I. Актуализация опорных знаний. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала | Фронтальная беседа, тестовый контроль, взаимопроверка | Актуализирует знания. Осуществляет тестовый контроль. – Какую тему мы закончили изучать? Выясним уровень усвоения темы с помощью тестирования. - Какие ошибки оказались неожиданными? Собрать работы! | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя Решают тест самостоятельно. Проводят взаимопроверку по шаблону и оценивают. Возвращают работы. Задают вопросы | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Регулятивные | Вопросы учителя. тестировнаие |
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока | Вводная беседа. Записи в рабочей тетради | Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Представьте: человек смеется, плачет, звучат стихи, вы видите Эйфелеву башню, архитектуру Санкт – Петербурга, картины Айвазовского, Шишкина, крымский мост, ракету рассекающую пространство. - Что объединяет эти картинки? Все это результат психической деятельности, работы мозга. Мозг является центром психической деятельности, которая обеспечивает человеку выбор правильного варианта поведения в соответствии с условиями окружающей среды. Психические процессы включают в себя эмоции, восприятие, память, сознание, мышление и являются проявлениями высшей нервной деятельности. - Какую тему будем изучать? Какие цели поставим? ВНД – сложная работа ЦНС, которая способствует приспособлению к условиям существования, формирует правильные варианты поведения. (Мозг – материальная основа ВНД) Рефлекс – это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определенных нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций | Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Записывают в тетрадь | Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи | Вопросы учителя и устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией | Вводная беседа. Записи в рабочей тетради. Работа по учебнику | Объясняет новый материал, используя раздаточный материал и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обращает внимание на вопросы здорового образа жизни. Рассмотрите рисунки биологических объектов (мозг и рефлекторная дуга) - Вспомните строение мозга, рефлекторной дуги? Мозг – это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Нервная система не просто пассивно реагирует на внешние раздражители, но может и усиливать действие одних стимулов и затормаживать действие других, поэтому организм реагирует на одни раздражители и не реагирует на другие. обратили внимание на существование врожденных рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретенных, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Все рефлексы, возникающие в организме, он подразделил на безусловные и условные. – К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи и др. Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей. Выбор той или иной формы поведения и животными, и человеком определяется их жизненными потребностями. Если несколько часов провести во дворе, играя в футбол, то вполне закономерно возникнет потребность в пище, а если прищемить палец дверью, возникнет сильная потребность избавиться от боли. Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация – желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность. В первом примере эти действия сведутся к тому, чтобы сделать бутерброд и съесть его, удовлетворив потребность в пище. Во втором примере поведенческий акт будет заключаться в том, чтобы, быстро приоткрыв дверь, вытащить палец из щели и опустить его в холодную воду. Таким образом, мотивации делают поведение человека целенаправленным, и действуют они или на основе наследственных поведенческих программ (безусловных рефлексов), или на основе накопленного ранее жизненного опыта (выработанных за время жизни условных рефлексов). Конечно, человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций. Попробуйте-ка, прищемив палец, сделать бутерброд и съесть его. Вряд ли у вас это получится. Это объясняется тем, что в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация. И животные, и человек обладают врожденными программами поведения, то есть они рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем. Такие программы строятся на основе жизненного опыта наших далеких предков. Эти программы, передающиеся нам с генетическим материалом, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида. Так, новорожденный младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду. Этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает. Формулирует задание: – Вам необходимо дополнить кластер «Рефлексы» и привести примеры, используя текст учебника. Рефлексы Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения. Торможение – угасание условных рефлексов. (безусловное не требует времени, врожденное, а условное возникает в результате отсутствия подкрепления безусл реф) Может быть внешним и внутренним. ФИЗМИНУТКА | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с разадточным материалами, видеофрагмент, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. Заполняют таблицу (кластер) Стр. 230 Приводят примеры Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия С.228-229 Выполняют упражнения | Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию | Фронтальный опрос (в ходе рассказа учителя) |
IV. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Закрепляющая беседа | Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между повторением действий и привычкой. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке: – Что такое рефлекс? (Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражитель.) – Какие типы рефлексов существуют? (Условные и безусловные.) – Как называются рефлексы, которые наследуются из поколения в поколение? (Безусловные.) – Приведите примеры безусловных рефлексов. (К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи и др.) – Приведите примеры условных рефлексов. (Входя в темную комнату, включать свет; чистить зубы перед сном; отзываться на свое имя.) Углубление знаний (работа в группах) Изучить стр. 225-227 и выяснить роль ученных в изучении рефлексов (Гален, Декарт, Прохазка, Сеченов Ив.Мих, Павлов И.П.) Работы Анохина АА и Ухтомского Изучают понятия «инстинкт» и «импинтинг» Презентация изученного. - Все же где отличие ВНД человека от животных? (вторая сигнальная система) | Отвечают на вопросы Поисковая работа с текстом, презентуют новые знания, *инсайт *взаимная индукция (ребенок) | Отбирают из предложенных условные и безусловные рефлексы | Вопросы и ответы учащихся |