Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
«АКАДЕМИЯ ЮНЫХ ПОЛИГЛОТОВ»
ДЛЯ 5 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ
КИРДЯШЕВОЙ ГУЛЬНАЗ НАИЛЕВНЫ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: ВСЕГО 34,
В НЕДЕЛЮ 1
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия юных полиглотов» для учащихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, примерной основной образовательной программой основного общего образования по предмету «Английский язык», основной образовательной программой основного общего образования МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский», планом внеурочной деятельности МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский» на 2022-2023 учебный год и разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности методического пособия «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя. /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение.
Направленность образования | Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. |
Направленность программы | Программа имеет социально-педагогическую, общеинтеллектуальную и познавательную направленность. |
Уровень освоения программы | Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный). |
Актуальность программы | Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школе, но и в начальной школе. Являясь существенным элементом культуры народа – иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. |
Новизна программы | Новизна программы заключается в развитии у детей интереса к культуре страны изучаемого языка, её народу. Данная программа способствует осознанию того, что для знакомства с другими странами, их обычаями и традициями им нужно хорошо говорить и понимать на английском языке. |
Педагогическая целесообразность | Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал. |
Отличительные особенности | Отличительной особенностью данной программы от других является то, что в ней гармонично сочетаются: - Методика обучения на основе поставленной задачи и игровая методика; Свобода выбора ребенком направлений, видов и форм деятельности в условиях единого образовательного пространства; - Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, способствующих развитию творческих способностей детей; - Содержание и организационное разнообразие мероприятий, ориентированных на представление возможностей каждого ребенка; - Педагогическая и иная поддержка детей, проявляющих высокий уровень творческих способностей: совместная творческая деятельность детей и взрослых по освоению культуры и проживанию в определенной культуре. |
Объём и срок реализации | Срок реализации программы – 1 год. Режим занятий - 1 час в неделю. Всего – 34 часа. |
Формы обучения | Форма занятий – очная, групповая. Состав группы – постоянный, 12 человек. |
Цель и задачи программы
Главной целью данного курса является развитие языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком в средней школе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Задачи:
1. Познавательный аспект:
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
2. Развивающий аспект:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
3. Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в про-цесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения. Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе всем видам речевой деятельности параллельно, при условии, что говорение и аудирование на занятиях проводятся в игровой форме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• формирование мотивации изучения иностранных языков, стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
• формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям
иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
• развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
• развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты,
опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты:
В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения):
Говорение
Диалогическая речь в 5 классе продолжает развитее таких речевых умений, как умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию, при этом по сравнению с начальной школой усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых школьниками в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Объем диалога до 4 реплик.
Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания – до 8 фраз
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста
При этом предусматривается развитие умений:
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текстов для аудирования – до 2-х минут.
Чтение
Умение читать и понимать тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информацией (поисковое/просмотровое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста – осуществляется на несложных аутентичных текстах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5 классах, включающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка
Объем текстов для чтения – до 400 слов
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале. С использованием различных приемов смысловой переработки текстов (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации.
Объем текстов для чтения до – 250 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.
Объем текстов для чтения - до 250 слов
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
делать выписки из текста;
писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая адрес).
Писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать тоже о себе, выражать благодарность, просьбы). Объем личного письма до 50 слов включая адрес.
Языковые знания и навыки
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение правильного ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики – клише речевого этикета
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке; предложения с начальным It и с начальным There + to be; сложноподчиненных предложений с сочинительными союзами, and, but, or; сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so; всех типов вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Future Simple); побудительные предложения в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry) форме
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с глаголами на –ing; to be going to (для выражения будущего действия);
Знание признаков и распознавания и употребления в речи правильных и неправильных глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple, Present Continuous); модальных глаголов и их эквивалентов.
Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow)существительных с причастиями настоящего и прошедшего времени (a writing student, a written exercise); существительных в функции прилагательного (art gallery), степеней сравнения прилагательных, в том числе образованных не по правилу (good- better-the best); личных местоимений в именительном (my) и объектном (me) падежах. А также в абсолютной форме (mine); неопределенных местоимений (some, any); количественных числительных свыше 100; порядковых числительных свыше 20.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение используя знания элементов речевого поведенческого этикета в англоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование английского языка как средства социокультурного развития обучающихся на данном этапе включает знакомство с:
фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
с государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном, столицами стран изучаемого языка)
с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи в странах изучаемого языка;
словами английского языка вошедшими во многие языки мира, ( в том числе и в русский) и русскими словами вошедшими в лексикон английского языка.
Предусматривается овладения умениями:
писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств.
Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
• толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
• познавательная, творческая, общественная активность;
• самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
• умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
• коммуникабельность;
• уважение к себе и другим;
• личная и взаимная ответственность;
• готовность действия в нестандартных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата проведения (план/факт) | Форма занятий | Виды деятельности |
Раздел 1. Мир моего «Я». (7 часов) |
1 | О себе. | 1 | | | Беседа, творческая работа. | Рисуют семейное дерево, смотрят видеофильмы о типичной английской семье, читают о типичных британских домах, изготавливают открытку. Слушают о хобби британских детей, обсуждают и сравнивают типичные увлечения русских и британских школьников. |
2 | Мои интересы и увлечения. | 1 | | | Беседа, творческая работа, игровая деятельность. |
3 | Мой характер и внешность. | 1 | | | Беседа, творческая работа. |
4 | Моя семья. Семейное дерево. | 1 | | | Беседа, мини-проект. |
5 | Мой лучший друг. | 1 | | | Беседа, творческая работа. |
6 | Письмо-открытка другу по переписке. | 1 | | | Беседа, мини-проект. |
7 | Мой дом и моя комната. | 1 | | | Беседа, творческая работа. |
Раздел 2. Здоровый образ жизни. (5 часов) |
8 | Мой распорядок дня. | 1 | | | Беседа, творческая работа. | Читают и сравнивают типичное британское и российское школьное расписание, смотрят видеофильм о школьных принадлежностях, составляют свой распорядок дня. Обсуждают популярные виды спорта в Британии и России, читают о здоровом питании, выполняют творческие работы. |
9 | Радуга пищи. | 1 | | | Беседа, мини-проект. |
10 | Ролевая игра «В больнице». | 1 | | | Беседа, сюжетно-ролевая игра. |
11 | Творческий проект «В здоровом теле – здоровый дух». | 1 | | | Проектная работа. |
12 | День здоровья. | 1 | | | Беседа, подвижные игры. |
Раздел 3. Традиции и обычаи Великобритании. (12 часов) |
13 | Хеллоуин. | 1 | | | Беседа, творческая работа. | Смотрят видеофильмы о британских обычаях и традициях, сравнивают их с русскими. Слушают аудиосказки, рисуют героев, высказывают мнения и впечатления. Разучивают английские песни и стихи. Участвуют конкурсах чтецов и сценок, выполняют творческие работы. |
14 | Рождество в Великобритании. | 1 | | | Беседа, мини-проект. |
15 | В мире английских сказок. | 1 | | | Фестиваль сказок. |
16 | День Святого Валентина. | 1 | | | Беседа, творческая работа. |
17 | Католическая Пасха. | 1 | | | Беседа, творческая работа. |
18 | Церемонии и традиции английских школ. | 1 | | | Беседа, просмотр видео. |
19 | Волшебное путешествие в мир английских мультфильмов. | 1 | | | Беседа, просмотр отрывков из мультфильмов. |
20 | Традиции английского чаепития. | 1 | | | Беседа, просмотр видео. |
21 | Обычаи Королевской семьи. | 1 | | | Беседа, творческая работа. |
22 | Шекспировские чтения. | 1 | | | Конкурс чтецов. |
23 | Приключения Паддингтона. | 1 | | | Беседа, просмотр видео. |
24 | Творческий проект «Этот удивительный мир». | 1 | | | Проектная работа. |
Раздел 4. Страна изучаемого языка. Всё о Великобритании. (10 часов) |
25 | Англия. | 1 | | | Беседа, творческая работа. | Смотрят видеофильмы о странах изучаемого языка, Лондоне и его достопримечательностях. Обсуждают, создают и представляют свои творческие работы. Читают о редких животных, рисуют редких животных, рассказывают о своем питомце, смотрят презентацию об окружающей среде, создают буклет «Я люблю природу», где описывают практические советы по охране природы. |
26 | Уэльс. | 1 | | | Беседа, творческая работа. |
27 | Шотландия. | 1 | | | Беседа, творческая работа. |
28 | Северная Ирландия. | 1 | | | Беседа, творческая работа. |
29 | Виртуальное путешествие по Лондону. | 1 | | | Просмотр фильма. |
30 | Лондонский зоопарк. Красная книга Англии. | 1 | | | Беседа, просмотр видео. |
31 | Я люблю природу! | 1 | | | Изготовление буклетов. |
32 | Гарри Поттер. | 1 | | | Беседа, творческая работа, игры. |
33 | Творческий проект «Великобритания». | 1 | | | Проектная работа. |
34 | Страноведческая викторина «Юные полиглоты». | 1 | | | Интерактивная викторина, конкурсы. |
| Итого | 34 | | | | |
о