СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растительный мир Краснодарского края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Растительный мир Краснодарского края.»

Тема: Растительный мир Краснодарского края.

Цели урока:

  • Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Краснодарского края, Красной книгой Кубани: с растениями, которые в нее внесены, вывести экологические правила, которые должны выполнять люди.

Задачи урока:

  • Закрепить умение работы в группах.

  • Развивать коллективно-творческие способности, речь, мышление, умение работать с картой Краснодарского края, расширять кругозор.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование:

проектор

компьютер


Ресурсы урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал(карточки с информацией про растения), чебник кубановедения УМК "Школа России" 3 класс Ерёменко, Мирук


Тип урока: изучение нового материала


Ход урока:

1.Определение темы и цели урока.

-Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами получили сигнал «SOS»! Всё чаще и чаще мы слышим этот сигнал.

А откуда же к нам он пришел?

Отгадайте загадку и узнаете.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Ваню – земляникой, Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

(Лес).(1 слайд)

-Сегодня мы с вами будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в нем.

Все чаще звучит в природе «SOS»!

- Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса. – Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню…

- Пощади! – вторит земля. – Ты вырубаешь деревья…

- Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение рек, уничтожение растений, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности, которая нависла над природой и человеком. Только сообща люди могут вылечить планету.

- Так о чём пойдёт речь на уроке?(ответы учеников)

-Какие же цели мы с вами поставим на наш урок?(ответы учеников)(2 слайд)

2. Работа по теме.

Итак, мы отправляемся в путешествие по карте – схеме «Руку дружбы – природе!».(3 слайд)

1)Информационный щит №1 «Растения Кубани».(4 слайд)

Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

-Что же растет в лесу?(ответы учеников)

Дышит, растет,

А ходить не может.

(Растение).


- Назовите, какие растения нашего края вы знаете?

- А что вы о них знаете?(ответы учеников)

-Сейчас мы разделимся на группы и каждая группа подготовит информацию про одно из растений, которое есть в Краснодарском крае.

Ребята берут карточки с иллюстрацией растений и их описанием. Дети читают информацию.

1 группа. Клейкие почки, зеленые листочки.(5 слайд)

С белой корой стоит под горой. (Береза)

Береза – исконно русское дерево, хоть и растет не только у нас. Название ее уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало слово «бер». Означало оно «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от него появилось слово береза, береста.

2 группа. Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь.(6 слайд)

(Крап`ива).

Родовое название растения произошло от слова в переводе с латинского означающее «жечь». О лечебной и пищевой ценности знали еще древние греки и римляне. В народной медицине из листьев крапивы изготавливали настои и отвары.


3 группа .Служит нам всем вместо йода, а растет оно повсюду.(7 слайд)

Желтые цветочки, зеленые и пышные листочки.

(Чистотел)

Заросли чистотела встречаются во влажных местах: вдоль заборов, дорог, по оврагам. В древние времена сок чистотела применяли при лечении глазных болезней. Цветет с мая по август. Цветы его недолговечны, через 2 дня отцветают. Это удивительное растение применяют как средство борьбы с вредителями садов и огородов.

4 группа.Зелены кусточки, алые кусточки;(8 слайд)

Когти – коготочки стерегут цветочки.

(Шиповник).

Это красивоцветущий кустарник из семейства розоцветных получил свое название из–за острых шипов. О лечебных свойствах его знали давно. Шиповник по праву называют «фабрикой витаминов». Растет на склонах холмов, в лесах.

5 группа.Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:(9 слайд)

Путь – дорожку до зари освещают фонари.

На больших столбах подряд лампы белые висят.

(Ландыш).

Ландыши встречаются в светлых смешанных лесах, на лесных опушках. Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти. Еще в древности растения ландыша применялось в лечебных целях.

2)Информационный щит №2

«Редкие растения Краснодарского края».(10 слайд)

Красная книга – «красная»!

Значит природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

Все живое хранить зовет.

Пусть зовет не напрасно

«Красная книга», «красная книга»!(11 слайд)

Сейчас люди поняли, что природа нашей планеты в опасности.

В Краснодарском крае проводится большая работа по охране природы. С 1924 года существует Кавказский заповедник – один из крупнейших горно–лесных заповедников нашей страны. Кроме него, для сохранения и воспроизводства ценных пород деревьев созданы постоянные и временные заказники.

Рассмотрим некоторые виды редких растений Краснодарского края, которые находятся в местах, названных памятниками природы Краснодарского края.

Джанхотский сосновый бор.(12 слайд)

Сосна пицундская в нашем крае распространена на побережье Черного моря от Анапы до Адлера, произростая группами и отдельными экземплярами.

Джанхотская роща находится на территории Геленджикского лесничества. Сосна пицундская нетребовательна к почве и может расти на известняковых скалах, глинистых сланцах, песчаниках и на приморских песках. Хвоя деревьев содержит ряд витаминов и ценных в лечебном отношении веществ. Научное значение сосны пицундской заключается в том, что она является одним из древнейших видов деревьев в нашей стране.

Урочище «Сосновая» - находится в 25 км к северо – западу от Туапсе, на территории Небугского и Новомихайловского лесничеств Туапсинского лесокомбината, в полукилометре от морского берега. Роща сосны пицундской здесь имеет площадь 100 га.(13 слайд)

Роща болотного кипариса находится при въезде в поселок Архипо – Осиповку со стороны Геленджика. Площадь ее 1,5 га. Роща служит объектом посещения туристов и отдыхающих.(14 слайд)

Можжевеловое редколесье. Натерритории Новороссийского, Шесхарисского и Абрауского лесничеств. Можжевельник – реликтовое растение, преобладают деревья в возрасте до 130 лет. Можжевеловое редколесье находится под охраной Новороссийского лесхоза.(15 слайд)

3)Информационный щит № 3 «Защитим красоту природы»!(16 слайд)

- Ребята, вы хотите участвовать в защите природы?

На следующей остановке мы должны составить правила поведения в природе.

Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту.

Каждый из вас должен уметь вести себя в природе.

Как вести себя в природе?(ученики составляют правила охраны природы).(17 слайд)

  • Нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву.

  • Не срывать цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу; пусть ими полюбуются другие.

  • Не сори в лесу, ведь красота спасет мир…

  • Не разжигай костры…

-Итак, на этом наше путешествие по лесам Краснодарского края подходит к концу. Эта остановка была заключительная.

Будем природе мы верными,

Бороться с поступками скверными.

-Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока?

-Какую информацию запомнили о растениях Краснодарского края?

Рефлексия.(ученики оценивают свою деятельность на уроке)

-Я узнал...

-Я смог...

-Мне было трудно...

-Я научился...


Домашнее задание.

В тетради для классных работ сделай сообщение про одно из растений Краснодарского края.