СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьюторская позиция педагога в работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье делюсь опытом, как помочь ребенку с ОВЗ социализироваться, почувствовать себя нужным, самостоятельным. 

Просмотр содержимого документа
«Тьюторская позиция педагога в работе с детьми с ОВЗ»

М.В.Петрова

МАОУ СОШ №8 им.Ц.Л.Куникова,

г.Геленджик

Тьюторская позиция педагога в работе с детьми с ОВЗ


Аннотация.

В статье описывается опыт тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, наставник, взаимодействие, интеграция, наблюдение, интерес, тьюторская позиция.


С каждым годом в дошкольных учреждениях и школах растет количество детей с задержкой и отклонением в развитии, с различными нарушениями здоровья. Согласно законодательству для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школах создаются специальные условия для получения образования. Дети с ОВЗ учатся в общеобразовательных классах, и задача учителя, как наставника, помочь им успешно интегрироваться в образовательную и социальную среду школы, лучше адаптироваться к жизни. А тьюторская позиция учителя выявляет и развивает образовательные интересы ребенка, организует поиск образовательных ресурсов для создания индивидуального образовательного маршрута.

В МАОУ СОШ №8 пять лет назад был открыт класс для детей с тяжелым нарушением речи, и первым учителем этих детей стала я. Свою работу по адаптации к школе будущих первоклассников начала в августе со знакомства с родителями и детьми, с заключением ПМПК.

Для всех детей в классе было характерно тяжелое нарушение речи. К примеру, двоих детей нельзя было понять, когда они говорили: мальчик «заговорил» в 6 лет, а девочка скиталась с цыганами, пока мать не лишили прав и ребенка отдали в новую семью отца. Еще один мальчик просто молчал, т. к. за него все говорил папа. А другой ребенок, довольно общительный, в течение всего урока издавал звуки, похожие на вой волка, т. к. не понимал, что от него требуют. У детей было отклонение в эмоционально-волевой сфере. Были неуверенные, агрессивные или, наоборот, обидчивые. У детей отсутствовала мотивация к обучению, не было постоянных интересов, они испытывали трудности в общении с окружающими их людьми, а объем знаний об окружающем мире не соответствовал возрасту. Поэтому мне надо было оценить положительные и негативные стороны поведения и деятельности обучающихся. Для этого изучила индивидуальную информацию о детях: возраст, сведения о семье, уровень развития ребенка, посещали они детский сад или получили только домашнее воспитание.

Исходя из индивидуальных особенностей детей, начала работу с каждым по формированию личностной мотивации к обучению и успешному вхождению его в школьный коллектив.

Хочу остановиться на моментах работы, которые помогли включению ребенка в коммуникативное пространство.

Первое - это работа с родителями, что было самым трудным для меня. Необходимо было объяснить родителям, что элементарные действия по самообслуживанию ребята должны выполнять сами, ведь большинство родных считало, что дети еще маленькие и им трудно себя обслуживать. Некоторым родителям проще было сделать все за ребенка самим, чем ждать, пока он справиться с работой или заданием. Здесь важно было дать почувствовать родителям, что учитель, как наставник, заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат. Не со всеми родителями это удалось сразу. Например, родителей Ромы мне удалось в этом убедить только в третьем классе.

Следующая важная часть моей работы - привлечение более «подготовленного» одноклассника для оказания помощи менее самостоятельному. Перед детьми ставила практические задачи, показывала способ их решения и добивалась правильного выполнения: завязать шнурки, застегнуть пуговицы, поправить воротничок на рубашке у зеркала, надеть правильно шапку, даже просто поднять стул перед уходом домой. Ведь и это для некоторых детей было большой проблемой. Моя задача, как наставника, была показать, КАК делать, а не делать ЗА ребенка.

Затем мне надо было научить ребенка самостоятельно обращаться за помощью к однокласснику. Если у него не получалось застегнуть пуговицу, то он мог уже обратиться за помощью к соседу по парте. В первое время приходилось показывать и объяснять, как и когда надо обращаться за помощью к соседу по парте. Этот прием отнимал много времени на перемене, но дал хороший результат. Позже обязательно создавала условия для применения полученных навыков в жизни: навести порядок в классе, налить чай в столовой и т.д.

За короткий срок в адаптационный период мне удалось, как утверждал психолог, работавший с моим классом, добиться снижения тревожности учеников, научить их общаться, просить помощи и помогать. После этого можно было больше внимания и времени уделить взаимодействию с ребенком в ходе обучения.

Наблюдение за детьми на уроках и перемене помогло мне определить уровень их способностей и личные интересы. Во время перемены дети с ОВЗ находились в классе, т. к. известно, что не только 8 школа переполнена, и детям было мало места в коридоре для отдыха. Поэтому, по моему предложению, родителями в класс были закуплены или принесены из дома развивающие настольные игры, кубики-лего, организован стол для рисования и стол для игры в шашки.

Когда мною был зафиксирован интерес ребенка, начиналась работа над созданием условий для развития этого интереса. Например, у Вали и Насти хорошо получалось сначала раскрасить рисунки, а затем девочки с удовольствием стали по моей просьбе делать иллюстрации к книгам, рисовать открытки. В разговоре с родителями предложила отправить детей в художественный кружок, который рядом со школой в центре «Дерево жизни». Родители Насти прислушались ко мне. В результате Настя стала победителем муниципального этапа краевого конкурса «Портрет учителя». Девочки по-прежнему увлекаются рисованием.

Леон и Кирилл, у которых были большие проблемы и с координацией, и с речью, заинтересовались сначала игрой в шашки, а затем в шахматы. Эта игра их сдружила. Мальчики стали пользоваться уважением в классе и даже учить одноклассников игре. Родители Леона поддержали интерес сына и, по моему совету, папа привел мальчика в шахматный кружок в «Дереве жизни». Во втором классе Леон представлял школу на городских соревнованиях. С Кириллом оказалось сложнее, т. к. мама не помогла организовать внешкольные занятия, но у мальчика получилось заинтересовать весь класс игрой в шахматы. Ребята слушали его как тренера, и в классе стало уже три шахматных доски.

Сложно было и с Ромой. Он весь первый класс ничего не делал на уроках, а тихонько или во весь голос завывал. Дети привыкли к его поведению и внимания не обращали. Родители жалели Романа, считали маленьким, поэтому помощниками мне они не были. Во втором классе на день рождения один из одноклассников принес угощение - домашние пирожные. Рома проявил интерес к ним, т. к. подобные пирожные он делал с бабушкой. Поэтому у меня возникла идея поработать с этим интересом ребенка. Это могло стать возможностью изменить и отношение одноклассников к Роме, потому что они к нему относились как к очень несамостоятельному и маленькому: готовили его к уроку, показывали, где писать (ставили точку на доске и в тетради), помогали одеваться. Рома стал приносить из дома угощение, которое приготовил сам, сниматься в видеороликах, в которых показывал, как приготовить пельмени или рассказывал о национальных блюдах. Эти ролики выложены на странице нашей школы. А в этом году мы с логопедом и психологом не знаем, куда деться от его рецептов. Рома записывает их, приносит нам, а затем интересуется, как у нас получилось использовать его рецепт. На «Выпускном утреннике» начальной школы он сказал, что будет поваром.

Такие взаимоотношения с детьми позволили развиться их интересам и даже раскрыться их талантам. Дети с ТНР теперь чувствуют себя комфортно в классе, научились адекватно оценивать свои возможности и возможности своих товарищей, коллективно играть, работать и не боятся учиться.


Список использованной литературы

1. Белан Н.В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ / Н.В. Белан // Официальный сайт ООО «Инфоурок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/tyutorskoe-soprovozhdenie-detey-s-ovz-2926991.html

2.Карпенкова И.В., Самсонова Е.В., Алехина С.В., Кутепова Е.Н.; под ред. Е.В. Самсоновой. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / – М.: МГПП, 2017. – 173 с.


Информация об авторе

Петрова Марина Валериевна - учитель начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 имени Ц.Л.Куникова муниципального образования город-курорт Геленджик, мкр.Северный, 55, e-mail: [email protected]