самостоятельные работы, выполнение карточек; для оценки метапредметных результатов -  стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы. Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме защиты тестирования.

Общая характеристика учебного предмета

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения тестирования.

Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

На изучение курса ФГ в 11  классе  отводится по 34 часа (один час в неделю).

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по разделам

 

1.

Ведение

1 час

2.

Личное финансовое планирование

7 часов

3.

Депозит

6 часов

4.

Кредит

8 часов

5.

Расчетно-кассовые операции

4 часов

6.

Страхование

7 часов

 

Итого

33 часа

 

Содержание учебного курса

Личное финансовое планирование.

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала. Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив. Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана. Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Депозит.

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Кредит.

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления  по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.

Расчетно-кассовые операции.

Банковская система Банковская ячейка. Онлайн-банк. Дорожные чеки. Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Страхование.

Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Финансовая грамотность». 11 класс. Количество часов: 33. Программа разработана на основе учебника С.В.Толкачёва, Е.Б.Хоменко «Финансовая грамотность. Цифровой мир.»

Город Миллерово Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8








«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №8

Приказ от 30.08.2022 г. №292

________________ В.А.Лут







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной направленности

«Финансовая грамотность»

11 «Б» класс


Количество часов: 33


Учитель: Баранов Родион Викторович


Программа разработана на основе учебника С.В.Толкачёва, Е.Б.Хоменко, А.Г.Кузнецова «Общественные науки. Финансовая грамотность. Цифровой мир. Методические рекомендации. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций», Москва. Издательство «Просвещение» 2021 год.















































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

педагогического совета

МБОУ СОШ №8 города Миллерово

29.08.2022 года №1

Председатель педагогического

совета_____________ В.А.Лут



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

___________Ю.И.Косаренко

«____»__________2022 год.

Пояснительная записка.


Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:

  • ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:

- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);

- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);

  • Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №8»;

  • Учебный план МБОУ СОШ №8»;

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №8» на 2022-2023 уч.г.

Данная рабочая программа рассчитана на 33 часа, так как часть уроков (часов, рабочих дней) совпадает с государственными выходными днями (23.02.2023 г.→четверг, 24.02.2023 г.→пятница, 25.02.2023 г.→суббота, 08.03.2023 г. →среда, 29.04.2023 г. →суббота, 01.05.2023 г.→понедельник, 06.05.2023 г. →суббота, 08.05.2023 г. →понедельник, 09.05.2023 г. →вторник (В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2023 году»)). Рабочая программа будет выполнена за счет уплотнения учебного материала. Окончание учебного года 25 мая 2023 г. т.к. МБОУ СОШ №8 является ППЭ-103.

Цель курса:

  • научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях.

Задачи курса:

  • формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников;

  • формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;

  • формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;

  • формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана;

  • освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.


Формы организации учебного процесса: урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщение, урок - деловая игра, творческая работа.

Содержание учебного предмета ФГ способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.

Содержание учебного предмета ОФГ способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: для оценки предметных результатов - тесты, контрольные и самостоятельные работы, выполнение карточек; для оценки метапредметных результатов - стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы. Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме защиты тестирования.

Общая характеристика учебного предмета

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения тестирования.

Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

На изучение курса ФГ в 11 классе отводится по 34 часа (один час в неделю).








Тематическое планирование по разделам


1.

Ведение

1 час

2.

Личное финансовое планирование

7 часов

3.

Депозит

6 часов

4.

Кредит

8 часов

5.

Расчетно-кассовые операции

4 часов

6.

Страхование

7 часов


Итого

33 часа


Содержание учебного курса

Личное финансовое планирование.

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала. Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив. Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана. Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Депозит.

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Кредит.

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления  по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.

Расчетно-кассовые операции.

Банковская система Банковская ячейка. Онлайн-банк. Дорожные чеки. Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Страхование.

Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату.






Календарно-тематическое планирование.


Название раздела

Тема урока

Формы контроля

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Введение

Знакомство с новым курсом.

Проблемная беседа работа с учебником

1

02.09


Личное финансовое планирование

Человеческий капитал

Фронтальный опрос,

выполнение индивидуальных заданий

1

09.09


Принятие решений

Работа в группе, представление результатов

1

16.09



Домашняя бухгалтерия.

Практикум «Составление домашнего бюджета»

Работа с дополнительными материалами

2

23.09

30.09


Составление личного финансового плана.

Кейс «Использование SWOT-анализа для выбора карьеры»

Выполнение индивидуальных заданий

2

07.10

14.10


Обобщение темы «Личное финансовое планирование

Проблемная беседа, тест

1

21.10


Депозит

Накопления и инфляция.

Эффективная лекция, самоконтроль

1

28.10


Что такое депозит и какова его природа?

Беседа

1

11.11


Условия депозита.

Практикум «Как выбрать надежный банк»

Проблемная беседа, выполнение индивидуальных заданий

2

18.11

25.11


Управление рисками по депозиту

Фронтальный опрос

1

02.12


Обобщение темы «Депозит»

Составление таблицы

1

09.12


Кредит














Что такое кредит?

Выполнение индивидуальных заданий

1

16.12


Основные характеристики кредита

Работа в группе

1

23.12


Как выбрать наиболее выгодный кредит. Практикум «Кредитный договор»

Работа в группе

2

13.01

20.01


Как уменьшить стоимость кредита

Фронтальный опрос, выполнение индивидуальных заданий

1

27.01


Типичные ошибки при использовании кредита

проблемная беседа, работа в парах

1

03.02


Кейс « Покупка машины»

Практическая работа с дополнительным материалом

1

10.02


Обобщение темы «Кредит»

Дискуссия по заявленным вопросам

1

17.02


Расчетно-кассовые операции

Хранение, обмен и перевод денег. Практикум

«Перевод денег»

Фронтальный опрос

Практическая работа с дополнительным материалом

1

03.03


Различные виды платежных средств

Эффективная лекция

1

10.03


Формы дистанционного банковского обслуживания. Электронные деньги.

Составление схемы

1

17.03


Обобщение темы «Расчетно-кассовые операции»

Фронтальный опрос тест

1

31.03


Страхование

Что такое страхование? Страховые кампании.

Эффективная лекция

1

07.04


Виды страхования

Составление таблицы

1

14.04


Как использовать страхование в повседневной жизни?

Практикум «Выбор страховой кампании»

Практическая работа с дополнительным материалом

2

21.04

28.04


Кейс «Страхование жизни»

Практическая работа с дополнительным материалом

1

05.05


Обобщение темы «Страхование»


Дискуссия по теме

1

12.05


Проект «Личный финансовый план»

Защита проекта

1

19.05




Планируемые результаты.

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету ученик научится:

  • принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

  • ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

  • планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

  • основам взаимодействия с кредитными организациями;

  • основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

  • основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

  • выбирать страховые продукты и страховые компании;

  • принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

  • составлять личный финансовый план.

Ученик  получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

  • понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

  • понимать права и обязанности в сфере финансов;

  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

  • определять задачи в области управления личными финансами;

  • находить источники информации для решения финансовых задач; решать финансовые задачи.


Ресурсы и условия реализации учебного курса.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Технические средства обучения:
- Персональный компьютер (рабочее место учителя) - Видеопроектор (DVD)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

- Экран для видеопроектора



Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Теоретические и методические основы преподавания права в школе. Москва. 2002г.

2. Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.

3. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2006г.

4. Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.

5. Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.

6. Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.

7. Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Москва. 2007г.

9. Избирательное право в РФ. Москва. 2007г.

10. Конституция РФ. Москва. 2007г.

11. Сборник олимпиад и задач по праву. Волгоград. 2007г.

12. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Обществознание. Экономика. Право. Волгоград. 2006г.

13. Электронное учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.

14. Электронное учебное пособие Обществознание. Практикум. 8-11 класс. ООО «Марис». 2004г.

15. Электронное учебное пособие курс уроков и методических разработок по «Международному гуманитарному праву». Учитель 2007г.

16. Методика преподавания права в школе. Морозова С.А. 2004г.

17. Всеобщая декларация прав человека.

18. Конвенция о правах ребенка.

19. Международный пакт о гражданских и политических правах.

20. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Дополнительные источники:

Литература для учащихся.

  • Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

  • Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.

  • Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

Литература для учителя.

  • Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.

  • Равичев С и др. Сборник тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.

  • Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

  • Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.

  • Экономика (базовый курс): И.В. Липсиц. –М., «Вита пресс»,2007.

  • Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика. В 2-х кн.: Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000.

  • Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Право и экономика»: Пособие для учителей 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000.

  • Право и экономика: Хрестоматия для учащихся 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000.


Интернет-ресурсы:


  • https://fmc.hse.ru/methbank

  • http://финграмотностьвшколе.рф/projects/

  • http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/

  • https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-finansovoi-gramotnosti-igra-brein-ring-finansy-yeto-interesno-i-uvlekatelno.html

  • http://вашифинансы.рф/week/materials/lessons/

  • https://www.uchportal.ru/load/136-1-0-13432


Используемые образовательные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии  (тестовые практические задания).

Личностно - ориентированный подход, т.е. уроки  ориентированны на личностные показатели обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии.

Опорные понятия


Семья социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Экономика – хозяйство и хозяйственная деятельность, т.е. совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей. Экономику называют также науку о хозяйстве и хозяйственной деятельности.

Основные материальные потребности- потребности человека в еде, одежде и жилье.

Натуральное хозяйство образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить все или почти все, что ей нужно для жизни.

Частная собственность- форма юридического закрепления за гражданином прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать как для личного потребления, так и для осуществления коммерческой деятельности

Домохозяйство- экономическая ячейка, состоящая из одного или более лица, которая снабжает экономику ресурсами (труд, капитал, природные ресурсы) и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих собственные потребности

Бизнес-это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.

Прибыль-это разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.

Заработная плата (номинальный доход)- денежное вознаграждение, которое получает работник или семья за свой труд, за определенный период времени.

Реальный доход- количество товаров и услуг, которое гражданин или семья могут приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.

Ресурсы- источники, средства обеспечения жизни людей, предпринимательской деятельности, производства. Ресурсы бывают: природные, трудовые, основной капитал ( здания, оборудование), оборотный капитал (сырье, материалы, энергия), финансовые (денежный капитал).

Капитал семьи- это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др.), технические средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор, электрические устройства и т.п.), деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную, или самовозрастающую стоимость.

Доходденьги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Различают совокупный и денежный доходы. Если в совокупный входят все виды доходов (зарплата, дивиденды на акции, льготы, бесплатная путевка в дом отдыха, служебная машина), то денежный доход включает только деньги, полученные за определенный период времени.

Расходы - уменьшение суммы первоначальных средств в течение отчетного периода.

Бюджет – в переводе с английского означает «денежная сумка» - это смета или финансовый отчет, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год).

Потребительским бюджетом называют таблицу доходов и расходов человека, семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.

Прожиточный минимум - это социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности людей и восстановления их рабочей силы, т. е. тот самый минимум, который необходим человеку для существования.

Потребительская корзина - это принятый в данной стране расчетный годовой набор товаров и услуг, потребление которого обеспечивает необходимый уровень жизни населения. В потребительскую корзину входят основные продукты питания: молоко, хлеб, мясо, масло, фрукты, овощи, различные услуги и т. д.

Баланс – это равновесие, а точнее сопоставление отдельных сторон какого-то явления, которые должны уравновешивать друг друга, например: доходы – расходы; ресурсы – потребности и т.д.

Прибыль – разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.

Рынок – это совокупность экономических отношений; определенное место, где происходит торговля (синонимы: ярмарка, базар).

Сбыт – продажа готовой продукции, изделия.

Себестоимость продукции – выраженные в денежной форме текущие затраты на производство и реализацию продукции.

Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.

Ссуда – передача материальных ценностей или денег одними участниками договора займа другим на условиях возврата и, как правило, с уплатой процента.

Стоимость – выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.

Счет – документ на получение денег за оказание услуги или выполненную работу.

Товар – продукт, удовлетворяющий какую-либо человеческую потребность посредством купли-продажи.

Чистая прибыль –часть прибыли, которая остается в полном распоряжении семьи после уплаты налогов и других обязательных платежей.


Аннотация сайтов

  • Фин-грамота. ру - www.fin-gramota.ru

Сайт Центра повышения финансовой грамотности. Удобный интерфейс позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена необходимая информация. Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры.

  • Академия личных финансов - www.homecredit.ru

Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг. В этом разделе можно найти информацию, которая пригодится при выборе банковских продуктов.

  • Мои умные деньги- www.visa.com.ru

Сайт корпорации Visa, создавшей крупнейшую в мире сеть розничных электронных платежей. Посетители сайта найдут здесь рекомендации по планированию бюджета и банковским услугам. Но особый акцент сделан на пластиковых картах – их видах, особенностям их использования, правилам безопасного использования карт.

  • МЦФО - http://mmcfo.ru

Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций - региональной молодежной общественной организации, созданной для получения молодыми людьми практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная информация о фондовом рынке и его инструментах, рекомендации начинающему инвестору, торговые платформы для работы на фондовом рынке через Интернет. Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках и студентах.



  • Школа личных финансов- www.familyfinance.ru

Сайт Галины Остриковой из Воронежа – привлекает своей тематической и информационной насыщенностью. Ориентирован прежде всего на родителей, которым предлагается «побывать» на Уроках Здорового Отношения к Деньгам: Бездефицитное мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как сберегать деньги… А также много другой полезной информации.

  • Ученики Скруджа- ycheniki-skrudja.com

Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости. Обширная библиотека книг, статей, аудио-книг и видеофильмов по финансовой грамотности.

  • Доступно о деньгах - www.moneybasics.ru

Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И посвящен, в первую очередь, банковским кредитам – потребительским, ипотеке, кредитным картам.

  • Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru

Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями - банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные монеты и драгметаллы.

  • Азбука финансов - www.azbukafinansov.ru

Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и умения, которые помогут им осознанно принимать финансовые решения. Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию: «для Школы» - будет полезен преподавателям и учащимся; «для Дома» - взрослому населению; «для Работы» - предпринимателям и работодателям; «для Организации» - партнерам и потенциальным участникам программы повышения финансовой грамотности.

  • Финансовая грамотность - myfinance.ane.ru

Сайт создан группой разработчиков Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут посетители сайта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!