Интегрированный урок по литературе «Сказка-ложь, да в ней намёк…» Конвенция прав ребёнка через призму сказок народов мира.
Цели урока:
-обобщить, повторить знания по теме «сказки народов мира». –дать представление об основных правах человека через призму сказок народов мира. –развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме. –воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Представление команд
- Команда «Лукоморье» Девиз : И, соревнуясь вместе с Вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней И наша дружба крепнет с ней
Представление команд
- Команда «Мудрецы» Девиз : И пусть острей кипит борьба Сильней соревнование Успех решает не судьба А только наши знания
Представление команд
- Команда «Весёлые дервиши» Девиз : Мы весёлые ребята Мы скучать Вам не дадим. Мы Вам сказку разыграем, И все вместе поглядим
Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Мне веет светлым вдохновеньем Веселой зеленью долин, Ключей задумчивым журчаньем От милых сказок и былин. Прекрасен сказок мир воздушный, К нему с младенчества привык; Мне мил и дорог простодушный Животворящий их язык. Вступаю с трепетом священным Под кров радушной старины, Передаю струнам смиренным Её младенческие сны.
Словарная работа
- Сказка – это повествование с фантастическим вымыслом. Фольклор – устное народное творчество. Виды сказок – волшебные, социально-бытовые, о животных. Кто является создателем сказок? –Народ, автор. Конституция – основной закон государства. Конвенция – соглашение. Это значит, что все государства , которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
1945
8 декабря 1992
2 марта 1992
20 ноября 1989
1948
соз-дание ООН
Вступле-ние Узбекистана в ООН
Всемир-ный день Прав ребёнка
всеобщая декларация прав человека
День Конституции Узбекистана
Конкурс «Даты»
Задание : По мере увеличения даты , определите событие .
даты
даты
Конкурс «Даты»
- 1945 - создание ООН 1948 - принятие ООН Всеобщей декларации прав человека 20 ноября 1989 - Всемирный день прав ребёнка 8 декабря 1992 - День Конституции Республики Узбекистан 2 марта 1992 - Вступление Узбекистана в ООН.
Законы общества
Конституция Узбекистана
Международные документы
Декларация прав человека
Конвенция о правах ребёнка
8 декабря 1992
20 ноября 1989
1948
Конкурс «Отгадай сказку»
- Задание. -Как называется сказка? -Определите вид сказки, докажите. -Какое право нарушено?
Сказка «Гуси-лебеди», волшебная. Право на свободу.
Конкурс «Отгадай сказку»
- Задание. -Как называется сказка? -Определите вид сказки, докажите. -Какое право нарушено?
Сказка «Бей , дубинка», волшебная. Право на защиту собственности
Конкурс «Отгадай сказку»
- Задание. -Как называется сказка? -Определите вид сказки, докажите. -Какое право нарушено?
Сказка «Морозко», волшебная. Право на честь и достоинство.
Конкурс «Права человека» - К какому закону о правах ребёнка можно применить сюжет из сказки «Колобок»
-Колобок , колобок! Я тебя съем. Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою…
Право на жизнь
Конкурс «Права человека» - Какой закон можно применить к сюжету сказки «Айболит» К.И.Чуковского
Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться И корова, и волчица.
Право на охрану здоровья
Конкурс «Права человека» - К какому закону можно применить сюжет Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»
-Полечу-ка я к ним , К этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня насмерть зато, что я такой безобразный осмелился приблизиться к ним..
Право на свободу и неприкосновенность
Конкурс капитанов
- 1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, труд за вознограждение и держал героев в рабстве.
Карабас-Барабас
Конкурс капитанов
- 1.В какой сказке и кто нарушил право зайца на неприкосновенность жилища .
Лиса
Конкурс капитанов
- 1.Буратино продал свою Азбуку и не воспользовался правом…
- Право на бесплатное образование
Конкурс «Домашнее задание»
- «Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне». Инсценировка и анализ сказки -Каким правом хотели воспользоваться герои сказки..
Право выбора профессии
Конкурс «Домашнее задание»
- Сказка «Бей, дубинка» Инсценировка и анализ сказки –Какое право нарушено?.
Право на неприкосновенность личного имущества
Конкурс «Домашнее задание»
- Сказка «Конёк-Горбунок» Инсценировка и анализ сказки. – Какое право нарушено?
Право на свободу передвижения
Восстанови цитату сказки
- Старший сын, Матс сказал: - Возьму-ка я себе старую __________, -он ведь сидит дома, и она ему не нужна. - А я возьму _____________ ,- сказал средний сын, Петер. – Матушке всё равно нечего в ней варить. - А я возьму на память о доме __________.
- Старший сын , Матс сказал: -Возьму-ка я себе старую отцовскую куртку ,- он ведь сидит дома, и она ему не нужна. -А я возьму кастрюлю ,- сказал средний сын , Петер. – Матушке всё равно нечего в ней варить. -А я возьму на память о до ме гвоздь . «Гвоздь из родного дома»
Восстанови цитату сказки
- Кроме того, ты заплатишь мне за помощь! – сказала _________.- Здесь, на дне морском, ни у кого нет ___________ красивее твоего, и им ты надеешься обворожить принца.
- - Кроме того, ты заплатишь мне за помощь!- сказала ведьма .- Здесь, на дне морском, ни у кого нет голоса красивее твоего, и им ты надеешься обворожить принца.» Г.Х.Андерсен «Русалочка
Восстанови цитату сказки
Первую монету я проедаю __________. На вторую кормлю _________, которые позаботятся обо мне в старости. На третью кормлю _________, возвращая ему то, что когда-то получил от него. А на четвёртую я кормлю _________.
Первую монету я проедаю сам . На вторую кормлю детей , которые позаботятся обо мне в старости. На третью кормлю отца , возвращая ему то, что когда-то получил от него. А на четвёртую я кормлю жену . «Мудрый крестьянин»
Восстанови цитату сказки
- Посмотрите за этой _______,- попросил он хозяина, - я немного отдохну, а быть может вздремну. Но только не говорите: «Кипи,____________________».
- Посмотрите за этой корчажкой ,- попросил он хозяина, - я немного отдохну, а быть может, вздремну. Но только не говорите : « Кипи, моя корчажка ». Узбекская народная сказка « Бей, дубинка»
Восстановите цитату сказки
- Бедняк трудился, не жалея сил: вовремя их полол, вовремя их поливал. Так незаметно пришла пора собирать урожай. _______________ поспели, и были такие большие , каких в тех местах никогда и не видели.
- Бедняк трудился, не жалея сил: вовремя их полол, вовремя их поливал. Так незаметно пришла пора собирать урожай. Арбузы поспели, и были такие большие, каких в тех местах никогда и не видели . Узбекская народная сказка « Три арбузных семечка»
Восстанови цитату сказки
- -На _____________, покушай, моего горя послушай! Живу в доме у батюшки - не вижу себе никакой радости. Злая ___________ гонит меня с белого света.
- - На куколка, покушай, моего горя послушай! Живу в доме у батюшки- не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Русская народная сказка «Марья Моревна»
По каким закон живут герои в сказках?
- Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи.
Какие права человека вам помогли узнать сказочные герои?
- - право на жизнь; -право на образование; - право на честь и достоинство; - право на защиту собственности; -право на свободу и неприкосновенность; - право на охрану здоровья.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Сочинить сказку , руководствуясь одной из статей Конвенции прав ребёнка. 2 .Подобрать сказки для иллюстрации прав из Конвенции прав ребёнка.