|
Предмет
|
География
|
|
Класс
|
5
|
|
УМК
|
Полярная звезда А.И.Алексеев
|
|
Тип урока
|
Урок открытия новых знаний
|
|
Тема урока
|
Географическая карта.
|
|
Цель урока
|
Способствовать формированию представлений об изображениях земной поверхности через совместную деятельность, развивать умения самостоятельно находить нужную информацию.
|
|
Задачи урока
(планируемые результаты)
|
- формирование умения читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия; осознание многообразия видов изображения земной поверхности (предметный результат);
- развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при работе с учебником, дополнительным материалом (метапредметный результат);
- развивать логическое мышление; формирование умения управлять своей учебной деятельностью, отбирать необходимый материал по теме урока, строить сообщение в устной и письменной форме (личностный результат).
|
|
Методы обучения
|
Технология проблемного обучения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
|
|
Формы организации познавательной деятельности обучающихся
|
Коллективная, индивидуальная, групповая.
|
|
Средства обучения
|
Глобусы. Физическая карта Мира. Физическая карта полушарий.Учебник, карточки рефлексии, маршрутный лист, дидактический материал, компьютер, проектор.
|
Ход урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
|
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
|
Осущест-вляемые учебные действия
|
Формиру-емые способы действий
|
Осущест-вляемые учебные действия
|
Форми-руемые способы действий
|
Осущест-вляемые учебные действия
|
Формируемые способы действий
|
|
1.Организационный момент.
|
Приветствие учащихся.
Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба.
|
Отвечают на приветствие учителя.
|
Выделение существенной информации из слов учителя.
|
Взаимодействуют с учителем.
|
Слушание учителя.
|
Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.
|
Умение настраиваться на занятие.
|
|
2. Проверка домашнего задания
|
Постановка перед учащимися учебной задачи, мотивация на решение задания
Для восхождения на «Гору успехов» нам необходимо вспомнить материал прошлого урока.
Вопросы
1.Как определить с помощью солнца стороны горизонта? Какие созвездия помогут определить, где находится север ночью?Как называется съемка из одной точки и при движении по местности? Что нужно знать, чтобы правильно составить план местности?
Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания.
|
Выполнение задания на карточках
|
Построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей
|
Формирование умения систематизировать, делать выводы
|
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
|
Развитие регуляции учебной деятельности
|
Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им
|
|
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний
|
Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся.
Посмотрите на снимки нашей Земли из космоса. А теперь посмотрите на глобус. Сравните увиденное? Попробуйте сформулировать тему урока.
|
Работают с учебным материалом. Принимают активное участие в дискуссии. Выдвигают предположение о теме урока.
|
Компетенция обучающихся в области географии.
|
Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи.
|
Развитие регуляции учебной деятельности.
|
Регуляция учебной деятельности.
|
|
4. Постановка цели и задач урока
|
Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели.
Тема нашего урока: Географическая карта. Сегодня мы узнаем новое географической карте, вместе составим таблицу их отличий.
|
Слушают учителя.
|
Выделение существенной информации из слов учителя.
|
Взаимодействуют с учителем.
|
Слушание учителя.
|
Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке.
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой.
|
|
5.Усвоение новых знаний и способов действий
|
Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию, учите работать в группах.
- Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?
Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику.
Поиск решения.
Первый глобус был создан в 1492 году. (его изображение на слайде). Чего на нем не хватает? Как вы думаете, почему?
Сравните глобус и географическую карту. Определите их достоинства и недостатки
Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?
Рубрика «Это интересно»
КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ?
Учитель. При подготовке к уроку каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу.
-
- 2. Послушайте загадку. Отгадайте, о чем идет речь?
Он на листок бумаги похож,
Нашей Земли очень умный чертёж,
Горы, равнины, моря, океаны,
И города есть на карте и страны. (карта)
Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о карте?
Что такое географическая карта? – мозговой штурм.
Учащиеся дают определение географической карте.
Для формулирования понятий используется технология развивающего обучения: составление схемы понятия «географическая карта»:
3. А как называют ученого, составляющего карты? (картограф)
Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей)
А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его.
А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены.
Рубрика «Это интересно»
КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТЫ?
Выступают группы детей.
4. Виды карт
Знакомятся с разными картами (топографические, план местности)
Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения. Находят их на карте.
Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?
5. Аэрофотоснимок. Работа с учебником и слайдами презентации.
I. - Есть еще способы изображения земной поверхности.
|
Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности.
|
Умения работать с различными источниками информации. Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения анализировать, систематизировать, делать выводы
|
Согласование усилий по решению учебной задачи, умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других
|
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
|
Связь с другими сферами знаний.
|
Уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
|
|
2.Релаксация
|
Объясняет и показывает движения
1.Физминутка
Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки,
Юг – присесть, руки на колени,
Запад – наклон влево,
Восток – наклон вправо.
Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси.
|
Выполняют упражнения
|
|
Взаимодействуют с учителем
|
|
|
Саморегуляция
|
|
7. Закрепление новых знаний и способов действий.
|
Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.
Практическая работа.
Сравнительная характеристика изображений земной поверхности
Задание:Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.
|
Глобус
|
Географическая карта
|
Аэрофотоснимок
|
Рисунок
|
Черты сходства
|
|
|
Черты отличий
|
|
|
|
|
Вывод:
По результатам работы формулируется вывод о возможности использования каждого изображения географической карты в повседневной и хозяйственной деятельности.
|
Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
|
Осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме.
|
Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
|
Самоконтроль понимания вопросов.
|
Осуществление самоконтроля.
|
|
8. Первичная проверка понимания
|
Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.
1. Восстановите рассказ:
Модель Земли называют_________________
А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ______________________
Существует много видов географических карт.
Это ___________________
На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зеленым -_____, белым –_______.Каждая карта имеет свой __________.Если работаешь у настенной карты, стой__________, когда держишь указку в правой руке, и_________, когда указка в левой.
2.
|
Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
|
Осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.
|
Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Умение формулировать собственное мнение и позицию.
|
Самоконтроль понимания вопросов.
|
Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
|
|
9. Подведение итогов
|
Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия.
Покажите себя на «Горе успехов». Какой высоты вы достигли?
Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы!
|
Отвечают на вопросы
|
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
|
Умение обсуждать содержание урока
|
Формулирование собственного мнения и позиции. Умение понимать ответы других.
|
Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов.
|
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
|
|
10. Рефлексия
|
Проводит рефлексию.
Успех – не редкость в нашем мире;
Но что такое есть успех?
Успех – отличная отметка;
Успех – удачный поворот;
Увы, успех приходит редко
(Хотелось бы наоборот)!
Сегодня вы все так успешны,
И на вершине той горы
Чтоб голова кружилась только,
Не от проблем, а от весны!!!
Ребята поднимают вверх шарики (из бумаги) различного цвета, оценивая себя («5» отлично - красные «4» хорошо - жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены) соответственно их настроению к концу урока рисуют смайлик на шариках. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте.
|
Рефлексируют
|
Умение делать выводы.
|
Взаимодействуют с учителем.
|
Формулирование собственного мнения и позиции.
|
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний
|
Саморегуляция
|
|
11. Постановка домашнего задания
|
Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнение, мотивирует выполнение домашнего задания (стр. 43 учебника)
Спасибо всем за активную работу!
|
Слушают учителя, записывают домашнее задание
|
Выделение существенной информации из слов учителя.
|
Взаимодействуют с учителем.
|
Слушание учителя
|
Осознание качества и уровня усвоения материала.
|
Регуляция учебной деятельности. Мотивация волевойсаморегуляции.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|