сентябрь | Развитие всех компонентов речи | Знакомство с худ.литературой | Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы) |
I | Рассказывание по картине «В школу». Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя план, активизироватьв речи детей слова, относящие к теме «школа», учить выделять существенные признаки, подбирать точно слова для обозначения явления, развивать интонационную выразительность речи. | А.Пантелеев «Буква «ты» (чтение). Цель: Учить понимать характеры героев произведения, подбирать образные определения к словам, юмористическое содержание произведения. | И.Пивоварова « Сосчитать не могу» В.Драгунский «Заколдованная буква» Китайская сказка «Кто умнее – тот сильнее» |
II | Рассказывание по серии фотографий о Воронеже. Цель: Учить составлять рассказ о родном городе, приобщать детей к истории родного края, культуре, традициям, достопримечательностям, улицам, уточнить знание достопримечательностей родного города. | Заучивание стихотворения «Котенок с улицы Лизюкова». Цель: Продолжать приобщать детей к истории родного города, традициям, культуре и поэзии. Помочь запомнить стихотворение Елены Полозовой «Котенок с улицы Лизюкова» | У.Полозова «Воронежской области посвящается», «Город – крепость», Площадь Победы»,«Воронежский цирк», « Успенская церковь». |
III | Составление рассказа «Как прекрасен этот мир…». Цель: Учить составлять рассказ , используя план, учить выделять существенные признаки, подбирать слова точно по смыслу. | Чтение стихотворения Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по очень важному делу». Цель: Способствовать правильному пониманию и осмыслению содержания стихотворения, активизировать словарь детей. | Анатолий Пшеничный «Мальчик из дальней страны» Р.Киплинг «Слоненок» Дж.Родари «Путешествие Голубой стрелы» А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне», «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел». |
IV | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему « Как я иду в детский сад». Цель: Расширять знания о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре, закреплять представления о назначении дорожных знаков, о назначении светофора. | Чтение стихотворения С.Михалкова « Скверная история». Цель: Расширять знания о правилах пешеходов на дороге, закрепить знания о понятиях:«ПЕШЕХОД», «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ», «ПЕРЕХОД», закреплять представления о назначении дорожных знаков. | С.Михалков «Бездельник светофор» А.Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль» Я.Пишумова «Азбука города» А.Дорохова «Зеленый, желтый, красный». В.Клименко «Кто важнее всех на свете» |
октябрь | Развитие всех компонентов речи | Знакомство с худ.литературой | Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы) |
I | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята». Цель: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя, придерживаясь плана, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. | Чтение русской народной сказки «Заяц – хвастун». Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок о животных и познакомить их со сказкой «Заяц – хвастун», учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки. | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца длинные Уши – Косые Глаза – Короткий – хвост». К.Паустовский «Дремучий медведь» Н.Сладков «Белка и медведь» И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки» С.Михалков «Заяц и черепаха» |
II | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени. Цель: Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» Цель: Помочь запомнить стихотворение, побуждать читать спокойным голосом, передавая интонации, воспитывать любовь к родной природе. | Н.Сладков «Осень на пороге» И. Соколов – Микитов «Листопадничек». Я.Аким «Осень» А.Майков «Осень» |
III | Рассматривание картины « В овощном магазине». Цель: Учить составлять описательный рассказ по картине, закрепить умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества, учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи. | Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Цель: Закрепить знания детей об овощных культурах, выращиваемых на огороде, поле. | В.Пальчинскайте «Хлеб» А.Ремизов «Хлебный колос» Н.Егоров «Огород», «Капуста», «Помидор», «Наша, яблонька», «Малина» (из книги «Огородный светофор) |
IV | Рассматривание картины «Осенний лес» и составление рассказов по ней. Цель: Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | Чтение стихов о поздней осени. Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. | В.Бианки «Синичкин календарь» А.Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад» А.Майков «Осенние листья по ветру кружат...» Н.Стачнев «Осенняя гамма» А.Блинов «Последний листок» |
нояноябрь | Развитие всех компонентов речи | Знакомство с худ.литературой | Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы) |
I | Рассматривание серии иллюстраций «Москва – столица нашей родины». Цель: Учить внимательно, рассматривать серию иллюстраций, отвечать на вопросы по содержанию, познакомить с достопримечательностями столицы, ее памятными местами. | М.Исаковский «Поезжай за моря – океаны» (заучивание) Цель: Побуждать вспомнить содержание заученных ранее произведений, познакомить с новым стихотворением, уточнить знания о родной стране. | Н.Забила «Наша Родина» (отрыв.пер. с укр. З. Александровой) Г. Ладонщиков «Родная Земля» П. Воронько «Лучше нет родного края» |
II | Беседа на тему «О друзьях и дружбе» Цель: Продолжать помогать, детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности, формировать понятия «друг», «дружба», сформулировать правила дружбы, воспитывать желание быть верным, настоящим другом. | В.Драгунский «Друг детства». Цель: Учить понимать образное содержание произведения, закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. | В.Катаев «Цветик – семицветик». А.Толстой «Два товарища». |
III | Рассказывание по картинам из серии «Домашние животные». Цель: Учить детей составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события, учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений. | Чтение рассказа С. Городецкого «Котенок» Цель: Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения, активизировать в речи детей существительные и прилагательные. | «Как у нашего кота…», «Курочка по сенечкам…» Л.Толстой «Котенок» М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса» Нар.сказки «Вежливый кот-воркун», «Котофей-Котофеевич» |
IV | Составление рассказа из личного опыта по сюжетной картине «Семья» Цель: Формировать представления о семье, называя имена и отчества своих родителей, воспитывать любовь и уважение к членам семьи. | Я.Аким «Моя родня» (чтение) Цель: развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях, воспитывать интерес к своей родословной. | Р.Гамзатов. «Мой дедушка» С.Капутикян «Моя бабушка» П.Мумин «У нас рабочая семья» К.Мурзалиев «Мой дом» |
декабрь | Развитие всех компонентов речи | Знакомство с худ.литературой | Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы) |
I | Составление описательного рассказа по иллюстрации к сказке «Кошкин дом». Цель: Учить внимательно, рассматривать иллюстрацию, отвечать на вопросы по содержанию и вопросы поискового характера, придумать новую концовку сказки. | Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки». Цель: Учить детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без помощи вопросов воспитателя, учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу. | С.Маршак «Пожар» А.Толстой «Пожарные собаки» Д.Лапиня и П.Юрциньша «Не шали с огнем» |
II | Составление рассказа из личного опыта « На приеме у врача». Цель: Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, используя имеющиеся знания, упражнять в образовании слов – названий профессий. | Заучивание отрывка из стихотворения К.Чуковского «Мойдодыр». Цель: Учить запомнить стихотворение, побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения, формировать представления о здоровье и здоровом образе жизни. | К.Чуковский «Айболит» К.Чуковский «Телефон» К.Чуковский «Мойдодыр» К.Чуковский «Федорино горе» |
III | Составление описательного рассказа на тему «Зима». Цель: Учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений, учить подбирать определения к заданным словам. | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И.Сурикова «Детство». Цель: Приобщить детей к восприятию поэтических произведений, помочь запомнить и выразительно читать стихотворение, передавая интонации удивления, вопроса. | Сказка «Морозко» Л.Окнин «Зима» И.Одоевский «Мороз Иванович» С.Маршак «Двенадцать месяцев Туве Янсон «Волшебная зима» Сказка «Кто шил мороз, солнце и ветер» «Зимовье зверей» |
IV | Составление рассказа из личного опыта « Новогодний праздник в детском саду» Цель: Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, учить строить сложные предложения, отрабатывать интонационную выразительность речи. | Чтение рассказа С.Георгиевва «Я спас Деда Мороза». Цель: Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | К.Чуковский «Ёлка» Сказка «Снегурочка» М.Зощенко «Ёлка» С.Маршак «Двенадцать месяцев» А.Барто « В защиту деда мороза» |
январь | Развитие всех компонентов речи | Знакомство с худ.литературой | Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы) |
I | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». Цель: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного), воспитывать умение составлять логический, эмоциональный и содержательный рассказ. | П.Бажов «Серебряное копытце» (рассказывание). Цель: Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки, учить передавать отдельные эпизоды в лицах, помочь понять мотивы поступков героев. | А.Пушкин «Зимний вечер» А.Митяев «На горке» В.Осеева «На катке» С.Чёрный « На коньках» |
II | Составление рассказа из личного опыта «Как я провел новогодние праздники». Цель: Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о праздничной неделе, отрабатывать интонационную выразительность речи. | Устное народное творчество. Чтение и заучивание «Коляда! Коляда! А бывает коляда!», «Коляда, коляда, ты подай пирога!». Цель: Учить запомнить потешку, и выразительно рассказывать, расширить представление о народных русских праздниках, объяснить их происхождение и назначение, | Ш.Пивоварова «Волшебная палочка» Г.Х.Андерсен «Снежная королева» П.Бажов «Голубая змейка» П.Бажов «Серебряное копытце» С.Маршак «Двенадцать месяцев» Туве Янсон «Волшебная зима» |
III | Составление рассказа на темы сказок. Цель: Учить составлять рассказ на тему сказки «Новые приключения колобка», придумывать новый сюжет знакомой сказки строить сложные предложения, развивать умение употреблять слова активно, в точном соответствии со смыслом. | Русская народная сказка «Царевна – лягушка» (рассказывание) Цель: Учить воспринимать образное содержание сказки, выделять в тексте образные выражения, закрепить знание жанровых особенностей сказки. | А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города» А.Линдгрен « Три повести о Малыше и Карлсоне» А.Милн «Вини-Пух и все-все-все» Н.Носов «Незнайка в солнечном городе» Э.Успенский «Повесть о Чебурашке и крокодиле Гене» Дж.Родари «Путешествие Голубой стрелы» |
IV | «Мой любимый вид спорта» (рассказывание из личного опыта). Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими спортивные предметы, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. | Заучивание стихотворения А.Барто « Зарядка». Цель: Помочь запомнить стихотворение А.Барто «Зарядка», читать выразительно с интонацией.передавая настроение стихотворения. | И.Крылов «Заяц и черепаха». А.Барто «Мама – болельщица» А.Барто «Зарядка». |
февраль | Развитие всех компонентов речи | Знакомство с худ.литературой | Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы) |
I | Пересказ «загадочных историй» (по Н.Сладкову). Цель: Продолжать учить детей пересказывать, активизировать словарь детей. | Заучивание стихотворения Р.Сеф «На свете все…». Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение, передавая интонации удивления и вопроса. | Е.Шварц « Сказка о потеренном времени» |
II | Рассказывание по серии картинок – иллюстраций детских книг «детский книжный магазин». Цель: Вызвать интерес к сказочному жанру, учить узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерным героям, опираясь на серию иллюстраций из детских книг, уметь рассказывать знакомые сказки, активизировать речь, обогащать словарный запас. | Е.Серова «Подскажи словечко» (чтение) Цель: Развивать понимание образной речи, учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме, упражнять в произнесении чистоговорок с разной силой голоса. | В.Драгунский «Заколдованная буква» Л.Пантелеев «Буква ты» |
III | Составление рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри» Цель: Учить составлять рассказ по картине, опираясь на план, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристики, побуждать придумывать разные развивающие эпизоды. | С.Алексеев «Первый ночной таран» (рассказывание) Цель: Учить понимать и оценивать характер персонажей, подвести к пониманию нравственного смысла произведения. | «Илья Муромец и Соловей разбойник» «Как Илья Муромец богатырём стал» «На заставе богатырской» «Первый бог Ильи Мурома» «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» «Три богатыря» К.Тангрыкумеев «Совсем как папа» С.Алексеев «Первый ночной таран» Л.Коваль «Алый» |
IV | Рассказывание по картине «Строим дом». Цель: Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины, воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действия персонажей. | Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?» Цель: Учить детей выразительно пересказывать текст, активизировать в речи детей глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным, упражнять в образовании форм единственного и множественного числа существительных. | Сказка «Айога» Е.Благинина «Посидим в тишине» И.Суриков «Вот моя деревня» М.Цветаева «У кроватки» |
март | Развитие всех компонентов речи | Знакомство с худ.литературой | Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы) |
I | Рассказывание по картине «Мы для милой мамочки…» Цель: Помогать детям, составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | Беседа на тему «Наши Мамы». Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном». Цель: Помочь детям понять, как много времени и сил отнимается у матерей работа по дому, указать на необходимость помощи мамам, воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Л.Квитко «Бабушкины руки» Г.Виеру «Мамин день» М.Карин «Эту песню мама пела» Е.Благинина «Посидим в тишине» |
II | Рассказывание из личного опыта «Как мы ходили в магазин». Цель: Учить составлять связный рассказ об увиденном, подвести к образованию названий лиц по профессии, активизировать в речи названия профессий и действий, закрепить названия предметов. Необходимых людям некоторых профессий. | Загадки об электроприборах. Цель: Развивать логическое мышление, расширять представления детей об электроприборах, воспитывать вежливость в общении с окружающими. | М.Даскалова «Про мыло» Л.Пнателеев «Большая стирка» М.Маин «Пуговица» «Дом, который построил Джек» (пер. С.Маршака) Сказка «Каша из топора» Сказка «Соль дороже золота» |
III | Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «на севере диком». Цель: Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова. | Чтение отрывка из повести Н.Носова «Приключения Незнайки». Цель: Формировать умение внимательно слушать, запоминать текст произведения, отвечать на вопросы по содержанию текста, развивать логическое мышление, находчивость, внимание. | В.Катаев «Цветик-семицветик» Н.Носов «Приключения Незнайки». |
IV | Рассказ на тему картин И.К.Айвазовского. Цель: Развивать связную, образную речь при обучении рассказыванию на тему морских пейзажей; побуждать высказываться о впечатлениях на тему репродукции, обосновывая выбор, используя впечатления, полученные ранее при знакомстве с творчеством художника. | Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» Цель: Помочь вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В.Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | Н.Павлова «Путешествие капелек с воздуха» К.Ушинский «Капельки» Л.Чарская «Царевна льдинка» |
апрель | Развитие всех компонентов речи | Знакомство с худ.литературой | Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы) |
I | Творческое рассказывание: «Придумывание небылиц». Цель: развивать у детей творческое воображение, познакомить с жанром небылицы, учить детей отличать реальную ложь от юмористических фантазий. | Чтение Н.Носов «Живая шляпа» Цель: учить понимать юмор ситуации, уточнить представление об особенностях рассказа ,его композиции, отличии от других литературных жанров, побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа. | «Идет матушка – весна…» «Приди, приди солнышко…» А.Пушкин «За весной красой природа» Н.Сладков «Грачи прилетели» Ф.Тютчев «Весенние воды» Я.Аким «Идёт матушка весна» |
II | Составление рассказа на тему « Наш дом планета Земля». Цель: учить составлять рассказ, придерживаясь плана, использовать распространненные предложения. | Заучивание стихотворения Я.Акима «Есть одна планета – сад». Цель: Помочь запомнить стихотворение, выразительно , с интонацией рассказывать его. | К.Булычёв «Тайна третей планеты» В.Катаев «Цветик семицветик» |
III | Рассматривание и рассказывание по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Цель: Учить внимательно, рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию, развивать эстетическое восприятие картины, воспитывать интерес к искусству | Ненецкая сказка Кукушка» (рассказывание) Цель: Учить понимать и оценивать характер персонажей, формировать умение анализировать явления природы, закреплять представление о жанровых особенностях сказки. | «Уж ты пташечка, ты залетная…» Г.Скрябицкий «Воробей», «Ворона», «Галка», «Грач», «Скворец», «Ласточка», «Сорока». В.Витка «Синица» В.Жуковский «Жаворонок» В.Зотов «Глухарь», «Дрозд», «Клёст» |
IV | Рассматривание картины В.Беспалова «Баба Яга». Цель: Познакомить с картиной художника; закрепить знания о жанре картины, продолжать развивать умение придумывать название произведению, закрепить знания о сказочных героях и их характерных чертах, упражнять в подборе эпитетов к слову лес, учить придумывать окончание рассказа. | А.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (заучивание). Цель: Учить запоминать стихотворение, побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения. | Сказки «Василиса Прекрасная» А.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе» А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города» А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
май | Развитие всех компонентов речи | Знакомство с худ.литературой | Чтение и слушание (произведения длительного чтения, малые фольклорные формы) |
I | Составление рассказа из личного опыта «Как трудятся мои родители» Цель: Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта, учить строить сложные предложения, Упражнять в образовании слов названий профессий (учить – Учитель, Варить – повар и т.д.) | Чтение стихотворения С.Маршака «Почта» Цель: Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию, способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания стихотворения, учить составлять короткие рассказы о профессии почтальона на основе личного опыта. | В.Маяковский « Майская песенка» |
II | Рассказывание по картине «Этот день победы». Цель: Учить внимательно, рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию, закрепить знания о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них, воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны. | Заучивание стихотворения Т.Белозеровой «День победы». Цель: Помочь запомнить стихотворение, побуждать читать спокойным голосом, с интонацией, воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну. | Б.Никольский «Как живёт аэродром» Б.Никольский «Солдатская школа» А.Митяев «Дедушкин орден» Э.Успенский «Память» |
III | Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Весна. Большая вода» Цель: Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом, упражнять в подборе определений и сравнений. | Пересказ рассказа М.М.Пришвина « Золотой луг» Цель: Закрепить понимание специфики жанра рассказа. Учить пересказывать от третьего лица, учить подбирать определения и сравнения. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. | А.Сиххат «Сад» |
IV | Рассматривание картины Ф.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Цель: Учить составлять рассказ на тему картины, подбирать наиболее точные определения при описании предметов в натюрморте». | Заучивание стихотворения А.Фета «Бабочка» Цель: Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении А.Фета, показать напевность языка стихотворения, закрепить знание о различии стихотворного и прозаичного жанров. | А.Сатсеков «Бабочка, давай дружить!» Д.Мамин-Сибиряк» «Сказочка про козявочку», В.Лапина «Шалашик» Л.Барбас «Про жука» В.Берестов «Честное гусеничное» Э.Шим «Жук на ниточке» |