Муниципальная
ярмарка
методических идей
среди педагогов
дошкольных учреждений
«Роль театра «Осьминожек»
в развитии воспитания детей»
(из опыта работы)
Наговицына
Елена Валентиновна
воспитатель
МБДОУ детский сад № 33
г.Балаково
Саратовской области
Опыт работы показывает, что многие дети быстро теряют интерес к занятиям, появляется утомляемость и рассеянность, что требует частой смены деятельности и занятости рук. Поэтому необходимо, сконцентрировать внимание ребенка на чем-то ярком, необычном, загадочном. Чтобы дети могли, манипулируя предложенным материалом, проговаривать свои действия, т.е. активизировать речь. Важно накапливать представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве.
Так мне пришла идея изготовить игровое развивающее пособие «Осьминожки» по мотивам стихотворения Эдуарда Успенского «Жил осьминог со своей осьминожкой…» и использовать его в различных видах деятельности для создания интереса и развития познавательных процессов.
Игры с «Осьминожками», вводимые во все виды деятельности, оказались эффективным средством для работы с детьми. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Эта пособие современно, интересно детям. Кроме того, играть в него можно сидя и стоя за столом, лежа на ковре, что значительно снизит утомляемость и повысит работоспособность детей.
Использование «Осьминожек» в работе с детьми привело к следующим результатам:
- стал значительно повышаться интерес к занятиям,
- дети стали чётче проговаривать свои действия и чаще отвечать полным ответом,
- усвоили основные цвета и их оттенки,
- освоили количественный счет в пределах 10,
- умение соотносить число с цифрой.
Я считаю целесообразным работать дальше в этом направлении, подбирать новые игры и упражнения, которые можно использовать в работе с детьми.
Игра «Приятно познакомиться!»
Цели: - обучающая: выучить стихотворение «Осьминожка»
Ход: педагог представляет своих осьминожек. (стих)
- Здравствуйте, я мама осьминог. Давайте познакомимся! А это мои осьминожки!
Жил осьминог
Со своей осьминожкой,
И было у них осьминожков немножко.
Все они были
Разного цвета:
Первый - зелёный,
Второй - фиолетовый,
Третий - как зебра,
Весь полосатый,
Чёрные оба -
Четвёртый и пятый,
Шестой - тёмно-синий
От носа до ножек,
Жёлтый-прежёлтый -
Седьмой осьминожек,
Восьмой -
Словно спелая ягода,
Красный...
Словом, не дети,
А тюбики с краской.
...
Игра «Найди пару»
Цели: закреплять представление об основных и дополнительных цветах.
Задание: учить детей различать цвета и находить схожие по цвету игрушки
Дети находят пары осьминожек одинакового цвета
Детям предлагаются пары осьминожек с намеренно неправильно разложенными парами и предлагает найти и исправить ошибки.
Дидактическая игра «Радуга»
Цели: закреплять представление об основных цветах и их оттенках.
Задание: знакомить детей с цветовым спектром, с последовательностью их расположения.
Дети находят осьминожку по заданию (по названному цвету)
Дети ставят и называют осьминожек по порядку цвета радуги
(Каждый охотник желает знать где сидит фазан)
3. Дети достают осьминожку из мешочка и называют его цвет.
Игра «Больше - меньше»
Цели: учить детей различать группы, на основе сопоставления их элементов один к одному; назвать общее число осьминожек на основе счета воспитателя; определять способом наглядного сравнения, какое число больше, какое меньше; продолжать упражнять детей в установлений отношений «равно», «больше», «меньше» между двумя группами осьминожек.
Игра «Перекличка»
Цели: закрепление счетных навыков
Ход: устроить «Перекличку» осьминожек. Игрушке дается порядковый номер. Можно поставить их по порядку или перемешать. Ребенок должен расставить осьминожек правильно в соответствии их номеров. Завершается «Перекличка» беседой:
- Сколько вас? (четыре) Почему четыре (красный осьминожка был четвертый и последний). А со мной сколько? Подскажите ребенку название нового числительного: 5
- Которая я буду по счету? (пятая).
Регулярное проведение «Переклички» способствует лучшему пониманию ребенком смысла нумерации элементов множества и знакомит с названиями новых числительных в процессе практической деятельности.
Игра «Цветные пятнышки»
Цели: умение выделять заданный цвет; развивать мелкую моторику рук и внимание.
Ход:
Ребенок закрывает всеми пальчиками пуговички заданного цвета
на маме-осьминожке.
Игра «Кто больше»
Цели: развивать у ребенка слуховое восприятие и тактильные ощущения
Для игры понадобятся: осьминожки и две корзинки
Описание: в игре должно участвовать не меньше двух детей. Разложите на полу осьминожек. Дайте детям корзинки и завяжите глаза. Им предстоит собрать осьминожек на ощупь. В чьей корзине окажется большее количество осьминожек, тот и выиграл.
Игра «Геометрическое лото»
Задача: учить детей соотносить геометрические фигуры по форме и цвету и подбирать предметы по геометрическому образцу
Ход: Маме-осьминожке на каждую ножку прикрепляются геометрические фигурки разного цвета, на детках-осьминожках есть такие же фигуры. Детям необходимо соотнести игрушки по цвету и форме.
На детках-осминожках можно прикреплять картинки, изображение которых похожи на ту или иную геометрическую фигуру.
Игра «Скажи словечко»
Цель: Учить детей подбирать:
слова – определения,
слова – действия.
Ход: ребенку предлагается подобрать слова определения (относительно осьминожки) по количеству его ножек. Пример: морской, подводный, красивый и т.д.
Театрализованная деятельность «Семья осьминогов»
Прочитать сказку «Семья осьминогов».
Жил осьминог со своей осьминожкой.
Было у них осьминожков немножко.
Была у детишек плохая черта:
Они как хотели меняли цвета.
Вымоет мама зелёного сына.
Смотрит, а он не зелёный, а синий.
Синего мама ещё не купала.
И начинается дело сначала.
Папа с детьми обращается проще:
Сложит в авоську и в ванной полощет.
(отрывок из стихотворения Э.Успенского)
Дальше сюжет развивается по нескольким направлениям:
А) Мама ушла к подруге. Дети стали шалить, прятаться по уголочкам. Папа их поймать не может. Кормит несколько раз одного и того же ребёнка. Спать не хотят. Только мама, вернувшись, навела порядок.
Б) Папа с детьми пошли гулять. Встретили другого папу с выводком детей. Дети перепутались, папы их различить не могу. Только мамы смогли навести порядок и разделить детей: где свои, а где чужие.
Рассказывать сказку в ролях: папа, мама, детки осьминожки.