СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самовоспитание и самообразование в СПО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по самовоспитанию и самообразованию в СПО.

Просмотр содержимого документа
«Самовоспитание и самообразование в СПО»

Комитет образования Еврейской автономной области

Областное государственное профессиональное образовательное

бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»















Методическая разработка

«Самовоспитание и самообразование в СПО: специфика и особенности»







Выполнила: Зеленская Алла Александровна преподаватель экономических дисциплин ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»











ЕАО

с.Ленинское

Содержание


Введение……………………………………………………………………………….3

1. Историко – педагогические аспекты самовоспитания и самообразования в становлении педагога………………………………………………………………6

1.1. Сущность самовоспитания и самообразования в становлении педагога……6

1.2. Профессиональное самообразование педагога……………………………….10

1.3.Содержание самовоспитания………………………………………………......20

2.Опыт практической реализации самовоспитания и самообразования педагога

2.1.Особенности самовоспитания и самообразования педагога…………………23

2.2.Опыт работы по самовоспитанию и самообразованию………………………24

Заключение…………………………………………………………………………..30

Список используемой литературы………………………………………………….32


























                                                          «Педагог живёт до тех пор, пока он учится»

(К.Д.Ушинский)



Введение

Актуальность. Происходящие в настоящее время социально-экономические,культурные, политические изменения на основе приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации представляют собой комплекс взаимоувязанных мероприятий в структуре, содержании и технологиях образования, которые оказывают влияние на все стороны личностного развития и взаимосвязи человека с окружающим миром. Кардинальность перемен настолько велика, что не может не сказаться, в том числе и на профессиональной жизни педагога. Нынешняя социальная ситуация требует от педагога активности, устойчивости к социальным изменениям в сочетании с самореализованностью.

Актуальность настоящей работы вытекает из того, что процесс самовоспитания и самообразования является основным путем становления профессионального мастерства педагога, его усовершенствования в профессиональной деятельности.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» глава 5 статья 48 гласит, что педагог обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень [15].

Самовоспитание и самообразование присуще любому человеку, в том числе и обучающемуся. Я выбрала самовоспитание и самообразование педагога.
В большинстве случаев на практике и в теоретическом анализе изучаются тенденции педагогического процесса, которые способствуют гармонии различных сторон и возможностям общества. Возникает необходимость определения приоритетов стратегий личностного и профессионального развития педагога, в соотношениях и сопоставляемых категориях. Освоение профессиональной жизни педагогом, делает неизбежной трансформацию внутренних условий деятельности, которые всегда имеют нестандартный характер. Результатом данного процесса является развитие целостности человека, его биологической и социальной природы личности и субъективности, единства физического, психического и социального развития. При рассмотрении социальной сущности деятельности педагога как субъекта труда, субъекта познания, коммуникации и управления важным оказываются понимание профессионального саморазвития.

       Целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса,в том числе и педагога.
      Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо,  что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование–процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности[2].Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности?  Авторы научных трудов приходили к единому выводу: фактором является профессионально-педагогическая направленность личности учителя - воспитателя. Как писал выдающийся немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег: «Самым важным явлением, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирожденный такт. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» [2].

Педагогическую деятельность можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в общества.

Искусство умственного и нравственного воспитания есть лишь "искусство возбуждения сердца и ума обучающихся, а не простого сообщения сведений и назиданий". Ничем неискоренимое стремление человека к самообразованию лежит в самой его природе, обусловливается самым существом его. Каждый организм есть самодеятельное начало, носящее в себе источник деятельности.  

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Самовоспитание - сознательная деятельность человека, направленная на выработку у себя положительных качеств и преодоления отрицательных.

Самовоспитание успешно осуществляется при определенных условиях. Прежде оно требует от человека знания самого себя, умение оценивать собственные положительные и отрицательные черты. Чтобы обогатить обучающихся соответствующими знаниями и умениями, проводят цикл бесед о психической деятельности человека, сознание, волю, чувства, характер, мотивы поведения, интересы, способности, потребности, темперамент, а также раскрывают сущность самовоспитания, методы и приемы работы над собой. Материал для таких бесед можно найти в книгах «Занимательная психология»К. Платонова, «Загадки человеческого«я »Ф. Михайлова.

1. Историко – педагогические аспекты самовоспитания и самообразования в становлении педагога.


1.1. Сущность самовоспитания и самообразования в становлении педагога .

Современная государственная образовательная политика особое внимание обращает на профессионализм педагогических работников, при этом компетентностная модель охватывает квалификацию, связывающую практическую деятельность специалиста с предметами и объектами труда, что особо отражено в профессиональном стандарте педагога, компетентность которого является его обязательной характеристикой [14]. В условиях модернизации образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта, профессионального стандарта педагога диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Современные студенты более активны, информированы во многом, каждый студент индивидуален и неповторим.

Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать ребят, быть участником процесса формирования личности , педагогу также необходимо быть готовым и способным к изменениям, активным, компетентным.

По  утверждению  отечественного  педагога  Ю.К.  Бабанского,  процесс  воспитания  при  его  хорошей  организации  перерастает  в  процесс  самовоспитания  и  предполагает:  самостоятельное  планирование  деятельности  (самопроектирование)  по  усвоению  знаний,  умений,  навыков,  способов  поведения,  разрешения  проблемных  ситуаций  учебного  и  воспитательного  характера;  самоорганизацию  деятельности рациональное  распределение  этапов  деятельности  во  времени,  рациональное  распределение  усилий  в  ходе  деятельности;  саморегулирование  деятельности  на  основе  самоанализа  хода  ее  и  внесение  необходимых  поправок;  самоконтроль  в  деятельности  -  анализ  ее  конечных  результатов,  сопоставление  их  с  намеченными  целями,  выявление  расхождений  и  их  причин,  проектирование  новых  перспектив  и  задач  [13].

Современные нормативные требования, определяемые системой профессионального образования, задают перечень профессиональных компетенций, которыми должен обладать педагог. Педагогу, не владеющему определенными профессиональными компетенциями, сложно будет реализовывать образовательные цели, осуществлять свою образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне.

Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.

Саморазвитие представляет собой процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, являющегося результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие может рассматриваться и как деятельность личности, направленная на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже существуют, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, к примеру памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков и т. д.

Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) является деятельностью человека, направленной на формирование у себя новых и усиление существующих позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию имеющихся недостатков.

Саморазвитие и самосовершенствование педагога – это основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными компетенциями, необходимыми для совершенствования педагогического процесса» [5].

Самообразование — основа роста педагога как специалиста.

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование, самоопределение, самоорганизация, саморегуляция, самореализация.

Педагог, не испытывающий потребности в саморазвитии, не способен в своей профессиональной деятельности обеспечить и развитие ребенка. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями[16]. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование педагога рассматривается как добровольная, активная, ценностно-смысловая, мотивационная, творческая профессиональная деятельность, направленная на освоение современных педагогических идей и технологий, обеспечивающая личностно-профессиональный рост педагога, повышение качества образования и воспитания воспитанников. Педагогическое самообразование педагога предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, идей, современных технологий, ситуаций творчества, общей культурой.

Несколько советов занимающимся самообразованием:

Важно, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. Важно научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

Важно уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

В связи с вышесказанным, становление новой системы образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному профессиональному образованию нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, но, самое важное, педагог должен осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме.

Профессионализм характеризуется как общая способность педагога мобилизировать свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действия. Стабильно высокий уровень профессионализма, может быть, достигнут при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля деятельности.



1.2. Профессиональное самообразование педагога

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на совре­менном уровне требований общества необходимо посто­янно обновлять и обогащать свой профессио­нальный потенциал. Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в "недвижимость". Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в прин­ципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподавае­мым основам науки, недостаточность своего педагоги­ческого инструментария. Приступая к, работе по само­воспитанию и профессиональному самосовершенство­ванию, педагог должен иметь данные ана­лиза своей работы за определенный период, объектив­ную их оценку и рекомендации коллег по улуч­шению своей деятельности.

Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности пу­тем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо на­чинать с углубленного анализа собственной педагогиче­ской практики, с установления причин, как успехов, так и неудач.

Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без кото­рой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогиче­скому мастерству.

Сама жизнь обозначила проблему непрерывного пе­дагогического образования как наиболее актуальную. Но в реальной практической деятельности, как ука­зывает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанно­стях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отноше­ние к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуа­тивный характер, связанный с возникающими пробле­мами (установлением дисциплины, организацией кол­лектива, выяснением взаимоотношений с администра­цией и т.д.)» [7].

Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с ло­гикой педагогической деятельности, что побуждает педагога критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Ру­бинштейна, мировоззренческого чувства, формирую­щего обобщенно-целостное отношение к профессии. Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех на­правлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповтори­мых особенностей к требованиям педагогической дея­тельности;

б) постоянное повышение профессиональной ком­петентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности [18]. В этом плане весьма примечательно мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учи­теля научить быть учителем! Что это значит для него? Немного перефразируя его ответ (с учетом того, что книга была написана до начала демократических преоб­разований), получаем следующее:

1. Систематически овладевать методологическими знаниями, изучать труды классиков философии, государственные и ведомственные документы об образовании и воспитании подрастающих поко­лений.

2. Сосредоточить свои усилия на совершенствова­нии учебного процесса, в котором наиболее пол­но реализуются профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный на­учно-педагогический поиск.

3. Постоянно анализировать состояние реализуе­мого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обуче­ния, используя в качестве критериев оценки пе­дагогической эффективности своего учительского труда его конечные и промежуточные результаты, обоснованность проектов конкретных вариантов методик требованиями науки.

4. Глубоко осознавать собственную педагогическую деятельность как творческий процесс решения разнообразных по содержанию учебно-воспита­тельных задач в их системе.

5. Непрерывно совершенствовать свою профессио­нально-педагогическую квалификацию посредст­вом самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта, а также собственного педагогического поиска.

6. Посредством самовоспитания и саморазвития формировать в себе те профессионально-педаго­гические качества, которые являются предпосыл­ками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, посте­пенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач твор­ческого характера [10].

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспита­ния педагога называют потребность в совершенствова­нии.

Следует заметить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемы­ми обществом к педагогу и имеющимся уровнем его профессионально-личностного развития. Требования, предъявляемые обществом к педагогу «либо стимулиру­ют работу над собой, либо вынуждают педагога идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоре­чия, во всяком случае, в его сознании» [6].

Психологи указывают на компенсаторные механизмы снятия по­добных противоречий: рационализация, инверсия, про­екция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности педагога, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит, вызвать истинную потребность в само­воспитании.

Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувст­вами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессио­нального идеала. Другими словами, когда педагогиче­ская деятельность приобретает в глазах педагога лично­стную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявля­ется потребность в самосовершенствовании, тогда и на­чинается процесс самовоспитания. Наука отмечает два приема формирования само­оценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уро­вень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мне­ний о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная само­оценка. Невысокие притязания могут привести к фор­мированию завышенной самооценки, так как затрудне­ния в работе имеют лишь те воспитатели, которые ста­вят перед собой высокие задачи. Не может удовлетво­рить творчески работающего педагога и прием форми­рования самооценки через сравнение себя и своих ре­зультатов с результатами коллег. Основной способ формирования самооценки педагога (в том числе будущего) — соизмерение своих резуль­татов с идеалом личности и деятельности педагога - воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования про­фессионального идеала — самообразовательное изуче­ние специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска сво­его идеала педагога. Это — главное условие эффективности его самовоспитания. В этом плане весьма полез­ную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Таким при­мером для студента педвуза может быть Л.Н. Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, не­смотря ни на что... Что исполняешь, исполняй хоро­шо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить... Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою» [11].

Лучшему самоотчету и самоанализу способствует ве­дение личного дневника, по которому субъект самовос­питания может наблюдать за развитием своих способно­стей. На основе проведенного анализа собственных не­достатков Л.Н. Толстой определил такие задачи по са­мовоспитанию: «Важнее всего для меня в жизни ис­правление от 3-х главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени» [11]. К внешним факторам, стимулирующим процесс са­мовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства учебным заведением и фактор свободного времени. Педагог, особенно начинающий, попадая в педа­гогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиаль­ности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствует­ся заинтересованность в профессиональном росте начи­нающих педагогов, стремится соответствовать требова­ниям профессионального идеала.

Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебре­жение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют по­требность в самосовершенствовании. Если руководство учебным заведением не создает педагогам усло­вия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чув­ствуется озабоченности успехами педагогов, стремления помочь, то в таком учебном заведении у них не появляется потреб­ности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, по­сещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психо­лого-педагогической литературы. Процесс профессионального самовоспитания чрез­вычайно индивидуален.

Однако в нем всегда можно вы­делить три взаимосвязанных этапа: самопознание; самопрограммирование; самовоздействие. Профессиональному самопознанию будущего педагога может помочь курс психологии.

Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, уп­равлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает так­же выявление особенностей волевого развития, эмоцио­нальной сферы, темперамента и характера, особеннос­тей познавательных процессов (восприятия, памяти, во­ображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», кото­рые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или прият­ное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет» [12]. Наряду с программой самовоспитания можно соста­вить и план работы над собой: план-максимум на боль­шой отрезок времени и план-минимум (на день, неде­лю, месяц). Для начинающих самовоспитательную деятельность, не накопивших достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овла­дение навыками учебной работы; самовоспитание. Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопо­знания - анализ собственного опыта, как положитель­ного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок труд­ных», -превосходный учитель, дорого, однако, беру­щий за свои уроки. Другой способ познания себя - сравнение с другими. По понятным причинам не все задачи и направле­ния работы над собой можно зафиксировать в програм­ме. Подчас в этом и нет особой необходимости. Глав­ное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую сте­зю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни. Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оп­тимальное сочетание.

Релаксация - общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий.

Особое место в ряду средств самовоспитания зани­мают средства управления своим психическим состоя­нием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят раз­ного рода приемы отключения, самоотвлечения, рас­слабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.

В последние годы благодаря широкой популяриза­ции все шире используются методы и приемы целена­правленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением пе­дагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направлен­ных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников.

Научное пе­дагогическое мышление выражается в свободном опе­рировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий педагог должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.

Педагог А.И. Кочетов определяет следующие параметры само­воспитания:

- направленность, т.е. мотивы работы над собой;

- содержание (умственное, физическое, нравственное, трудо­вое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);

- устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);

- эффективность в формировании личности (выполняет функ­ции главные и вспомогательные) [16].

Доминантой в самовоспитании становится формирование та­ких качеств, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

Весомую роль в личностной характеристике педагога играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которо­го входят:

- осознание педагогом норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда;

- соотнесение себя с некоторыми профессиональными этало­нами, идентификация;

- оценка себя другими, профессионально референтными людьми;

- самооценка, в которой выделяются:

а) когнитивный аспект, осознание самого себя, своей деятельности;

б) эмоциональный аспект (рис. 1).

Ученые В.А. Мижериков и Т.А. Юзефавичус полагают, что бу­дущий педагог должен уметь выявлять у себя наличие этих обра­зований на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства развития положительных качеств и ней­трализации и вытеснения отрицательных) [17].

Чтобы соответствовать высокому званию педагога, студент, решивший посвятить себя этой профессии, стремится развивать в себе готовность к сложной и многогранной деятельности на благо общества, умение как можно лучше делать то дело, к которому он приставлен собственным выбором или другими обстоятельства­ми. А для этого недостаточно просто быть тем, каков ты есть в настоящий момент.

Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, не­обходимые не только для жизни, но и для профессионально-пе­дагогической деятельности.



1.3.Содержание самовоспитания



Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

- компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;

- адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

- развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

Принципы самовоспитания

1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:

- установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;

- установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;

- установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).

2. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:

- на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;

- на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;

- на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.

3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

- на самоконтроль;

- на саморегулирование;

- на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

- на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;

- на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Основные методы самовоспитания отражены в рисунке 2.



Рис. 2. Методы самовоспитания













2.Опыт практической реализации самовоспитания и самообразования педагога.



2.1.Особенности самовоспитания и самообразования педагога.



Процесс самосовершенствования педагога осуществляется в двух взаимосвязанных формах – самовоспитания и самообразования, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияние на характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительно самостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условия их организации. Самовоспитание это сознательная работа педагога по систематическому развитию у себя положительных и устранению негативных качеств личности в трёх направлениях: 1.адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; 2.постоянное повышение профессиональной компетентности; 3.непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. Профессиональное самообразование – это «целенаправленную, определённым образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования педагогического процесса». Традиционно самообразование считается приобретением знаний путём самостоятельных занятий, т.е. как самостоятельное обучение (научение). Другая трактовка связана с пониманием его как самосозидания, самостроительства человека, производимого через просвещение себя, самостоятельное приобщение к культуре. Самообразование представляет собой один из основных путей самоопределения и самосовершенствования человека, так как только через вхождение в культуру он образует тот идеальный образ себя, который является ориентиром в его движении к лучшему, высшему в себе. Таким образом, самообразование не сводится к простому накоплению информации. «Образоваться – значит понять других, себя, смысл жизни, свою ответственность перед жизнью, перед культурой. Следовательно, для развивающегося человека культура – и непосредственная форма существования (жизнь, энергия, общение), и основание для самоопределения, для сознательного делания себя». Русский философ начала XX в. В.В. Розанов возражал против самообразования, направленного на обременение сознания, памяти большим числом ненужных сведений, его цель он видел в духовном развитии человека, возведении его к свободному и сознательному состоянию. «Сознательность эта должна состоять в свободном окидывании взором разных миров, в полном отчёте себе, что именно оставляешь и чего ищешь, когда переходишь от одного к другому».

Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». [2] Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Перекликаясь с «учителем русских учителей» - К.Д. Ушинским утверждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются». ». [8]



2.2.Опыт работы по самовоспитанию и самообразованию .

Педагогическую деятельность можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в общества.

Искусство умственного и нравственного воспитания есть лишь "искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не простого сообщения сведений и назиданий". Ничем неискоренимое стремление человека к самообразованию лежит в самой его природе, обусловливается самым существом его. Каждый организм есть самодеятельное начало, носящее в себе источник деятельности.  

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Вот некоторые мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, собранию, классному часу, общетехникумовскому мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Творческая индивидуальность педагога. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Уровень  творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.   Как писал выдающийся русский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «О воспитании»: «Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним». «Творчество – это деятельность в которой  раскрывается духовный  мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.» • Стремительный рост современной науки,  развитие информационных технологий, огромное разнообразие учебных пособий, методической литературы.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека» •  Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим»/ Ответственность за свою работу, понятие «профессиональной чести». • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться?  В праве ли он тогда преподавать? «Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»  (А.В. Дистервег)   [2] . Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Занимаясь своим самообразованием и самовоспитанием, в период с 2013 по 2016 учебный год я использовала ряд методов.

В 2013 учебном году аттестовалась на высшую квалификационную категорию

Приказ №148 от 13.06.2013 года (приложение 1). В этом же году выступила с докладом на заседании ученого совета ОГАОУ ДПО «ИПКПР», тема «Содействие мотивации в обучении» (приложение 2), в 2014 году стала победителем областной методической выставки среднего профессионального образования «Методические идеи и находки при формировании общих и профессиональных компетенций студентов профессиональных образовательных учреждений» (приложение 3).

В рамках областных бюджетных курсов для ИПР ОУ НПО ЕАО «Повышение профессиональных компетенций инженерно-педагогических работников в условиях введения федеральных государственных стандартов третьего поколения» в апреле 2014 года провела урок по теме «Основные средства производства» (приложение 4).

Работаю со студентами во внеурочное время, являюсь руководителем кружка «Бюро экономического анализа» ребята занимаются исследовательской работой, это дает им возможность применить полученные теоретические знания на практике, с использованием фактических данных хозяйств и организаций, расположенных на территории Еврейской автономной области.

В 2015 году, под моим руководством, студентка бухгалтерского отделения Череухина Анна заняла 3 место 1 областного конкурса творческих работ обучающихся «Новое поколение выбирает СПО» (приложение 5).

Принимала активное участие во Всероссийском фестивали педагогического творчества, который состоялся 10 июля 2015 года, по итогом которого награждена тремя дипломами за распространение педагогического опыта и сертификатами на педагогические разработки ( приложение 6, 7, 8).

Так же провожу работу в кабинете по его комплектации дидактическими материалами, УМК по дисциплинам. Результатом работы стало первое место в конкурсе «За лучший кабинет педагога» в 2015 году (приложение 9).

По итогам областной методической выставки «Комплексное методическое обеспечение учебного процесса в условиях ФГОС СПО как показатель профессиональной компетенции инженерно-педагогических работников профессиональных образовательных учреждений» проходившей в октябре 2015 года в г.Облучье стала призером и награждена дипломом (приложение 10).

В апреле 2016 года прошла повышение квалификации в ОГАОУ ДПО «ИПКПР» по дополнительной профессиональной программе «Система менеджмента качества. Теория и практика» (приложение 11).

В июне 2016 года прошла повышение квалификации в ОГАОУ ДПО «ИПКПР»

тема: «Проектная, исследовательская деятельность студентов СПО» ( приложение 12).

В сентябре 2016 года прошла повышение квалификации в ОГАОУ ДПО «ИПКПР»

тема: «Технология формирования фондов оценочных средств по УД и ПМ по специальностям СПО в соответствии с требованиями ФГОС» (приложение 13).

Некоторые работы размешены на сайте shtleneao.ru/metodichezkaya-kopilka-2 (приложение 14).


















Заключение


В своей работе, я попыталась показать, какое место отводили ведущие ученые-педагоги профессионализму педагога. Они считали, что профессионализм, зависит зачастую не только от каких-либо внешних обстоятельств (подготовка в ВУЗе, уровень подготовки учеников или студентов, заработная плата и т.д.), а, прежде всего от желания педагога быть мастером, профессионалом и достигать этого уровня вопреки всем обстоятельствам.

Актуальность данной темы обусловлена спецификой профессиональной педагогической деятельности, которая проявляется в постоянном рефлексировании педагога относительно усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, профессиональных норм поведения.

Целью данной работы является определение роли самовоспитания и самообразования в профессиональном становлении педагога.

Ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятельность — одна из сложнейших областей человеческой деятельности и в то же время — одна из наиболее распространенных. Поэтому постоянно актуальными остаются проблемы профессиональной пригодности, становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя и повышение его педагогического мастерства. Всякая теория воспитания предъявляет свои собственные требования к учителю. Для педагогики Ж.Ж.Руссо учитель — только сторож и охранитель ребенка от порчи и дурных влияний. Для Л.Н. Толстого это должен быть непременно добродетельный человек, который своим личным примером заражал бы ребенка. Для педагогики воспитатель — тот, кто умеет исполнять заповедь: Ломай волю твоего ребенка, чтобы он не погиб.

Важнейшими характеристиками целостной модели современного учителя можно назвать следующие:

* философско-методологическая зрелость, обеспечивающая широкий кругозор;

* чувство межпредметных связей и перспектив социально-экономического развития общества;

* готовность учителя к смене парадигм и принципов организации труда в соответствии с развитием науки и техники; * установка и готовность учителя (и студента — будущего педагога) к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию себя как специалиста и как личности.

Как отмечают специалисты в области психологии труда и профессиональных способностей, проблемы профориентации, профобучения, профотбора, профаттестации и многие другие, связанные с профессиональным становлением личности, необходимо анализировать и решать в рамках единого концептуального аппарата. Приятно отметить, что в  нашем техникуме большое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей:  

- все преподаватели  проходят курсы повышения квалификации;

- регулярно проходят педагогические советы, организована работа ПЦК;

- организовано взаимопосещение уроков;

- уделяется внимание повышению компьютерной  грамотности.

Результаты самообразования:

-повышение качества преподавания предмета (преподаватель чувствует себя увереннее, хорошо ориентируется в море современных учебных пособий, владеет современной методикой, может решать возникающие задачи разными способами);

-разработка  или публикация  методических пособий, статей,  программ, сценариев
-разработка новых форм, методов и приемов обучения
-доклады, выступления на совещаниях, конференциях
-разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов
-выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
-разработка и проведение открытых уроков

-создание комплектов педагогических разработок
-проведение   мастер-классов, обобщение опыта.

    Успешность работы преподавателя зависит и от взаимоотношений руководителей с педагогом. Открытые доверительные отношения складываются только в том случае, когда в их основу заложены и действуют принципы: понимать, изучать, помогать! Понимание проблем и затруднений педагога предполагает сопереживание ему, отождествление себя с ним».

И закончить хотелось бы словами Фомина Олега Юрьевича, которые отражают, на мой взгляд сущность учителя: «Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может быть хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Настоящий учитель учит и словами, и всем своим поведением, а в конечном счете всей судьбой. Таких учителей зовут Учителями, духовными наставниками»  [19] .









Список используемой литературы



1. Беспалько В.П. Слагаемые педа­гогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

2. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.

3. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Влади­восток: ПИППКГС, 1997.

4.Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309-317 О.Б. Даутова, С.В. Христофоров

5.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

6. Новичков В.Б., Шевчен­ко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990.

7. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997.

8. .Лихачев  Д.С.  Письма о добром и прекрасном. М.: Дет­ская литература, 1989.

9.Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. М., 1989.

10. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.

11.Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.; Л., 1934. Т. 46.

12. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. М., 1952.

13. Педагогика:  учеб.  пособие  /  Под  ред.  Ю.К.  Бабанского.  [Текст] –  М.:  Просвещение,  1983.-608с. 

14. Файн Т. А. Компетентностная парадигма в дополнительном профессиональном образовании [Текст] / Т. А. Файн // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 334–346. — ISSN 2411-8133.

15. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273

16. Кочетов А.И  Как заниматься самовоспитанием . - 3-е изд., доп. и перераб. - Минск : Вышэйшая школа, 1991. - 287 с.


17. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение  в педагогическую деятельность:  учеб.  пособие  [Текст]  /  В.А.  Мижериков,  Т.А.  Юзефавичус.  –  М.:  Педагогическое  общество  России,  2005.-352с.

18.Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. Т.1 – М: - Педагогика, 1989г

19. Профессиональное самовоспитание учителя

mirznanii.com›info/professionalnoe…uchitelya…
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!