СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории : "Реформы Петра I "

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: сформировать у обучающихся с помощью системно-деятельностного подхода  понимания причин, содержания, особенностей и итогов  модернизации Петра I.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории : "Реформы Петра I "»

Тема урока : Петр I - великий реформатор.

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы!

А.С.Пушкин


Цель: сформировать у обучающихся с помощью системно-деятельностного подхода понимания причин, содержания, особенностей и итогов модернизации Петра I.

Задачи:

- образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе Петра I на основе уже имеющихся знаний.

- развивающая – развить информационные, коммуникативные навыки учащихся, их аналитические способности; развить навыки самостоятельной работы при выполнении заданий различного уровня на уроке;

- воспитательная – воспитать патриотические чувства обучающихся, повысить ответственность обучающихся не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.

Дидактические задачи этапов урока:

  1. Организационный:

- подготовка учащихся к работе на уроке: выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

  1. Постановка учебной проблемы:

- обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

  1. Формулирование проблемы, планирование деятельности:

- создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

  1. Определение путей разрешения проблемы:

- обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения.

5. Рефлексия учебной деятельности:

- анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок с элементами групповой работы, рефлексии и проверки знаний.

Технология: урок с использованием ИКТ, урок с использованием системно-деятельностного подхода



План урока.

1. Содержание и значение реформ.

2. Отношение сословий к преобразованиям.

3. Петр I – великий государственный деятель, создатель могущественной империи или Петр – разрушитель русских национальных устоев?

Литература:

Учебник . О.Н.Журавлева, Пашкова. « История России с древнейших времен до 1 пол.19в. века» для 10 класса общеобразовательных учреждений, М.,»Вентана-Граф»2011.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других

- Здравствуйте, ребята!( Слайд1)

- Вглядитесь в картинки (иллюзии), что вы видите?(Слайд 2-3)

- Так и в истории, смотря как посмотреть на факт, можно увидеть совершенно разные смыслы.

- Предлагаю обсудить, посмотреть с разных позиций на реформы Петра I. На уроках, посвященных этому периоду, вы рассматривали в системе причины преобразований Петра, их ход и значение для истории нашего отечества.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.

Учащиеся называют книгу, которая раскрыта к нам или от нас; саксофониста или девушку.

Погружаются в проблему неоднозначности оценки исторического факта

Создание проблемной ситуации

Предметные УУД:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

познавательные:

-формулировать проблему и определять способы ее решения;

-устанавливать  причинно-следственных связей; 

коммуникативные:

-уметь работать в группе

- Эпоха Петра привлекает внимание многих историков прошлого и современности. Споры о петровских преобразованиях начались еще с 40-х г. XIX века и идут до сих пор.

(Слайд 4-5)

Историки дают противоречивые оценки его реформам. Вот что писали видные русские историки XVIII века:

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

(В. Татищев).


«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» (М. Щербатов)

Правильно ли называть преобразования Петра I модернизацией или это настоящая революция в истории нашей страны?

Обучающиеся обсуждают поставленный учителем вопрос, высказывая свое мнение.

Предположительно выходят на проблему «Петр I – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, или «разрушитель русских национальных устоев», изменивший судьбу нашей страны?»




Формулирование проблемы, планирование деятельности



Предметные УУД:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- составлять план и последовательность действий;

познавательные:

- формулировать проблему и определять способы ее решения;

-устанавливать  причинно-следственных связей; 

коммуникативные:

-уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие

Личностные УУД:

- определять правила работы в группах

(Слайд 6)

Таким образом, основной проблемный вопрос урока : «Петр I – великий государственный деятель, создатель могущественной империи или «Петр – разрушитель русских национальных устоев?»

Каким образом нам предстоит действовать?

Предлагаю спланировать свою работу. Вспомните, пожалуйста, какие государственные преобразования были осуществлены в период царствования Петра 1 и помогите мне составить план урока.

(Слайд 7)

План урока

  1. Содержание и значение реформ.

  2. Отношение сословий к преобразованиям.

  3. Петр I – великий государственный деятель, создатель могущественной империи или Петр – разрушитель русских национальных устоев?

Группы обсуждают способ решения проблемы.

Предположительно: всестороннее изучение эпохи Петра Великого


Выдвижение гипотезы



- А теперь давайте выясним, каково содержание и значение реформ государственного управления и социальной сферы, проведенных Петром I. А для этого нам необходимо разбиться на группы.

(Слайд 8)

Поработаем группами и заполним таблицу

Реформы Петра I

Их значение

1 группа.

Реформа центрального управления (Учебник, стр.125-126)

 

2 группа.

Указ о единонаследии (1714 г.)Табель о рангах (1722 г.)

(Учебник, стр.128-129)

 

3 группа

Областная (губернская) реформа (1708 г.)

(Учебник, стр.128)

 

4 группа

Экономические преобразования (Учебник, стр.130)

 

5 группа

Церковная реформа

(Учебник, стр.126-127)

 

Ученики делятся на пять групп, и каждая получает задание.


Определение путей разрешения проблемы



(Слайд 9)

1-я группа. 

Реформа центрального управления (Учебник, стр.125-126)

Какие новые органы власти появились при Петре I? Чем они занимались?

Улучшилось ли управление страной? Ответ объясните 

2-я группа.

Указ о единонаследии. Табель о рангах (Учебник, стр.128-129)

Каково содержание указа о единонаследии?

Сколько классов чиновников вводила Табель о рангах? Что они получали вместе с чином?

От чего зависело продвижение по службе? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Почему?

3-я группа. 

Областная (губернская) реформа (Учебник, стр.128)

На какие части была разделена территория России в 1708 г.? Какой властью обладали губернаторы?

Для чего была проведена губернская реформа? Считаете ли вы эту реформу полезной? Почему? 

4-я группа Экономические преобразования (Учебник, стр.130)

Как было организовано управление городским (посадским) населением?

Как реформа повлияла на развитие городов?

5-я группа. 

Церковная реформа (Учебник, стр.126-127)

Как изменилось управление церковью при Петре I?

Как реформа изменила положение церкви в России? 

- Прежде чем давать свою оценку реформам Петра I, давайте рассмотрим, как изменилось положение сословий, после проведенных реформ. А для этого я вам предлагаю выбрать сословия, которые вы будете представлять

Группа№1. Дворяне. 
Группа№2. Бояре.
Группа№3. Крестьяне.
Группа№4. Духовенство.
Группа № 5. Горожане.

Отношение к преобразованиям Петра 1 различных сословий.

Учащиеся работают в группах и заполняют таблицу.








Класс знакомится с содержанием преобразований Петра I, слушая ответы каждой группы на вопросы.

Проверка гипотезы





















Предметные УУД:

- уметь применять понятийный аппарат;

- знать основные даты;

- уметь систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

Метапредметные УУД:

познавательные:

-устанавливать 

причинно-следственные связи; 

-строить логические цепочки рассуждений, доказательств;

коммуникативные:

- уметь слушать и вступать в диалог; 

- уметь работать в группе и строить продуктивное взаимодействие;

Личностные УУД:

- определять правила работы в группах

Ребята, а теперь представьте себе, что встретились вместе представители разных российских сословий нач. XVIII в.:

Дворяне,

родовитые бояре,

духовенство,

горожане,

крестьяне.

(Слайд 10)

Между ними завязался спор об итогах реформ царя Петра 1.

  • Выскажите суждения об отношении определенного сословия к реформам Петра 1.

  • Какие реформы вызвали их одобрение или недовольство?

  • Для участия в дискуссии выберите 1 представителя группы.

  • Результаты обсуждения зафиксируйте в ключевых выводах по позициям:




Учащиеся заполняют таблицу Таблица №2. Отношение сословий к реформам Петра 1

Отрицательное:


Положительное:

Положительное:






Обобщение результатов


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли;

- уметь работать в группе.

- Итак, давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, вы сформулируете собственную позицию .

(Слайд 11)



Ученики формулируют свой вывод.

Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов.

Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству.

Рефлексия учебной деятельности.

Выставление оценок.










Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- выделять то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные:

- уметь выражать свои мысли;

-Ребята, как вы думаете, мы нашли ответ на поставленный в начале урока вопрос ответ. (Слайд 12) (Слайд 13)

-Чему мы научились?

Учитель предлагает дополнить предложения.

«Незаконченные предложения»: (Слайд 14)

«Если бы в истории России не было Петра, то…»;

«На мой взгляд, эпоха Петра Первого – это …»;

«Самым интересным для меня на уроках было…»;

«Я думаю, Петр Первый …»;

«Для России Петр Первый…»


Оцените, пожалуйста, свою работу в группах.

Учащиеся подводят итог урока.

Домашнее задание

Написать исторический портрет Петра1.

(слайд 15)

Ваше отношение к Петровской эпохе? Дать оценку деятельности Петра1.




























3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!