«Азбука содержания домашних животных и ухода за растениями» с использованием средств мультимедиа
по теме:
«РЫБЫ - САМЫЕ ТИХИЕ СОСЕДИ»
Тема: Рыбы – самые тихие соседи
Цели: - познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;
- сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Презентации Microsoft PowerPoint, аквариум, иллюстрации аквариумных рыб и растений.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!
Ученики: Здравствуйте.
Учитель: Сегодня возле школы я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.
4слайд
II. Беседа про рыбок и аквариумы.
Ребята, закройте глазки и послушайте звуки. Подумайте, что вы услышали?
(Звуки шума воды)
Итак, что же вы услышали? Шум волн, плеск воды, крики птиц. А больше ничего не слышали? А как же тогда, в воде нет живых существ? А почему мы их не услышали? Конечно, рыбы не могут издавать звуки, которые мы могли бы услышать. Тема нашего сегодняшнего занятия «Рыбы – самые тихие соседи»
Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
5слайд
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (сом)
Опасней всех в реке она: хитра, прожорлива, сильна. Притом, такая злюка! Конечно, это …(щука)
Через море – океан плывет чудо – великан, пряча ус во рту, растянулся на версту. (кит)
6 слайд
А ещё каких рыб вы знаете? Молодцы, много знаете, но на самом деле их гораздо больше. Огромное количество рыб живут в морских глубинах и океанах, реках и озерах, и все они очень разные: мелкие и крупные, хищные и нехищные, яркие, декоративные и совсем незаметные, похожие на песок или камень.
На Земле около 200 тысяч видов разных рыб, но есть такие, которые уничтожаются человеком. Их заносят в Красную книгу, они находятся под охраной, их нельзя ловить.
Ребята, а как человек использует рыбу?
Но есть место, где рыб не используют в еду, ею любуются.
Где это? Дети. Аквариум
7слайд
8слайд картина
У кого есть дома аквариум? Считаете ли вы рыбок своими друзьями?
Это очень увлекательное занятие разводить рыбок, не так ли?
Аквариум – это частичка природы, которая найдет себе место в любой квартире, которую может себе позволить любой и которая дарит массу впечатлений. Рыбы у многих народов и во многих культурах уже в течение тысячелетий являются символом мира и покоя.
Сегодня я приготовила для вас сюрприз.
Вы посмотрите на этот аквариум.
Природа ещё спит после долгой зимы. Но мы видим это маленькое чудо здесь, на доске. Аквариум можно сравнить с маленьким искусственным водоемом, домашним озером, на дне которого насыпан грунт и мелкие камешки, растут водоросли, которые выделяют кислород. Им дышат рыбы. Чтобы водоросли слишком не разрастались, в аквариуме селят маленьких животных - улиток, которые поедают водоросли.
9сайд
10 слайд картинка
Советы начинающим аквариумистам.
Новый аквариум нужно тщательно вымыть и положить на дно слой (4-6 см.) тщательно промытого речного песка или гальки. Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. (слайд аквариумы)
Важное место в аквариуме занимают растения. Прежде всего, это украшение подводного мира; растения служат основным источником кислорода в аквариуме; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Также как растения на суше, водоросли могут быть разной формы: с колючками, закрученные, с широкими или узкими листьями и т.д. В водорослях любят прятаться все подводные жители. (слайд растения)
Для ухода за рыбками человек изобретает различные приспособления. У меня в руках прибор для насыщения воды кислородом.
Рыбам нужен корм и кислород, а так же аквариум нужно постоянно содержать в чистоте, иначе рыбки могут заболеть. А чем же рыбы питаются?
Питаются рыбки планктоном, водорослями, бактериями. Но золотое правило аквариумиста – не перекармливать рыбок. Из-за частого кормления, несъеденные остатки могут загрязнить воду и рыбки могут заболеть. Но и без корма рыбки могут погибнуть
Для каждого вида рыбок существует свой корм. Он продается в зоомагазинах.
Итак, вы купили рыбок. Привезли их домой в пластиковом пакете. Можно ли сразу выпустить рыбок из пакета в аквариум? Этого делать нельзя. Нужно сначала подержать пакет в аквариуме 15 минут, чтобы температура воды в емкостях постепенно сравнялась. Рыбы плохо переносят резкую смену температуры.
За аквариумом нужно постоянно ухаживать. Чтобы рыбки хорошо себя чувствовали, нужно регулярно менять воду и раз в неделю чистить аквариум.
11слайд
12слайд картинка
13 слай
СОМИК.
Тело рыбки окрашено темными пятнами – у самок брюшко белое, а у самцов – серо-фиолетовое; рот маленький, верхняя губа выдается вперед и оканчивается с каждой стороны двумя усиками.
По характеру эти рыбки миролюбивы, живут стайками, выбирают в аквариуме слабо освещенные места и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма, за это аквариумисты называют их «санитарами», очищающими аквариум.
Интересной особенностью сомиков является еще и то, что они дышат воздухом атмосферы, для этого они изредка поднимаются на поверхность воды, высовываются и заглатывают воздух для дыхания.
14 слайд
В нашем аквариуме рыбки – гуппи. Гуппи - это рыбка маленькая. Самки имеют невзрачную окраску, а самцы гуппи в отличие от самок имеют очень красивую, яркую, очень привлекательную окраску
Эти рыбки очень неприхотливы и легко приживаются в аквариуме.
15 слайд
Меченосцы своим названием обязаны «мечу», на нижнем крае хвостового плавника у самцов, у самочек – меча нет. Аквариумистов привлекает их ярко-красная окраска и простота в содержании и кормлении.
Но следует знать, что самцы меченосцев очень драчливы, и во время драки, ища спасения, они часто выскакивают из аквариума и погибают, поэтому аквариум лучше прикрыть стеклом, особенно когда в него сажают вновь приобретенных рыбок.
16 слайд
Скалярия.
Самое оригинальное в этой рыбке – это форма ее тела, образующая треугольник.
Рыбка эта очень изящная, грациозная, кокетливая, американцы называют ее «рыба-ангел».
Однако, при всем изяществе скалярии драчливы и пугливы. Если, например, ночью осветить аквариум электрической лампочкой или резко постучать по стенкам аквариума, то рыбки начинают метаться по аквариуму, или прячутся в щель между камнями и могут там погибнуть. Но скалярии очень доверчивы к своим хозяевам, которых привыкли видеть каждый день. А видят они прекрасно и сразу подплывают к переднему стеклу, извиваются и «просят» корм.
Скалярии любят чистую теплую воду, поэтому ее следует менять в аквариуме 2 раза в неделю.
17слайд
ВУАЛЕХВОСТ – имеет очень красивый, тонкий и прозрачный вуалеобразный хвост, который иногда бывает в 6 раз длиннее тела самой рыбки. Но длинный хвост служит рыбке большой помехой при плавании и делает ее неповоротливой.
18 слайд
ЛЬВИНОГОЛОВКА – очень необычная на вид рыбка – тело ее имеет вздутую форму, а голова покрыта наростами, придающими ей вид головы льва – отсюда и ее название. Короткий куцый хвост приподнят кверху. Тело львиноголовки покрыто ярко-желто-лимонной чешуей с красным ободком, а голова – ярко-красная. Рыбка эта является настоящим украшением аквариума.
19 слайд
Своеобразен ТЕЛЕСКОП – тело его вздутое, похожее на тело лягушки, но особенность этой рыбки составляют глаза, выдающиеся по обеим сторонам головы в виде двух крупных горошин, глаза имеют некоторое сходство с биноклем или телескопом, от которых рыбка и получила свое название.
Телескоп – неприхотлив, неповоротлив, дружелюбен, любит спокойствие и очень любит хорошо поесть.
20слайд
Петушок имеет вытянутое, овальное, немного сжатое с боков тело Окраска этих рыбок очень яркая. Красные, синие, жёлтые, зелёные, розовые цвета, при каждом повороте при хорошем освещении краски играют, принимая различные оттенки.
Общение с природой помогает жить человеку, вносит гармонию в его жизнь. Ёе красота нам помогает быть счастливыми, ведь мир вокруг нас цветной, а краски природы всегда удивляют и радуют нас.
21слайд
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток
Трава и гроты-крошки,
Прозрачная вода…
Играют в нём рыбёшки —
Там рыбья чехарда.
Смотрю, одна из рыбок
Мне машет плавничком -
Рассказывает, видно,
О жизни за стеклом.
Учитель: Ребята, вы узнали много интересного об аквариуме.
Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?
Я приготовила для вас памятки с правилами создания и содержания аквариума, о его обитателях, об уходе за ними.
Дорогие ребята! Я хочу, чтобы этот урок подвиг вас на то, чтобы эти неповторимые создания сохранились и дарили многие часы радости . Но помните. Нельзя заводить рыбок и других домашних животных из-за сиюминутного желания. Надо как следует узнать правила ухода за ними. Ухаживать за животными - это большая ответственность. Сможете ли вы с ней справиться? Расширяйте свои знания о рыбках и их содержании.
ПСИХОТРЕНИНГ.
- А теперь проведём небольшое упражнение - пожелание любви всему живому и неживому на Земле.
(фонограмма)
Закройте глаза, глубоко вздохните.
Представьте себе подводный мир во всех его красках. Светит солнышко, а вы ныряете на самое дно моря. Вода теплая и прозрачная. Вы чувствуете ее через свой костюм.
Вам легко и свободно. Ваши ноги сами движутся волнообразно. И вам кажется, что вы тоже стали большой рыбой. А вот мимо проплавает стайка скалярий. По дну ползет рак отшельник. Вы слышите едва уловимый плеск воды. Поблагодарите подводное царство:
- Я люблю тебя, море:
- Я люблю вас всех, обитатели подводного царства:
- Я дарю тепло души всему живому на Земле:
А теперь вздохните глубоко. Выдохните. Откройте глаза.
23слайд
24слайд кртинка
25 слай
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сочинить сказку об обитателях изготовленного вами аквариума. В подарок вам раскраски с аквариумными рыбками. Занятие наше окончено. Спасибо за работу.
1. Идеальное место для аквариума – самый темный угол в комнате.
2.Для больших аквариумов нужна прочная устойчивая подставка.
3.Аквариум нужно периодически чистить, регулярно менять воду.
4. Рыб надо кормить постоянно.
5. Так же постоянно надо
следить за температурой воды в аквариуме.
Правила
Алиева Джавгарат Анасовна
Направленность:общеинтелектуальное.
Тема: Рыбы – самые тихие соседи
Цели: - познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;
- сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа.
Задачи:
1. Научить детей использовать имеющиеся знания о животных в повседневной жизни.
2. Обучить умению работать индивидуально и в группе; вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
3. Способствовать освоению опыта практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок т.д.
4. Способствовать развитию природных задатков и способностей детей.
5. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Формирование культуры отношения к животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознани
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, Презентации Microsoft PowerPoint, аквариум, иллюстрации аквариумных рыб и растений.
Планируемый результаты:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
Познавательные: осуществлять анализ, синтез ,сравнение и классификацию объектов;
Коммукативные: договорится и проходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных , так и окружающих людей.