СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка коррекционных курсов по программе СИПР 1 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционные курсы к программе СИПР написаны для детей-ивалидов, иеющих тяжелые множественные нарушения развития. Их можно научить некоторым жизненным компетенциям, научить отзываться на слово учителя, психолога, логопеда и всех, кто с ними общается. Общение с этими детьми показывает как хрупок наш мир, как многое мы можем сделать для каждого конкретного ребёнка, проявляя к нему заботу и внимание. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка коррекционных курсов по программе СИПР 1 класс»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Когалыма







СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

________________ Э.А.Арсланова

Дата проверки 01. 09.2017г





КОРРЕКЦИОННЫЕ КУРСЫ

ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ

УЧАЩЕЙСЯ 1 КЛАССА

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД




Составитель: педагог-психолог Орлова Наталия Тимофеевна



Общее количество часов по программе – 165 часов. Количество часов в неделю - 5 часов

Форма: индивидуальные коррекционные занятия





Пояснительная записка


Дети с выраженной умственной отсталостью нуждаются в специальной психолого – педагогической реабилитации. Для них характерно недоразвитие всех сторон психической деятельности, моторики, эмоционально – волевой сферы. У умственно – отсталых детей страдает процесс восприятия. Для них требуется больше времени, чтобы воспринять материал, включиться в игру, выполнить практические действия, обучиться действию с игрушкой. Особенности психических и физических функций умственно – отсталых детей носят стойкий характер. В процессе специального обучения можно добиться положительной динамики в их развитии.

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант D) и «Программы образования, учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, СПб ЦДК проф., 2011г. и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Новизна программы: разработка индивидуального образовательного маршрута обучения для каждого ребенка с глубокой степенью умственной отсталости.

Целью реализации программы: достижение ребенком максимально возможных начальных навыков адаптации в решении повседневных жизненных задач, расширение навыков общения, закрепление элементарных повседневных контактов в доступных пределах для данного ребёнка.

Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  1. Подготовка ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослыми.

  2. Формирование учебного поведения:

    • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

    • Умение выполнять инструкции («посмотри на меня», «покажи»; «возьми»);

    • Использование по назначению учебных материалов;

    • Умение выполнять действия по подражанию, по образцу.

  1. Формирование умения обращаться на своё имя:

    • В течение определенного периода времени;

    • От начала до конца общения.

  1. Формирование простых умений обслуживания.

Задачи программы по каждому разделу состоят из самых простых заданий. Однако, в силу тяжёлых нарушений в развитии ребёнок, возможно, не сможет усвоить все разделы за один год.



Психолого-педагогическая характеристика Кандауровой Дианы.

В настоящее время Д. 14 лет, ребёнок-инвалид. Д. периодически посещала реабилитационный центр в г. Когалыме. В 2017 году была определена для обучения в МАОУ СОШ№1 по АООП, СИПР, в форме домашнего обучения.

По заключению ТПМПК у учащейся ДЦП, самостоятельно не может передвигаться. органическое повреждение головного мозга, недоразвитие речи, иногда бывает капризная. Рекомендовано обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) вариант 2.

У ребёнка - недоразвитие психических функций мозга, недоразвитие понятийного аппарата. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Ребёнок частично понимает обращенную речь, не говорит, издаёт непонятные звуки. Есть нарушения в эмоционально-волевой сфере - проявления агрессии, нервозность в присутствии посторонних. Нарушения в коммуникативной сфере. Общая и мелкая моторика развиты слабо, в руках недолго может держать ручку. Движения руки хаотичны. Самостоятельно Д. стоять не может даже при поддержке, может только ползать. В пространстве комнаты ориентируется. Сидит в инвалидном кресле. Реагирует на своё имя и игрушки. Зрительный контакт не всегда фиксированный, часто проявляется «скользящий» взгляд. Эмоционально реагирует на говорящего, взглядом, поднимает голову. При взаимодействии со взрослым хорошо воспринимает эмоционально окрашенный голос.

Познавательные способности отсутствуют. Навыки самообслуживания ограничены. Постоянно находится в памперсах, ложку не держит, кормит мама. Кушает по настроению, капризничает. Внимание неустойчивое. Невербальные средства общения ограничены. Предметная деятельность на манипулятивном уровне. Сенсорные эталоны не усвоены. Ручку держит неправильно. Но старается. Элементарные инструкции не понимает, но может посмотреть и повторить действия с предметами после многократных повторений. Трудности в обучении: недоразвитие понятийного аппарата. Надо повторять однотипные действия, забывает. Реагирует на своё имя, старается его произнести, показывает части лица, 3 пальца на руке. Двигательные нарушения, несформированность навыков самообслуживания, недоразвитие психических процессов обуславливает выбор таких разделов из программы обучения, которые направлены на формирование жизненных компетенций.

Направления работы педагога-психолога:
  • Формирование, развитие и коррекция предметно-практической деятельности (игровой деятельности), конструктивной деятельности (развитие мелкой моторики) формирование элементарных алгоритмов действий с предметами), формирование навыков элементарной деятельности по образцу или показу, или инструкции.

  • Формирование, развитие и коррекция коммуникативных навыков и продуктивного взаимодействия.

  • Развитие навыков саморегуляции, формирование учебной мотиваций, формирование адаптивных форм поведения, элементов учебного поведения; коррекция и развитие эмоциональной сферы; помощь в социальной адаптации.

  • Формирование альтернативной речи.

Таким образом, выстраивается интегрированная модель рабочей программы индивидуальных коррекционных занятий для данного ребёнка.



Коррекционные курсы:

1.Предметно-практические действия.

2.Сенсорное развитие.

3.Речь и альтернативная коммуникация.

4.Эмоциональное и коммуникативное речевое развитие.

Содержание курсов

I. Предметно-практические действия

Педагог-психолог Орлова Н.Т



Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно - практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами:

Материально-техническое оснащение включает:

  • предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

  • звучащие предметы для встряхивания;

  • предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.



Программно-методический материал представлен следующими разделами:



тема

Период-

в течение года

Планируемый результат


Диагностический период


  1. Действия с материалами


Формирование умения сминать материал двумя руками



Сминание материала (салфетки, газета, калька) двумя руками


салфетки


газета


калька


Формирование умения сминать материал одной рукой




Сминание материала (салфетки, газета, калька) одной рукой



салфетки


газета


калька

  1. Действия с предметами


Формирование умения захватывать предмет




захватывание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки)


Формирование умения удерживать предмет

удержание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки)


Формирование умения отпускать предмет

отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки)






II. Речь и альтернативная коммуникация

Педагог-психолог Орлова Н.Т

Пояснительная записка


Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта, речи и опорно-двигательной системы ограничены навыки коммуникативных связей, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта, как у данного ребёнка, отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбираются альтернативные средства коммуникации, например, жесты, пиктограммы или др.

К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово). Электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Образовательные задачи:

  • раздела «Коммуникация» направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.

  • раздела «Развитие речи» направлены на формирование умения понимать обращенную речь и на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, жесты, мимику.

Материально-техническое оснащение учебного предмета:

  • графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

  • аудио и видеоматериалы



Программно-методический материал представлен следующими разделами:



Тема

Период-в течение года

Планируемый результат


Диагностический период


    1. Коммуникация с использованием вербальных средств


Формирование умения устанавливать контакт с собеседником





установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником


Формирование умения реагировать на собственное имя

реагирование на собственное имя


Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом

приветствие собеседника звуком, словом


Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом

прощание с собеседником звуком, жестом, словом

  1. Коммуникация с использованием невербальных средств


Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации



выражение приветствия, прощания с использованием мимики


Формирование умения использовать жест как средство коммуникации

выражение жестом приветствие, прощание

  1. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь


Формирование умения реагировать на собственное имя



реагирование на собственное имя


Формирование умения понимать слова, обозначающие действия

понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять)

Экспрессивная речь


Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы



называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов
































III. Сенсорное развитие

Педагог-психолог Орлова Н.Т

Пояснительная записка


Сенсорное развитие направлено на формирование восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Занятия по сенсорному развитию с использованием игрушки для коррекции нарушения развития детей, составлена с учетом индивидуальных, психофизических состояний данного ребёнка. Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.

Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Игры и занятия с игрушками оказывают сильное и разностороннее воздействие на развитие ребенка. Во время таких занятий ребенок учится выполнять различные действия с игрушками, происходит понимание и выполнение речевых инструкций взрослого, подражание речевым высказываниям, формируется эмоциональная сфера, предпосылки воображения.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Материально- техническое оснащение включает:

  • игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

  • образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

  • сенсорные панели;

  • наборы аромобаночек;

  • вибромассажеры и т.д.

Ожидаемые результаты по программе «Сенсорное развитие»

  • 1.Фиксировать взгляд на одной игрушке: шарик, кубик, мячик, яркая игрушка, кольцо;

  • 2.Выполнять по подражанию простейшие манипуляции и действия с предметами;

  • 3.Сравнивать и раскладывать предметы двух контрастных цветов;

  • 4.Группировать игрушки по величине;

  • 5.Рассматривать себя в зеркале. Находить и называть части тела.

Программно-методический материал представлен следующими разделами:



тема

Период- в течение года

планируемый результат


Диагностический период


  1. Зрительное восприятие


Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.


фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки)

  1. Слуховое восприятие


Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука


локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха

  1. Кинестетическое восприятие


Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека


адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

  1. Восприятие запаха


Формирование адекватной реакции на запахи

адекватная реакция на запахи

  1. Восприятие вкуса


Формирование адекватной реакции на продукты:

адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам


сладкий


соленый


IV.Эмоциональное и коммуникативное речевое развитие


Педагог-психолог Орлова Н.Т

Пояснительная записка


Цель: развитие эмоционально-волевой сферы

Задачи: настраивать ребенка на восприятие взрослого, содействовать возникновению сосредоточения на лице и коммуникативной улыбке взрослого в ответ на длительное и интенсивное «сложное обращение» (улыбка + речь + поглаживание) в рамках эмоционального ситуативно-личностного общения. Содействовать установлению и удержанию зрительного контакта с говорящим и (или) жестикулирующим взрослым, наблюдению за его ртом (губами), глазами, руками. Стремиться установить более прочный эмоциональный контакт ребенка с близкими взрослыми. Заражать эмоциями радости, удовольствия, удовлетворения и поддерживать состояние психологического комфорта; укреплять положительные эмоциональные связи; прививать различные формы общения с близкими взрослыми (улыбаться, смотреть в глаза, протягивать руку при встрече со знакомыми, при прощании махать рукой); закрепить эмоциональную реакцию на появление родителей, близких взрослых, радоваться, улыбаться; учить узнавать на фото себя и близких взрослых: находить себя (близких взрослых) среди других лиц, выполнять инструкции: «Покажи, где мама», и т.п.

Прививать интерес к слушанию музыки, сказок.


Программно-методический материал представлен следующими разделами:


тема

Период- в течение года

планируемый результат


Диагностический период


  1. Эмоциональное и коммуникативное речевое развитие

1.

Изучение эмоций по картинкам и закрепление разных эмоций. Выход агрессии. Игра с куклой Бибабо. Прослушивание музыки.















умение выражать адекватные эмоции, научить переключать агрессию - пожаловаться кукле

2.

Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком, жестом, улыбнуться по- доброму

развитие доброжелательности и передать улыбкой, жестом приветствия

3.

Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай».

Игра «Поделись игрушкой». Прослушивание сказки.

адекватная эмоционально-двигательная реакция на общение с другим

4.

Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай».

Игра «Поделись игрушкой». Прослушивание сказки.

адекватная реакция на свои желания

5.

Эмоциональное выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет».

адекватная ответная реакцияна эмоции собеседника


Умение позвать на помощь.


6.

Эмоциональное выражение просьбы о помощи жестом, звуком, сигналом «помоги».

Рекомендации


Проблемы поведения. Коррекция агрессии, самоагрессии и аффективных вспышек: агрессия, направленная на людей? - кусает, бьет; самоагрессии - бьется головой о поверхности и предметы, кусает себе руки



Функция поведения. Избегание неприятного.

Способы и методы коррекции Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (выйти из помещения, пройти по коридору, умыться), интересную для ребенка деятельность (прыжки на батуте, качание на качелях), на то, что может его заинтересовать (шариковый бассейн)

Материалы и оборудование: картинки, презентации, игрушки, мнемокартинки, пиктограммы, символы, куклы, бумага, карандаши, сенсорные дорожки, сухой дождь для снятия напряжении.


Критерии оценки

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР отличаются от итоговых достижений детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Это:

-накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой доступной деятельности;

-перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции»).

Это готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

В качестве критериев оценки самостоятельности при выполнении действий выступают следующие:

  • «выполняет действие самостоятельно»;

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

  • «выполняет действие по образцу»;

  • «выполняет действие с частичной физической помощью»;

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;

  • «действие не выполняет»;

Основными критериями сформированности представления являются: «узнает объект».


Ожидаемые результаты коррекционных занятий

Система коррекционных занятий направлена на развитие и коррекцию навыков общения и средств коммуникации у ребенка с ТМНР, что будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основным ожидаемым результатом прохождения занятий является подготовка к жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.


Ожидаемые личностные результаты:

  1. Эмоциональное участие в процессе общения в совместной деятельности с взрослым.

  2. Овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей обучающегося.

  3. Улучшение эмоционального состояния.


Предметные результаты:

  1. Предполагается сформировать:

- эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления:

* узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки, в соответствии с их функциональным назначением;

* выделять зрительно один предмет (объект, игрушку) из множества;

* определять на слух источник звука (голос животного, пение птиц);

*различать на вкус (сладкий, горький, кислый, соленый), соотнесение со словом, символом;

*знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов живой и неживой природы (соотнесение со словом, символом);

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

*показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с психологом, учителем, родителями;

*показывать на себе части тела и лица;

*выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагировать на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;

  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

  • выполнять действия с игрушкой;

  • адекватно реагировать на простую инструкцию;

  • использовать звукоподражания, лепетные слова для называния объектов окружающего мира


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

УЧАЩЕЙСЯ 1-В КЛАССА

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей данного ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной адаптации ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Ожидаемые личностные результаты:

1.Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления:

* узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки, в соответствии с их функциональным назначением;

* выделять зрительно один предмет (объект, игрушку) из множества;

* определять на слух источник звука (голос животного, пение птиц);

*различать на вкус (сладкий, горький, кислый, соленый), (соотнесение со словом, символом);

*знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы (соотнесение со словом, символом);

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

*показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с педагогами, медицинским персоналом, родителями;

*показывать на себе части тела и лица;

*выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать мимику и жесты;

  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

  • понимать и выполнять действия с игрушкой;

  • повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

  • использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира.




Календарно-тематический план

специальных коррекционных занятий с учащейся 1-в класса

на 2017-18 учебный год

Педагог-психолог Орлова Н.Т.


№п/п

занятий

Темы занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Курс. Предметно-практические действия

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.


I четверть



1-4

Знакомство учащегося с учителем. Приветствие. Установление контакта. Определение сформированности различных навыков учащегося. Повторение ранних навыков.

4

07.09.17; 14.09.17; 21.09. 17;

28.09.17;

5-8

Повторение ранних навыков. Действия с материалами. Сминание материала (салфетка, туалетная бумага)

4

05.10.17

12.10.17; 12.09.17; 19.10.17;


9

Повторение ранних навыков. Сминание материала (бумажные полотенца)

По плану

II четверть

1

9 часов

26.10.17;

10-11

Повторение ранних навыков. Сминание материала (бумажные полотенца)

2


12-15

Повторение ранних навыков. Пальчиковая гимнастика.

4


16-17

Повторение ранних навыков. Разминание материала (пластилин).

2



По плану

9 часов



III четверть



18-20

Повторение ранних навыков. Разминание материала (пластилин)

3


21-24

Повторение ранних навыков. Вращение предмета (открывание и закрывание пластиковых бутылок)

4


25-27

Действия с предметами. Сжимание предмета: мокрая губка, прищепка, мячик. Нанизывание бусинок на нить.

3



По плану

10 часов



IV четверть



28-31

Пальчиковая гимнастика.

4


32-33

Пальчиковая гимнастика.

2


За курс – 33 часа

Курс. Речь и альтернативная коммуникация

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.



I четверть



34-38

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно развивающей среде. Прогулка по квартире. Изучение расположения комнат и научение передвигаться на коляске. Движение по различным сенсорным дорожкам. Пальчиковая гимнастика. Реагирование на свое имя

5


39-41

Рассматривание предметов. Игра «Любимая игрушка». Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». Игра «Дай, возьми» (передать жестами и звуком)

3



По плану

8 часов



II четверть



42-43

Игра «Любимая игрушка». Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». Игра «Дай, возьми» (передать жестами и звуком)

2


44-46

Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на свое имя.

3


47- 49


«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале. Упражнения на развитие моторики

3




По плану

8 часов



III четверть



50-51

«Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале. Упражнения на развитие моторики

2


52-55

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком. Реагирование на свое имя. Упражнения по развитию эмоций

4


56-58

Фиксация взгляда на объекте. Игра «В магазине игрушек».

3



По плану

9 часов



IV четверть



59-62

Нахождение игрушки по картинкам. Реагирование на свое имя. Развитие эмоций

4


63-66

Жесты и мимика для общения.

4



За курс

33 часа




Курс. Сенсорное развитие.

Цель: формирование полноценного восприятия окружающей действительности


I четверть



67-68

Установление зрительного контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком. Узнавание имен членов семьи. Реагирование на свое имя

2


69-70

Стимулировать реакцию на зрительный раздражитель. Реагирование на свое имя

2


71-72

Стимулировать реакцию на звук. Реагирование на свое имя

2


73-74

Стимулировать реакцию на тактильные ощущения, реакция на прикосновения

2



По плану

8 часов



II четверть



75-78

Стимулировать реакцию на запах, вкус, твёрдость, мягкость и т.д. Реагирование на свое имя

4


79-82

Стимулировать реакцию на вкус. Реагирование на свое имя

4



По плану

8 часов



III четверть



83-90





Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. Реагирование на свое имя.

Учить фиксировать взгляд на одной игрушке: шарик, кубик, мячик, яркая игрушка, кольцо, заводная игрушка. Побуждать брать игрушку и удерживать ее: возьми игрушку; достань колечко;

дотянись до игрушки.

Упражнения: возьми игрушку с другой стороны; возьми две игрушки; дай кубик, шарик, мячик. Продолжать развивать тактильные ощущения различных частей тела с помощью самостоятельных действий с игрушкой;


4


4







91-92




Действия с предметами. Выполнять по подражанию простейшие постройки: узкая дорожка из 3-х кирпичиков; узкая дорожка из 4-5 кирпичиков, разного цвета; заборчик из кирпичиков; загородка из кирпичиков; башня из 3-х кубиков одинакового размера. Выполнять постройки из деталей одного цвета (синяя дорога, желтая, зеленая башня, красная, синяя). Перекатывать мяч между ладонями, касаться каждого пальца.

2







10 часов



IV четверть



93-96

Действия с предметами. Выполнять по подражанию простейшие постройки: узкая дорожка из 3-х кирпичиков; узкая дорожка из 4-5 кирпичиков, разного цвета;

4


97-99

Выполнять подражательные действия с предметами: по показу – в движение вовлекается больше пальцев: раскладывание шариков в мисочки; катать шарики от себя; бросание шариков, мелких кубиков, крупных пуговиц, гаек, косточек в пластмассовую банку, перекладывание мячей разного размера.

3



За курс

33 часа






Курс. Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие

Цель: установление эмоционального контакта с учителем. Овладение начальными навыками адаптации общения. Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.



I четверть



100-103

Изучение эмоций по картинкам и закрепление разных эмоций. Выход агрессии. Игра с куклой Бибобо. Прослушивание музыки. Произношение своего имени

4


104-107

Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком, жестом, улыбнуться доброжелательно. Произношение своего имени

4




По плану

8 часов



II четверть



108-111

Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай».

Игра «Поделись игрушкой». Прослушивание сказки. Произношение своего имени

4


112-115

Эмоциональное выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет». Произношение своего имени

4



По плану

8 часов



III четверть



116-118

Эмоциональное выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги».

Произношение своего имени. Жестом показать приветствие и прощание.

3


119-125

Надевание колец на руку, сопровождая эмоциями радости. Перекладывание предметов, игрушек из одной коробки в другую. Открывание и закрывание различных разъемных игрушек: матрешки, шкатулки, полые разъемные шары и передавать жестом, что работа закончена.

7



По плану

10 часов



IV четверть



126-130

Изучение эмоций.

5


131-132

Развитие эмоциональных реакций в различных ситуациях.

2



За курс

33 часа








Курс. Двигательное развитие.



I четверть



133

Диагностика умений двигаться.

1


134

Развитие ручного праксиса. Нанизывание бусинок.

1


135

Развитие ручного праксиса. Собирание мелких предметов в коробку.

1


136

Развитие ручного праксиса и движений руками.

1


137

Развитие ручного праксиса. Показать «вверх», «вниз»

1


138

Показать «вверх», «вниз». Бросание мяча.

1


139

Развитие ручного праксиса.

1


140

Развитие ручного праксиса (перекладывание предметов)

1



По плану

8 часов



II четверть



141-144

Развитие ручного праксиса.

4


145-148

Развитие крупной моторики.

4



По плану

8 часов



III четверть



149-151

Развитие крупной моторики.

3


152-155

Развитие крупной моторики.

4


156-158

Развитие крупной моторики.

3



По плану

10 часов



IV четверть



159-162

Развитие крупной моторики.

4


163-165

Развитие крупной моторики.

3



За курс

33 часа



Итого занятий по всем курсам за год


165 часов





























Библиографический список

  1. Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.

  2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.,2001.

  3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью. - СПб: Союз,2000.

  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.

  5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.

  6. Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение, 2007.

  7. Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение,2009.- 175с.

  8. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. –М.,2000.

  9. Маркова А.С. Организация коррекционно – развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. –М.,2000

  10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.В.Нищева. –Спб.: Детство – пресс,2006.

  11. Особые дети. Экспериментальная программа «Посох» г.Новгород 1996.

  12. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой, В.Л.Жевнерова. –Спб.,2007.

  13. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен,2007.

  14. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос,2007.

  15. Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика. – М.,2007.

  16. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно – ролевые игры для социализации детей 4-5 лет. – М.,2010.

  17. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д.,2006.

  18. Югова О.В. Игры с малышами: Методическое пособие по работе с набором дидактических игрушек для детей раннего возраста. – Спб.,2009.





















Приложение 1

Результаты коррекционно-развивающей работы

с учащейся 1- В класса

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения_____________________

Дата окончания обучения ______________

Подпись родителя __________________ ___________________

Подпись специалиста: педагог – психолог _______________ Н.Т. Орлова







Приложение 2


Рекомендации родителям по коррекции неожиданного поведения и эмоционального состояния ребёнка


Могут быть проблемы поведения вне занятий. Коррекция агрессии, самоагрессии и аффективных вспышек: агрессия, направленная на людей; самоагрессия – бьет руками по подушке, кричит.


Функция поведения. Избегание неприятного.

Способы и методы коррекции

Проблемное поведение прерывают, переключают внимание ребенка на другие действия (перевести в другую комнату, умыться), переключить на интересную для ребенка деятельность на то, что может его заинтересовать (телефон, игрушка, спокойная музыка, дать любимую игрушку и т.д.)

Коррекция неадекватного крика, плача

Избегание неприятного (внутренний дискомфорт).

Тайм-аут (переход в другое помещение). Переключение ребенка на интересную для него деятельность

Коррекция эмоционально - аффективных стереотипий

Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды крика, которые вызывают аффект у самого ребенка, заменяют прослушиванием музыки







20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!