Педагогические цели | Способствовать развитию умений совершенствовать собственные высказывания, находить и исправлять недостатки в содержании и речевом оформлении чужих и собственных текстов |
Тип урока | Урок развития речи. Контроль и коррекция знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Знают признаки текста (целостность, соответствие теме, логичность построения); умеют исправлять речевое высказывание (свое и чужое) в соответствии с языковыми нормами; строят речевые высказывания, используя лексическое богатство русского языка |
Личностные результаты | Проявляют чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию, этические чувства (доброжелательность); осознают себя носителем русского языка; понимают чувства одноклассников |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: анализируют и оценивают содержание, языковые особенности и структуру текста; анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы. Регулятивные: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; принимают и сохраняют цель и учебную задачу. Коммуникативные: оценивают мысли, советы, предложения других людей, разные мнения; высказывают свое собственное мнение, аргументируют его |
Основное содержание темы, понятия и термины | Текст и его признаки. Понятие языковой нормы. План работы над ошибками в сочинении. Правила редакти- рования текста |
Образовательные ресурсы | Памятка «Как работать над ошибками», таблица с перечнем знаков и обозначений, применяемых учителем при проверке письменной работы |
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – В какой роли вам довелось выступить на прошлом уроке? (В роли авторов текста.) – Какие трудности вы испытали, выполняя творческую работу? – Обладание какими знаниями позволило бы сделать процесс создания сочинения более простым? | Слушают учителя. Отвечают на во- просы | Пр. – анализируют собственную деятельность с точки зрения ее эффек- тивности. К – умеют слушать и слышать учителя | Беседа по вопросам |
III. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Игра «Доскажи словечко». Лекси- | – Закончите предложения: Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто ёж, Вот и назван … (ежевика). | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют письмо по образцу. Проводят лексическую работу | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк, объясняют смысл посло- вицы | Правильное написание. Ответы на во-просы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| ческая работа. Практический | Немытое в рот Ни за что не возьмет. И ты будь таким, Как чистюля … (енот). – С какой буквы начинаем писать эти слова? Что вы можете сказать про букву Е в данных словах? – Спишите, продолжив законо-мерность: Е ее Е е Е ее Е е. – Прочитайте пословицу, объяс-ните смысл. Спишите. Подчерк-ните орфограммы: Есть терпенье – будет и уменье | (объясняют смысл пословицы) | | |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение | Знакомит детей с результатами творческой работы на предыдущем уроке (изложение по тексту упражнения 191). – Предлагаю вам сегодня вновь поработать в редакторском бюро. Попробуйте исправить ошибки, допущенные в изложениях | Слушают учителя, анализируют прочитанные фрагменты изложений | Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний и способов действий 1. Работа в группах | Групповая. Чтение, анализ, редактирование текста | – Прочитайте предложенные каждой группе тексты изложений и ответьте на вопросы: ••Соответствует ли изложение плану, предложенному в упр. 191? | Слушают учителя, понимают смысл задания, организуют обсуждение в группе; находят речевые, | Пр. – учатся анализировать текст и осуществлять его редакторскую правку. Р – принимают учебную задачу, сформулированную | Беседа, устные монологические ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | ••Что понравилось и что не понравилось в языке изложения? – Попытайтесь исправить речевые и смысловые недочеты, обнаруженные вами в текстах | смысловые и логи-ческие недостатки в текстах изложений, предложенных учителем; пытаются редактировать текст | вместе с учителем. К – совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
2. Представление работы, проведенной в группах | Коллективная. Групповая. Монологические высказывания | – Обсуждение в редакторских бюро закончилось, и сейчас мы предлагаем представителям каждой группы озвучить результаты своей работы | Слушают выступления представителей групп, комментируют при необходимости, дают свою оценку исправленному варианту | Пр. – осмысленно, выразительно читают текст, высказывают свое мнение. П – осуществляют срав- нение | Чтение, беседа по вопросам |
3. Словарно-орфографическая работа | Фронтальная. Индиви- дуальная. | – Задача редактора не только в том, чтобы найти и поправить речевые недочеты, но и в том, | По цепочке каждый учащийся предлагает для словарного дик- | Пр. – владеют орфографическими нормами русского языка в изученном объеме | Правильное написание слов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Письменная работа | чтобы следить за соблюдением орфографических норм в редактируемом тексте. Попробуйте свои силы в маленьком словарном диктанте | танта одно слово с трудным написанием (слова могут быть из текста изложения и из орфографического словарика). Учащиеся записывают слова и коммен-тируют написание | | с орфогра-фическими труднос- тями |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? – Кем, на ваш взгляд, труднее быть: автором или редактором? | Отвечают на вопросы учителя | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (подготовка к презентации проекта «Семья слов») | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |