СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские земли под властью Орды.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Последствия монгольского нашествия.
  2. Борьба за первенство на Руси.
  3. Ордынская власть над Русью.
  4. Народ против ордынского ига.   
  5. Отношение князей к ордынскому господству.

Просмотр содержимого документа
«Русские земли под властью Орды.»



6 класс, история России.Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. (6 часов)

Урок №34 Русские земли под властью Орды.

Дата проведения уроков:

Педагогическая цель

Охарактеризовать формы зависимости русских земель от Орды; определить последствия ордын­ского владычества.


Тип и вид урока

Изучение нового материала

Планируемые

результаты

(предметные)

Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княже­ние, ордынский выход, запись «в число». Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения.

Личностные

результаты

-формирование ответственного отношения к уче­нию, готовности и способности, обучающихся к самораз­витию и самообразованию;

-освоение социальных норм, правил поведения, ро­лей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

-осознание своей этнической принадлежности, зна­ние истории, языка, культуры своего народа, основ куль­турного наследия народов России и человечества;

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многона­ционального народа России;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития исторической науки;

-формирование осознанного, уважительного и до­брожелательного отношения к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, язы­кам, ценностям народов России.

Метапредметные

результаты

-умение определять способы действий в рамках пред­ложенных условий и требований;

-умение оценивать правильность выполнения за­дачи;

-умение самостоятельно планировать достижение целей;

-устанавливать причинно-следственные связи, стро­ить логическое рассуждение;

-владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения;

Универсальные

Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предпо­лагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания.

План урока

  1. Последствия монгольского нашествия.

  2. Борьба за первенство на Руси.

  3. Ордынская власть над Русью.

  4. Народ против ордынского ига.

  5. Отношение князей к ордынскому господству.

Основное содержание темы, понятия и термины

Последствия монгольского нашествия. Борь­ба за первенство на Руси. Зави­симость рус­ских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Образовательные ресурсы

1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.-М. :Дрофа, 2016.

2) Е. В. Симонова. Методическое пособиек учебнику И. Л. Андреева, И. Н. ФедороваИстория России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,мето­ды, методиче­ские приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм


II.Актуализация знаний обучающихся

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа.


В начале урока учащиеся повторяют пройденное. Уст­ные задания:

  1. Дайте определения понятий «дружина», «ополче­ние», «боевой порядок «свинья».

  2. С какой целью немецкие и шведские феодалы рас­ширяли свое присутствие на востоке?

Как вы думаете, за какие заслуги православная цер­ковь причислила Александра Невского к лику святых? 2. Покажите территорию, за обладание которой воевали между собой шведы, немцы и новгородцы. 3. Используя схему битвы, расскажите о сра­жении на реке Неве со шведами. 4. Используя схему, рас­скажите о ходе Ледового побоища.

Письменные задания (работа у доски и с места по карточкам (Приложение 1))

Записывают даты событий и терми­ны по их определе­ниям

Познавательные:воспроизводят по памяти информацию, необходи­мую для решения учебной задачи

Беседа по вопросам

III. Постанов­ка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учите­ля, беседа

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока





Целеполагание

Регулятивные:формулируют учеб­ную задачу, цели урока


Беседа по вопросам

IV. Усвоение знаний и способов действий.

  1. Последствия монгольского нашествия.


Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учите­ля, беседа

Первый вариант изучения темы — рассказ учителя.

Внимание шестиклассников обращается на главный вопрос урока.

Рассказывая об образовании Золотой Орды, учитель обращает внимание учащихся на карту. Батый был вто­рым сыном Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 г. он стал главой улуса Джучи. Батый участ­вовал во всех главных военных походах монголов. В 1236— 1243 гг. он возглавил поход в Восточную Европу, сопрово­ждавшийся массовым истреблением населения и уничто­жением городов. После покорения земель, где кочевали половцы, и завоевания Руси Батый совершил поход на Польшу, Венгрию и Далмацию, но не смог удержать этих стран, так как был ослаблен длительной борьбой с русски­ми княжествами. После его возвращения в 1243 г. в при­черноморских и прикаспийских степях сложилось ядро государственного образования, которое в русских источ­никах принято именовать Золотой Ордой. Ее территория включала земли от низовий Дуная до Иртыша и от Прикаспия и Причерноморья до Оки. Это было одно из самых больших государств Средневековья. Его население — пе­страя смесь народов, но основную массу составляли по­ловцы. Уже в XIV в. завоеватели стали растворяться в по­ловецкой среде, забывая свой язык, письменность, куль­туру. В качестве государственного языка использовался половецкий. Но монгольские племена, приведенные Ба­тыем, по-прежнему составляли ядро воинства.

С помощью записанных на доске определений раскрывают смысл, значение важнейшего исторического понятия «история». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу учителя.

Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения

Рассказ, беседа по вопросам

2.Борьба за первенство на Руси.

3. Ордынская власть над Русью.

4. Народ против ордынского ига.

5. Отношение князей к ордынскому господству.

.


Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью,

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, по окончании которой им предлагается ответить на вопросы и выполнить задание:

1. В каких формах выражалась зависимость Руси от Орды?

2. Чем было обусловлено отношение русских князей к золотоордынским ханам?

3. Когда и при каких обстоятельствах Александр Ярославич Невский стал великим князем?

4. С какой целью монголы провели перепись русского населения?

5. Как назывались монгольские переписчики?

6. Какие повинности должно было нести русское население и князья?

7. Как вы думаете, почему православное духовенство было освобождено от уплаты налогов?

8. Дайте определения понятий «ордынский выход», «запись «в число». 9. Какие последствия для экономического развития русских земель имели ордынские выходы?

Далее учитель объясняет, что размер дани был очень велик. Первоначально дань была назначена натурой (шкуры медведя, лисицы, соболя), а затем — серебром, в среднем 15 тыс. руб. в год. (В те времена на рубль серебром можно было купить 20 овец.) В ответ на это уже в 1257 г. в Новгороде и Пскове начались народные волнения, которые продолжались около года. Вольным новгородцам была невыносима мысль, что они будут данниками хана. Многие баскаки были убиты, а вместе с ними и новгородский посадник — ставленник Александра Невского. В 1262 г. народные восстания поднялись «по всем градом русским»: в Ростове, Суздале, Ярославле, во Владимире и др. «И побиша татар везде, не терпяще насилие от них» — говорит летопись.

Учащимся предлагается определить причины восстаний.

В этих условиях великокняжеская власть оказалась перед альтернативой: либо монгольское войско вновь разорит Русь, либо подавление народных восстаний должны взять на себя сами русские князья. Так, например, поступил Александр Невский, бывший в это время великим князем (1252—1263). При помощи монголов восставшие были разгромлены. Подавление восстаний впервые сопровождалось азиатской жестокостью: сечением кнутом, отрезанием носов и т. и. Сильный удар был нанесен по городским вечам, являвшимся инициаторами восстаний, они были запрещены, но новый разгром городов удалось предотвратить. Сбор дани был отдан на откуп восточным купцам. Баскаки с 60—80-х гг. XIII в. перестали приходить на Русскую землю.А уже в первой половине XIV в. сбор дани был поручен самим русским князьям. В результате власть князей еще более окрепла. Сохраняя для своих нужд часть собранной дани, великие князья обогащались, становясь крупнейшими собственниками на Руси.

Последствия ордынского владычества рассматриваются на основе материала учебника. Учащиеся заполняют таблицу. (Приложение2)

По окончании заполнения таблицы учитель организует проверку. Обобщая ответы учащихся, он отмечает, что монгольское нашествие и последующее владычество оказали определенное влияние на национальный характер русского народа, его коллективную психологию и менталитет. Отчасти именно с игом связано постепенное усиление самодержавных государственных начал. В период, когда земля была опустошена, а города разрушены, зарождаются такие качества русского человека, как долготе-пение, политическая пассивность, фатализм, поскольку чужеземное владычество давило душу народа.

Учитель совместно с учащимися формулирует последствия нашествия и владычества монголов:

• в результате нашествия погибло около половины населения;

• многие города были разрушены;

• пришла в упадок торговля;

• развитая городская культура Древней Руси была уничтожена (многие ремесла были уничтожены и забыты, приостановилось каменное строительство, прекратилось летописание);

• начался отток населения из южных земель;

• уничтожена политическая элита Руси (многие князья и их воеводы, дружинники были убиты);

• русские княжества утратили политическую и экономическую самостоятельность (получали ярлык на княжение, платили дань Орде).

Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания с помощью рабочей тетради и электронного приложения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

Работа с учебником

V. Закрепле­ние званий и способов действий


  1. Что изучает наука история? В чем ее отличия от дру­гих наук?

  2. Что предстоит изучать учащимся в курсе истории 6 класса?

  3. Какие науки помогают ученым изучать историче­ское прошлое страны?

Применяют исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Строят ответ, рассказ на основе знакомства с учебником

Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе

Рассказ, беседа по вопросам

VI. Рефлексия

Фронтальный. Словесный. Беседа

- Что запомнили из сегодняшнего урока?

- Что показалось сложным?

- Что показалось легким?

- Чему мы сегодня научились?


Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Беседа по вопросам.

VI.Информа­ция о домаш­нем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

§20-21, принести учебники «Крымоведения», подготовить сообщение о Крымском ханстве.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Кроссворд, контурная карта

Приложение1

Последствия ордынского владычества

Для русских княжеств

Для Золотой Орды

Для эконо­миче­ского развития

Для политического

разви­тия




Для куль­турного разви­тия




Для эконо­миче­ского развития


Для политического

разви­тия




Для куль­турного разви­тия











Приложение2

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №1.

  1. Расставьте события в хронологической последовательно­сти:

а) захват монголами Северного Китая;

б) Ледовое побоище;

в) Захват южной Эстонии войсками Ордена меченосцев;

г) битва на реке Калке;

д) провозглашение Чингисхана великим ханом.

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №2.

  1. Расставьте события в хронологической последовательно­сти:

а) разорение Рязани;

б) захват Киева;

в) Невская битва;

г) разгром меченосцев литовским князем Миндовгом;

д) Раковорская битва

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №3.

Объясните термины: курултай, духовно-рыцарские ордены, татаро-монголы, крестоносцы, Золотая Орда.


6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №4. Кто эти люди, кратко охарактеризуй их деятельность.

Чингисхан, Батый, Юрий Всеволодович, Александр Невский, Дмитрий Александрович.

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №5.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 1-2 с. 141

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №6.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 4 с.141, дайте полный ответ, обоснуйте свой выбор.

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №6.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 4 с.141, дайте полный ответ, обоснуйте свой выбор.

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №6.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 4 с.141, дайте полный ответ, обоснуйте свой выбор.

6 класс. Тема «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии Запада». Карточка №6.

Ответь на вопрос («Вопросы и задания» ) 4 с.141, дайте полный ответ, обоснуйте свой выбор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!