СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Особенности подготовки к ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности подготовки к ЕГЭ"»

Тема : ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей : спецификой мышления, памяти, внимания, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Можно выделить группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче ЕГЭ. При подготовке к экзамену учитель должен видеть в своем классе таких детей и понимать, как он может им помочь.

Дети группы риска

Помощь учителя

1 «Правополушарные дети». Это название условно. Ведущим у таких детей, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление, а вот логически мыслить, структурировать им сложно. Таким детям трудно выделить главное, их ответы часто бывают хаотичны. При устном ответе они часто отступают от темы. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.

Помня об особенностях мышления таких детей, надо учить их выделять главное. Нужно ориентировать таких детей на выделение основного в каждом задании : что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? При подготовке к ЕГЭ особое внимание обращать на выполнение задний группы С, отвечать на вопрос : «Про что именно тебя спрашивают?», т.к. склонность к хаотичным ответам приводит к тому, что такие дети, владея материалом, часто отступают от темы и дают развернутый письменный ответ по теме, не соответствующей задаваемому вопросу, а лишь смежной с ним. При выполнении тестовых заданий важно не просто давать ответ на вопрос, но обязательно устно или письменно обосновывать выбор своего ответа(хотя по условиям задания это не всегда требуется ) : «Почему ты выбрал вариант «В»? Почему отвергаешь вариант «А»? при подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.

2 Тревожные и неуверенные дети

Для таких детей учебный процесс сопряжен с эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию с учебой как опасную. Особую тревогу у них вызывает у них проверка знаний в любом виде

( контрольная работа, диктант и т.д )Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к улучшению качества работы. при устном ответе они пристально наблюдают за реакцией взрослого. Обычно задают много уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя. Основные трудности на экзамене для них связаны с тем, что они лишены привычного им эмоционального контакта со взрослым.

Для таких детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого – поощрение, поддержка. Важно делать акцент на успехах ребенка, хвалить его за то, что особенно хорошо получается. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Важно готовить ребенка к ситуации, когда он окажется на экзамене один, без помощи взрослого. Когда он выполняет индивидуальное задание, о, как правило, постоянно обращается к учителю с просьбой посмотреть, как он делает работу. В предэкзаменационный период лучше не идти на поводу у такого ребенка даже если вы видите, что он очень нервничает. Не подходите к нему в процессе выполнения задания. Лучше сказать : Я уверена, ты все делаешь правильно, и у тебя обязательно все получится».

3. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации. Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. ЕГЭ требует очень высокой организованности темпа деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.


На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел ( и их вычеркивание по мере выполнения ) и т.д. во время предэкзаменационного периода учитель должен обращать внимание прежде всего на то, чтобы ученик при выполнении задний укладывался во время. Для этого, например, перед выполнением задания ученик должен отметить себе заранее, сколько времени у него должно занять выполнение того или иного задания, и необходимо следить, чтобы он действительно укладывался в эти временные рамки. Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.

4. Перфекционисты и «отличники»

Дети данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех. Перфекционисты очень чувствительны к похвале. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом( естественно, высоко) оценено. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. На экзамене возможный камень преткновения для них – необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. Во время экзамена перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться : «Сколько тебе еще осталось?» - и помогать ему скорректировать собственные ожидания :» Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию.»

5 Астеничные дети

Основная характеристика астеничных детей – высокая утомляемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. АО время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать. Такая утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не психологическую, а неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении длительного периода. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы.

Очень важно не предъявлять таким детям заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать : «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимы перерыв в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям таких детей стоит получить консультацию у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Можно научить детей нескольким простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он сможет незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для поддержания своей работоспособности.

6. Гипертимные дети.

Быстрые, энергичные, активные. Они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны. Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно , не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих отметок.

Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям : «Сделал – проверь». Учителю важно приучить ребенка проверять свою работу ( при необходимости используя прием дистанцирования : «Представь, что проверяешь не вою работу, а работу Коли» ). Необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со вей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ. Во время контрольных работ, предварительного, тренировочного экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля : «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их нужно посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была у них минимальна.

7 Застревающие дети. Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое, долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Есди таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определить время, необходимое для выполнения задания. Это может происходить в следующей форме : «Тебе надо решить 5 задач за час. Значит на каждую задачу ты можешь потратить 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться.


Индивидуализация обучения является важнейшим условием сохранения высокой учебной мотивации в старших классах, высокоэффективной подготовке к ЕГЭ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!