СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема : Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Тема : Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм.

 

План:

1.Романтизм.

2.Особенности русского романтизма.

3.Литературные общества и кружки.

4.Зарождение русской литературной критики.

5. Становление реализма в русской литературе.

 

1.Романтизм.

Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека. Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе. Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

Черты романтизма можно выделить следующие:

1) Автобиографизм писателя в главном герое,

2) Внимание внутреннему миру героя,

3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,

4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью

2.Особенности русского романтизма

Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами творческие судьбы Жуковского и Батюшкова и место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX века. Особенности русского романтизма. Это часть европейского романтизма. В России не было резкого перехода, разрыва с просвещением. В России – просветительский романтизм (кот-й мягче). Идеи гуманности, разумного мироустройства – спасительные идеи для русской лит-ры.

Быт и бытие русского романтизмаЭто эпоха расцвета литературных кружков, обществ – обсуждение эстетических вопросов. Расцвет издательского дела, огромное кол-во журналов. Рождение нового эстетического и художественного сознания. Формирование нового литературного языка. Причина – петровские реформы. Необходимо было приблизить русский язык к европейскому. Появляется понятие билингвизма. Реформы начал Карамзин. Основные общества – «Беседа» и «Арзамас».

Своё: Развивалось издательское дело, журналистика.Возникали общественно-литературные объединения (кружки, салоны, литературные общества), время активных полемик и споров (о гекзаметре, о балладах).

3.Литературные общества и кружки.

Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)

Основная отличительная особенность – преимущественное развитие поэзии, лирики. Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.

Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе. В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер. Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.

4.Зарождение русской литературной критики

Литерату́рная кри́тика — область литературного творчества на грани искусства) и науки о литературе.

Критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературыфилософиюэстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историейполитологиейязыкознаниемтекстологиейбиблиографией.

XVIII век

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 году в сатире «О воспитании. Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанр монографической рецензии. Характерные черты литературной полемики XVIII века:

-лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова);

-нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);

-вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).

XIX век

Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как репликаоткликзаметка, позже основными стали проблемная статья и обзор.. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.

Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.

Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизмсентиментализмромантизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.

Известные литературные критики XIX века:

Виссарион Григорьевич Белинский (18111848)

Аполлон Александрович Григорьев (1822 — 1864)

Павел Васильевич Анненков (1813, по другим данным 18121887)

Николай Гаврилович Чернышевский (18281889)

Николай Николаевич Страхов (18281896)

Николай Александрович Добролюбов (18361861)

Дмитрий Иванович Писарев (18401868)

Николай Константинович Михайловский (18421904)

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок (1854-1896)

5.Становление реализма в русской литературе.

Реализм в широком смысле:

 Отношение  литературы  к  действительности.  Любое  произведение, независимо  от  направления,  в  той  или  иной  мере  отражает  реальность. Поэтому  можно  говорить  о  реализме  Гомера,  У. Шекспира  и  т.д.  как  о способе  отражения  действительности  в  их  произведениях.  При  этом следует  отличать  реализм  как  метод  от  реализма  как  направления.  

В узком смысле:

Направление  в  искусстве  XIX  века,  известен  также  как  критический  реализм

Представители  в  русской  литературе  –  А.С.Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в мировой – О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя.

Особенности:

верность  действительности  –  определяющий  критерий художественности;

типизация  характеров  и  явлений;

социальная  детерминация  личности  (обусловленность характера  общественной  средой), исследование  причин социальных  явлений;

психологизм;

принципы  народности  и  историзма;

новые  типы  героев:  тип  «маленького  человека» (Девушкин, Башмачкин,  Мармеладов),  тип  «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского)

 

Типология  реализма

В  ходе  развития  искусства  реализм  приобретает  конкретно-исторические  формы  и  творческие  методы

Просветительский реализм

Период – XVII - XVIII вв.

Главный принцип  –  вера  в  разум  человека,  надежда  на  гармонизацию  общества  через  просвещение (будущее  –  «царство Разума»), развитие  творческого  начала  в  человеке. В  русской  литературе  –  А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин (Недоросль), Г. Р. Державин,  в  мировой  –  Д. Дефо, Дж. Свифт, Вольтер, И. Гёте.

Критический  реализм:

Период – 1840 – 1890-е гг. (формируется в 1830-е годы).

Особенности:

критика  социальных  пороков  общества;

обличительная  направленность  произведений;

воссоздание  жизни  в  её  закономерностях;

изображение  «типических  характеров  в  типических обстоятельствах»

Социалистический реализм

Период – 1920 – 1980-е гг.

Основа – коммунистический  общественно-политический  и  эстетический  идеал , пафос  революционной  перестройки  мира, вера  в  социализм  и  коммунизм.

Представители  –  Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее  творчество  В. В. Маяковского

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое романтизм?

2.Каковы его особенности?

3.Первые представители русского рамантизма

4.Назовите самые известные литературные общества и кружки?

5.Что такое реализм?

6.Что такое литературная критика и основные ее представители?

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема : Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм.»



Тема :Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм.


План:

1.Романтизм.

2.Особенности русского романтизма.

3.Литературные общества и кружки.

4.Зарождение русской литературной критики.

5. Становление реализма в русской литературе.


1.Романтизм.

Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха - время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе. В 1789 году случилась Великая французская революция, полностью закончившаяся лишь к 1814 году. Она состояла из целого ряда значимых событий, которые в конечном счете привели к целому литературному перевороту, поскольку изменился менталитет человека. Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Во-вторых, многие люди, бывшие апологетами классицизма, поняли, что реальный ход истории иногда бывает неподвластен разуму - главной ценности классицизма, слишком много там возникало непредвиденных поворотов. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе. Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Им стал романтизм, главный конфликт которого - конфликт личности и общества. Романтический герой - сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять. Он - один против всех, он всегда находится в состоянии борьбы. Но этот герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не является отрицательным.

Писатели-романтики не ставят своей задачей вывести в произведении какую-то мораль, определить, где хорошо, а где плохо. Он описывают действительность очень субъективно, в центре их внимания - богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.

Черты романтизма можно выделить следующие:

1) Автобиографизм писателя в главном герое,

2) Внимание внутреннему миру героя,

3) Личность главного героя содержит множество загадок и тайн,

4) Герой очень яркий, но в то же время, никому не удается его понять полностью

2.Особенности русского романтизма

Для России таким толчком к появлению романтизма стала Отечественная война 1812 года, когда русские солдаты вышли в Европу и увидели своими глазами жизнь иностранцев (для многих это стало шоком), а также восстание декабристов в 1825 году, которое взбудоражило все русские умы. Однако этот фактор был скорее завершающим, поскольку и до 1825 года многие писатели следовали традициям романтизма - например, Пушкин в своих Южных поэмах (это 1820-24 годы создания).

Апологетами же романтизма в России стали В. Жуковский и К. Батюшков, еще в 1801 - 1815 годах. Это время зари романтизма в России и в мире. Вам также может быть интересно ознакомление с темами творческие судьбы Жуковского и Батюшкова и место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX века. Особенности русского романтизма. Это часть европейского романтизма. В России не было резкого перехода, разрыва с просвещением. В России – просветительский романтизм (кот-й мягче). Идеи гуманности, разумного мироустройства – спасительные идеи для русской лит-ры.

Быт и бытие русского романтизмаЭто эпоха расцвета литературных кружков, обществ – обсуждение эстетических вопросов. Расцвет издательского дела, огромное кол-во журналов. Рождение нового эстетического и художественного сознания. Формирование нового литературного языка. Причина – петровские реформы. Необходимо было приблизить русский язык к европейскому. Появляется понятие билингвизма. Реформы начал Карамзин. Основные общества – «Беседа» и «Арзамас».

Своё: Развивалось издательское дело, журналистика.Возникали общественно-литературные объединения (кружки, салоны, литературные общества), время активных полемик и споров (о гекзаметре, о балладах).

3.Литературные общества и кружки.

Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)

Основная отличительная особенность – преимущественное развитие поэзии, лирики. Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.

Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе. В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер. Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.

4.Зарождение русской литературной критики

Литерату́рная кри́тика — область литературного творчества на грани искусства) и науки о литературе.

Критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературыфилософиюэстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историейполитологиейязыкознаниемтекстологиейбиблиографией.

XVIII век

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 году в сатире «О воспитании. Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин, предпочитавший жанр монографической рецензии. Характерные черты литературной полемики XVIII века:

-лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова);

-нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма);

-вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).

XIX век

Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как репликаоткликзаметка, позже основными стали проблемная статья и обзор.. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.

Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.

Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизмсентиментализмромантизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.

Известные литературные критики XIX века:

Виссарион Григорьевич Белинский (18111848)

Аполлон Александрович Григорьев (1822 — 1864)

Павел Васильевич Анненков (1813, по другим данным 18121887)

Николай Гаврилович Чернышевский (18281889)

Николай Николаевич Страхов (18281896)

Николай Александрович Добролюбов (18361861)

Дмитрий Иванович Писарев (18401868)

Николай Константинович Михайловский (18421904)

Юрий Николаевич Говоруха-Отрок (1854-1896)

5.Становление реализма в русской литературе.

Реализм в широком смысле:

 Отношение  литературы  к  действительности.  Любое  произведение, независимо  от  направления,  в  той  или  иной  мере  отражает  реальность. Поэтому  можно  говорить  о  реализме  Гомера,  У. Шекспира  и  т.д.  как  о способе  отражения  действительности  в  их  произведениях.  При  этом следует  отличать  реализм  как  метод  от  реализма  как  направления.  

В узком смысле:

Направление  в  искусстве  XIX  века,  известен  также  как  критический  реализм

Представители  в  русской  литературе  –  А.С.Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов; в мировой – О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Э. Золя.

Особенности:

верность  действительности  –  определяющий  критерий художественности;

типизация  характеров  и  явлений;

социальная  детерминация  личности  (обусловленность характера  общественной  средой), исследование  причин социальных  явлений;

психологизм;

принципы  народности  и  историзма;

новые  типы  героев:  тип  «маленького  человека» (Девушкин, Башмачкин,  Мармеладов),  тип  «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского)


Типология  реализма

В  ходе  развития  искусства  реализм  приобретает  конкретно-исторические  формы  и  творческие  методы

Просветительский реализм

Период – XVII - XVIII вв.

Главный принцип  –  вера  в  разум  человека,  надежда  на  гармонизацию  общества  через  просвещение (будущее  –  «царство Разума»), развитие  творческого  начала  в  человеке. В  русской  литературе  –  А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин (Недоросль), Г. Р. Державин,  в  мировой  –  Д. Дефо, Дж. Свифт, Вольтер, И. Гёте.

Критический  реализм:

Период – 1840 – 1890-е гг. (формируется в 1830-е годы).

Особенности:

критика  социальных  пороков  общества;

обличительная  направленность  произведений;

воссоздание  жизни  в  её  закономерностях;

изображение  «типических  характеров  в  типических обстоятельствах»

Социалистический реализм

Период – 1920 – 1980-е гг.

Основа – коммунистический  общественно-политический  и  эстетический  идеал , пафос  революционной  перестройки  мира, вера  в  социализм  и  коммунизм.

Представители  –  Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее  творчество  В. В. Маяковского


Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое романтизм?

2.Каковы его особенности?

3.Первые представители русского рамантизма

4.Назовите самые известные литературные общества и кружки?

5.Что такое реализм?

6.Что такое литературная критика и основные ее представители?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!