ГКОУ «Донецкая школа-интернат №22»
Подготовила: учитель-дефектолог Ващенко Л.Н.
Разработка классного часа на тему: «Моя семья – самая-самая…»
| Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. |
Цели:
- формирование представлений о семье, формирование правильного отношения в семье, ее членами, их взаимоотношения, умений анализировать ситуации;
- воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
- эстетические; помочь ребенку оценить свое место в семье.
На доске плакат «Семья в моей жизни» и пословица «Семья вся вместе - душа на месте»
Задачи: формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Форма проведения: час общения.
-Ребята я хочу предложить вам разгадать ребус: «7Я»
- Правильно это слово «СЕМЬЯ». Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова дается несколько определений слову «семья» так – группа живущих вместе близких родственников (домашняя семья) и объединение людей, сплоченных общими интересами (дружная классная, школьная семья)
Семья – самое главное в жизни каждого человека, это его богатство. Это близкие родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
- Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье?
- (ответы детей) забота, помощь, любовь, взаимопонимание.
- Правильно, членов семьи объединяет забота друг о друге, помощь друг другу. Ведь недаром говорят: « Согласную семью и горе не берет». А вот еще пословицы про семью:
1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Один за всех, все за одного.
3. Дома и стены помогают.
4. Сядем рядком, да и поговорим ладком.
5. Чем богаты, тем и рады.
6. Когда семья вместе, так и душа на месте.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
8. Яйцо курицу не учит.
9. Вся семья вместе, так и душа на месте.
10. В семье и каша гуще.
11. Мой дом – моя крепость.
12. Без хозяина дом сирота.
13. Горе тому, кто непорядком живет в дому.
14. Хоть по уши плыть, до дома быть.
15. Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.
16. Не нужен клад, когда в семье лад.
17. Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях.
18. Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.
Кто входит в семью, давайте с вами назовем всех членов семьи. Мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, тетя, дядя, племянник, племянница.
На доске появляется большая ромашка с 7 лепестками.
- Правильно. Это бабушки и дедушки. Это родители наших мам и пап. Они очень любят своих внуков, то есть вас. А еще есть тети и дяди. Это братья и сестра наших пап и мам. Племянники и племянницы. Это дети братьев и сестер наших родителей. Прабабушка, прадедушка. Это дедушка и бабушка наших родителей. Если подумать, можно еще много вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это наши родные люди, наша семья. Вам нравится ваша семья? Кто сможет объяснить слово КОМПЛИМЕНТ?
(Похвала – любезные, приятные слова, лестный отзыв). Я предлагаю сказать вашей семье комплимент.
(Названные комплименты располагаются в виде лучиков) -
родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, вежливая и т.д.
Давайте познакомимся с вашими семьями, но сделаем это необычным способом. Сейчас мы с вами создадим семейный альбом. В нашем альбоме не будет обычных фотографий, а будут ваши рисунки, которые вы нарисовали заранее. В первой части листа изображены « Это я», во второй - «Это моя семья», в третьей - «Домашние питомцы», в четвертой – «Любимые занятия семьи».
На стенде вывешены рисунки детей. Вот такой получился у нас семейный альбом. Как вы думаете, что может помешать счастью семьи? (Слова прикрепляются в виде тучек, которые закрывают солнышко) - ссоры, обиды, конфликты, непонимание, усталость, болезни, занятость родителей и т.д.
А на чем основывается счастливая семья? - любовь, взаимопонимание, уважение, помощь. Всегда ли вы поступаете так, чтобы ваша семья была счастлива? В сказках члены семьи тоже огорчают друг друга. Вспомним некоторые сказки.
-Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? ( из- за непослушания)
- Из-за чего старуха в сказке Пушкина осталась у разбитого корыта? (из-за жадности).
- Почему в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» Пузырь лопнул? (посмеялся над другими).
-Почему Каю в сказке Андерсена попал осколок от зеркала в глаз и сердце и мальчик стал злым? (он посмеялся над Снежной королевой, хотел посадить на раскалённую печь).
-Почему колобок был съеден лисой? (поддался её хитрости)
Так и в жизни. Жизнь состоит из больших и малых событий.
Назовите житейские поступки, которые огорчали ваших близких (опоздание, шалость, порча вещи, потеря чего-либо, разбили вазу).
Вывод: достоин ли уважения человек, который совершает ошибочные действия, но признаёт свои ошибки? ( Для признания ошибки требуется мужество, такой шаг могут сделать люди с сильным характером, а поэтому они достойны уважения)
- Ребята, как выдумаете, а в других странах как относятся к ценностям семьи?
- Оказывается, что есть даже международный праздник День семьи.
Праздник 15 мая Международный день семьи. В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Международный день семьи. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи.
По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи - единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой.
На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Главная задача праздника Международного Дня семьи — привлечение внимания правительственных и государственных органов, общественных движений и организаций, средств массовой информации к насущным проблемам семьи.
Хочу рассказать вам притчу.
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
- Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.
Физкультминутка.
На ответ «да» - хлопайте, на ответ «нет» - топайте.
- Маму выручим всегда? (да)
- И обманывать не будем никогда? (да)
- Кинуть камень кошке вслед? (нет)
-Брать в автобусе билет? (нет)
- Ай, ай, ай, как это нет? Надо брать билет всегда? (да)
- Не робеть, когда беда? (да)
- Не жалеть для дел труда? (да)
- Рук не мыть, когда обед? (нет)
- Как же это не мыть? Мыть обязательно! (да)
- Солнце, воздух и вода? (да)
- Мы лентяем шлём привет? (нет)
- А тем, кто делает добро? (да)
Ребята, а школу можно назвать нашим домом?
В какой- то степени можно. Ведь мы живем, учимся с вами в одном доме. Давайте построим Дом, в котором будет жить наша семья.
Дети строят дом из кирпичиков, на которых написаны слова: ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЗАИМОВЫРУЧКА, НАДЕЖНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, НЕЖНОСТЬ, ДОБРОТА, ЛАСКА, СЧАСТЬЕ, ВОЛНЕНИЯ, ПЕРЕЖИВАНИЯ, КОНФЛИКТЫ, ЗЛОСТЬ, ССОРЫ, НЕНАВИСТЬ, ТЕПЛОТА, УЮТ, ДУШЕВНОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, РАДОСТЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ, ДОСТАТОК, НИЩЕТА, ГОЛОД, УЮТ, ГРЯЗЬ, ПОНИМАНИЕ, СКВЕРНОСЛОВИЕ.
Выбирают те слова, которые считают необходимые для построения семьи. НУ, ВОТ МЫ С ВАМИ и построили наш дом. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Тогда в нашем доме будет тепло и уютно жить.
Заключение.
- В заключение послушайте стихотворение
«Что может быть семьи дороже?»
Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и радость, и смех.
Взлет и падение. Радость, печаль,
Дружбу и ссоры. Молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные. Отчий твой дом,
Сердце навеки останется в нем.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
-Я хотела бы вас спросить: А как вы думаете, можем ли мы наш класс назвать семьёй?
- Конечно, можем. Ведь школа это наш дом, а класс – это семья. И я думаю, что в этом доме, в этой семье мы будем жить дружно, весело, всегда друг другу помогать.