Письменные приемы умножения.
Умножение многозначного числа на однозначное.
Цели: познакомить с приемом умножения многозначного числа на однозначное; учить выполнять умножение именованного числа на однозначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение многозначного числа и значения величины на однозначное число; выполнять анализ (выделение признаков); выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
1. Выражать в речи свои мысли и действия;
2.Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
3. совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);
Познавательные:
1. Устанавливать аналогии ;
2. Выполнять учебные действия материализованной, громко речевой и умственной форме.
Регулятивные:
1. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
2.Выполнять действие по образцу и заданному правилу;
3. Формировать умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные:
1. Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения частной задачи;
2.Преодолевать возникающие затруднения, осознавать ответственность за себя,
Ход урока
Организационный момент. Мотивация.
Сказать про гостей, пожелать хорошего настроения
Актуализация знаний.
Индивидуальная работа по карточкам
Вычисли: (Казеннова )
1 ч – 19 мин =
6 кг 600 г + 14 кг 70 г =
8 ч – 3 ч 10 мин =
40 ц 40кг + 3т 50 кг =
Вычисли, выполнив запись столбиком. ( Перетягин)
264х3 123х7 225х4 206х4
Фронтальная работа
Ответьте на вопросы, пользуясь таблицей. (Таблицу вывести на экран. На всякий случай распечатать)
Злаки | Пшеница | Рожь | Гречиха | Овес |
Сдано на завод | 450 кг | 720 кг | 180 кг | 400 кг |
А) На сколько килограммов пшеницы сдано меньше, чем ржи?
(на 270 кг)
Б) Во сколько раз гречихи сдано меньше, чем ржи?
(в 4 раза)
В) Сколько всего килограммов злаков сдано? Как удобнее вычислить?
(1750 кг)
Г) Войдут ли рожь и гречиха в 6 мешков вместимостью 150 кг? (войдут.) (720+180)=900, 900 : 6 =150
Д) Чего собрали больше – пшеницы и овса вместе или ржи и гречихи? На сколько килограммов?
(пшеницы и овса, на 50 кг)
- карточки распечатать на доску на магниты. Разделите единицы измерения на группы: килограмм, километр, тонна, центнер, грамм, дециметр, дюйм. (Единицы длины: километр, дециметр, дюйм; единицы массы: килограмм, тонна, центнер, грамм.) (Что такое дюйм? Пусть найдут сами дома чему равен дюйм).
Дюйм – это единица измерения расстояния. Исторически – ширина большого пальца руки взрослого мужчины. В настоящее время под дюймом подразумевают используемый в США английский дюйм, равный 2,54 см.
Для чего мы выполняли эти задания?
Самоопределение к деятельности
Математический диктант
- запишите числа в столбик.
(Лёша работает на откидной доске)
63 миллиона 22 тысячи 987 63.022.987
430 единиц I класса, 30 единиц II класса 30.430
96 миллионов 145 тысяч 32 96. 145.032
673 миллиона 765 673.000.765.
Проверка по эталону на слайде, самооценка - шкала
- увеличьте каждое число на 1 единицу. Устно.
- уменьшите на два десятка.
- увеличьте первое число в 4 раза. Как это сделать? (умножить число на 4). Встречались ли мы с таким умножением? (не решаем!!! Решаем позже!!!)
- сформулируйте цель урока (познакомиться с приемом умножения многозначного числа на однозначное или научиться умножать многозначное число на однозначное).
IV. Работа по теме урока.
- Чем будет отличаться умножение многозначного числа на однозначное от изученных случаев? (больше цифр нужно умножить.)
- Для чего нам нужно научиться это делать?
- Поработайте в группах. Составьте алгоритм умножения многозначного числа на однозначное (работают в группах, высказывают предположения про алгоритм, получают карточки с алгоритмом)
Пишу …
Умножаю единицы: |
Умножаю десятки: |
Умножаю сотни: |
Умножаю единицы тысяч: |
Умножаю десятки тысяч: |
Умножаю сотни тысяч: |
Умножаю единицы миллионов: |
Умножаю десятки миллионов: |
Читаю ответ: |
Учащиеся в группе объясняют, как выполнить умножение
63.022.987 на 4=252.091.948. (листы с решением на доску). Проверка. Самооценка. Кому понравилось умножать многозначное число на однозначное? Кому было трудно? Помогает ли это задание в достижении поставленной цели?
Работа по учебнику с.77.
Рассмотрим, как нужно умножать величины. (Это можно не говорить, потом в алгоритме выведут: представить смешанную величину в более мелких единицах измерения, умножить как обычное число и приписать единицы измерения.)
Составим алгоритм.
Алгоритм умножения величин
- заменяем крупные единицы мелкими.
- выполняем умножение чисел.
- заменяем мелкие единицы крупными.
С похожим алгоритмом где мы встречались? (при сложении величин мы тоже заменяли величины).
Решаем с комментированием у доски 3215 х 4
6 км 268 м х 5
??? №333 НА ЦВЕТНЫХ ЛИСТАХ ЕГО РАСПЕЧАТАТЬ И ПРЕДЛОЖИТЬ кто еще не уверен в своих силах – то решают выражения на карточке синего цвета, кто уверен – на карточке зеленого цвета.
Синий цвет:
Выполни умножение в столбик, используя, когда это удобно, перестановку множителей.
5124 х 2 6 х 274 23452 х 7
Зеленый цвет:
9 х 56492 2 км 425 м х 8 18 ц 02 кг х 4
Я хожу проверяю
5124 х 2 = 10248
6 х 274= 1644
23452 х 7 = 164164
Зеленый цвет:
9 х 56492= 508428
2 км 425 м х 8=19400 м= 19 км 400 м
18 ц 02 кг х 4= 7208 кг = 72 ц 08 кг
Проверка. Самооценка.
№334 Учащиеся заполняют схематический чертеж и решают задачу в парах. (Вместе чертеж. )
В куске 40 м полотна. От него отрезали полотна на 6 детских простыней, по 1 м 80 см на каждую, и на наволочки 10 м 20 см. Сколько метров полотна осталось?
Кто первый решит – оформляет решение на доске.
1 м 80 см х 6 10м 20см ?
х__________________х_______________х_________________________х
40 м
1сп. 40м – (10м 20см + 1м 80см х6) = 4000см – (1020 см + 180 см х6) =
4000см – (1020 см + 1080 см) = 1900см = 19 м
2сп. 40м – 10м 20см – 1м 80см х 6 = 4000 см – 1020см – 180 см х 6 = 4000 см – 1020см – 1080 см = 1900 см = 19 м
Ответ: осталось 19 метров полотна.
Проверка. Самооценка.
Физкультминутка.
Поднимаем руки все – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Закрепление изученного материала.
№ 336 (по времени)
Прочитайте задачу.
Как лучше оформит краткую запись? (в таблице)
Назовите главные слова в таблице. (скорость, время, расстояние.)
Какую операцию нужно выполнить перед решением задачи? (перевести 1 ч в минуты)
На листах с готовыми таблицами начинают их заполнение в группах.
Скорость | Время | Расстояние |
? одинаковая | 5 мин | 500 м |
1 ч | ? км |
Вывешивают решение на доску. Проверка. Самооценка.
1ч = 60 мин
500 : 5 х 60 = 6000 (м)
6000 м = 6 км
Рефлексия
Самостоятельно решить примеры на карточках, проверить по эталону, оценить свою работу.
2816 х 5 14080
8 км 356 м х 2 16712 м = 16 км 356 м
2 т 273 кг х 9 20457 м = 20 т 273 кг
Подведение итогов урока
Чему вы научились сегодня на уроке?
Достигли поставленной цели?
Кто доволен своей работой на уроке?
У кого остались затруднения? Как их устранить? (Вернемся к тем заданиям, где были трудности и постараемся справиться с ними.)
Что понравилось?
Что не понравилось?
Оценки за урок.
Д.З. найти, что такое дюйм