Просмотр содержимого документа
«Урок 1 ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Урок 1
Изображение фигуры человека в истории искусства
Тип урока | Изучение новых знаний |
Цели урока | Создать условия для формирования представлений учащихся об изображении человека в графике, живописи, скульптуре; способствовать расширению знаний учащихся о пропорциях и строении фигуры человека; развивать интерес к изображению человека в истории разных эпох, современном мире |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: классифицировать по характерным особенностям изображения человека в искусстве стран Древнего мира; сравнивать объекты по заданным критериям; делать зарисовки человека с характерными особенностями, присущими различным древним культурам. Получат возможность научиться приемам изображения фигуры человека | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока (нравственные ценности человека через характерные особенности искусства стран Древнего мира); самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека – выражение особенностей духовной культуры эпохи). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?) |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, аналитический, исследовательский. Формы: фронтальная, индивидуальная и групповая |
Образовательные ресурсы | Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru |
Окончание табл.
Оборудование | Полотно обоев, ножницы, клей, цветная бумага |
Наглядно- демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация «Образ человека в культурах Древнего Востока». Фрагменты фризовых изображений, античные изображения фигуры человека в росписи ваз. Рельеф «Зодчий Хесира», скульптура Мирона «Дискобол». Гравюра Дюрера «Адам и Ева» |
Основные понятия и термины | Пропорции, канон, модуль |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие ком-поненты, задания и упраж- нения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зациисовзаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Про- межу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Орга-низаци-онный момент | Эмоциональная, психоло- гическая и мотива-ционная подготовка уча- | Мы – источник веселья и скорби рудник. Мы – вместилище скверны и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир, – многолик. Он ничтожен – и он же безмерно велик! Омар Хайям – Эти несколько строк Омара Хайяма вместили в себя всю сущность человеческого образа в поэтическом отображении. | Слушают и обсуждают тему урока, цели, пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Регулятивные: самостоятельноформулируютцелиурока после предварительногообсуждения. Личностные: стремятся хорошо учиться; осознают | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| щихся к усвоению изу- чаемого материала. Рас-сказ с элементами беседы | – А вот перед вами рельеф «Зодчий Хесира». Нас привлекает внешний образ могучего созидателя и тут же вспоминаются слова «и он же безмерно велик». Взглянув на скульптуру «Дискобол», мы понимаем, что человек «многолик». Изобразительное искусство представляет нам красоту и совершенство идеального тела человека, но возникает вопрос: возможна ли эта красота без духовной культуры? Я предлагаю вам сегодня узнать, как пытались ответить на этот вопрос художники и скульпторы Древнего Востока | | | свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?); правильно идентифицируют себя с позицией школьника | |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | – Исторически прогрессивное значение искусства Древнего Востока и в особенности Древнего Египта заключено в том, что центральное место занял образ человека. И хотя этот образ очень часто был связан с прославлением деспота или с преклонением перед мифическими существами и имел целью внушать чувство страха и повиновения, все же в произведениях древневосточного искусства уже нашло выражение представления о значительности и величии человека, отразились существенные черты реальной жизни и народные мифы о Вселенной. – Тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека. | Сопоставляют, сравнивают изображения различных древних культур. Раскладывают предложенные фигурки в соответствии с их особенностями по разным странам. | Фронтальная работа. | Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Сравнивают и классифицируют по заданным основаниям (изображения человека различных древних культур). | Устные ответы. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Долгое время отдельные части тела человека служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Еще в Древнем Египте за единицу измерения тела принимали длину стопы, в более поздние времена – длину среднего пальца руки. В соответствии с эстетическим каноном греческого скульптора Поликлета, единицей измерения тела служила голова; длина тела должна быть равной восьми размерам головы. Эстетический идеал – высший критерий эстетической оценки, который объективно создается на протяжении времени теми или иными народами. – Посмотрим, какими эти идеалы представлялись в древних культурах Египта, Ассирии, Индии и в вазописи Древней Греции. Презентация «Образ человека в культурах Древнего Востока». Слайды 2–18. – Мы узнали о характерных особенностях изображения человека в искусстве стран Древнего мира. – Перед вами рисунки, изображающие человека с особенностями, характерными для разных древних культур. Разложите фигурки в соответствии со странами Древнего мира. – Период расцвета города-государства в Древней Греции был периодом развития художественных ремесел различных видов прикладного и декоративного искусства. Ведущее место среди них продолжала | Знакомятся с особенностями изображения человеческой фигуры в Древнегреческой вазописи, смотрят презентацию. Работают с рисунками. Слушают учителя. | Груп- повая работа | Личностные:выражают осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни | Практическая работа |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | сохранять керамика, украшенная высокохудожест-венной росписью. Произведения греческого искус-ства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека. Не случайно Софокл, великий творец трагедий, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет». – В VI в. до н. э. в искусстве Греции появляется изображение человека на вазах. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Презентация «Образ человека в культурах Древнего Востока». Слайды 19–23 | Знакомятся с новой информацией, смотрят презен- тацию | | | |
III. Творческая практическая деятельность | Аналитический | – Чтобы изобразить идеальную фигуру человека, необходимо знать его пропорции. Художники с древних времен пытались вычислить идеальные пропорции. Гравюра Дюрера «Адам и Ева» родилась в результате решения пропорций фигуры человека по трактату Витрувия, в котором голова составляет 1/8 высоты фигуры. Дюрер использовал не один, а три канона пропорций. В зависимости от характера изображаемого – 1/9, 1/8, 1/7. – Художникам требовался не абсолютный канон красоты, а система относительных пропорций, которая | Слушают учителя. Знакомятся с новой информацией. Дети изображают фигуру чело- | Фронтальная работа. | Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о пропорциях человека. | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | позволяла бы сохранять гармоничные отношения частей, увеличивая или уменьшая композицию. Тогда, наверное, и была создана главная идея искусства пропорционирования: не вычислять, а создавать впечатление гармонии. – В настоящее время происходит изменение пропорций человека. Если в начале XX в. средней считалась мера в семь голов, то сейчас принята мера в 8 голов, при маленьком росте она соответствует 7,5. В настоящее время у высоких людей стали встречаться пропорции 1/9 и 1/10. – Мы выбираем канон – 1/8. В соответствии с этим каноном построим фигуру человека, модуль построения – голова. (См. Ресурсный материал к уроку.) Полюбуемся на вазы Древней Греции и попробуем изобразить одного из героев (единый масштаб) | века в соответствии с планом пропорциональных правил. Работают само-стоятельно по плану. Рисуют фигуру человека | Индивидуальная работа | Регулятивные: работают по плану, сверяясь с целью | Рисунок |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Заключительный этап – коллек-тивная работа. Беседа – обмен мнениями | – Ребята, создание фриза характерно для искусства Древнего Востока. Я предлагаю вам прикрепить свои фигурки к ленте и изобразить праздничное шествие. – Расскажите, что в полученных знаниях вас заинтересовало больше всего? – Что в создании фигуры человека показалось самым трудным? – Все ли фигуры людей идеальны? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоцио-нальное состояние на уроке. Прикрепляют фигуры к ленте, создавая фриз. Обмениваются | Коллективная работа | Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге. Личностные:понимают значение зна- | Оценивание работы учащихся |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Чтобы изобразить обычного человека, надо ли знать идеальные пропорции человека? | мнениями о проделанной работе | | ний для человека и принимают его | |
Ресурсный материал к уроку
План изображения фигуры человека:
1. Изображаем вертикальную линию и делим ее на 8 равных частей (если трудно разделить на равные части, возьмем полоску бумаги, свернем ее пополам и еще 2 раза пополам).
2. Одну часть заполняем овалом (голова – модуль).
3. Помните: фигура человека симметрична.
4. Ширина плеч равна двум высотам головы.
5. Бедра равны ширине грудной клетки.
6. Длина рук с кистью – три высоты головы. Длина руки с кистью равна трем высотам головы. Общая длина вытянутых рук плюс ширина плеч равна: 3 + 3 + 2 = 8 голов, то есть равна росту человека.
7.Локотьсогнутойрукивнижнемположениинаходитсянауровнепупка,вверхнем – на уровне макушки головы.
8. Высота головы равна длине ступни и длине предплечья.
9. Длина кисти равна лицевой части.
10. Окружность талии в 2 раза больше окружности шеи.
11. Грудная клетка занимает три высоты головы.
12. Длина ног – четыре части головы.