СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка «Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка

«Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка «Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кардибская средняя общеобразовательная школа»

МР «Тляратинский район»







Технологическая карта урока русского языка

«Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»



Класс: 9

Тип урока: открытие новых знаний



Учитель: Магомедов Гасан Дибирмагомедович



Стаж работы: 17 лет





Технологическая карта

Тема

Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Цель и задачи

Цель: обеспечить эффективные условия для актуализации знаний о бессоюзных сложных предложения; для усвоения условий выбора запятой и точки с запятой в БСП.

Задачи: рассмотреть случаи постановки точки с запятой в бессоюзном предложении; выявить отличия бессоюзных предложений, части которых разделены запятой, от бессоюзных предложений с точкой с запятой; актуализировать знания о БСП; развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес и способности, развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении; формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, обобщения; развивать учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения; содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей; содействовать эстетическому воспитанию учащихся.








Планируемые образовательные результаты

Предметные: знание признаков БСП, умение определять смысловые отношения в БСП, осознание понятия и роли такого явления, как синтаксическая синонимия; умение объяснять постановку запятой и точки с запятой в БСП; умение опознавать и комментировать изученные пунктограммы, владение лингвистическими терминами, осознание эстетической функции русского языка.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Используемые технологии

технология развития критического мышления

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

  1. Мобилизующий этап. Коммуникативная атака

Цель: включить учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Озвучивает стихотворные отрывки, побуждает к высказыванию своего мнения, формулирует задание

Воспринимают на слух и зрительно поэтический текст, высказывают своё мнение, аргументируют его, выполняют поставленную задачу, овладевают фоновыми знаниями, необходимыми для общекультурного развития

Звучат отрывки стихотворений.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочёл до середины… (Осип Эмильевич Мандельштам)

*****

Острою секирой ранена берёза,

По коре сребристой покатились слёзы;

Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету. (А. К. Толстой) (Слайд 1)

(Возможен выход в Интернет: индивидуальное задание по толкованию значения слов секира, сетовать)

Слово учителя.

Чарующая музыка великих строк. Конечно же, постижение всех оттенков и всей глубины смысла – это прерогатива уроков литературы. Но решающую роль при этом играет лингвистика, ведь мы идём к смыслу от слова, через слово, словом.

  • В чём же заключается основное отличие между этими отрывками с точки зрения лингвистики (грамматики)?

  • Как вы считаете, с каким отрывком мы продолжим работу? Почему?

  • Спишите данный отрывок, графически объясните постановку знаков препинания (форма работа: работают индивидуально, затем 1 учащийся комментирует, а 2-й чертит схему на доске).

  • Подберите стилистически нейтральные синонимы к словам секира, сетовать. (Реализация индивидуального задания)


Познавательные: умение воспринимать информацию, аргументировать свою позицию; находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников (Интернет).

Регулятивные: планируют необходимые действия, осуществляют контроль и самооценку.

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных задач различных источников информации (Интернет-ресурсы).

  1. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы урока.

Цель: обеспечить условия для осознания учащимися темы и ведущей проблемы урока.


Обеспечивает мотивацию, создаёт условия для возможности самостоятельной формулировки темы урока учащимися

Самостоятельно формулируют и осознают тему урока и ведущую проблему урока

  • Какой знак препинания мы не можем объяснить? Есть ли у вас гипотезы?

Перед вами тема урока «… сложные предложении. Запятая и … в … сложных предложениях». (Слайды 2, 3)

  • Как, по вашему мнению, будет звучать полная формулировка темы урока?

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: формулирование проблемы, выдвижение гипотез.

  1. Вызов. Целеполагание.

Цель: актуализировать знания учащихся по теме урока; создать условия для выстраивания учащимися индивидуальной траектории обучения.


Организует и направляет работу учащихся

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательные задачи в виде вопросов на основе требований стандарта, выстраивают индивидуальную траекторию обучения.

Слово учителя.

Данный урок – первый в блоке «Бессоюзное сложное предложение». Ещё Аристотель говорил: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) постановки конечной цели деятельности; 2) поиска соответствующих средств, ведущих к конечной цели».

  • Каковы же конечные цели изучения данного блока? Где найти ориентир в море информации? (Конечно, это требования стандарта). (Слайд 4)

  • Найдите в накопительных папках требования стандарта по данному блоку (проекция на доске).

  • Переформулируйте требования стандарта в вопросы.

Учащиеся получают памятки.

Распределите номера вопросов по колонкам таблицы ЗХУ

  • Работа с первой колонкой. Озвучьте ответы на вопросы из первой колонки.

  • Каждый из вас таким образом наметил индивидуальную траекторию обучения.

Памятки и заполненные таблицы вкладываются в накопительные папки.


Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; знаково-символические (преобразование информации).

Личностные: смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Осмысление

Цель: обеспечить эффективные условия для разрешения учащимися ведущей проблемы урока; для приобретения ими необходимых знаний, умений и навыков по теме урока; включить новые знания и умения в систему изученного материала, при этом повторить и закрепить изученное.


Проводит инструктаж, указывает объект наблюдения, организует проверку, побуждает к высказыванию своего мнения, в случае необходимости подводит учащихся к выводам, уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

Осуществляют совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, отвечают на вопросы, анализируют таблицу, объясняют и интерпретируют наблюдаемые явления, осуществляют самопроверку

  • В качестве одного из средств, ведущих к конечной цели, вам предлагается лингвистический эксперимент.

  1. Лингвистический эксперимент.




Суть эксперимента

Вы должны:

  1. Преобразовать данные вам бессоюзные предложения в синонимичные союзные.

  2. Сопоставить их и определить, какие смысловые отношения существуют между частями сложных предложений.

  3. На основе наблюдения над языковым материалом заполнить таблицу.

  • Работа в группах: каждая группа получает список бессоюзных предложений, проводится совместное обсуждение, затем каждый учащийся заполняет свою таблицу.

  • Проверка таблицы через соответствующий слайд, корректировка.

  • Афиширование результатов. Объяснение допущенных ошибок. (Каждый учащийся получает 5 баллов за безошибочное заполнение таблицы, 4б – 1 ошибка; 3б – 2 -3 ошибки; 2б – 4 ошибки; 0б – 5 и более ошибок)

  1. Анализ таблицы. Создание проблемной ситуации

  • Какие выводы вы можете сделать исходя из результата эксперимента (исходя из данных наблюдений)?

  • Какие знаки препинания употребляются в БСП?

  • От каких условий зависит выбор знака препинания в БСП? (Какой способ можно использовать для определения смысловых отношений?)

  • Выбор каких знаков препинания может вызвать затруднения, почему?

  • Именно это затруднение в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке (в соответствии с темой)





Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений в способ действия в случае расхождения эталона с реальным продуктом.

Познавательные: определение оснований для сравнения объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Интуитивное прогнозирование изучения нового материала.

Проводит инструктаж

Воспринимают информацию, обдумывают ответы на вопросы, отвечают на вопросы, осуществляют совместную деятельность в парах

Верите ли вы…

Верно ли, что…




Форма работы: работа в парах, заполнение первой колонки таблицы.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение функций участников, способов взаимодействия.

Регулятивные: умение прогнозировать результат.

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации; осознанное восприятие текстов научного стиля; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; операции анализа и синтеза; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: контроль и коррекция, объяснение ошибок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и нормами языка.

Активное осмысление текста. Аналитическая беседа

Проводит инструктаж, организует проверку, формулирует вопросы и задания

Воспринимают информацию, обдумывают ответы на вопросы и отвечают на них, осуществляют самопроверку и самооценку, выполняют учебную задачу

  • Чтение текста «Знаки препинания в БСП. Постановка запятой и точки с запятой»

  • Заполнение второй колонки таблицы.

  • Проверка через соответствующий слайд, афиширование результатов, объяснение допущенных ошибок (за верное заполнение 2 столбика каждый учащийся получает 8 баллов, 7б – 1 ош., 6б – 2-3 ош., 0б – 4 и более ошибок)

  • Афиширование результатов по первому столбику (У кого интуиция составляет 7 из 7, 6 из 7? – получают дополнительный балл)

  • От скольких условий зависит выбор точки с запятой?

  • В каких случаях уместна постановка точки с запятой? Назовите условия (факторы), которые влияют на постановку точки с запятой.

  • Составьте алгоритм рассуждения по теме урока. (Форма работы: учащиеся работают в группах, оформляют алгоритм на листе (формат А4), афиширование, гости-коллеги оценивают алгоритмы по 3-балльной системе)





Первичное закрепление (возврат к стихотворному отрывку)











Формулирует задание

Обосновывают выбор знака препинания

  • Объясните, опираясь на свой алгоритм, постановку точки с запятой в стихотворном отрывке, с которого мы начали работу. Подтвердились ли ваши гипотезы?


Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Практическая работа

Проводит инструктаж, обеспечивает мотивацию выполнения, организует выступления групп

Решают лингвистические и орфографические задачи, осваивают алгоритм использования изученного пунктуационного правила, наблюдают за особенностями употребления бессоюзных сложных предложений в тексте художественного стиля, самостоятельно формулируют задание в формате ГИА.

1 уровень - 5 баллов

2 уровень - 8 баллов

3 уровень (работа с текстом) – 10 баллов

Организуется работа в группах

  • Назовите общую сумму баллов участников вашей группы.

  • Группа, набравшая наибольшее количество баллов, имеет право на выбор задания (задания 3 уровней: 3-й уровень позволяет заработать наибольшее количество баллов, но задания наиболее сложные и т. д. (по убывающей)

  • Выполнение заданий в группах (каждый индивидуально, затем совместное обсуждение)

  • Афиширование результатов осуществляется по заданной схеме.

  • Заполнение оценочных листов.

  • Выполнение карточек (формат ГИА). Форма работы: 1 человек в группе читает, выполнение, взаимопроверка.

  • Афиширование: озвучивают эксперты, оценивает автор карточки.

  • Заполнение оценочных листов.





Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа и синтеза; приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, действуют по плану; контроль и оценка процесса и результата деятельности.

  1. Рефлексия

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, оценивают её

  1. Возврат к таблице ЗХУ.

  2. Работа с оценочным листом.


Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.


  1. Домашнее задание


Даёт комментарий к домашнему заданию, обеспечивает мотивацию выполнения

Воспринимают и осознают информацию

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: осуществляют осознанный выбор с учётом индивидуальных возможностей.






3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!