
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Технология» для 1 – 4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. - Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах
учебных предметов»;
ООП начального общего образования МКОУ «Преображенская СШ»;
- Примерная программа по курсу «Технология» (для четырёхлетней начальной школы), авторы Е.А.Лутцева
УМК: «Начальная школа 21 века» под ред. НФ Виноградовой»
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Цель данного предмета: дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды Изучение технологии направлено на решение следующих задач:
● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей;
● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
● формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
● использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложныхконструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
● развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса «Технология»
Изучение курса «Технология» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям ФГОС ООО. (см. ООП ООО раздел 1. Глава 1.2 или ООП НОО )
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально- личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).
Метапредметнымирезультатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности ученика |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 42 | Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Ремёсла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей (крае, регионе). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты). Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники). Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда, использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества | Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности - изделия, оформление праздников. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока. Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. Пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами. |
2. | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 50 | Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. | Чтение чертежа разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием. Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д. |
3. | Конструирование и моделирование | 29 | Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.Транспортные средства, используемые для передвижения по земле, воде, в воздухе. Виды, названия, назначение. Макет, модель. | Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление, неподвижное соединение деталей. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. |
4. | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). | 14 | Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.).знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. | Сохранение и передача информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программа Word, PowerPoint. |
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов | В том числе контрольные работы |
1класс | 2класс | 3 класс | 4 класс | 1 класс | 2класс | 3класс | 4класс |
1. | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 6 | 8 | 11 | 14 | | | | |
2. | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 17 | 15 | 9 | 8 | | | | |
3. | Конструирование и моделирование | 10 | 9 | 10 | 5 | | 1 | 1 | 1 |
4. | Использование информационных технологий | - | 2 | 3 | 7 | | | | 1 |
Общее количество часов: | 33 | 34 | 34 | 34 | | | | |
Результаты обучения
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться

Календарно – тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Вводный урок. Штучное и массовое. Летняя шапочка | 1 | 04.09.2018 | |
2 | Быстрее, больше. Чеканка | 1 | 11.09 | |
3 | Как делают автомобили | 1 | 18.09 | |
4 | Макет автомобиля «Микроавтобус» | 1 | 25.09 | |
5 | Макет автомобиля «Джип» | 1 | 02.10 | |
6 | Макет самолета | 1 | 09.10 | |
7 | Как люди совершают открытия | 1 | 16.10 | |
8 | Информационный проект «Научные открытия и технические изобретения XX века» | 1 | 23.10 | |
9 | Защита информационного проекта | 1 | 06.11 | |
10 | Модель телефона | 1 | 13.11 | |
11 | Вторсырьё. Изделия из пластиковых бутылок | 1 | 20.11 | |
12 | Синтетические ткани. Изделия из перчатки и носка | 1 | 27.11 | |
13 | Природа в опасности. Проблемы экологии | 1 | 04.12 | |
14 | Информационный проект «Береги природу!» | 1 | 11.12 | |
15 | О чем рассказывает дом | 1 | 18.12 | |
16 | Коллективный информационный проект «Жилища народов мира» | 1 | 25.12 | |
17 | Защита проекта «Жилища народов мира» | 1 | 15.01.2019 | |
18 | Какие бывают города. Макет городского дома | 1 | 22.01 | |
19 | Город будущего. Коллективный проект | 1 | 29.01 | |
20 | Город будущего. Коллективный проект. Реализация проекта | 1 | 05.02 | |
21 | Город будущего. Коллективный проект. Защита проекта | 1 | 12.02 | |
22 | Что такое дизайн | 1 | 19.02 | |
23 | Дизайн школьной мебели. Исследование | 1 | 26.02 | |
24 | Дизайн упаковки | 1 | 05.03 | |
25 | Дизайн интерьера. Макет предмета интерьера | 1 | 12.03 | |
26 | Макет интерьера. Коллективный проект. | 1 | 19.03 | |
27 | Дизайн в одежде. Кукла силуэтная | 1 | 02.04 | |
28 | Кукла из носка | 1 | 09.04 | |
29 | Костюм для куклы | 1 | 16.04 | |
30 | Отделка одежды. Строчка петельного и крестообразного швов и их варианты | 1 | 23.04 | |
31 | Практикум овладения компьютером. Как создать документ | 1 | 30.04 | |
32 | Форматирование текста | 1 | 07.05 | |
33 | Как вставить картинку в документ | 1 | 14.05 | |
34 | Создание таблиц и печать документа | 1 | 21.05 | |
Перечень учебно-методических средств обучения:
Технология: программа: 1-4 классы, автор Е.А.Лутцева - Москва «Вентана-Граф»;
Учебник «Технология», автор Е.А.Лутцева Москва «Вентана-Граф»
Оборудование
№ п/п | Наименование | Пояснение | Количество, шт. |
1 | Микроскоп цифровой с руководством пользователя и пособием для учащихся | Увеличение:10х 60х 200х. Подсветка предметного столика: верхняя и нижняя. Подключение к компьютеру через USB порт. Матрица 500x300 точек. С микроскопом в комплект входят: пинцет, контейнер с крышкой для биообразцов, пипетка, комплект микропрепаратов для настройки микроскопа, руководство пользователя. Программное обеспечение позволяет сохранять статические изображения и видео в стандартных форматах, редактировать полученные изображения, изготавливать слайд-шоу из полученных изображений. | 1 |
2 | Ноутбук учителя | Процессор двухядерный с тактовой частотой не менее 2,2 Гц. Кешнеменее 3 Мб. Чипсет Mobile Intel® HM55 Express Chipset. Оперативная память SODIMM DDR3-1333MHz, до 4GB, 2 слота.
| 1 |
3 | Интерактивная доска | Сенсорный экран. Возможность работы рукой и маркером. Возможность одновременной работы двух человек. Диагональ 195.6 см. Питание через USB-кабель 2.0 (поставляется в комплекте) В/Гц. Потребляемая мощность 1.5 Вт. Принцип работы — резистивная технология. Размеры в рабочем положении 165.7 × 128.6 × 13 см. Разрешение 4000х4000 на прикосновение. Размер рабочей поверхности 1565 х 1172 мм. Тип интерактивного оборудования – доска прямой проекции | 1 |
4 | Проектор | Тип устройства LCD x3. Реальное разрешение 1024x768. Проекция – размеры по диагонали от 0.76 до 7.62 м; отношение расстояния к размеру изображения 1.48:1 — 1.77:1; масштабирование оптическое 1.2x; диафрагма 1.58 — 1.72; фокусное расстояние 16.9 — 20.28 мм.
| 1 |
5 | Акустическая система (колонки) | Число каналов 2.0. Суммарная мощность 40 Вт. Материал корпуса фронтальных колонок/саттелитов дерево. Диапазон воспроизводимых частот 40-20000 Гц. Линейный вход (стерео).
| 1 |
6 | Офисный пакет | MicrosoftOffice Стандартный 2010 Academic, русская версия / OfficeStd 2010 RUS OLP NL AcdmcSoftwareAssurance или эквивалент | 1 |
7 | Интегрированная творческая среда для поддержки освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся | ПО + лицензия Интегрированная творческая среда для образовательных учреждений начального общего образования, направленная на поддержку освоения и развития грамотности, развития речи, освоения математических моделей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей обучающихся. Содержит графический редактор (не менее 1000 цветов), текстовый редактор с автоматической проверкой орфографии, музыкальный редактор, встроенный справочник, допускает параллельные процессы и позволяет вставлять в работы обучающихся фрагменты аудио- и видеозаписей. Руководство для преподавателя в комплекте. Наличие методической Интернет - поддержки. | 1 |