Тема : Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм.
План:
1.Романтизм.
2.Особенности русского романтизма.
3.Литературные общества и кружки.
4.Зарождение русской литературной критики.
5. Становление реализма в русской литературе.
1.Романтизм.
Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека. Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе. Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.
Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.
Черты романтизма можно выделить следующие:
1) Автобиографизм писателя в главном герое,
2) Внимание внутреннему миру героя,
3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,
4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью
2.Особенности русского романтизма
Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).
Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами творческие судьбы Жуковского и Батюшкова и место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX века. Особенности русского романтизма. Это часть европейского романтизма. В России не было резкого перехода, разрыва с просвещением. В России – просветительский романтизм (кот-й мягче). Идеи гуманности, разумного мироустройства – спасительные идеи для русской лит-ры.
Быт и бытие русского романтизма. Это эпоха расцвета литературных кружков, обществ – обсуждение эстетических вопросов. Расцвет издательского дела, огромное кол-во журналов. Рождение нового эстетического и художественного сознания. Формирование нового литературного языка. Причина – петровские реформы. Необходимо было приблизить русский язык к европейскому. Появляется понятие билингвизма. Реформы начал Карамзин. Основные общества – «Беседа» и «Арзамас».
Своё: Развивалось издательское дело, журналистика.Возникали общественно-литературные объединения (кружки, салоны, литературные общества), время активных полемик и споров (о гекзаметре, о балладах).
3.Литературные общества и кружки.
Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)
Основная отличительная особенность – преимущественное развитие поэзии, лирики. Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.
Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе. В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер. Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.
Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.
4.Зарождение русской литературной критики
Литерату́рная кри́тика — область литературного творчества на грани искусства) и науки о литературе.
Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 году в сатире «О воспитании. Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанр монографической рецензии. Характерные черты литературной полемики XVIII века:
-лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова);
-нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);
-вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).
XIX век
Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор.. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.
Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.
Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.
Отношение литературы к действительности. Любое произведение, независимо от направления, в той или иной мере отражает реальность. Поэтому можно говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т.д. как о способе отражения действительности в их произведениях. При этом следует отличать реализм как метод от реализма как направления.
В узком смысле:
Направление в искусстве XIX века, известен также как критический реализм
Представители в русской литературе – А.С.Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в мировой – О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя.
социальная детерминация личности (обусловленность характера общественной средой), исследование причин социальных явлений;
психологизм;
принципы народности и историзма;
новые типы героев: тип «маленького человека» (Девушкин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского)
Типология реализма
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы
Просветительский реализм
Период – XVII - XVIII вв.
Главный принцип – вера в разум человека, надежда на гармонизацию общества через просвещение (будущее – «царство Разума»), развитие творческого начала в человеке. В русской литературе – А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин (Недоросль), Г. Р. Державин, в мировой – Д. Дефо, Дж. Свифт, Вольтер, И. Гёте.
Критический реализм:
Период – 1840 – 1890-е гг. (формируется в 1830-е годы).
Особенности:
критика социальных пороков общества;
обличительная направленность произведений;
воссоздание жизни в её закономерностях;
изображение «типических характеров в типических обстоятельствах»
Социалистический реализм
Период – 1920 – 1980-е гг.
Основа – коммунистический общественно-политический и эстетический идеал , пафос революционной перестройки мира, вера в социализм и коммунизм.
Представители – Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое романтизм?
2.Каковы его особенности?
3.Первые представители русского рамантизма
4.Назовите самые известные литературные общества и кружки?
5.Что такое реализм?
6.Что такое литературная критика и основные ее представители?
Просмотр содержимого документа
«Тема : Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм.»
Тема :Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм.
План:
1.Романтизм.
2.Особенности русского романтизма.
3.Литературные общества и кружки.
4.Зарождение русской литературной критики.
5. Становление реализма в русской литературе.
1.Романтизм.
Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека. Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе. Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.
Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.
Черты романтизма можно выделить следующие:
1) Автобиографизм писателя в главном герое,
2) Внимание внутреннему миру героя,
3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,
4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью
2.Особенности русского романтизма
Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).
Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами творческие судьбы Жуковского и Батюшкова и место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX века. Особенности русского романтизма. Это часть европейского романтизма. В России не было резкого перехода, разрыва с просвещением. В России – просветительский романтизм (кот-й мягче). Идеи гуманности, разумного мироустройства – спасительные идеи для русской лит-ры.
Быт и бытие русского романтизма. Это эпоха расцвета литературных кружков, обществ – обсуждение эстетических вопросов. Расцвет издательского дела, огромное кол-во журналов. Рождение нового эстетического и художественного сознания. Формирование нового литературного языка. Причина – петровские реформы. Необходимо было приблизить русский язык к европейскому. Появляется понятие билингвизма. Реформы начал Карамзин. Основные общества – «Беседа» и «Арзамас».
Своё: Развивалось издательское дело, журналистика.Возникали общественно-литературные объединения (кружки, салоны, литературные общества), время активных полемик и споров (о гекзаметре, о балладах).
3.Литературные общества и кружки.
Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)
Основная отличительная особенность – преимущественное развитие поэзии, лирики. Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.
Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе. В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер. Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.
Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.
4.Зарождение русской литературной критики
Литерату́рная кри́тика — область литературного творчества на грани искусства) и науки о литературе.
Критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.
XVIII век
Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 году в сатире «О воспитании. Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанр монографической рецензии. Характерные черты литературной полемики XVIII века:
-лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова);
-нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);
-вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).
XIX век
Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор.. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.
Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.
Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.
Известные литературные критики XIX века:
Виссарион ГригорьевичБелинский (1811—1848)
Аполлон Александрович Григорьев (1822 — 1864)
Павел Васильевич Анненков (1813, по другим данным 1812—1887)
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889)
Николай Николаевич Страхов (1828—1896)
Николай Александрович Добролюбов (1836—1861)
Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868)
Николай Константинович Михайловский (1842—1904)
Юрий НиколаевичГоворуха-Отрок (1854-1896)
5.Становление реализма в русской литературе.
Реализм в широком смысле:
Отношение литературы к действительности. Любое произведение, независимо от направления, в той или иной мере отражает реальность. Поэтому можно говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т.д. как о способе отражения действительности в их произведениях. При этом следует отличать реализм как метод от реализма как направления.
В узком смысле:
Направление в искусстве XIX века, известен также как критический реализм
Представители в русской литературе – А.С.Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в мировой – О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя.
социальная детерминация личности (обусловленность характера общественной средой), исследование причин социальных явлений;
психологизм;
принципы народности и историзма;
новые типы героев: тип «маленького человека» (Девушкин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского)
Типология реализма
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы
Просветительский реализм
Период – XVII - XVIII вв.
Главный принцип – вера в разум человека, надежда на гармонизацию общества через просвещение (будущее – «царство Разума»), развитие творческого начала в человеке. В русской литературе – А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин (Недоросль), Г. Р. Державин, в мировой – Д. Дефо, Дж. Свифт, Вольтер, И. Гёте.
Критический реализм:
Период – 1840 – 1890-е гг. (формируется в 1830-е годы).
Особенности:
критика социальных пороков общества;
обличительная направленность произведений;
воссоздание жизни в её закономерностях;
изображение «типических характеров в типических обстоятельствах»
Социалистический реализм
Период – 1920 – 1980-е гг.
Основа – коммунистический общественно-политический и эстетический идеал , пафос революционной перестройки мира, вера в социализм и коммунизм.
Представители – Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое романтизм?
2.Каковы его особенности?
3.Первые представители русского рамантизма
4.Назовите самые известные литературные общества и кружки?
5.Что такое реализм?
6.Что такое литературная критика и основные ее представители?