СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рапзработка районного урока

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по географии совместно смоими учителями МО преподнесла мне хороший сюрприз.Это было счастьем ,что учпеникам понравилось такое на уроке необычное,интеграция с другими предметами,формирование УДД способствовало их становлению,новому креативному мышлению,краеведению и популяризации знаний по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Рапзработка районного урока»

Троицкое муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа Железногорского района







Открытый урок

по географии в 8-9 классе на тему:

«Народные промыслы Центральной России»

подготовила и провела учитель географии и биологии:

Семенихина Т.Е.































с.Троицкое 2017г





Цель урока: используя нетрадиционные формы обучения, сформировать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа. Расширить знания об обычаях, традициях русского народа. Дать знания о народных художественных промыслах населения Центральной России и Курской области.

Задачи урока: познакомить учащихся с географией народных промыслов Центральной России, как неистребимого стремления народа к процветанию, самобытности, объединению в труде и достижению наилучшего результата историей их возникновения, художественной ценностью; воспитать патриотизм; вести профессиональную ориентацию.

Тип урока: урок –аукцион, защита творческих работ(мини-проектов) учащихся .

Оборудование: «игровая карта», атласы, тетради, учебники «География.9класс» Дронов, политико-административная карта России, музыкальная заставка(2 концерт 2-3мин -Рихтер «Раздолье России») географический диктант «Состав и положение Центральной России на карте», образцы продукции народных художественных промыслов населения Центральной России, самодельная таблица «Народные промыслы…»,загадки о промыслах, проекты учащихся по теме « Русская матрёшка», «Хохлома», «Гжель»,«Жостовский поднос», «Палехская шкатулка»,Павловопосадские платки», презентация: «Народные промыслы», ноутбук, экран,мультимедиа.

Метапредметные цели: установить преемственность курса географии с искусством, технологией , химией ,литературой ;заострив внимание на очерёдности этапов технологических цепочек от сырья до товара , показать практическое значение ремёсел в жизни русского народа, становление его характера и жизненного уклада, совершенствование трудовых отношений.

Коммуникативные: продолжить практику добывать знания в исследовании, находить им применение , работать индивидуально и синхронно в парах, микрогруппах , развивать логику и пространственное мышление.

Регулятивные: придерживаться регламента в защите проектов, заставить учеников творчески работать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, достигать желаемого результата и творческого завершения деятельности закрепить новые термины : ремесло, мануфактура, артель, община, агломерации, миграции, комплекс ,ЭГП, район.





Ход урока

  1. Этап.Организационный момент.

Учитель проверяет наличие принадлежностей и обращается к учащимся с приветствием и словами : «Я рада вас видеть на этом уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу. Сегодня на уроке у нас гости .постарайтесь быть внимательными и вдумчивыми»

(Все (8-9) классы разделены на 4 пары или творческие группы (лаборатория №1,2,3,4и др)Им дано опережающее задание по обычаям и традициям русского народа Центральной России и задание о различных народных художественных промыслах населения проживающего на этой территории.На столах-ватманы для проектов ,пакеты заданий).

Звучит музыка(2 концерт Рахманинова)2-3мин.

2Этап.Угадывание темы.Учитель(момент индукции ).Из проделанной работы вы, наверное, догадались, что пойдёт речь на уроке о -Ремесле, ,народных промыслах и назовёте тему. Запишите тему.

--Перед вами стоит сегодня проблема ,которая потребует внимания:

3.Этап.Устный вопрос 1.Оцените Экономико-географическое положение Центральной России.(Касьянов А.):центральное положение на Русской равнине, столичное положение г. Москвы, выход к морям -3океанов:Балтийскому.Баренцеву,Белому,Азовскому,Чёрному по системе каналов река-море Волго-Балтийскому, Беломоро-Балтийскому, Волго-Донскому).Шёл путь по рекам, волокам ( «из варяг в греки»)

у карты.

2.Оцените природные условия и ресурсы Центральной России. (Кастрикин Д.) Приблизительный ответ учащегося: благоприятные климатические условия в умеренном климатическом поясе, в междуречье рек Оки, Волги, Дона, в лесной и лесостепной природных зонах с умеренно-тёплым летомдостаточным увлажнением и умеренно-холодной зимой. В крае встречаются месторождения топливных ресурсов : углей, торфа, железных руд, фосфоритов, строительных материалов и других ,но все равно природными ресурсами бедна.

Обратимся к нашей проблеме дальше. Предлагаю выполнить географический диктант в котором 9 вопросов. Экспертами вы будете сами.

4.Этап. Выполнение географического диктанта. Я обращаю внимание учащихся на презентацию. Делаем самопроверку географического диктанта.(Слайд 4,5)

План изучения темы на доске.

1.Народы Центральной России

2.Расселение населения и русский характер.

3.Зарождение ремёсел в древних сёлах и городах .

4.Промыслы Родного Курского края.

4.Проблемы населения.

Русские являются самым многочисленным народом Центральной России. Они преобладают во всех областях Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского и Северо-Западного районов. Центральная Россия – колыбель русского народа.

Этап5.Учитель. Возьмём в руки учебник.

 Проведём обсуждение ,взирая на карту в атласе и картосхему в учебнике..стр.170 .

Некоторые племена, например, меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с позднейшими русскими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.

Характер великоросса сложился под влиянием окружающей ее природы. и других черт — предприимчивости, сметливости, изворотливости.

Великоросс отличается большой работоспособностью, но у него нет выдержки в труде. Кратковременный чрезмерный труд сменяется у него продолжительным отдыхом и бездельем. И в этой его особенности сказывается влияние природных условий. Малая продолжительность летней рабочей поры приучила его к крайне напряжению сил, выработала привычку работать быстро. Длинная зима, дающая продолжительный досуг, приучила к безделью и отдыху.

Пройдя тяжелую школу в борьбе со своей скудной и суровой природой, великоросс научился ценить сотрудничество, работу сообща. В жизни великорусского народа еще недавно играла видную роль, да и теперь далеко не утратила своего значения так называемая артель — вид рабочего содружества, производящего сообща и распределяющего доходы между всеми участниками. Та же сторона быта отчасти сказалась и в особенностях владений землей. Большинство великорусских крестьян владеет землей не единолично, а сообща, общинно. Земля считается собственностью целой общины и по определенным правилам распределяется между отдельными ее членами. Пользование пашней, правда, не общинное, а личное. Каждый крестьянин обрабатывает сам или с помощью семьи отведенную ему землю. Некоторые угодья — покосы, выгоны, леса

  • состоят в общем пользовании. Сено косят, скот пасут и лесом пользуются сообща, по правилам, установленным общиной.

Физический тип великоросса не отличается однородностью.. В общем великоросс среднего роста, сильного телосложения, статен, широк в плечах; лицо то напоминает финский тип (скуластость, широкий нос), то характерно славянский, с довольно тонкими чертами, прямым носом, голубыми глазами.

Этап 6.Учитель ставит вопрос перед 1 группой. Дополните портрет великоросса.( Политов А.: приблизительный ответ:

Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово (7 января), Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масленица, которая совпадает с “проводами зимы”.

Русские используют письменность кириллицу (ее создатели Кирилл и Мефодий). Традиционной едой на Руси были каши, квашеная капуста, ржаной хлеб, собирали грибы, ягоды. По праздникам пекли пироги, блины.

Работа с дополнительной литературой – отрывком из рассказа И.С.Шмелёва «Постный рынок»

Слайд 8-9 .Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую одевали сарафан. На голове – платок. Мужчины носили рубаху почти до колен длиной, и штаны, часто в полоску. На ногах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой – валенки.

Девушки заплетали одну косу, а замужние женщины – две косы.

Учитель: В селах Центральной России расположенных вблизи от городов зародились народные кустарные промыслы. Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой (внесезонье), соседство рынков, ярмарок, где можно было продать изготовленные изделия.

Наиболее активно промыслы развивались в XIX веке.

Этап 7.4(мин) Творческая лаборатория №1. Представление мини -проекта. Народные промыслы – хохлома (Воронкина А.)Защита проекта начинается с демонстрации рекламного ребуса из мини-проекта, разгадав ребус получают ключ к защите проекта.

Продолжаем работу с презентацией.

План.

  1. Наименование выпускаемых изделий, рекламный ребус.

  2. Сырьё, используемое для изготовления.

  3. Особенности росписи

  4. Гипотеза проекта : ремесленные изделия могут быть вытеснены с рынка навсегда импортными поделками.

  5. Путь решения.

Пользуясь планом, нужно дать характеристику художественным особенностям вашего народного промысла.

Один из видов расписной деревянной посуды – “золотая хохлома” изготавливается в г. Семенове Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне основа росписи.

Село Хохлома, где проходили ярмарки, дало название целому промыслу. Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью.

Технология .Вырезанный из липы или березы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушивают.

Кисть хохломская! Большое спасибо 
Сказывай сказку для радости жизни
Ты как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В. Боков

Хохломские чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Чаши отличались друг от друга формой и росписью.

Самое интересное изделие – братина. Был древний обычай – братчина. Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, Собирались в одной избе люди – родственники. Рассаживались за одним столом обсуждали дела. К концу разговора и подавались щи и каша в особой посуде, называемой братиной. Это горшок до 50 см в диаметре. Иногда по одной стороне братины изображался росписью большой алый цветок – цветок счастья. Но цвел он только один раз в году в Иванов день. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь.

Ставец – индивидуальная посуда. Состоял он из двух равновеликих чаш, одна из которых накрывала другую. Ставцы были посудой у монахов. Отсюда пошла поговорка: “Всяк старец имей свой ставец!” Рисунок на изделиях – ягоды, травка, цветы. Травка писалась черным и красным цветом. Затейливые узоры называются Кудрины. Травки превращаются в крупные, кудризавитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной птицы, загораются они на черном или красном фоне.Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет “солнце”; на черном фоне замечательно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность. Обратимся к 3 пункту.

Этап 8.Слайд 6-7.По окончании защиты проекта учащиеся заносят данные в таблицу : «Народные промыслы России», г. Семёново в Нижегородской области, с. Хохлома ,Подмосковье Сергиев-Посад, Загорск,(Павлово-Посад),

По очереди учащиеся защищают проекты : Жостовский поднос, Русская матрёшка, Гжель, Павловопосадские платки.

Ремарка.Давая характеристику центрам промысла Подмосковья, заполнять таблицу по ходу путешествия.

На листе вашего проекта наклеена карта. Обратите внимание, как богата история нашей страны, как много культурных достопримечательностей, архитектурных памятников в Московской области. Наша задача, отметить центр, прославившийся своим народным промыслом.

Отметьте центр, закрасив кружочек нужного города.

Из предложенных вариантов описания истории, выбрать который относится к вашему промыслу, вырезать и наклеить на лист следующей страницы.

Слайд 17-18-19 2) Русская матрёшка(Кастрикин Д.).(Вырезанные для наклейки)

Это один из самых популярных русских сувениров - появилась она лишь в конце 19 века в имении Абрамцево, что неподалёку от Сергиева Посада. В Московской области массовое производство матрёшек началось с 1890 года, и уже в 1990 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.

(Слайд 20-21)

3) Жостовские подносы(Анпилогова Ю, Сакович Е.).

Этот художественный промысел - это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу XIX века, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре Жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне фабрика декоративной росписи. Сюжеты росписи - цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной        жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.

Слайд 23

4) Гжель.(Касьянов А.)

Этот поселок находится в 60 км от Москвы, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Впервые это местечко упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. К середине XVII века относятся первые сведения о местности, богатой хорошими глинами. По указу царя Алексея Михайловича крестьяне этой волости поставляли глины в Москву. В 1724 году появился первый завод. Постепенно край стал полноправным хозяином керамического производства в России.

(Слайд 26-27 )(Лисичкина А.)

4) Павлопосадские платки.

В 1795 г. Иван Лабзин открыл фабрику по производству платков (это более 200 лет тому назад), в конце 1850-х годов начинается создание шалей в небольшом подмосковном городе, долгое время - на протяжении всего 19 века - набойка шалей осуществлялась только вручную, где на ткани набивали рисунок из цветов деревянными резными формами.

4. Художественная особенность промысла.

познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще М. В. Ломоносов сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее”.

Вывод: мы закончили путешествие по Центральной России, ознакомились с промыслами, ремёслами их видом , развитием. Стало понятно, что они не утратили значения и в современное время, служат образцами для нас потомков ,подталкивают к творчеству, самостоятельству,не дают забыть,что мы-великороссы.

Этап 9 .Проблема развития народных промыслов в Курской области, Курчатовском районе на примере Кожлянской игрушки в с.Дроняево , Суджанских ковров.

(Просмотр мультимедиа 3-4 минуты).

Этап 10.Оценивание. Итог урока.Вывод по проблеме. ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ И ПРОЕКТЫ.

Этап 11 .Домашнее задание.&37. Стр.169.

Если осталось время.

Задание по учебнику и таблице определить ,в каком районе Центральной России большая доля городского населения? т.39 стр. 63 уч. Дронова (правильный ответ – Северо-Западная Россия)

Внимание Проблема!-Почему уменьшилась доля сельского населения в Центральной России?

(отток населения из села в город ,уменьшился естественный прирост и миграция населения)

Выписать города –миллионики Центральной России.(Москва ,Санкт –Петербург, Нижний Новгород)



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!