СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование в 10 классе

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование в 10 классе по ОБЖ (68часов)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование в 10 классе»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Бриентская средняя общеобразовательная школа»

Кваркенского района Оренбургской области




«ПРИНЯТО» « СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДАЮ»

На заседании методического Зам. директора по УВР Директор МАОУ







Рабочая программа

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

10 класс ( 2 часа в неделю, 68 часов)

Базовый уровень








Разработана преподавателем-организатором ОБЖ

Касеновой Д.К.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) для 10 класса разработана на основе Комплексной программы для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Изд-во Просвещение»), которая соответствует федеральному компоненту Государственного базового стандарта среднего (полного) общего образования.


Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.

-Федерального компонента государственного стандарта общего образования МО и науки РФ (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 (ред.31.12.2012))

-Примерной программы для среднего общего образования по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;

- Основная образовательная программа МАОУ «Бриентская СОШ»;

- Положение о рабочей программе предметов МАОУ «Бриентская СОШ»


В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

  • «О гражданской обороне»;

  • «Об обороне»;

  • «О воинской обязанности и военной службе» и др.

Настоящая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает последовательность изучения тем и разделов предмета  ОБЖ  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования, необходимых для качественной организации учебного процесса.





Актуальность преподавания ОБЖ по предлагаемой программе отличается тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частого проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствия навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.

Стать полноценным воином Вооруженных Сил РФ, овладеть сложной боевой техникой, новейшим вооружением в условиях сокращенных сроков службы – задача не из легких. Для ее решения наши юноши еще до призыва в Армию должны обладать высокими морально-политическими качествами, приобретать определенные навыки в военной подготовке, знать Уставы, обязанности, обусловленные военной присягой, и добросовестно их выполнять. Именно на это направлены военно-патриотическое воспитание молодежи и основы военной службы в рамках школьного курса ОБЖ.

Место предмета в базисном учебном плане


Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в программе предусмотрены 68 часов на год (34 недели, по 2 часа в неделю ). Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне. Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов) в соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе.













Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

«О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

«О пожарной безопасности»;

«О гражданской обороне»;

«Об обороне»;

«О воинской обязанности и военной службе» и др.


Содержание программы выстроено по трем линиям:

основы безопасности личности, общества и государства;

основы медицинских знаний (ОМЗ) и здорового образа жизни (ЗОЖ);

обеспечение военной безопасности государства.

В содержание рабочей программы включен материал по изучению обучающимися правил дорожного движения, правил личной безопасности при угрозе террористического акта. В ходе изучения предмета обучающиеся закрепляют навыки и умения по ОМЗ и формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для её прохождения. Актуальность подготовки к военной службе в том, что учащиеся морально готовятся к службе в рядах Вооруженных сил России, знакомятся с основами службы, военной техникой.


Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих целей и задач:

• овладение системой теоретических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных практической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

• формирование представлений о личной безопасности, окружающем мире.

• воспитание культуры личности, отношения к вопросам безопасности как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

• подготовка юношей к защите Отечества;

• приобретения практических умений и теоретических знаний;

• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

• освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Комплексная программа А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена по 3 модулям, которые делятся на разделы. В 10 классе автор данной рабочей программы оставил без изменения нумерацию тем. Также в целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков были внесены изменения и добавлены количество часов эа счет резерва. В теме 1 «Обеспечение личной безопасности в повседнев­ной жизни» включены вопросы по соблюдению правил дорожного движения а также правил п безопасности. при угрозе и во время теракта. В теме 2 «Личная безопасность в условиях ЧС» планируется повторить и закрепить знания по профилактике пожаров и соблюдение правил пожарной безопасности



Тематический план


модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем


Количество часов

по Смирнову

автора данной программы

В т.ч. практ.

М-I

Основы безопасности личности, общества и госу­дарства

17

17


Р-I

Основы комплексной безопасности

15

15


Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседнев­ной жизни

6

6

1

Тема 2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

4

4


Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

5

5


Р-II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2

2


Тема 4

Нормативно-правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства

2

2


М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6

4


Р-III

Основы здорового образа жизни

6

4


Тема 5

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2

2


Тема 6

Здоровый образ жизни и его составляющие

4

2


М-III

Обеспечение военной безопасности государства

47

47


Р-V

Основы обороны государства

19

19


Тема 7

Гражданская оборона — составная часть оборо­носпособности страны

7

7

1

Тема 8

Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества

3

3


Тема 9

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск

7

7


Тема 10

Боевые традиции Вооруженных Сил России

2

2


Р-VI

Основы военной службы

28

28


Тема 11

Размещение и быт военнослужащих

3

3


Тема 12

Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

3

3


Тема 13

Организация караульной службы

3

3


Тема 14

Строевая подготовка

6

6

5

Тема 15

Огневая подготовка

2

2

1

Тема 16

Тактическая подготовка

3

4

1

Тема 17

Радиационная, химическая и биологическая защита


3

1

Тема 18

Физическая подготовка


4

4


Резервное время

8




Всего часов

70

68


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

10 класс

М-I

Основы безопасности личности, общества и государства

Р-1

Основы комплексной безопасности

Tема1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1

Автономное пребывание человека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде.

1.2

Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

1.3

Обеспечение личной безопасности на дорогах

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль человеческого фактора в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

1.4



1.5

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопасности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.


1.6

Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

Уголовная ответственность за подготовку и совершение террористического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников, за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

Тема 2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

2.1

Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Землетрясения, цунами, наводнения, ураганы, смерчи, оползни и обвалы, лесные пожары – опасные ситуации природного характера, приводящие к гибели людей.

2.2

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера - геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

2.3

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия

2.4

Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае возникновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

3.1

Военные угрозы национальной безопасности России

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

3.2

Характер современных войн и вооруженных конфликтов

Вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война

3.3

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

Терроризм: общие понятия и определения. Характеристика современной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

3.4

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

Основные виды терроризма по средствам, используемым при осуществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.

3.5

Наркотизм и национальная безопасность России

Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркобизнеса.

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 4

Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

4.1

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

4.2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.



М-II



Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Р-3

Основы здорового образа жизни

Тема 8

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

8.1

Сохранение и укрепление здоровья — важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

8.2

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Тема 6

Здоровый образ жизни и его составляющие

6.1

Здоровый образ жизни

Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и

физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

6.2

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

6.3

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

6.4

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.

М-III

Обеспечение военной безопасности государства

Р-5

Основы обороны государства

Тема 7

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

7.1

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

7.2

Основные виды оружия и их поражающие факторы

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

7.3

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

7.4

Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

7.5

Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

7.6

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

7.7

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Тема 8

Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества

8.1

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

8.2

Памяти поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

8.3

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Тема 9

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск

9.1

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

9.2

Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.

9.3

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ

9.4

Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН

9.5

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

9.6

Космические войска, их состав и предназначение.

9.7

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России.



Тема10



Боевые традиции Вооруженных Сил России

10.1

Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

10.2

Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

Р-6

Основы военной службы

Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Радиационная, химическая и биологическая защита . Физическая подготовка









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащийся 10 класса должен

Знать/понимать

основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

правила дорожного движения, пожарной безопасности;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

предназначение, структуру и задачи РСЧС;

предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.


Уметь

владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

владеть навыками безопасного поведения при угрозе и во время теракта, на дороге, при пожаре;

выработать в себе негативное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни;

оказания первой медицинской помощи;

развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.






Календарно-тематическое планирование.

Основы безопасности жизнедеятельности

10 класс (базовый уровень)


№ урока


Тема урока


Тип урока


Элемент содержания

Требования к уровню достижения

Вид контроля

Дата

Знать

Уметь

План

Факт

М-1.Основы безопасности личности, общества и государства (17 часов)

Раздел 1 Основы комплексной безопасности (15 часов, в т.ч. практ -1)

Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (6 часов, в т.ч. практич.-1ч.)

11

Автономное пребывание человека в природе

Урок формирования новых знаний

Возможные причины попадания человека в условия автономного существования, меры профилактики. Первоочередные действия потерпевших бедствие.

об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них.


ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях

Опрос


4


22

Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде. Практическая работа №1

Практическое занятие

Ориентирование на местности, движение по азимуту, обеспечение водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

Практическая работа


5


3



Обеспечение личной безопасности на дорогах.

Урок применения ЗУН учащихся

Основные причины ДТП. Роль

«человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.

дорожные знаки и их деление на группы, при менять дорож ные знаки на практике

использовать умения для обеспечения личной безопасности на дорогах

Опрос



66

3

4


Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.


Комбиниро

ванный

возможные ситуации на улице, в общественных местах, на массовом мероприятии, в транспорте, подъезде дома, лифте.

правила поведения в криминогенных ситуациях

объяснить элемен тарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера

Опрос



7

4

5

Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Комбиниро

ванный

Правила поведения в случае захвата вас в заложники; если подвергались нападению с целью похищения; при захвате самолета террористами. О порядке приема сообщений, содержащих угрозы теракта, по телефону.

правила безопасного поведения при угрозе теракта.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Опрос



14


56

Уголовная ответственность за террористическую и экстремистскую деятельность

Комби ниро ванный

Основные статьи Уголовного кодекса и виды наказаний для террористов, экстремистов

состав правовой основы борьбы с терроризмом, экстремизмом.

определять действия противоправного характера

Опрос



18

Тема 2. Личная безопасность в условиях ЧС (4 часа)


7

77

ЧС природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Комби нированный урок





ЧС природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Причину ЧС природного характера, последствия стихийных бедствий

определять по характерным признакам природные явления, которые могут привести к ЧС

Опрос, тест


19

8

88


Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в ЧС

Комбинированный урок

Действия населения при ЧС природного характера (ЧС ПХ)

Правила поведения в условиях ЧС природного характера

действовать в случае возникновения ЧС ПХ

Опрос


21

99

ЧС техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия

Комбинированный урок

Химически опасные объекты, пожароопасные объекты, радиационно опасные объекты

потенциальные опасности техногенного происхождения характерные для региона проживания; правила без опасного поведения в условиях ЧС

использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения

Опрос, тест


26

1

810







Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС ТХ


Комбинированный урок

Действия населения при ЧС техногенного характера. Профилактика пожаров. Действия населения при пожаре

правила поведения в условиях ЧС техногенного характера

действовать в случае возникновения ЧС техногенного характера

Опрос, , тест


28

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера (5 часов)

111

Военные угрозы национальной безопасности России

Лекция

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного развития государства

почему национальная оборона является одним из приоритетов национальной безопасности России.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Опрос



03

112

Характер современных войн и вооруженных конфликтов

Комбинированный

Вооруженный конфликт, военный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война

географию вооруженных конфликтов

анализировать современные конфликты, понимать их природу

Опрос



05

113


Международный терроризм- угроза национальной безопасности

.


Международный терроризм- угроза национальной безопасности

международные террористические организации, их цели, способы осуществления террористической деятельности

использовать приобретённые знания и умения в противодействии терроризму

Опрос



10

114

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления


Политический, экономический, телефонный, религиозный террор. Основные черты, которые характеризуют современный терроризм

о разновидностях терроризма, об организационных основах борьбы с терроризмом в России

владеть навыками безопасного поведения при угрозе и во время теракта

Опрос



12

115

Наркотизм и национальная безопасность России


Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Стратегия
государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года

о влиянии наркотизма на здоровье человека, на нац. безопасность России.

выработать в себе негативное отношение к употреблению наркотиков


Опрос



17

Р-2. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций(2 часа)

Тема 4. Нормативно – правовая база РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства (2 часа)

116

Законы и другие нормативно –правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Комбинированный


Конституция РФ. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ «Об обороне», ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ФЗ «О пожарной безопасности», ФЗ «о Гражданской обороне»

Знать о законах Российской Федерации по обеспечению безопасности.

использовать полученные правовые знания в повседневной жизни

Опрос, сам. работа



19

17

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) ее структура и задачи





Комбинированный

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций

предназначение, структуру и задачи РСЧС

использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

Опрос



24

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (4 часа)

Раздел 3. Основы здорового образа жизни (4 часа)

Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 часа)

118


Сохранение и укрепление здоровья –важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Комбинированный


Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья – социальная потребность общества

понятие «здоровье» из определения ВОЗ и факторах, влияющие на здоровье, о способах и средствах сохранения здоровья, важности профилактических мероприятий для здорового иммунитета.


использовать полученные знания для сохранения и укрепления своего здоровья

Опрос


26. 11

19

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Комбинированный

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике






об основных принципах классификации инфекционных заболеваний.


использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инф. заболеваний

Опрос



Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие (2 часа)

20

Здоровый образ жизни и его составляющие


Комбинированный

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление

и сохранение здоровья

Основные понятия о биологических ритмах организма Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематичес ким занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. пропаганда здорового образа жизни.

о факторах, влияющих на здоровье;

основные составляющие здорового образа жизни

использовать приобретенные знания для ведения здорового образа жизни

Опрос











21

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Комбинированный

Вредные привычки и их социальные последствия. .Влия ние алкоголя на здоровье и поведение человека, социаль ные последствия употреб ления..Влияние курения на нервную и сердечно сосудистую системы. Пассивное курение.. Наркомания и токсикомания


о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.


Выработать негативное отношение к употреблению алкоголя, ПАВ, курению

Опрос



Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства (47 часов)

Раздел 5. Основы обороны государства (19 часов)

Тема 7. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (7 часов, в т.ч.прр. раб.-1))


22






Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны


Комбинированный

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной

о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.





использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Опрос



23

Основные виды оружия и их поражающие факторы

Комбинированный

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.


предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Опрос



24

Оповещение

и информирование населения о чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Комбинированный

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.




действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях

Опрос, СР



25



Инженерная защита населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени

Комбинированный

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях

виды защитных сооружений,

правила поведения в защитных сооружениях.


действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты.

Опрос


05

26

Средства индивидуальной защиты







Практическое занятие №2

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики

Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики.

владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

Контроль выполнение пр. раб


07

27

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций (АСДНР)




Комбинированный

ПредназначениеАСДНР, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения

об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.


использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности




использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Опрос














Опрос


12











14

28

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении






Комбинированный

Организация гражданской обороны в ОУ. План гражданской обороны в ОУ. Обязанности учащихся


об организации ГО в общеобразовательном учреждении

Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации –защитники нашего Отечества (3часа)

29

История создания Вооруженных Сил России


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России.


Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Опрос



30

Памяти поколений – дни воинской славы России.


Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Дни воинской славы – Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

о днях воинской славы и о формах увековечения памяти.


отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды





31

Состав Вооруженных Сил России. руководство и управление Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ)


Комбинированный

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.











Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе




Тема 9. Виды ВС РФ и рода войск (7 часов)

32

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск (СВ)

Комбинированный

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск (СВ)


Знать состав и предназначение ВС РФ.



Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе; использовать приобретен ные знания для осуществления осознанного самоопределе ния по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Опрос




33

Военно-Воздушные Силы , их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС

Комбинированный

Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.

Знать состав и предназначение ВС РФ.



Опрос



34

Военно-Морской Флот, его состав ипредназначение. Вооружение и военная техника ВМФ

Комбинированный

Военно-Морской Флот, история создания, предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ.


Опрос



35

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение.

Комбинированный

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН

Знать состав и предназначение ВС РФ.

.

Опрос



36

Воздушно –десантные войска, их состав и предназначение

Комбинированный

Воздушно –десантные войска, их состав и предназначение

Знать состав и предназначение ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

оценивать уровень своей подготовленности к военной службе

Опрос



37

Космические войска, их состав и предназначение

Комбинированный

Космические войска, их состав и предназначение

Опрос



38

Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ

Комбинированный

Войска и воинские формирования, не входящие в состав ВС РФ

Опрос



Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил РФ (2 часа)

39

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества



Комбинированный

Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего –защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Роди не, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержа ние патриотизма. Основные составляющие личности военнослужащего – защит ника Отчества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг

о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.





использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы.


Тест





7.02

40

Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений


Комбинированный

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота

Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений.



использовать приобретенные знания для

развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы




Раздел 6. Основы военной службы (28 часов)

Тема 11. Размещение и быт военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (3 часа)

41

Размещение военнослужащих

Комбинированный

Размещение военнослужащих, содержание помещений, противопожарная защита

Иметь представление о повседневной жизни военнослужащих



Устав внутренней службы ВС РФ





42

Распределение времени и повседневный порядок

Комбинированный

Распределение времени и повседневный порядок




43

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих



Комбинированный

Сохранение и укрепление здоровья –важный фактор для военнослужащего

О ЗОЖ, правилах оказания ПМП при неотложных состояниях

использовать приобретенные знания




Тема 12. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда (3 часа)

44

Суточный наряд. Общие положения

Комбинированный

Обязанности лиц суточного наряда, караула части, патруля и их права по отношению к другим военнослужащим

Устав внутренней службы ВС РФ

назначение и состав суточного наряда

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы






45

Обязанности дежурного по роте

Комбинированный

Обязанности дежурного по роте

Устав внутренней службы ВС РФ, обязанности дежурного по роте

Опрос


46

Обязанности дневального по роте

Комбинированный

Обязанности дежурного по роте

Устав внутренней службы ВС РФ, обязанности дневального по роте

Опрос



Тема 13. Организация караульной службы (3часа)

47

Организация караульной службы. Общие положения

Комбинированный

Несение караульной службы-выполнение боевой задачи, состав караула. Пост и его оборудование

о караульной службе. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ

Оценивать

уровень своей подготовленности к военной службе; использовать приобретенные знания для разви тия в себе качеств, необхо димых для военной службы

Опрос



48

Часовой и его неприкосновенность

Комбинированный

Часовой и его неприкосновенность

о караульной службе. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ

Опрос



49

Обязанности часового

Комбинированный

Обязанности часового

о караульной службе. Устав гарнизонной и караульной служб

Опрос




Тема 14. Строевая подготовка (6 часов, в т.ч. практ- 5)

50


Строи и управление ими

Комбинированный

Строи и управление ими

Строевой Устав. Проявлять дисциплинированность и внимание

Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических

качеств, необходимых для военной

службы

Владеть навыками осуществления осознанного

самоопределения по отношению к военной

службе

Опрос



51

Строевые приёмы и движение без оружия

Практическое занятие №3

Строевые приёмы и движение без оружия

Строевой Устав. Выполнять движения согласно Уставу

Выполн практ приемов



52

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

Практическое занятие №4

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

Строевой Устав. Выполнять движения согласно Уставу

Выполн практ приемов



53

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

Практическое занятие №5

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

Строевой Устав. Выполнять движения согласно Уставу

Выполн практ приемов



54

Строи отделения, развернутый строй, походный строй

Практическое занятие №6

Строи отделения, развернутый строй, походный строй

Строевой Устав. Выполнять движения согласно Уставу

Опрос



55

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

Практическое занятие №7

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

Строевой Устав. Выполнять движения согласно Уставу

Выполн практ приемов



Тема 15. Огневая подготовка (2 часа, в т.ч. практ -1)

56

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова

Комбинированный урок

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Явление выстрела. Отдача оружия и угол полёта

устройство автомата

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Опрос





57

Порядок неполной разборки –сборки автомата Калашникова

Практическое занятие №8







Порядок неполной разборки –сборки автомата Калашникова

устройство автомата. Уметь разбирать и собирать автомат

Выполнение норма тива



Тема 16. Тактическая подготовка (4 часа, в т.ч практ -1)

58

Современный бой

Комбинирован урок

Современный бой. Основные виды боя.

Знать виды боя, обязанности солдат в бою

Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических

качеств, необходимых для военной

службы




Опрос



59-60

Обязанности солдата в бою

Комбинированный урок

Обязанности солдата в бою. Передвижение солдата в бою

Опрос



61

Обязанности солдата в бою

Пракическое занятие №9

Передвижение солдата в бою

Контроль выполнения движений



Тема 17. Радиационная, химическая и биологическая защита (3 часа, в т.ч практ -1)

62-63

Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения


Комбинированный


Выполнение нормативов по одеванию ОЗК и ГП

О СИЗ, о радиационном, химическом и биологическом заражения. Знать приёмы и методы защиты от различных видов заражений

Использовать полученные знания в условиях ЧС

Контроль выполн практ действий



64


Практическая работа №10

Тема 17. Физическая подготовка. (4часа, в т.ч.практ -4)

65-68

Физическая подготовка

Практическая работа

№11,12,13,14

Выполнение нормативов по физической подготовке

Знать и выполнять нормативы по физической подготовке

развивать в себе духовные и физические качества, необ -ходимые для военной службы

Контроль выполнения нормативов



Всего – 68 часов, в т.ч. практических -14 ч.















Литература


  • Основы безопасности жизнедеятельности: Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / А. Т. Смирнов, Б.О.Хренников. – М: Просвещение, 2013

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. -М., Астрель-АСТ

  • Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. -М., Просвещение

  • Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В -М., Просвещение, 2008

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004

  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004

  • Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации

  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, - М., Дрофа, 2007

  • Конституция РФ

  • Концепция национальной безопасности РФ до 2020 года

  • Федеральные законы РФ:

« О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

«О противодействии терроризму» 

« О воинской обязанности и военной службе»

«Об обороне»











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!