СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Высшая нервная деятельность"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Высшая нервная деятельность" поможет учителю подготовиться к первому уроку по главе ВНД. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме "Высшая нервная деятельность"»

Высшая нервная деятельность. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова,А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.

Педагогическая цель

Сформировать представление о рефлекторном характере нервной деятельности человека; выявить отличия врожденных и приобретенных форм поведения

Тип, вид урока

Комбинированный

Планируемые предметные

результаты

Обучающийся научится характеризовать: особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции жизнедеятельности организма; использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха; будет знать особенности высшей нервной деятельности человека; типы нервной системы; понятия: безусловные рефлексы, условные рефлексы; должен уметь давать определение понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы; выделять существенные признаки психики человека; называть принцип работы нервной системы

Личностные
результаты

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; доброжелательное отношение к мнению другого человека; коммуникативные компетентности
в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; составлять план ответа; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; принимать учебную задачу; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).

Познавательные ‒ научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая
группа, класс).

Коммуникативные ‒ научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит
возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, умения строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; умения строить сообщения в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем,
поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия
и термины

Рефлекс, условный рефлекс, безусловный рефлекс, торможение, инстинкт, динамический стереотип, поведение, характер

Оборудование

Раздаточный материал, иллюстрирующие строение рефлекса

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Рефлекс – основа нервной деятельности. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81779/?interface=catalog&class=50&subject=29

Организационная структура урока

Этап урока,

цель

Методический
прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий
контроль

осуществляемые
действия

формируемые
умения

I. Актуализация опорных
знаний.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, тестовый контроль, взаимопроверка

Актуализирует знания. Осуществляет тестовый контроль.

– Какую тему мы закончили изучать?

Выясним уровень усвоения темы с помощью тестирования.



- Какие ошибки оказались неожиданными?


Собрать работы!

Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя

Решают тест самостоятельно.

Проводят взаимопроверку по шаблону и оценивают.

Возвращают работы.

Задают вопросы

Умеют слушать

в соответствии с целевой установкой.

Регулятивные


Вопросы учителя. тестировнаие

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы

и целей
урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы

и постановке задач урока

Вводная беседа.

Записи

в рабочей
тетради


Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Представьте: человек смеется, плачет, звучат стихи, вы видите Эйфелеву башню, архитектуру Санкт – Петербурга, картины Айвазовского, Шишкина, крымский мост, ракету рассекающую пространство.

- Что объединяет эти картинки?

Все это результат психической деятельности, работы мозга. Мозг является центром психической деятельности, которая обеспечивает человеку выбор правильного варианта поведения в соответствии с условиями окружающей среды. Психические процессы включают в себя эмоции, восприятие, память, сознание, мышление и являются проявлениями высшей нервной деятельности.


- Какую тему будем изучать? Какие цели поставим?


ВНД – сложная работа ЦНС, которая способствует приспособлению к условиям существования, формирует правильные варианты поведения.

(Мозг – материальная основа ВНД)

Рефлекс – это универсальная форма взаимодействия организма со средой, то есть рефлекторный характер имеют не только непроизвольные, но и произвольные, сознательные движения. Они начинаются с раздражения каких-либо органов чувств и продолжаются в мозге в виде определенных нервных явлений, приводящих к запуску поведенческих реакций

Слушают и понимают рассказ учителя, отвечают на вопросы учителя, ставят цели, формулируют (уточняют)

тему урока











Записывают в тетрадь

Наблюдают, осуществляют анализ объекта, устанавливают причинно-следственные связи

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний

и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией

Вводная беседа.


Записи

в рабочей
тетради.

Работа по
учебнику

Объясняет новый материал, используя раздаточный материал и учебник. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обращает внимание на вопросы здорового образа жизни.

Рассмотрите рисунки биологических объектов (мозг и рефлекторная дуга)

- Вспомните строение мозга, рефлекторной дуги?

Мозг – это область непрерывной смены возбуждения и торможения. Два этих процесса постоянно взаимодействуют друг с другом, что приводит как к усилению, так и к ослаблению (задержке) рефлексов. Нервная система не просто пассивно реагирует на внешние раздражители, но может и усиливать действие одних стимулов и затормаживать действие других, поэтому организм реагирует на одни раздражители и не реагирует на другие. обратили внимание на существование врожденных рефлексов, которые достаются людям от предков, и приобретенных, которые возникают в течение жизни, являясь результатом обучения. Все рефлексы, возникающие в организме, он подразделил на безусловные и условные.

– К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи и др. Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени двух раздражителей: условного и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Условный раздражитель (вспышка света, звук и т. п.) должен несколько опережать во времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей.

Выбор той или иной формы поведения и животными, и человеком определяется их жизненными потребностями. Если несколько часов провести во дворе, играя в футбол, то вполне закономерно возникнет потребность в пище, а если прищемить палец дверью, возникнет сильная потребность избавиться от боли. Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация – желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность. В первом примере эти действия сведутся к тому, чтобы сделать бутерброд и съесть его, удовлетворив потребность в пище. Во втором примере поведенческий акт будет заключаться в том, чтобы, быстро приоткрыв дверь, вытащить палец из щели и опустить его в холодную воду. Таким образом, мотивации делают поведение человека целенаправленным, и действуют они или на основе наследственных поведенческих программ (безусловных рефлексов), или на основе накопленного ранее жизненного опыта (выработанных за время жизни условных рефлексов). Конечно, человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций. Попробуйте-ка, прищемив палец, сделать бутерброд и съесть его. Вряд ли у вас это получится. Это объясняется тем, что в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация.

И животные, и человек обладают врожденными программами поведения, то есть они рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем. Такие программы строятся на основе жизненного опыта наших далеких предков. Эти программы, передающиеся нам с генетическим материалом, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида. Так, новорожденный младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду. Этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает. Формулирует задание:

– Вам необходимо дополнить кластер «Рефлексы» и привести примеры, используя текст учебника.

Рефлексы

Безусловные

Условные

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный выборочный контроль. Организует коллективную проверку выполнения упражнения.

Торможение – угасание условных рефлексов.

(безусловное не требует времени, врожденное, а условное возникает в результате отсутствия подкрепления безусл реф)

Может быть внешним и внутренним. ФИЗМИНУТКА

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с разадточным материалами, видеофрагмент, учебником, фиксируют в тетрадях новые термины
и понятия.


















Заполняют таблицу (кластер)

Стр. 230

Приводят примеры




































Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия

































Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия


С.228-229






Выполняют упражнения

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию

Фронтальный опрос
(в ходе рассказа учителя)

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепляющая беседа

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между повторением действий и привычкой. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на работу одноклассников. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

– Что такое рефлекс? (Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражитель.)

– Какие типы рефлексов существуют? (Условные и безусловные.)

– Как называются рефлексы, которые наследуются из поколения в поколение? (Безусловные.)

– Приведите примеры безусловных рефлексов. (К безусловным рефлексам относятся: кашель при попадании инородных тел
в дыхательные пути, выделение слюны при виде пищи и др.)

– Приведите примеры условных рефлексов. (Входя в темную комнату, включать свет; чистить зубы перед сном; отзываться на свое имя.)

Углубление знаний (работа в группах)

  1. Изучить стр. 225-227 и выяснить роль ученных в изучении рефлексов (Гален, Декарт, Прохазка, Сеченов Ив.Мих, Павлов И.П.)

  2. Работы Анохина АА и Ухтомского

  3. Изучают понятия «инстинкт» и «импинтинг»

Презентация изученного.

  • Рассудочная деятельность животных (опер задание)

- Все же где отличие ВНД человека от животных? (вторая сигнальная система)

Отвечают на вопросы































Поисковая работа с текстом, презентуют новые знания,

*инсайт

*взаимная индукция (ребенок)








Отбирают из предложенных условные и безусловные рефлексы

Вопросы и ответы учащихся

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

‒ Что нового вы узнали на уроке?

‒ Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Что удивило или понравилось?

Осуществляют самоанализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

Устные ответы

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями

Закрепляющая

беседа

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки

Слушают учи-
теля

Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 225–234 пересказ, приводить примеры *Индивид задание: вещие сны, летаргический сон, лунатизм

Записывают
задание

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

Наблюдение

Ресурсный материал к уроку

Рефлексы

Безусловные

Условные

Врожденные, передаются по наследству из поколения в поколение

Приобретаются организмом

Свойственны большинству особей данного вида

Индивидуальны, то есть свойственны отдельным особям

Имеют постоянные рефлекторные дуги

Рефлекторные дуги формируются при совпадении определенных условий

Постоянны, практически не затухают в течение жизни

Непостоянны, возникают и затухают в течение жизни

Реакция происходит в ответ на адекватные внешние и внутренние раздражители

Вырабатываются на основе безусловных рефлексов

Могут осуществляться за счет нервных центров, расположенных

в спинном мозге и подкорковых структурах головного мозга

Осуществляются, как правило, при участии коры больших полушарий головного мозга



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!