Разработала: Серевко Ирина Дмитриевна
учитель математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-лицей №2» города Армянска Республики Крым
Тема урока: «Объём прямой призмы и цилиндра».
Предмет: геометрия.
Класс: 11.
УМК: Геометрия (базовый и профильный уровень). 10-11 класс. Просвещение. 2014.
Авторы УМК: Л.С. Атанасян, В. Ф.Бутузов , С.Б.Кадомцев,Л.С.Киселева, Э.Г.Позняк.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование: УМК «Геометрия 10-11 классы»,Л.С. Атанасян, В. Ф.Бутузов , С.Б.Кадомцев,Л.С.Киселева, Э.Г.Позняк.- М. Просвещение, 2014., ноутбук, проектор, презентации учителя и учащихся ,листы самооценки.
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки вычисления объёмов прямой призмы, цилиндра, осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
1) Проверить знания теоретического материала по теме.
2) Продолжить формировать умения применять знания формул объёма прямой призмы и цилиндра.
3) Продолжить формировать умение работать в группе.
4) Продолжить формировать умение осуществлять контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
5) Учить сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать правильную математическую речь.
6) Развивать интерес учащихся к предмету геометрия.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь! Мы продолжаем с вами изучать геометрические тела, в частности, заниматься вычислениями объёмов прямой призмы и цилиндра. Многое, с чем вы сталкиваетесь на уроках геометрии можно увидеть в природе в той или иной степени. Многие идеи, которые мы пытаемся воплотить в жизнь, мы черпаем в живой и неживой природе, нам хочется, чтобы её часть присутствовала в нашей повседневной жизни. (Презентация учителя). Сегодня у нас с вами необычный урок, поэтому надеюсь, что настроение у вас приподнятое.
Вами были получены творческие задания, и сегодня мы посмотрим, обсудим и оценим то, что у вас получилось.
2. Вводная часть.
Учитель: Напомните, каким было ваше задание.
Ученик: Мы с вами некое проектное бюро, назовём его «Мечта», которое получило возможность принять участие в оформлении развлекательного центра.
Учитель: Заказчики хотели бы видеть проекты и расчеты в оформлении угловых и панорамных аквариумов. Они должны были состоять из прямых призм и цилиндров. Что же вы готовы предложить?
Перед защитой своих проектов предлагаем вам вспомнить основные формулы вычисления объемов многогранников и цилиндра. Презентация ученика (Орлов Руслан).
3. Представление командами своих мини-проектов.
Учитель: Каждая команда должна была представить рисунок-эскиз и расчёт объёмов воды, которая заполняет ёмкости. Расчёты были сделаны в формате А4 и отсканированы. На экране вы можете видеть эти расчёты и оценить их.
Дополнительные баллы могут получить работы, дополненные презентациями, фотографиями и др.
Слово предоставляется первой команде, на выступление каждой команде отводится не более 3 минут.
Представители от команд защищают свои мини-проекты с предоставленными расчётами и презентациями. (Всего 5 мини проектов)
Какие есть вопросы к команде?
Учитель: Спасибо всем за работу. От каждой команды были представители в счётной комиссии, которая проверила и дала свою оценку расчётам, при выставлении оценки команде, эта оценка тоже будет мною учитываться. А сейчас прошу вас оценить работу каждого и заполнить таблицу «Оценки от команды».
Ребята оценивают работу каждого и заполняют таблицу, которая у них на столах. (Лист самооценки).
Оценки от команды
№ п/п | Фамилия, имя | Самооценка | Оценка от команды |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
Учитель: окончательные оценки за свои работы вы узнаете на следующем уроке. Ваша оценка будет складываться из оценки непосредственно за выполнение творческого задания, вашей оценки друг друга и оценки за тест, который перед вами. Откройте текст теста, в тетрадях запишите номер варианта и приступайте к работе.
Творческое задание
1 вариант.
1.
Объем куба равен . Найдите его диагональ. (6)
2.
Найдите объем части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите . (3,75)
3.
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые). (7)
2 вариант.
1.
Два ребра прямоугольного параллелепипеда, выходящие из одной вершины, равны 2 и 6. Объем параллелепипеда равен 48. Найдите третье ребро параллелепипеда, выходящее из той же вершины. (4)
2.
Найдите объем части цилиндра, изображенной на рисунке. В ответе укажите (937,5)
3.
Найдите объем многогранника, изображенного на рисунке (все двугранные углы прямые). (56)
4. Рефлексия.
Учитель: По окончании теста, в тетрадях продолжите фразы, которые у вас в файле "Рефлексия". (Приложение 3). Выскажите своё мнение о работе над заданием и результатах.
( Я понял …
Мне понравилось …
Было трудно …
У меня получилось …)
5. Домашнее задание.
Учитель: откройте дневники и запишите домашнее задание. При решении №671 вам как раз придётся рассмотреть комбинацию тел.
№ 670. Свинцовая труба (плотность свинца 11,4 г/см3) с толщиной стенок 4 мм имеет внутренний диаметр 13 мм. Какова масса трубы, если её длина равна 25 м?
№ 671 (б, в). В цилиндр вписана правильная n-угольная призма. Найдите отношение объёмов призмы и цилиндра, если: б) n = 4; в) n = 6.