Тип урока | Урок рефлексии |
Средства обучения | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, экран, презентация. |
Методы и формы учебной деятельности | Методы: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Основные понятия и термины (персоналии) | Термины: телескоп, ракета. Персоналии: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, В.В. Терешкова, А.А. Леонов, Нил Армстронг. |
Уровень | Предполагаемый результат |
Коррекционный | Систематизировать знания о небесных телах |
Стандарт | Познакомиться с современными исследованиями космоса и убедиться в важности их проведения для человечества |
Повышенный | Показать роль нашей страны в освоении космического пространства |
Формируемые УУД | Познавательные: восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации. Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга. Личностные: готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций. |
Этап | Постановка учебного задания | Деятельность учащихся | Результат деятельности | Контроль | Рефлексия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Вызов | Организационный момент. Подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Готовятся к уроку. Эмоционально настраиваются на урок. | Полная готовность класса и оборудования к уроку. | Визуальный. | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места. |
| Слайд 1. Отгадайте загадку: Звезды, астероиды, кометы, Метеоры, спутники, планеты, Необъятность взглядом, бесконечность, Мрак, величие, тайны, вечность. - Что это? - Как по-другому называют космос? Слайд 2. | Внимательно слушают учителя. Отгадывают загадку. | Дан ответ на вопрос загадки. Сформулированы тема и цель урока. | Устное фронтальное обсуждение. | - Для того чтобы приступить к изучению нового материала, нам нужно закрепить уже имеющиеся знания о Вселенной. Проведем географический диктант. |
| Проведение географического диктанта (Приложение 1) | На отдельных листах без помощи дополнительных источников информации отвечают на вопросы географического диктанта. | Проведен географический диктант. Подведен итог уровня знаний по пройденной теме. | Индивидуальный. Сбор листов с ответами для контрольной проверки. | - На все ли вопросы удалось ответить? Если нет, то в чем причина? - Зачем человеку исследовать космос? Слайд 3. - Кто является основоположником изучения космоса? |
2. Осмысление содержания | - Тысячелетиями человек наблюдает за звездами. А как? Кто знает? - Для того чтобы изучить космос, люди применяли специальное оборудование, а какое – узнаем из материала § 15(стр. 74). | Формулируют гипотезу о том, как и зачем человек осваивает космос. Слайд 4. Читают тест параграфа и записывают определения приборов, оборудования, с помощью которого человек начал изучать космос: телескоп и ракета. | Сформулирована гипотеза об освоении космоса людьми. Зафиксированы определения терминов. | Устное фронтальное обсуждение. Индивидуальная работа. Фиксация материала. | - А кто из людей первым освоил космос? |
| - Действительно, кто эти люди? Видеозапись 1. Предлагает посмотреть видеофрагмент о человеке, который первым полетел в открытый космос. Рассказ учителя (Приложение 2) | Смотрят видеофрагмент, фиксирует дату полета и имя известного космонавта, который первым полетел в космос на ракете. | Посмотрен видеофрагмент о первом космонавте. Зафиксированы даты и имя. | Визуальный. Самоконтроль по образцу (стр. 75) | - Продолжаем нашу экскурсию в космический мир. |
| Слайд 5. Отгадайте загадку: Украшал ночную синь Серебристый апельсин, А прошла неделька только – От него осталась долька. - Что это? Видеозапись 2. Предлагает посмотреть видеофрагмент о человеке, который первым высадился на Луну (Приложение 2) - Посмотрев видеофрагмент, ответить на вопрос: «Понравилась ли им Луна?» | Внимательно слушают учителя. Отгадывают загадку: - Луна. Просматривают видеофрагмент и слушают рассказ учителя, фиксируют дату и имя известного космонавта, первого побывавшего на Луне. Отвечают на вопрос учителя: - Нет. | Дают ответ на загадку. Просмотрен видеофрагмент о космонавте, высадившемся на Луну. Зафиксированы дата и имя. | Устное фронтальное обсуждение. Визуальный. Самоконтроль по образцу (стр. 76). | - Продолжаем нашу экскурсию в космический мир. |
| Слайд 6. - Решите задачу: «На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне вы весили бы в 6 раз меньше. Зная свой вес на Земле, узнайте свой вес на Луне» | Внимательно слушают учителя и решают познавательную задачу. | Решена познавательная задача. | Индивидуальная работа. | - Луна и Земля почти ровесники. На Луне побывали 6 экспедиций, но в последний раз это было в далеком 1972 году. До цели добирались трое суток. Каждый раз на нее высаживались два человека, которые проводили на Луне до трех суток. По Луне передвигался луноход, работавший на электрических аккумуляторах. - Интересно, кто был тот человек, который первым вышел в открытый космос? |
3. Рефлексия | - В связи с освоением космоса ученые вновь задумались о том, есть ли жизнь в космосе. Но ответ на него до сих пор не получен. Планетарные системы в нашей Галактике отделены друг от друга огромными расстояниями. - За пределы Солнечной системы сейчас летят два космических зонда. На борту зонда «Пионер» находится металлическая пластинка с изображением людей и картой с координатами Земли. «Вояджер» взял с собой компьютерный диск с записью различных звуков и видов нашей планеты. Возможно, он попадёт когда-нибудь к представителям внеземной цивилизации и поведает им о нашем мире. | Внимательно слушают учителя и подводят итог урока. | Подведен итог урока. Проведен анализ достижений урока. | Устное, фронтальное обсуждение. | |
4. Домашнее задание. | - К следующему уроку подготовьте проектные работы. | Записывают домашнее задание. | Зафиксирована информация о домашнем задании в дневниках. | | |
Приложение 1.
Приложение 2.
108 минут длился этот полет, но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: «Полеты в космос возможны». С того дня началось бурное освоение космоса. За короткий период времени на орбиту было запущено около полутора тысяч искусственных спутников Земли, среди них орбитальные станции «Салют» и «Мир», предназначенные для исследовательских работ. А какие исследовательские работы помогают человеку вести спутники? Современные спутники оказывают огромную помощь народному хозяйству: снимки, сделанные из космоса, позволяют уточнить прогноз погоды, предсказать стихийные бедствия, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают космическую, радио- и телевизионную связь и многое другое. Таким образом, с помощью неба мы изучаем Землю.
Луна – не звезда и не планета. Это большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли, Расстояние до нее 384 тысячи километров. В Америке был проведен запуск космического корабля «Апполон-11», державшего курс на Луну. Достигнув орбиты Луны, корабль начал полёт вокруг спутника Земли. Спускаемый аппарат отделился от корабля и приблизился к Луне. Когда до ее поверхности оставалось 200 метров, астронавты в течение нескольких минут оставались в кабине, выясняя обстановку. Ничто не угрожало пришельцам с Земли. Центр управления полетом дал разрешения на выход из аппарата и проведение запланированных работ. Первым космонавтом, высадившимся на Луну 21.06.1969 года, был Нил Армстронг (США).
Луна оказалась непривлекательной. Нигде не было ни травки, ни деревца. Да и от куда им было взяться, если нет ни воды, ни воздуха. В безвоздушном пространстве не раздается никаких звуков. Да и цвет неба черный. Поверхность Луны покрыта слоем мелкого раздробленного вещества грязно-серого цвета. Это пыль. При ходьбе нога человека проваливается в этот слой на несколько сантиметров. Местами встречаются глыбы камней. Вся поверхность Луны изрыта воронками, которые называются кратерами. Некоторые кратеры такие большие, что в них мог бы уместиться огромный город. Днем на Луне жара +130ºС, ночью -170ºС.