Министерство образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» ПЦК Управление предпринимательства |
Учебная дисциплина
«МДК 05.01 Организация и планирование налоговой деятельности»
РЕФЕРАТ
на тему: Порядок доначисления неуплаченных налогов и взыскания штрафных санкций налоговыми органами
Выполнил студент ________ «___» _______________ 2017 г. Ю.В. Малунова
Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Группа Б-141
Руководитель работы ________ «___» ______________ 2017 г. Ю.В. Соловьёва
Работа защищена «___» ____________________2017 г. Оценка ___________
Барнаул 2017
Оглавление
Введение 2
1 Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям 3
2 Доначисление налога на прибыль 6
3 Налоговые доначисления НДС 7
4 Доначисление налогов: налог на имущество, транспортный и земельный налоги 8
Заключение 9
Список используемых источников 10
Введение
Установленная Налоговым кодексом процедура взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям (штрафам) выглядит следующим образом.
Работа с задолженностью начинается с ее выявления. Для этого периодически, как правило, не реже одного раза в две недели, сотрудники отдела по принудительному взысканию недоимки формирует список должников. Список формируется автоматически, с использованием возможностей информационной системы инспекции.
1 Процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям
По таким плательщикам налоговый инспектор прежде всего изучает возможность погашения задолженности по одним налогам за счет имеющихся переплат по другим налогам. Зачет излишне уплаченных платежей по одному налогу в счет задолженности по другому налогу осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или по решению налогового органа. Зачет может быть произведен только в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма. Сумма излишне уплаченного налога может быть также направлена на уплату пени, начисленной в тот же бюджет, в который она была излишне уплачена.
В том случае когда налоговый орган произвел зачет самостоятельно, он обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Если задолженность нельзя покрыть за счет переплаты, то начинается процесс ее взыскания. Сначала принимается решение о направлении требования, затем - готовится и направляется плательщику требование об уплате налога, если оно не исполняется в установленный срок, то принимается решение о взыскании налога за счет средств плательщика, затем - выставляются инкассовые поручения на один из расчетных счетов недоимщика, а операции по остальным
счетам - приостанавливаются. Далее инспекция отслеживает исполнение инкассовых поручений и динамику задолженности недоимщика, чтобы не допустить как необоснованной задержки взыскания долгов в бюджет, так и излишнего взыскания средств с налогоплательщика. Налоговым кодексом установлены жесткие сроки выдачи и исполнения каждого из перечисленных документов.
В случае установления факта неуплаты в установленный срок налога или пени налоговый орган выносит Решение о направлении Требования об уплате налогов. После этого налоговая инспекция направляет плательщику Требование об уплате налогов, т.е. адресованное налогоплательщику или иному обязанному лицу письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Для взыскания налоговых санкций, не уплаченных должником добровольно, налоговая инспекция обращается с иском в суд. При этом, к исковому заявлению прилагается Решение о привлечении плательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, документы, подтверждающие факт получения плательщиком Решения (или его отправки), другие необходимые документы.
Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.
Требование об уплате налога или сбора может быть вручено руководителю или представителю организации или физическому лицу (его представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Требование об уплате налога направляется плательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и пеней, доначисленных в результате налоговых проверок, должно быть направлено в десятидневный срок со дня вынесения решения по результатам проверки.
В Требовании об уплате налога устанавливается срок его исполнения. Этот срок не переносит установленный законодательством срок уплаты налога (который на момент подготовки Требования уже нарушен), а дает недоимщику "последний шанс" добровольно уплатить долги, либо выверить с инспекцией их сумму. Как правило, срок исполнения Требований устанавливается в 9 календарных дней со дня его вручения плательщику. Если же Требование направляется по почте, то добавляется еще 6 дней на почтовый пробег документов.
Если за время, прошедшее после направления Требования, обязанности плательщика по уплате налогов или сборов изменились, то налоговая инспекция направляет ему уточненное Требование.
Налоговая инспекция отслеживает поступления платежей от недоимщиков в сроки, установленные в Требованиях. Если в установленный срок необходимая сумма не поступает, то налоговый орган принимает Решение о взыскании.
Решение о взыскании должно быть доведено налоговой инспекцией до сведения налогоплательщика в течение 5 дней с момента его принятия. Как правило, решение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту регистрации (юридическому адресу) налогоплательщика.
2 Доначисление налога на прибыль
Доначисление налога на прибыль может произойти только в двух случаях: либо вы занизили доходы, либо завысили расходы, соответственно при обнаружении ошибок, вам следует либо показать доходы, либо уменьшить затраты.
Если вы занизили затраты в прошлом налоговом периоде, то исправлений в налоговом учете за текущий год делать не нужно. Подавать уточненную декларацию вам не нужно – по результатам проверки инспекторы сделают это сами: доначислят сумму налога и отразят ее в карточке учета расчетов с бюджетом.
Некоторые расходы необходимо аннулировать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. К таким расходам, например, можно отнести неправильное начисление амортизации. В этом случае в бухгалтерском учете за текущий год необходимо отразить прибыль прошлых лет. К тому же в учете образуется постоянная отрицательная разница, в результате чего формируется постоянный налоговый актив (ПНА).
Изменения одновременно в бухучете и налоговом учете случаются нечасто. Иногда суммы уменьшаются лишь в налоговом учете. Например, к ним можно отнести оплаты нереальным поставщикам, которых инспекторы посчитали фирмами-однодневками. Тогда в бухучете никаких изменений не будет.
3 Налоговые доначисления НДС
Что касается НДС, то здесь ситуация двоякая. Закон не дает четкого ответа на вопрос, куда включать суммы НДС, доначисленные по результатам проверки.
Как объясняют налоговики, доначисленную сумму НДС можно учесть в расходах только в одном случае – если такая сумма формирует первоначальную стоимость товаров (работ, услуг) (ст. 170 НК РФ), а бухгалтер по ошибке приняла ее к вычету. После полученного акта проверки такие суммы можно включить в себестоимость, если данная сумма уже участвует в расчете налога на прибыль (письм Минфина России № 03-07-11/222 от 07.06.08).
Во всех других ситуациях, по мнению налоговиков, доначисленный НДС включать в расходы нельзя на основании пп. 19 ст. 270 НК РФ, где четко определено, что не допустимо принимать к затратам налог, предъявленный покупателю.
Но есть мнение, что НДС, как и любой другой налог, можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, которые уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Даже суды в таких случаях иногда встают на сторону налогоплательщика (постановление ФАС Северо-Кавказского округа № А32-5096/2007-12/27 от 10.08.09).
Чтобы избежать споров с налоговиками, вы можете не включать доначисленный НДС в расходы, тогда вам нужно отразить постоянное налоговое обязательство.
4 Доначисление налогов: налог на имущество, транспортный и земельный налоги
Если инспекторы проверили налог на имущество, транспортный налог или земельный налог и сделали доначисление, такие суммы уменьшают облагаемую базу по прибыли (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В редких случаях при проверке одного налога инспекторы делают исправления в налоговых карточках по другим налогам. Чаще всего это нужно сделать бухгалтерам.
Самый простой способ – сделать доначисления налога и отнести их в расходы текущего периода налогового периода. В бухгалтерском учете такие расходы также учитываются в затратах текущего года на дату решения по проверке. Тогда разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникнет.
Заключение
При взыскании налога с организаций налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком. Ответственность банка за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогопла-тельщика, плательщика сбора или налогового агента установлена статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации.
При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.
Взыскание недоимок по налогам и пеням с физических лиц равно, как и наложенных на них налоговых санкций за нарушения налогового законодательства, производится в порядке, установленном статьей 48 НК РФ. Обращение в суд должно быть произведено в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения Требования об уплате налога.
Список используемых источников
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2 Приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2016 N 44161).
3 Акчурина, Е.В. Налоговая проверка и ее последствия / Е.В. Акчурина. - М.: Экзамен, 2015. - 144 c.
4 Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС. 2013.