СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация программы психолого-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в учебно-воспитательном процессе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нами была разработана программа реабилитации дезадаптированных подростков, направленная на повышение уровня успешности.  Программа «Успех» рассчитана на 22 часа. Занятия проводятся во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Реализация программы психолого-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков в учебно-воспитательном процессе»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Жусупов Амангельды Нуркельдинович

Магистрант образовательной программы 7М01101- «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Среднее общее образование Республики Казахстан, как базовое звено системы непрерывного образования, ведет поиск новых подходов к повышению качества в контексте наблюдаемых тенденций, как в мировой образовательной практике, так и внутри страны. В мировой практике накоплен достаточный опыт повышения качества образования как способ реагирования на глобализацию. В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года отмечается, что «ориентиром системы образования на ближайшие пять лет должно стать создание в организациях образования условий для того, чтобы не только поднимать уровень образованности человека, но и создать атмосферу, которая будет способствовать формированию высоконравственной и всесторонне развитой личности, обладающей ключевыми компетенциями выпускника, способного реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах казахстанского общества» [1].

Разрабатываются различного рода проекты, программы, в которых обосновывается и прогнозируется успешная деятельность. Понятие «успешность деятельности» становится широко употребляемым.

Особо значимо его содержание для нравственно-духовного формирования личности обучающегося. В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационной работы необходимо учитывать в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка.

Таким образом, дезадаптированность подростков является актуальной проблемой современного общества. Поэтому, социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков осуществляется как целостный, поэтапно и системно организованный личностью - ориентированный процесс, направленный на их адаптацию к новым социально-педагогическим условиям, на формирование активной жизненной позиции, положительных мотивов учения, готовности к продолжению образования. Успех – это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех – состояние человека, каче­ственная характеристика деятель­ности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая пози­тивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результа­тов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полно­го физического, душевного и соци­ального благополучия [2].

Системная реабилитационная работа должна строиться с учетом как общих методологических требований к организации реабилитационного процесса, так и с учетом ведущего структурообразующего фактора, выявленного при каждом типе дезадаптации подростка. В соответствии с общими методологическими требованиями системный подход к организации реабилитационного процесса предполагает единство и взаимодополняемость двух направлений работы: непосредственное реабилитационное воздействие на ребенка; посредствованное реабилитационное воздействие на ребенка.

Независимо от ведущего фактора с учетом «дезадаптивной триады» (трех уровней), имеющей место у неуспешных в учебной деятельности школьников непосредственное реабилитационное воздействие на ребенка предполагает работу по двум взаимосвязанным блокам.

I блок - повышение уровня обученности подростков.
Позитивная динамика в развитии учащихся возможна только при соблюдении постепенности и этапности непосредственного реабилитационного воздействия:

-развитие когнитивной сферы; познавательных процессов, общих учебно-познавательных умений и навыков.

II блок - коррекция эмоционально-личностных особенностей учащихся, предполагающая последовательное прохождение следующих этапов:

- поиск индивидуальных, предпочитаемых ребенком каналов и сфер взаимодействия с окружающим миром;

- восстановление доверия к миру через восстановление принятия себя и нормализацию отношений с ближайшим окружением;

- формирование адекватной самооценки;

- развитие познания и эмоционально-волевой регуляции деятельности с постепенным переходом от внешней мотивации принуждения к внутренней мотивации деятельности и саморегуляции;

- оказание помощи самими детьми учащимся, находящимся на предыдущих этапах реабилитационного процесса.

Опосредованное реабилитационное воздействие на ребенка оказывается путем коррекции педагогической позиции родителей и педагогов. Практика нашей работы показывает, что родители или значимые взрослые в силу сложившегося стереотипного отношения к детям данной категории, не только не в состоянии оказать им поддержку, но зачастую не в состоянии зафиксировать в сознании положительные изменения, происходящие с детьми в ходе непосредственного реабилитационного воздействия; несмотря на то, что видят реальные положительные сдвиги в выполнении учебных заданий.

С целью помощи родителям дезадаптированных подростков осознать изменения, происходящие с их детьми, предполагается их активное включение в реабилитационную работу - «родительское партнерство». Проводятся совместные занятия для детей и родителей с использованием следующих приемов моделирования: 

А) Игровые и учебные ситуации моделируются таким образом, что выполнение заданий младшими школьниками осуществляется успешнее, чем взрослыми, позволяя детям предстать в успешной игровой и учебной роли.

Б) Учебные ситуации моделируются таким образом, что подростки и взрослые работают в режиме сотрудничества, выполняя поочередно роль «контролеров», «консультантов» и т.п.

Результаты проведенной работы анализируются вместе с родителями с целью уяснения ими причин, лежащих в основе трудностей в обучении подростков и раскрытия потенциальных возможностей учащихся для изменения сложившегося у них стереотипного отношения к детям. Тем самым формируется позитивное отношение родителей и значимых взрослых к школьникам, как к успешным в учебной роли.

При реализации программы психолого-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков учитываются следующие положения:

-опора на положительные качества подростка. Недопустимо категорическое осуждение подростка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Создание «ситуации успеха», умение находить положительное в поведении подростка;

-формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбора соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство;

-помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение подростка в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учёбе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего;

-глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому воздействию. Терпение и выдержка - главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.

В процессе реабилитационной социально-педагогической деятельности социальный педагог выполняет следующие функции:

-восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до наступления дезадаптации;

-компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления исправить те или иные качества личности путём включения его в общественно- полезную деятельность, значимую для подростков: активизации потребностей подростка в самосовершенствовании, самовоспитании на основе самоанализа своих поступков, выработки самокритичного отношения к себе, выбора некоего идеала для подражания, принятия системы определённых нравственных ценностей и критериев для оценки своего поведения;

-стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приёмы - внушение, убеждение, пример и др.

В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационной работы мы учитываем в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог владеет приёмами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный подросток - в семье, школе, коллективе; выявление причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребёнка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Кроме того необходима работа с семьёй с целью установления значимых взаимоотношений между ребёнком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребёнком.

Нами была разработана программа реабилитации дезадаптированных подростков, направленная на повышение уровня успешности. Программа «Успех» рассчитана на 22 часа. Занятия проводятся во внеурочное время.

Цель программы: создание условий для успешной адаптации подростков в учебно-воспитательном процессе, формирование активной жизненной позиции, повышение уровня самооценки, мотивации успеха, обученности.

Ожидаемые результаты программы:

-раскрытие потенциальных возможностей учащихся;

- коррекция педагогической позиции родителей и педагогов;

-повышение уровня самооценки, формирование мотива достижения успеха;

-повышение уровня успеваемости.

В таблице 1 приведено содержание программы «Успех» по реабилитации дезадаптированных подростков.


Таблица 1 .-Содержание программы «Успех» по реабилитации дезадаптированных подростков


занятия

Цели

Задачи

Содержание работы

1

Вводная процедура

(1 час)

Обоснование цели занятия, Включение участников тренинга в условия работы в группе

1. Темати-ческая ориентировка участников, информирование

2. Принятие принципов работы

Ведущий предлагает для восприятия следующие принципы работы в группе: 1. Доверительный стиль общения

2. Общение по принципу

3. Персонификация высказываний

4. Искренность в общении

5. Конфиденциальность

6. Определение сильных сторон личности

7. Недопустимость непосредственных оценок

2

Непосредственное знакомство



(2 час)







Создание благоприятных условий для работы тренинговой группы;








Формирование первого впечатления участников друг о друге;









Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своими тренинговыми именами. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать перевод своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя , а затем сообщить, как оно переводится. Главная идея этого упражнения – дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность

3

«Ищу друга»

(2 час)

Формирование установки на взаимопонимание участников

Создание климата психологической безопасности, раскрепощение участников

Ведущий предлагает представить что данное помещение – это редакция газеты «Ищу друга». Ведущий – главный редактор. Все участники тренинга должны дать объявление в эту газету. Их основная задача найти как можно больше друзей. В объявлении они могут написать все, что посчитают нужным максимального привлечения друзей. Это может быть подчеркивание своих сильных сторон, это может быть описание своего хобби, своих профессиональных навыков и т. д. Главное, надо привлечь максимальное количество людей к своей личности. В итоге подсчитывается , сколько у кого галочек и обсуждается, почему данный человек привлек внимание большинства, какие фразы он использовал, чем заинтересовал

4

«Джунгли»

(2 часа)

Формирование установки на взаимопонимание участников

Создание климата психологической безопасности, раскрепощение участников

Ведущий к обратной стороне стула прикрепляет листочки с названиями животных, например, обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот и т. Д. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 человека. После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья, освобождая пространство доя движения и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание карточки, по команде все начинают двигаться , изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, собраться в группы всем бегемотам, обезьянам и верблюдам. Следующее упражнение проходит в образовавшихся подгруппах

5

«Мои сильные стороны»

(3 часа)

Формирование установки на взаимопонимание участников

Создание климата психологической безопасности, раскрепощение участников

«Мои сильные стороны» - проводится в малых группах по 2-3 человека. Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников. Каждому участнику по очереди необходимо продолжить простые фразы:

- я счастлив, когда…

- я сержусь, когда…

- я боюсь, когда…

- моя любимая еда…

- мой любимый цвет..

- моя любимая погода...

6

«Самооценка»

(2 часа)

Формирование самооценки

Повышение самооценки, уровня притязаний

Ведущий дает задание; необходимо продолжить фразу – «не хочу хвастаться, но…».

“Моя самооценка” (10-15 мин)

Ведущий предлагает участникам тренинга в течение 5 минут составить наиболее полный перечень своих достоинств. После того как все написали, обсудить. У кого получилось больше всего, что было тяжелее - рассказывать о своих достоинствах или слушать других, почему?

Упражнения “Похвалилки” (5 мин)

1) Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять:

“Меня замечают, любят и высоко ценят”.

2) Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”.

3) Приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: “В моей жизни случается только хорошее

7

«Молекулы»

(2 час.)


Создание работоспособности и разделение на группы


Все участники-атомы. Они двигаются по типу броуновского движения, иногда объединяются в молекулы. Темп, направление движения, количество атомов в молекулах задает ведущий. Например, «Молекулы, по три». Все должны разбиться на группы по три человека. В конце нужно сформировать несколько групп. (можно использовать «Взгляды»)


«Самораскрытие и самоанализ»

(2 часа)

Способность к выделению сильных и слабых сторон, значимых в учебной деятельности

Продолжить самораскрытие и самоанализ, создать условия для проявления профессиональной и личной индивидуальности

«Мое жизненное кредо».

Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей учебной деятельности, а затем представить его группе.


8

Упражнение «Напи-ши вопрос»

(2 часа)

дать представление об основных понятиях и функциях саморегу-ляции,


Ведущий. В жизни нам очень часто приходится сталкиваться с разного рода вопросами. Каждый из них требует ответа или комментария.
Сейчас на карточках, которые вы получили, нужно написать вопрос, на который вам совсем не хотелось бы отвечать. Причины нежелания могут быть разные: незнание ответа, несвоевременность вопроса, нежелание давать информацию и т.д.

9

«Копилка хоро-ших новос-тей»

(2 часа)



Каждый участник говорит о том, что хорошего произошло в его жизни за неделю.

10

«Комплимент»

(2 часа)

Эмоц.настрой

Коммун.навыки

Участникам необходимо сделать комплимент рядом сидящему участнику.

Итого:22 часа


Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Тренинги призваны способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению азличных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, самопроверке и групповому тестированию.

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении соц. педагог либо просто сообщает тему занятия, либо задаёт учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на анализ занятия, самопроверку, рефлексию.

Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.

Таким образом, психолого-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков проводится в следующих направлениях: А) Повышение уровня обученности;

Б) Повышение уровня мотивации достижений; В) Повышение уровня самооценки;

А) Повышение уровня обученности основано на следующих принципах:

-безраничная вера в ребенка, каждый ребенок может научиться всему;

-путь к достижению положительного результат, а может быть только путем «от успеха к успеху»;

-темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями;

-отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения»;

-в обучении необходимо опираться на сильные стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики;

-в содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать развитию учащихся;

-коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.

Б) Повышение уровня мотивации достижений;

В целом выявление подростков, нуждающихся в реабилитационной помощи проводится на разных уровнях, различными специалистами, строго соответствующими области их профессиональной компетентности методами и методиками. Например, педагоги делают срезы знаний, умений и навыков для оказания педагогической помощи; психологи выявляют личностные характеристики, уровень развития психических процессов; социальные педагоги изучают особенности средовой дезадаптации, проблемы межличностных отношений, способствуют формированию социальных навыков, развитию творческих способностей.


Литература


  1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2025 года. – Нур-Султан, 2021. - [Электронный ресурс] - https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=12629438.

  2. Якунин В.А. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2019. -400 с.